Обзор игры Faces of War. Люди и ресурсы

В печатных изданиях игра рекламируется большим скриншотом, включающим несколько игровых экранов одного сражения. Пунктиром помечены ключевые события, на примере которых издатель демонстрирует основные возможности и особенности геймлея. Это тот редкий случай, когда реклама очень наглядно и удачно подчеркивает сильные стороны проекта. В реальности игра так же хороша, как на этом единственном скриншоте, где все разложено по полочкам.

Вымысел и реальность

Приятно, когда проект создан грамотно, с учетом ошибок конкурентов, от начала и до самого конца. А в начале у нас сразу несколько тренировочных заданий, на протяжении которых наставники обучают игрока принципам ведения боя стрелковым оружием, владению гранатами, минами и взрывчаткой, премудростям сражения с использованием укрытий и укреплений. А еще здесь инструктируют, как использовать технику, управлять танком, снабжать его боеприпасами и топливом, ремонтировать повреждения. Ведь игра предполагает не только одиночные пешеходные миссии, но и большие сражения с штурмом вражеских позиций силами солдат и техники.

Помимо полезных тренировочных миссий на выбор сетевая и одиночная игры, причем последняя состоит из четырех кампаний различных уровней сложности и десятка отдельных карт. Редактор уровней на дисках, к сожалению, не обнаружился, но хочется верить в его скорое появление. Игра так и просится в умелые руки картоделов.

Кампании (СССР, Германия, США, Англия) построены по принципу общего сюжета, который развивается от уровня к уровню и рассказывает какую-то из историй Второй мировой войны глазами одной из сторон-участниц. Миссии достаточно разноплановые и интересные. Предупреждаю сразу, далеко не всегда речь идет об исторически верных событиях. Авторы довольно причудливо переплетают факты и вымысел, заручившись поддержкой известного писателя-фантаста Александра Зорича, который приложил руку и к сюжету, и ко всем внутриигровым диалогам и текстам.

В отличие от вымышленного сюжета оружие, техника и тактические особенности игры стремятся к реализму. Разумному реализму в рамках игры. Ситуация с реализмом во многом напоминает историю с Блицкригом. Правды здесь именно столько, сколько требуется для того, чтобы играть было интересно. Причем играть в режиме реального времени, что для тактики высший пилотаж. При всем уважении к Silent Storm нельзя не признать, что реальное время добавляет тактической игре динамику сражения, благодаря которой игра принимает совсем другой вид. Но при этом не превращается в RTS, в полной мере сохраняя тактические прелести.

К бою

Пара солдат советских солдат занимает позицию в полуразрушенном доме и, укрываясь за каменными стенами в самом центре небольшой деревни, с легкостью отбивает атаки превосходящих сил противника. Немецкая пехота гибнет буквально на глазах до тех пор, пока на фланге не возникает спешащий на выручку Тигр, одним точным выстрелом разрушающий казалось бы надежное укрытие. Впрочем, и против тяжелой техники противника найдутся эффективные средства. Союзная артиллерия, танки, наконец, отважный боец с противотанковым ружьем или гранатой и храбростью самоубийцы. Вообще, очень приятно, что авторы уделили большое внимание пехоте, про которую обычно забывают, занижая ее достоинства на поле брани.

Без солдат в этой игре делать нечего. Пехота выдается поштучно и ценится высоко. Главное правильно ею распоряжаться и не подставлять под пули пулеметов и бронемашин. Здесь нет характерных для RTS заводов по производству пушечного мяса, посему каждый юнит на вес золота. Проблема номер два – боеприпасы, которые заканчиваются с пугающей быстротой. Складские помещения встречаются довольно редко, поэтому трупы врагов обыскиваются с высокой тщательностью. Только так можно поддерживать боеспособность отряда на должном уровне.

Пехота в силах не только использовать стены и заборы в качестве укрытия, а также уничтожать одной гранатой грозные в открытом бою танки. Есть у нее и такая полезная функция, как способность управлять техникой. Скажем, танк в идеале требует экипажа из четырех человек – командир, водитель, наводчик, стрелок. Немецкие мотоциклы и русские бронемашины вмещают дуэты – водитель, стрелок. Техника, как и пехота, нуждается в боеприпасах, которые способны доставить только живые люди. Также не обойтись без простого рядового солдата при повреждениях. Другое дело, что уничтоженное колесо на пустом месте не заменить, поэтому серьезно поврежденный автомобиль придется оставить и поискать ему замену. Захват вражеской техники поощряется и приветствуется.

Верчу-кручу

Учитывая, что события развиваются в реальном времени, а под командованием находится сразу несколько юнитов, игроку доверили настройки поведения боевого расчета. Можно взять приглянувшийся танк под полный контроль, управляя им на манер аркады, а можно просто задать стратегию поведения и наблюдать за маневрами с высоты птичьего полета. В разных ситуациях эффективными могут становиться оба метода. Ведь за всеми в любом случае не усмотреть.

Движок игры выгодно отличается от всех своих предшественников трехмерным изображением и тщательным подходом к детализации. Здесь вам и реалистичные тени от живых деревьев, и система точечного повреждения, и честный учет рельефа местности. А какие тут взрывы! Нельзя не отметить приличное качество моделей, удачные текстуры и детальную анимацию даже самого простого пехотинца. Игра готова похвастаться полной разрушаемостью объектов. Танки с легкостью валят гусеницами березы, взрывают машины противника, оставляя за собой воронки, безжалостно давят пехоту и на полном ходу врезаются в здания, которые вполне реалистично рушатся. Картинка при этом на высшем уровне. Что в статике, что в динамике.

Формально камера умеет вращаться, менять угол наклона и масштаб изображения. На практике полноценно реализовано только вращение, когда можно работать на все 360 градусов. А вот масштаб и угол наклона изменяются в столь зажатых диапазонах, что разницы почти не ощущается. Пожалуй, только это обстоятельство и высокие системные требования могут вызвать серьезные претензии к технической стороне вопроса.

Звуковое оформление также не подкачало, правда, озвучены почему-то не все тексты. Зато звуки сражения оставляют очень приятное впечатление. Как и поведение искусственного интеллекта. Враги используют все доступные игроку средства – ориентируются на слух, укрываются за стенами и в траншеях, нападают группами, обходят с флангов, забрасывают огневые точки гранатами. Любая ошибка игрока моментально и безжалостно наказывается AI.

Почетная грамота

До сего момента у нас было две игры подобного толка. Блицкриг и Противостояние. Сегодня к ним добавилась новая тактика реального времени. Красиво, интересно, захватывающе, сложно и на самом деле оригинально. Похоже, у нас появился еще один достойный разработчик, способный создавать игры мирового уровня.

Плюсы:

  1. Современный движок
  2. Настоящая тактика реального времени
  3. Возможность прямого контроля юнитов
  4. Много миссий
  5. Хороший сюжет
  6. Адекватный противник
Минусы:
  1. Зажатая камера
  2. Высокие системные требования

Обзор по-настоящему качественного отечественного продукта

15 ноября 2005

К сожалению, несмотря на засилье самых разнообразных шутеров, экшенов, РПГ и тому подобного наполнения полок в магазинах компьютерных игр, мы уже достаточно давно не видели ничего оригинального в мире Real Time Strategy. Все вышедшие на данную тематику игры являлись лишь клонами, удачными и не очень, других игр с парой-тройкой незначительных нововведений и улучшений. Толпы поклонников стратегических игр, судорожно сглатывая слюну, смотрели на движок пошагового Silent Storm"a с его небывалой доселе интерактивностью, в тайне надеясь, что когда-нибудь и им выпадет честь управлять танковыми колоннами и пехотой в режиме реального времени в условиях полной интерактивности. Спустя почти год их мечты воплотились в реальность, и имя этой реальности "В тылу врага" известной за пределами СНГ и России как Soldiers: Heroes of World War II от украинской компании Best Way, творение которой имеет все основания претендовать на звание "Шедевр в своем жанре". Знать бы только в каком...

К сожалению, даже я, прошедший игру вдоль и поперек не могу точно и достоверно определить жанр этой игры. Так уж случилось, что любая игра, имеющая в своем арсенале такое явление как болтающуюся над полем действия камеру, в просторечии называемую "видом сверху" сразу же попадает в ранг стратегий-тактик и обжалованию не подлежит.
Тем не менее, никто не задумывался о более пристальном изучении игрового процесса, в котором можно найти элементы РПГ и достаточно ярко выраженные элементы… Action. Да-да, вы не ослышались, именно экшен… Но об этом немного позже.

Следует заметить, что и элемент стратегии здесь не является основополагающим, это больше все-таки тактика. Для пояснения обратимся к словарю:
Тактика - четко фиксированные в своей последовательности способы поведения, ориентированные на достижение конкретных целей, являющихся звеньями реализации стратегических целей.
Стратегия - составная часть военного искусства, охватывающая:

  • теорию и практику подготовки страны и вооруженных сил к войне
  • планирование и ведение войны и стратегических операций

Впрочем, такая неопределенность жанра ничуть не влияет на интересность игры и удовольствие, получаемое от нее. Что же там такого уникального, рассмотрим далее. Ну а по ходу рассмотрения все-таки будем относить игру к жанру RTS, не будем белой вороной.

Перед нами редкий экземпляр игровой индустрии, в котором разработчики не только выполнили все свои обещания, но и перевыполнили их, реализовав то, о чем даже не упоминалось. Обо всем по порядку.

1. Графика

Вне конкуренции, реалистичная в меру яркая картинка с динамическими тенями, отражениями и вполне честным освещением зачаровывает. Никаких спрайтов - все, включая растительность - 3D модели, если же я пропустил пару спрайтов - то это значит, что они качественно сделаны.
Обязательно надо упомянуть поистине голливудские, по размаху и качеству, спецэффекты. Это касается и отлично прорисованных взрывов, и клубов пыли от разрушенного здания и нескольких десятков горящих и дымящих частей от взорвавшегося "Хорьха" с немецким офицером. Также присутствуют такие, откровенно кинематографические сцены, как занос танка при повреждении ему гусеницы, кувыркание мотоцикла после гибели мотоциклиста и съехавший в кювет грузовик, потерявший управление из-за повреждений. Все это сочетается с отменной физикой, без которой не могло бы быть столь качественной проработки спецэффектов. Но об этом чуть позже…

Сразу же коснемся системных требований. Не буду комментировать минимальные и рекомендуемые, скажу одно - начиная от 1Ггц/256ОЗУ/32МВ видео и после определенных танцев с бубном, типа новых дров, ручной настройки графики и установки всех последних патчей, игру вполне можно заставить работать в играбельном виде. К тому же, наблюдается огромное различие в производительности при включении/выключении компрессии текстур. С включенной компрессией производительность возрастает в два раза. Для наиболее комфортной игры я бы рекомендовал что-нибудь не ниже 2Ггц/512ОЗУ/и видеокарта класса GeForceFX или RadeOn 9*** .

2. Звук и саундтрек

Вы когда-нибудь были на поле боя? Нет? Вам исключительно повезло, потому что вы не услышите всего кошмара который там царит, но вполне сможете себе представить это, поиграв во "В тылу врага". Треск падающих деревьев; звон стекол, выбитых взрывной волной; страшный крик объятого огнем танкиста, покидающего свою машину; грохот обвалившегося здания и оглушительный взрыв боеприпасов в танке - все это сделано на твердую пятерку. Саундтрек в самой игре как таковой отсутствует, но это лишь способствует игровой атмосфере и не отвлекает от боя. Нельзя не отметить великолепное оформление игровых меню и брифингов компаний. Вопли "За родину!!!" и другие смачные комментарии от пехоты очень способствуют атмосфере игры.

3. Физика, интерактивность, реализм и вообще игровой процесс

Да-да, отныне в стратегиях присутствуют и такие элементы. Что здесь выступает в роли физики? Это не студнеобразные регдолы из шутеров, а система взаимодействия объектов с окружающим миром. Все как в жизни - бронебойные снаряды пробивают заборы, стены, легкую технику, зазевавшихся солдат. Отныне чахлое дерево, 20 сантиметровый штакетник или телеграфный столб не помешают полету бронебойного снаряда - он просто пробьет препятствие и полетит дальше. От расстояния между орудием и целью зависит и пробивная способность снаряда.

С недавних пор, тяжелый танк не будет объезжать деревянный туалет типа сортир, а снесет его к чертовой матери. Притом, это касается практически всех, некрупных строений. Легкая техника типа джипов, грузовиков, мотоциклов при столкновении с чем-нибудь на большой скорости повреждается и разрушается. Время комических сцен, когда "Тигр" не мог преодолеть деревянный заборчик, прошло! Взрывом крупнокалиберного фугасного снаряда переворачивает среднюю и тяжелую технику, а отлетевшей от танка башней или другим механизмом может насмерть придавить неосторожного разведчика, глазеющего на фейерверк неподалеку от взрыва. Иногда проще разломать внушительное двухэтажное здание парой снарядов, нежели его объезжать в поисках мелькнувшего за углом пехотинца.
По части интерактивности - достаточно сказать, что практически со всеми предметами можно как-то взаимодействовать. Любой предмет - остов сгоревшего грузовика, фрагмент стена от разрушенного дома, отлетевшая массивная башня от танка- все может служить укрытием в перестрелке. Все, без исключения, мертвые тела можно обыскать и любое валяющееся оружие можно взять. Возможны даже некие ухищрения, например, снять пулемет с подбитого танка или мотоцикла, либо заменить его противотанковым ружьем. Взрывная волна тоже проработана отменно - стены рушатся, заборы, и столбы красиво падают, предметы типа оружия и камешков разлетаются по всей округе.
Что можно отнести к реализму? Во-первых, это первая нормальная система повреждения у техники без лайфбара. Да-да, лайфбар он же "количество жизни" теперь отсутствует как класс у техники. Основные узлы у танка: гусеницы, двигатель, корпус, пушка, башня. Схемы поломок могут быть самые разные, например, танк может остаться без гусениц и двигателя, но продолжать стрелять или же может пострадать лишь орудие и башня и машину можно будет отвести с поля боя на ремонт. Однако не все части восстанавливаются. Повреждение корпуса, то есть фактически всего танка в целом приводит к его остановке и блокировке механизма поворота башни. То есть, вы можете лишь стрелять в ту точку, куда повернуто орудие. Автомобилям, мотоциклам и колесной бронетехнике приходится тяжелее - потеря колеса ремонту не подлежит, а потерять его можно разными способами - от гранаты, до неудачного попадания из базуки под транспорт.

Каждая единица техники обладает боеприпасами и запасом топлива. Топливо можно переносить (перевозить) в канистрах и бочках. Также его можно слить с другой единицы техники, например с поврежденного танка. Одним из пробелов можно назвать то, что нету деления на дизельные и бензиновые танки, но судя по всему разработчики отказались от этого в угоду геймплею. К тому же, это первая, столь достоверная реализация топлива в RTS. Кстати, забыл предупредить, что хорошо заправленный танк хорошо горит…

Лайфбар остался у пехоты, но это не делает игре минуса. К тому же, у солдат тоже есть своя система повреждений. Например, меткий выстрел в голову куда быстрее остановит человека, нежели пальба по бронежилету.

Обязательно надо заметить, что отныне пехота уязвима даже в технике. В первую очередь это касается грузовиков, джипов, мотоциклов и бронетехники с открытым верхом. Смертоносная пуля, выпущенная из любого оружия, пробивает лобовое стекло кабины и убив водителя оставляет нетронутым грузовик. Снаряд, выпущенный из мощного орудия, пройдя, словно нож через масло сквозь тонкую броню уносит вместе с собой и пару жизней из числа экипажа. Горючая смесь, брошенная в область двигателя остановит танк, напрочь выведя его из строя, да еще и сожжет почти половину экипажа, если он не удосужиться вовремя покинуть горящую машину. Ну а граната, брошенная в БТР с открытым верхом, в качестве подарка сидящей там пехоте - самое обычное дело.

Что еще можно добавить - деление снарядов на фугасные и бронебойные, исторически достоверные характеристики техники, ее орудий и брони и образцы оружия тех времен очень неплохо воплощенных в плане реализма. Плюс ко всему, разделение деятельности экипажа танка - различают водителя, стрелка, заряжающего и командира. Конечно, танк может передвигаться и с одним человеком, но обзор, а также скорострельность будет нулевая. Вы сами пробовали метаться от управления к орудию? Нет? То-то же…

4. Геймплей

Фактически, про все особенности игры уже сказано выше, но есть и еще кое какое нововведение. Это режим прямого управления. Клавишей End (по умолчанию) осуществляется переход к ручному управлению солдатом или танком, где стрелочками на клавиатуре осуществляется передвижение единицы, а мышь отвечает за поворот корпуса-башни ну и естественно стрельбу. Во что может превратиться даже обычный солдат, снабженный определенным снаряжением и управляемый человеком, отлично знающим горячие клавиши - страшно и подумать.
Вообще, весь геймплей этой игры завязан на ее реализме, физике и интерактивности помноженных на великолепную графику, поэтому пересказывать содержание предыдущего пункта нет смысла.
Многим, конечно, покажется, что обилие разных команд, режимов и действий превратит игру в нудное и неинтересное сражение со зловредным управлением - могу вас заверить, что эти люди ошибаются. Всем юнитам можно выставить определенные параметры - например, ответная атака и свободное передвижение. При грамотном выставлении команд, вам не придется ничего делать сложнее кликанья мышкой. Ну и конечно, все команды имеют и графическое дублирование в интерфейсе. Конечно же, при таком наплевательском отношении резко понизиться эффективность действий, но это уже ваши проблемы.
Непонятная ситуация обстоит со сложностью игры, к сожалению, надежды на то, что в игре будет настраиваемая сложность как в демо-версии, при которой сложность выражается в количестве и качестве противостоящих вам войск не оправдались. Классический тип - сложность "увеличивает" броню, меткость и живучесть противников, ну а вашу соответственно понижает. Впрочем, 99.9% игр имеют именно такую систему, поэтому не о чем тут переживать.

5. Сюжет в представленных кампаниях

Предупреждая изумленные возгласы наподобие: "Товарищ, какой сюжет! Это же стратегия на тему WWII!!" сразу скажу, сюжет здесь есть. И не один, а целых четыре - по числу представленных стран-участников WWII в игре, равно как и числу кампаний - по одной на каждую страну. Все события, предшествующие началу миссии комментируются и разъясняются, "сюжетная линия" непредсказуема, например первую миссию кампании за СССР - "Чепель" вы начинаете с танком, броневиком и несколькими солдатами, то последнюю вы проходите лишь с тремя. Никогда не знаешь, что тебя может ждать.
В немецкой кампании вам предстоит командовать небольшой группой танков во главе с оберштурмфюрером Михаэлем Витманом, разумеется, наличие живого Витмана в игре гарантировано и вы даже можете над ним немного поглумиться, например, заставить чинить подбитый трак у его "Тигра", который на протяжении всей кампании регулярно ломается и глохнет.

5. AI, он же "Искусственный интеллект"

Конечно, не идеален. Но возможно один из самых лучших в этом жанре. Противник использует рельеф и окружающую среду для ведения боевых действий, прячется в кустах, отскакивает за стену, пригибается и залегает во время перестрелки, бросает гранаты и т.д. Единственное и очень заметное НО. При отсутствии у противника гранат, он стреляет по бронетехнике из автоматического оружия. То же самое касается и собственных войск, оставленных без присмотра.
Участнику мультиплеерных баталий может броситься в глаза и то, что противник не разворачивает корпус танка по отношению к вам, а наводит на вас лишь орудие, что в принципе является непростительной ошибкой, но не скажи я вам об этом, навряд ли вы к этому даже и присматривались бы. Поэтому, предлагаю не придираться к мелочам и продвигаться дальше.

И это все?

Пройдя игру, начинаешь осознавать, что чего-то не хватает. Мультиплеер с игрой шел лишь в виде кооператива, что уже само по себе отлично - но отсутствие других режимов вначале плохо сказалось на игре, однако спустя некоторые время вышло многопользовательское дополнение со многими режимами. Об этом попозже, отдельной частью, а пока подведем итоги синглплеерной части игры.
Отбросив предвзятое отношение, можно смело сказать, что игра фактически лишена мало-мальски серьезных недостатков. Все, что есть негативного - можно отнести к недоработкам, неточностям и т.д. Огромное количество ошибок было исправлено спустя меньше месяца после выхода игры крупным патчем, и сейчас за исключением самого "заметного" глюка с ИИ - ничего негативного в игре не найти.
Теперь попытаемся разобраться в причинах медленно растущей популярности игры. А причина здесь одна - игру не рекламировали за пару лет до выхода, не обещали хита и кучи новшеств - его, то есть хит с кучей новшеств, просто тихо сделали. Отсутствие пиара сделало свою негативную роль - об игре было известно очень мало, в отличие от, к примеру, распиаренных по самое не балуйся, Codename:Panzers, более известных конечно, но на деле оказавшихся красивой аркадой и не более. Тем не менее, ситуация постепенно исправляется, растет число одиночных и сетевых модификаций, увеличивается число фан-сайтов и кланов по игре, и с каждым днем все больше и больше сетевых игроков в GameSpy. Что же такого нового и гениального уготовил нам мультиплеер этой замечательной игры? Приступаем к описанию многопользовательского дополнения.

Как уже подмечено выше, на момент выхода полной версии игры в ней присутствовало только кооперативное прохождение. Конечно, для стратегии это ново и оригинально, и тем более очень интересно, но отсутствие возможности устроить сетевые баталии между стратегами и тактиками домашнего производства несколько удручало. Однако, разработчики сдержали свое обещание, что есть редкость в наше время, и выпустили многопользовательское дополнение да еще и распространяемое на диске в силу его большого объема - почти 200МВ.
Лично меня обещания полноценного мультиплеера вводили в какой-то грустный осадок, ну как может быть реализован мультиплеер, когда в игре отсутствует "туман войны"? Однако он был создан! С этого момента без лишнего пафоса можно сказать, что начинается новая эра в мультиплеере игр жанра RTS и им подобных. Если же добавить пафоса в речь, то "В тылу врага" это эталон в части мультиплеера в жанре тактическо-стратегических игр, который будет актуален минимум в течение одного-двух лет.

Можно сказать одно, все, о чем вы когда-либо мечтали, в данной игре есть. У вас были мечты атаковать танковые колонны немцев, сопровождающих грузовики с ценным грузом, имея в своем арсенале только пехоту? Вы мечтали о том, чтобы развернуть диверсионную деятельность в тылу врага по вычислению, обнаружению артиллерии противника и ликвидации офицеров и элитных подразделений войск? Вы мечтали о захвате определенных точек либо об их обороне? Если мечтали, то ваша мечта сбылась!

Итак, в мультиплеере нам представлено 5 режимов игры помимо кооператива, это "Бой", "Штурм", "Царь Горы", "Знамя Победы", "Конвой" с поддержкой до 16 человек, кроме кооператива. Кратко пройдемся по каждому из них.

1. Бой

Классический бой друг против друга, как с командной игрой, так и самому за себя. Целью является уничтожение противника. С игрой идет около 10 карт под этот режим, как исключительно пехотных, так и с поддержкой всех видов техники, включая артиллерию и реактивную артиллерию.

2. Штурм

В данном режиме участвует две команды, команда обороняющихся и команда нападающих. Задача нападающих, выбить защитников с указанной точки и удержать точку в течение определенного времени, указанного в настройках. Задача защитников отбивать атаки нападающих. Карты с бронетехникой отсутствуют, исключительно пехота и легкая техника, например мотоциклы.

3. Царь горы

Основная задача - захват и удержание объекта, за которое начисляются очки, основное отличие от предыдущего - это то, что команды заранее поставлены в равные условия без деления на нападающих и обороняющихся. Компоновка карт аналогичная "Штурму"

4. Знамя победы

В данном режиме командам предстоит захватить и удерживать как можно большее число точек, а еще лучше все на карте. За их удержание начисляются очки, и побеждает та команда, набравшая установленное перед стартом количество очков либо же, по окончанию лимита времени игры, команда, имеющая большее количество очков. В сражении участвуют все виды техники и пехоты.

5. Конвой

Один из самых оригинальных режимов игры. Команда конвоя должна сопроводить конвой в виде грузовика из точки "а" в точку "б" попутно отстреливая оконча тельно обнаглевших партизан. В случае ликвидации грузовика вам дают новый, для партизан имеет смысл данный грузовичок обыскать, так как там всегда много чего есть полезного. К сожалению, здесь есть серьезный логический глюк. Дело в том, что новый грузовик дают в случае уничтожения текущего, а как быть, если его захватили партизаны? В этом случае конвоирам нужно его найти и уничтожить. Хотя, для того чтобы остановить грузовик его надо испортить…. Поэтому резонно будет похватать первое, что попадется под руку, погрузить в мотоцикл и скрыться в неизвестном управлении, пока в место нападения не упало несколько реактивных снарядов от обиженного на такую наглость противника.

В арсенале партизан - пехота и легкая авто-мототехника. В арсенале конвоя - ВСЕ, включая артиллерию. Почувствуй себя партизаном….
Теперь хотелось бы остановиться на принципах сетевой игры и вообще, описания как там все происходит на поле боя. Независимо от режима (кроме кооператива) обязательно устанавливается начальный баланс и очки пехоты. Начальный баланс - эта та сумма, которая вам дана на приобретение юнитов и пехоты. Очки пехоты - это качественное значение каждого класса пехоты. Например, простой танкист с пистолетом стоит 200 пунктов + одно очко пехоты. А разведчик - 1500 единиц + 6 очков пехоты. В игре достаточно широкий выбор классов, отличающийся зрением, скоростью и навыками использования того или иного вооружения.

Есть также такие опции как докупка и возврат денег. При докупке выставляется конечный баланс. Конечный баланс, это там сумма средств, которую получит игрок за период игры, а возврат денег - это выплата "страховки" за потерянные юниты. Наличие возврата денег подталкивает игроков к уничтожению своих пострадавших юнитов… Чего только люди не сделают ради денег:)

Наличие настроек, применительно к каждому режиму - очки для победы, время игры и т.д. думаю комментировать не нужно и так все понятно.
Что по факту "мясной" игры, то количество юнитов ограничено настройками, мощностью компа и шириной канала. Вообще, мультиплеер в "ВТВ" отличает огромная гибкость настроек, позволяющая удовлетворить самые высокие требования. Нужен жесткий реализм - отключаем докупку, ставим много денег +очков пехоты, покупаем войска и вперед до последнего. Нужно мясо - тоже самое, но с включенной докупкой.

Сам геймплей мультиплеера вызывает просто бурю эмоций. Ни с чем не сравнимое ощущение, когда точно брошенная на решетку граната разносит в дребезги танк, или когда метко брошенный нож из кустов убивает офицера, заставляя перепуганного противника укрыться за танком и закидывать все близлежащие кусты гранатами.
В игре присутствует элемент stealth, причем в очень значительной форме. Если вы "партизан" по стилю игры, то должны в совершенстве овладеть этим искусством. Все юниты, открывающие стрельбу становятся заметны сквозь туман войны, исключение составляет метание ножей.
Некоторый дисбаланс в сетевую игру вносит до неприличия меткая артиллерия, точность стрельбы которой до предельного расстояния имеет погрешность плюс-минус 2-5 метров, что позволяет накрывать каждого пехотинца, мелькнувшего на карте. Нередки случаи, когда играющие перед игрой договариваются о не использовании артиллерии.
Рассуждать о плюсах мультплеера этой игры можно очень долго и практически бесконечно, поэтому можно подвести итоги.

Что мы получили, и что нас ждет?

Что можно сказать, для любителей серий Sudden-Strike, Блицкриг, Commandos - "В тылу врага" является, безусловно, лучшей игрой в части мультиплеера, а возможно и синглплеера. Имеющая место неприязнь к игре от ценителей вышеуказанных серий предусматривается исключительно вкусом либо отсутствием технической возможности играть в ВТВ. Второе не порок, ну а по поводу первого - случаи, как правило, редкие и единичные.

Потенциал у игры огромной, движок может без изменений реализовать любые исторические события, от Первой Мировой до Чеченского конфликта. Размеры карт и количество юнитов могут быть увеличены пропорционально мощности компьютеров, возрастающей с каждым днем. Лично я, вечно чего-то желающий и критикующий, не могу даже и представить что еще можно желать в жанре тактики-стратегии. Ближайшие "убийцы" игры тоже не предвидятся, по-крайней мере в течении этого года, ну а там уже будущее покажет.

На основании вышесказанного, даю установку:

1. Купить лицензионную игру.
2. Установить все патчи и исправления.
3. Играть и наслаждаться игрой.

Ибо иначе просто не может быть…
Также хочется пожелать молодой компании Best Way, полностью оправдавшей свое название, побольше творческих успехов и идей, благо, что потенциал у этих ребят виден огромный.

Загляните в наш форум "В тылу врага"!

И случается же такое!.. Летом, в самый бедный на релизы сезон, выходит игра, которая вдребезги разбивает одно из самых суровых правил: “первый блин - комом”. В случае какой-нибудь дешевой поделки можно было вспомнить про “на безрыбье и рак – рыба”, но, уж простите меня за такое сравнение, В Тылу Врага (ВТВ ) – именно рыба, да еще и какая!

Никакого секрета здесь нет. Украинские самородки, компания Best Way , заручившись поддержкой 1C Games , за очень небольшой срок сумели воплотить в жизнь свои смелые фантазии. Рецепт на первый взгляд кажется странным: в качестве основы выступает смесь Блицкриг- Sudden Strike , в которую добавляется щепотка Commandos , приправленная специями из собственных идей Best Way . Получилось настолько здорово, что вместо ожидаемых помидоров в сторону представителей Best Way полетели престижные награды от самых авторитетных западных изданий. И уже сама Codemasters , раскидав нахальных конкурентов, прибежала кланяться в ножки братьям-славянам.

На пальцах

В последнее время светлую голову вашего покорного слуги регулярно посещают мысли о целесообразности наличия графы “жанр” в “шапке”. Всякий раз, во время написания очередного обзора авторскому коллективу TechLabs , заслуженным мастерам клавиатуры, приходится ломать головы, выводя очередную формулу жанра игры. ВТВ – очередная “головоломка”. Указанное “Тактика/РТС” едва ли способно дать вам представление об игре. Ну да ладно, я отвлекся. Обо всех отличительных особенностях вы обязательно узнаете, но чуть позже.

Сюжетная линия ВТВ – пожалуй, единственная составляющая, которая не вызывает восторга. Оно понятно, нынче темой Второй Мировой никого не удивишь – сейчас в моде инопланетные захватчики и футуристические бластеры. За основу, разумеется, были взяты реальные события. Разработчики не поленились полазать по библиотечным архивам, нарыть информации о местах сражение. Не стали пренебрегать возможностью срисовать отдельные карты с реальных планов местности. Не скрою, приятно. Еще более приятно то, что создатели не стали ограничиваться сухими фактами, а дали волю воображению – вымысла в игре тоже хватает. В результате перед нами альтернативная Вторая Мировая, разделенная на четыре кампании. Кампании эти, к слову не могут похвастаться большой продолжительностью, но это без труда компенсируется разнообразием доступных там миссий. Воевать дозволено, как на стороне СССР (кампания носит гордое название “Катюша”), так за фашистскую Германию, США и Великобританию.

Немного огорчает отсутствие видеороликов, вместо которых здесь лишь показывают фрагменты игры, загнанные в wmv-формат…

“На поле танки грохотали…”

При первом взгляде на игру глаза начинаю бегать по кругу, а взгляд поочередно останавливается то на аккуратненьких домика, то на моделях военной техники, в промежутках обследуя каждый пиксель интерфейса. И это в то время, когда руки заняты поддерживанием

челюсти. Отвернитесь от экрана монитора и выпейте несколько таблеток валерьянки, пока вы не увидели игру в динамике!..

Кроме шуток, игра поражает сразу. Поражает в самом хорошем смысле этого слова. Поражает всем. Хвалебные песни в адрес моделистов и аниматоров оставим на потом, а для начала оценим масштабность подхода.

К применению доступно около сорока видов разнообразного оружия (от автоматов и пулеметов, до всевозможных гранат, мин и бутылок с зажигательной смесью) и сотня единиц боевой техники (мотоциклы, автомобили, зенитные орудия и, конечно же, танки). И все это смоделировано максимально приближенно к реальным прототипам.

Все миссии в игре можно условно разделить на две части: “обычные” и… гм… “необычные”. С первыми, надо полагать, все понятно: все в лучших традициях жанра тактической стратегии. О популярной тактике “обвести рамкой и направить в атаку”, которая зачастую подходила даже для Sudden Strike и “Блицкрига ” в случае с ВТВ придется забыть. Виной всему, как ни странно искусственный интеллект. А оный в ВТВ действительно хорош. Я готов поспорить, что даже на минимальном уровне сложности вам не удастся выиграть ни одной стычки с равной по численности армией противника, не проявляя никаких тактических уловок. Умные гады, заметив брошенную гранату, бросаются врассыпную, не пренебрегают возможностью использования любого элемента ландшафта, как укрытия, укладывают мины, прячутся внутри зданий. Впрочем, все это может делать и игрок.

В других же миссиях, тех самых, которые я обозвал “необычными”, на первый план выходят не ваши полководческие способности, а умение в нужное время и в нужном месте использовать уникальные фишки игры. Среди них можно выделить режим прямого управления юнитом (Direct Control). Переключившись в этот режим вы управляете одним юнитом, почти, как в экшене от третьего лица – за передвижение отвечают курсорные клавиши, за стрельбу – мышка. Чем хорош этот режим? Он очень удобен, когда необходимо обезвредить тяжелый вражеский танк. Зачем пытаться расстрелять гиганта в лоб? Можно просто переключиться в режим Direct Control и точным в моторный отсек заставить машину гореть. Можно повредить гусеницу, а затем, уже в обычном режиме, закидать недвижимый танк бутылками с зажигательной смесью или гранатами. Как видите, эта нетипичная для подобного рода игр возможность, которую высмеивали многие превью, пришлась в ВТВ очень кстати. Однако, есть здесь и неприятные моменты. Когда вы переключаетесь в режим прямого управления юнитом, управление остальными вашими силами переходит к ИИ. Я уже говорил, и скажу еще раз: искусственный интеллект в игре достоин самых высоких похвал, но при всей своей продвинутости он остается искусственным. Надеюсь, вы поняли, о чем я.

Однако, я еще не упомянул о главном – стремлении разработчиков стать первыми, кто максимально приблизил к реальности тактическую стратегию в реальном времени. Об игровой физике мы еще вспомним. Сейчас нас больше беспокоит вопрос с военной техникой. Вспомните, как не вовремя заканчивались снаряды у танков в Sudden Strike . Как тщательно вы следили за тем, чтобы незамеченный противник не подорвал машину поддержки. И с какой злобой вы вращали шестеренки механизма Save/Load. Разработчики ВТВ пошли дальше. И теперь у боевых машин, помимо боеприпасов, заканчивается топливо. Для игры, где нужно держать во внимании и без того очень многое, это явно излишне. А вот совсем не лишней мне показалась возможность подбирать с трупов противников оружие, патроны, аптечки.

Каждый солдат носит с собой вещмешок (в простонародье – инвентарь), где храниться все необходимые на войне вещи. Более того вес рюкзака за спиной влияет на скорость передвижения бойца. Прямо РПГ какая-то. Жаль, солдаты опыта не получают – было бы еще интереснее.

Поврежденную вражескую техники можно отремонтировать и использовать в своих целях. Но учтите, то же самое способен делать и ваш виртуальный противник.

Еще одна интересная особенность обнаружилась в сетевом режиме. Что это? Это кооператив. Вы удивлены?..

Взгляд сверху

Отдельно стоит рассказать графике и физической модели ВТВ . Графика в игре способна сразить наповал даже самого привередливого игрокритика. Качество картинки бесподобно даже при максимальном приближении камеры. На моделях боевой техники можно рассмотреть каждый болтик. Трава мнется под колесами проехавшего мотоцикла. Деревья колышутся на ветру. И на всю эту красоту регулярно выпадают осадки. Светлый солнечный день сменяет ночь и тогда игра выглядит уже совершенно по-другому. Не лучше и не хуже, а просто иначе.

Неосторожный вражеский солдат попадает в поле зрения игрока. Раздается выстрел и на его месте остается дымящаяся воронка. Взрывы гранат правдоподобно рушат здания, под обломками которых гибнут зазевавшиеся пехотинцы. На танках рвутся гусеницы. Сработавшие мины поднимают в воздух столбы пыли. Воронки, оставшиеся на ландшафте после взрывов тоже можно использовать, как укрытие. Слетевшая с танка башня может запросто упасть на мотоцикл, приведя его тем самым в состояние не пригодное для дальнейшего использования. При всем уважении к Nival -овскому Silent Storm , следует заметить, что в реальном времени подобная модель разрушений становится еще более зрелищной.

Приятно удивляет проработка всяких мелочей. Например, если пехотинец получил приказ войти в машину, он не исчезнет, подойдя к транспорту, а откроет дверь я сядет. Ну где еще вы такое видели?! Обратите внимание, на сидящих на броне танка пехотинцев. И подобных вещей в игре очень много.

Платой за все сие великолепие, как всегда, служат системные требования. Я крайне сомневаюсь, что на конфигурации, указанной в качестве минимальной, вы сможете оценить хотя бы треть графической мощи ВТВ . Не смотрите на скриншоты – они способны дать лишь посредственное представление об игре.

Вместо заключения

Теперь, с чувством выполненного долга, я могу подвести итог, который, в принципе, был легко прогнозируемым. ВТВ – хит. И с этим, я уверен, спорить никто не станет. Первый шаг в игровой мир стоил молодым украинцам из Best Way немалых усилий. Но результат превзошел все ожидания. В одном из интервью западной прессе, разработчики честно признались, что о таком развитии событий они лишь мечтали. Теперь коллекция наград ВТВ пополниться почетной девяткой от TechLabs . Остается только пожелать разработчикам дальнейших творческих успехов…

Наша оценка: 9 / 10

  • Исторически достоверное отображение всех участвующих в конфликте сторон, их уникальных особенностей, сильных и слабых сторон;
  • Воссозданы масштабные, наиболее значимые сражения Второй мировой войны, с большим количеством задействованных солдат, офицеров и бронетехники;
  • Задействованы уникальные юниты, герои, которые способны наделить окружающие войска дополнительными боевыми бонусами и навыками;
  • Широкая география событий. Игрок сможет принять участие в любом из 15 эпохальных сражений, имевших место быть от Японии до побережья Нормандии;
  • Расширенные возможности многопользовательского режима, которая позволяет принимать одновременное участие до четырех игроков, сражаясь друг с другом или с компьютерным оппонентом.

Геймплей

Все из пятнадцати представленных миссий перед геймером будут ставить примерно одинаковые задачи, выбить противника из насиженных мест и прорвать массированные оборонительные укрепления. С каждой новой миссией сложность будет расти, враг будет сражаться все яростнее, количество задействованных войск будет увеличиваться, а укрепления станут мощнее. В целом, это дополнение открывает перед нами истинную стратегическую сущность игры, отодвинув на второй план диверсионные операции и войну одиночек. Уверен, многие с большим удовольствием посмотрят на нее именно с такого ракурса и останутся довольны.

Улучшенная графика

В плане визуальных эффектов разработчикам стоит поаплодировать, так как они взяли за основу графический движок не первой свежести, ведь с момента выхода оригинальной части игры прошло немало времени, а технологии, не любят долго стоять на месте, но, даже учитывая это, дополнение являет собой настоящее чудо. Все кругом выглядит на должном уровне, все красиво и естественно, объекты интерактивны, и практически все можно разрушить, войска двигаются реалистично, а ведение боевых действий вообще находится выше всяких похвал.

  • Жанр: RTS
  • Дата выпуска: сентябрь 2006
  • Издатель: Ubisoft Entertainment
  • Разработчик: Best Way
  • Многопользовательская игра: есть

Введение

Интересно, многие помнят старую хорошую игру под именем Commandos. Эта игра, в некоторой степени, была уникальной - она позволяла посмотреть на стратегию под другим углом. В обычных RTS командование ведётся по принципу «отдаём однородные приказы толпе одинаковых военных единиц». Первые десять минут игры я думал, что передо мной «обновлённые» коммандос. Но затем я понял, что это далеко не так. Но мне уже не терпится приступить к обзору, поэтому встречаем - В тылу врага 2.

Тестовая система

Игра тестировалась на следующей конфигурации: A64 2800+, 512Mb, AGP 128Mb GF 6600GT. На разрешении 1024х768 (с максимальными настройками графики) наблюдались достаточно сильные тормоза, fps не поднимался выше 24, периодически (в зависимости от уровня) падая до 10. Для комфортной игры необходимо иметь значительно более мощную конфигурацию./p>

Игровой процесс

Тема второй мировой войны очень популярна среди стратегий. Очень много игр построено на реальных (и не очень) событиях этой войны (а сколько снято фильмов). Некоторые игры стараются максимально опираться на известные сражения, другие вносят свои коррективы. Правильно это или нет, судить не нам. Главное, чтобы игрокам понравились миссии. Разработчики «В тылу врага 2» позволили себе немного отойти от истории, зато в результате мы получили очень интересные задания.

Игроку предоставляется на выбор одна из трёх сторон - СССР, Германия и Союзники. У каждой стороны два набора миссий - в одной приходится играть за простых солдат, а в другой - за элитные войска. Всего миссий около тридцати. Учитывая время прохождения, можно смело сказать, что неделя игры по вечерам вам обеспечена.

Игра переворачивает сложившиеся устои и доказывает, что «один в поле воин». В начале каждой миссии под нашим командованием оказываются несколько солдат (от двух до десяти, в зависимости от миссии). У каждого из них личный инвентарь, поэтому вооружить их можно на своё усмотрение. Например, можно разделить роли и один будет снайпером, другой миномётчиком и т.п. А можно вооружить всех тяжёлыми пулемётами - тоже вариант.

Это вносит огромные коррективы в битву. Я, например, в очередной раз доказал себе, что снайпер - самый страшный солдат. Я несколько раз проходил миссии буквально одним солдатом (остальных мог потерять по глупым случайностям, но переигрывать не хотелось), в то время как в простой стратегии это сделать фактически нереально.

Другая, не менее важная особенность - наличие множества режимов атаки. Например, можно приказать кинуть противопехотную или противотанковую гранату в нужное место, или же произвести выстрел из снайперского оружия в заданную цель, или же вести массивный обстрел цели и т.д. Все эти функции позволяют оперативно вести сражение. Вдобавок можно разбить отряд на маленькие группы и командование будет более эффективным.

Порадовала функция «укрытия» войск. Если навести курсор рядом с чем-то, за чем можно укрыться, сразу представится возможность солдатам учесть близлежащие объекты, что бы укрыться за ними. Это избавляет от лишних манипуляций - каждый выберет себе место, и будет вести огонь из выгодной ему позиции. Лишь в редких случаях эта функция мешает, обычно она очень выручает.

Очень удивил ИИ. Персонажи ведут себя очень реально, по крайней мере, настолько, насколько это применимо к ИИ. Например, во время атаки каждый воин пытается вести огонь из удобной ему позиции. Если же враг спрятался в укрытии, то он сам догадается использовать гранаты. Правда при встрече с боевой техники они не настолько сообразительны - приходится им подсказать, что стоит использовать противотанковые гранаты.

Практически отлично в игре реализовано взаимодействие с техникой. Для нормальной работы боевой техники необходимо, чтобы экипаж был в полном составе (водитель, командир и т.п.). Нехватка людей непосредственно скажется на работоспособности боевой единицы - например, танк не сможет одновременно двигаться и вести огонь. Интересно, что система повреждений продумана до мелочей. Например, может отвалиться гусеница, а может повредиться башня и тогда танк вращать ею не сможет, сохраняя при этом возможность стрелять из неё, а может просто оторвать башню, но так сможет двигаться. Лёгкие поломки (например, ремонт порвавшейся гусеницы) поддаётся ремонту, а вот при тяжёлых повреждениях уже ничем не поможешь. И нельзя забывать, что любой транспорт помимо ухода нуждается в патронах и топливе.

Реалистичности добавляют разрушаемый мир. Разрушению поддаётся практически всё - от деревьев, до зданий. Последние рушатся не только от тяжёлой техники, но и от гранат. Очень красиво выглядят ситуации, когда взрываются нижние этажи, а в след за ними рушатся верхние. А если ещё учесть, что падающие части хоронят под собой вражеские силы, то вообще замечательно получается.

Моментов, от которых глаза не могут оторваться, в игре очень много. Я не перечислил даже половины. Остальное, надеюсь, вы увидите сами.

Графика заслуживает самых лучших слов. Первое, что бросается в глаза - отличная прорисовка. Все предметы, техника, люди прорисованы на нужном уровне. Более тщательная прорисовка в принципе не нужна (некогда лица рассматривать - это же война). Внешний вид танков и самоходок понравится заядлым фанатам военной техники времён второй мировой.

В купе с шикарной прорисовкой нам предоставляется полностью управляемая камера. В современных играх это должен быть джентльменский минимум. Особенно в подобных играх. Только такая камера позволит выбрать нужный ракурс для контроля ситуации на поле боя.

Единственное что мне не понравилось - это здания. Нет, внешний вид просто отличный. Но вот если внутри сидят вражеские солдаты, то увидеть их будет задачей нелёгкой. Заставить крышу исчезнуть можно лишь при максимальном приближении камеры, да и не с каждой позиции. Было бы неплохо, если же можно было бы через панель делать некоторые этажи невидимыми (как в The Sims), или же делать их невидимыми с большей высоты. Это, конечно же, придирки, но думаю придирки объективные. Тем не менее, за графику мы ставим твёрдую пятёрку с плюсом. Нет, с двумя плюсами.

Звуковое оформление также на уровне. Ни один звуковой эффект не вызывает негативных эмоций, всё выполнено на должном уровне. Не надо долго сидеть за игрой, что бы отличить звук выстрела от звука отскакивающей от стены пули. Непринуждённая фоновая музыка придаёт сражению значимости. За звук также ставим пятёрку с плюсом. Просто отлично.

Придирки

Практически, кроме вышеупомянутой придирки к камере, в игре не к чему придраться. Всё выполнено на должном уровне.

В такой игре без глюков обойтись практически нереально. Это же, сколько времени на тесты надо потратить на тесты, чтобы симулировать все возможные ситуации. Да, в игре мне встречалось видеть «необъяснимое и невероятное», как например, БТР, выбрасывающий из себя десяток мёртвых солдатов, но это можно назвать скорее исключением, чем правилом.

Сегодня мы познакомились с отличной игрой, в которой нет принципиальных изъянов. Всё в игре находится на отличном уровне - и графика, и звук, и ИИ, и миссии. Расстраивает лишь высокая ресурсоёмкость, но в этом нет ничего удивительного - за хорошую графику приходится платить. Радует, что цена сопоставима удовольствию, которое получаешь от игры. Не рекомендовать эту игру к покупке я не могу - в этой игре нет ничего, что бы могло отторгнуть потенциального игрока. Скорее даже наоборот - советовать её купить уже бесполезно, т.к. она у вас уже стоит на полочке. Если же нет - то у вас ещё есть возможность купить эту игру в свою коллекцию. Уверен, вы не пожалеете.

Лутовинов Максим (aka. Kok)
18 /10.2006


НОВЫЕ СТАТЬИ

Mio MiVue C333 – видеорегистратор с GPS и базой камер

Сегодня на тесте - автомобильный видеорегистратор Mio MiVue C333. Эта модель снимает в разрешении FullHD с углом обзора 130 градусов, оснащена встроенным GPS модулем, хранит в себе базу камеру и преждевременно предупреждает...



 
Статьи по теме:
Где найти мастера рун Witcher 3 руны
Побочные задания в дополнении «Каменные сердца» не так многочисленны, точнее, их совсем мало. Оно и понятно, водоворот событий при прохождении основного сюжета затягивает с головой, и отвлекаться от увлекательнейшего повествования совершенно не хочется. О
Прохождение castlevania lords of shadow 2
Прохождение Castlevania Lords of Shadow 2 Сначала обучение. Надо будет встать с трона и пройти в зал, где нажать все кнопки, находящиеся на дисплее слева. После появления солдат, продолжаем выполнять указания, просто бить их нет смысла. Есть некоторая пр
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке Подключаем sd
(4 оценок) Если на вашем устройстве недостаточный объем внутренней памяти, можно использовать SD-карту как внутреннее хранилище для вашего телефона Android. Данная функция, называемая Adoptable Storage, позволяет ОС Андроид форматировать внешний носител
Как повернуть колёса в GTA Online и многое другое в FAQ по GTA Online
Почему не подключается gta online?Всё просто, сервер времено выключен/неактивен или не работает. Зайди на другой.Как отключить онлайн игры в браузере. Как отключить запуск приложения Online Update Clinet в Connect manager? ... На сккоко я знаю когда ты ум