Методы решения судоку хабрахабр. Методы решения судоку

Которые помогут вам в развитии одного из важнейших органов — мозга. Разумеется, широко-известные японские головоломки судоку являются одними из них. С их помощью вы сможете изрядно “накачать извилины”, ведь помимо необходимости просчитывать огромное количество вариантов расположения чисел, вам также нужно уметь делать это на пару десятков ходов вперед. Одним словом, это настоящий рай, если вы хотите не дать своим нейронам “засохнуть”. И сегодня мы рассмотрим основные приемы, которые используют знатоки судоку. Это будет полезно как новичкам, так и давним фанатам этих головоломок. Ведь кому-то нужно сделать свои первые шаги в искусстве судоку, а кому-то повысить эффективность своих решений!

Правила

Если вы еще не знакомы с , то для начала вам стоит ознакомиться с правилами. Поверьте, они очень просты.

Игровое поле — это квадрат, который имеет размеры 9×9. При этом он разделен на меньшие квадраты с размерами 3×3. То есть, все поле состоит из 81 клетки.

Условие задачи — это те числа, которые уже расставлены в этих клетках.

Блок (блок ячеек) — малый квадрат, строка или строчка.

Что необходимо сделать: расставить все остальные цифры, соблюдая несколько правил. Во-первых, в каждом из маленьких квадратов не должно быть повторений. Во-вторых, во всех столбцах и строках также не должно быть повторений. То есть, каждое число должно встречаться лишь один раз в каждом из этих блоков. Для того, чтобы все стало еще понятнее, обратите внимание на решенный судоку:

Базовый способ решения

Как правило, если вы будете решать простые судоку, то все, что вам необходимо сделать — это расписать все возможные варианты для каждой из 81 клетки и постепенно вычеркивать неподходящие варианты. Это очень просто.

Но если вы перейдете на уровень выше, к более сложным судоку, то все становится интереснее. Часто будет так, что поставить новые цифры нет никакой возможности, и вам придется идти через предположения: “Пусть здесь стоит такое число”, после чего вам необходимо будет рассмотреть эту гипотезу и либо прийти к решению задачи, либо к противоречию своего предположения.

Но конечно, есть особые приемы, которые помогут делать все это более эффективно.

Приемы

1. Голые пары/тройки/четверки

Если у вас имеется две клетки в одном блоке (квадрат, строка или столбец), в которые можно поставить лишь 2 цифры, то очевидно, что эти цифры можно убрать из возможных вариантов для других клеток данного блока.

Более такого, такой трюк можно легко проделать и с тройками, и с четверками:

2. Скрытые пары

Очень полезный прием, в некотором роде, обратный голым парам. Если в каких-то двух клетках одного квадрата в “возможных вариантах” у вас есть цифры, которые больше нигде не повторяются (в рамках этого квадрата), то все остальные цифры из этих двух клеток можно убрать.

Для того, чтобы стало еще понятнее, обратите внимание на примеры (один простой и посложнее):

К счастью, это работает и для троек, и для четверок, но стоит упомянуть очень важную и очень крутую фишку. Не обязательно, чтобы в трех/четырех ячейках были одинаковые 3 цифры вида (a;b;c) (a;b;c) (a;b;c). Вам будет достаточно такого варианта: (a;b) (b;c) (a;c).

3. Безымянное правило

Если у вас есть пара или тройка в одном столбце/строке, которые при этом располагаются в одном квадрате, можете смело убрать эти цифры из других ячеек данного квадрата.

4. Указывающие пары

Если в одной строке/столбце в “возможных вариантах” есть две одинаковые цифры, то такие цифры можно убрать из соответствующего столбца/строки.

Временами это бывает очень полезно, особенно, если вы найдете несколько таких пар:

Конечно, при этом данные цифры должны отсутствовать в других ячейках квадрата, но согласно безымянному правилу, это не требуется.

Любите судоку и другие загадки, игры, головоломки и тесты, направленные на развитие различные аспектов мышления? Получите ко всем интерактивным материалам на сайте, чтобы развиваться эффективнее.

Заключение

Мы рассмотрели основные приемы, которые используются при решении судоку. Отмечу, что это лишь начало и в следующих статьях мы рассмотрим более сложные и более интересные фишки, благодаря которым решение таких задач станет еще интереснее и проще.

В качестве тренировки редакция 4brain предлагает вам ознакомиться с файлом , в котором содержатся судоку различного уровня сложности. Не пожалейте времени на тренировки, поскольку если вы уделите этому занятию достаточно времени, то в конце данного курса статей, поверьте мне, вы станете настоящим асом в решении японских головоломок.

Если у вас есть какие-то вопросы по данным методикам или же по судоку, которые мы прикладываем к статье, можете смело задавать их в комментариях!

Первое, с чем следовало бы определиться в методологии решения проблем, это вопрос собственно понимания того, чего мы достигаем и можем достигнуть в вопросах решения проблем. Понимание обычно мыслится как нечто само собой разумеющееся, и мы упускаем из виду тот момент, что понимание имеет определенную начальную точку отсчета понимания, лишь относительно которой мы можем говорить о том, что понимание действительно имеет место с определенного нами конкретного момента. Судоку здесь, в нашем рассмотрении, удобна тем, что позволяет на ее примере в некоторой мере смоделировать вопросы понимания и решения проблем. Однако начнем мы с несколько иных и не менее важных, чем судоку, примеров.

Физик, изучающий специальную теорию относительности, может говорить о "кристально ясных" положениях Эйнштейна. Такое словосочетание мне встретилось на одном из сайтов в интернете. Но с чего начинается это понимание "кристальной ясности". Оно начинается с усвоение математической записи постулатов, из которых могут строиться по известным и понятным правилам все многоэтажные математические конструкции СТО. Но чего не понимает физик, как и я, это почему работают постулаты СТО именно так, а не иначе.

Прежде всего, подавляющее большинство обсуждающих это учение не понимают, что именно заключается в постулате постоянства скорости света в переложении из математического его применения на реальность. А этот постулат подразумевает постоянство скорости света во всех мыслимых и не мыслимых смыслах. Скорость света постоянна относительно любых покоящихся и движущих объектов разом. Скорость луча света, согласно постулату, постоянна даже относительно встречного, поперечного и удаляющегося луча света. А, при этом, реально мы имеем лишь замеры, косвенно связанные со скоростью света, интерпретируемые как ее постоянство.

Законы Ньютона для физика и даже для просто изучающих физику столь привычны, что представляются настолько понятными, как нечто само собой разумеющееся и иного быть не может. Но, скажем, применение закона всемирного тяготения начинается с его математической записи, по которой можно рассчитать даже траектории космических объектов и характеристики орбит. Но почему эти законы работают именно так, а не иначе – такого понимания у нас нет.

Аналогично и судоку. В интернете можно найти многократно повторяющиеся описания "базовых" способов решения задач судоку. Если запомнить эти правила, то можно понимать как решается та или иная задача судоку посредством применения "базовых" правил. Но у меня вопрос: а понимаем ли мы, почему эти "базовые" способы срабатывают именно так, а не иначе.

Итак, мы переходим к следующему ключевому положению в методологии решения проблем. Понимание возможно только на основе какой-то модели, предоставляющей базу для этого понимания и возможность произвести некоторый натурный или мысленный эксперимент. Без этого мы можем иметь лишь правила применения заученных исходных положений: постулатов СТО, законов Ньютона или "базовых" способов в судоку.

У нас нет и в принципе не может быть моделей, удовлетворяющих постулату ничем не ограничиваемого постоянства скорости света. У нас нет, но могут быть придуманы недоказуемые модели, согласующиеся с законами Ньютона. И такие "ньютоновские" модели есть, но они как-то не впечатляют продуктивными возможностями для проведения натурного или мысленного эксперимента. Зато судоку предоставляет нам такие возможности, которые мы можем использовать и для понимания собственно задач судоку, и для иллюстрации моделирования, как общего подхода в решении проблем.

Одна из возможных моделей задач судоку – это рабочая таблица. Создается она простым заполнением всех пустых клеток (ячеек) заданной в задаче таблицы числами 123456789. Далее задача сводится к последовательному удалению всех лишних цифр из ячеек до тех пор, пока все клетки таблицы будут заполнены единичными (эксклюзивными) цифрами, удовлетворяющими условию задачи.

Я создаю такую рабочую таблицу в Excel. Сначала выделяю все пустые ячейки (клетки) таблицы. Нажимаю F5-"Выделить"-"Пустые ячейки"-"OK". Более общий способ выделения нужных ячеек: удерживаю Ctrl и кликом мышки выделяю эти ячейки. Затем для выделенных ячеек устанавливаю синий цвет, размер 10 (исходный – 12) и шрифт Arial Narrow. Это все для того, чтобы хорошо просматривались последующие изменения в таблице. Далее я ввожу в пустые клетки числа 123456789. Делаю это следующим образом: записываю и сохраняю это число в отдельной ячейке. Затем нажимаю на F2, выделяю и копирую это число операцией Ctrl+C. Далее перехожу к ячейкам таблицы и, последовательно обходя все пустые ячейки, ввожу в них число 123456789 операцией Ctrl+V, и рабочая таблица готова.

Лишние цифры, о которых будет речь далее, я удаляю следующим образом. Операцией Ctrl+клик мышкой - выделяю ячейки с лишней цифрой. Затем нажимаю Ctrl+H и в верхнее поле открывшегося окошка ввожу удаляемую цифру, а нижнее поле должно быть совершенно пустым. Далее остается щелкнуть по опции "Заменить все" и лишняя цифра удалена.

Судя по тому, что мне обычно удается сделать более продвинутую обработку таблиц обычными "базовыми" способами, чем в примерах, приводимых в интернете, рабочая таблица является наиболее простым инструментом в решении задач судоку. Более того, многие ситуации, касающиеся применения наиболее сложных из так называемых "базовых" правил, у меня в рабочей таблице попросту не возникали.

В то же время, рабочая таблица – это и модель, на которой можно провести эксперименты с последующим выявлением всех "базовых" правил и разных нюансов их применения, вытекающего из экспериментов.

Итак, перед вами фрагмент рабочей таблицы с девятью блоками, нумеруемыми слева-направо и сверху-вниз. В данном случае у нас заполнен цифрами 123456789 четвертый блок. Это и есть наша модель. Вне блока красным цветом мы выделили "активированные" (окончательно определенные) цифры, в данном случае четверки, которые намерены подставить в оформляемую таблицу. Голубые пятерки – это пока не определенные относительно их дальнейшей роли цифры, о которых после поговорим. Назначенные нами активированные цифры как бы вычеркивают, выталкивают, удаляют – в общем, вытесняют одноименные цифры в блоке, поэтому там они представлены бледным цветом, символизирующим тот факт, что эти бледные цифры удалены. Хотел было сделать этот цвет еще бледнее, но тогда они могли бы стать вообще не заметными при просмотре в интернете.

В итоге в четвертом блоке в ячейке E5 оказалась одна, тоже активированная, но скрытая четверка. "Активированная" потому, что она, в свою очередь тоже может удалять лишние цифры, если таковые окажутся на ее пути, а "скрытая" потому, что она находится среди других цифр. Если ячейку E5 атаковать остальными, кроме 4, активированными цифрами 12356789, то в E5 возникнет "голая" одиночка – 4.

Теперь уберем одну активированную четверку, например из F7. Тогда четверка в заполненном блоке может оказаться уже и только в ячейке E5 или F5, оставаясь при этом активированной в строке 5. Если к этой ситуации привлечь активированные пятерки, без F7=4 и F8=5, то в ячейках E5 и F5 возникнет голая или скрытая активированная пара 45.

После того как вы в достаточной мере отработаете и осмыслите разные варианты с голыми и скрытыми одиночками, двойками, тройками и т.д. не только в блоках, но и в строках и столбцах, мы можем перейти к еще одному эксперименту. Создадим голую пару 45, как было сделано раньше, а потом подключим активированные F7=4 и F8=5. В результате возникнет ситуация E5=45. Подобные ситуация очень часто возникает в процессе обработки рабочей таблицы. Такая ситуация означает, что одна из этих цифр, в данном случае 4 или 5, обязательно должна находиться в блоке, строке и столбце, включающих в себя ячейку E5, потому что во всех этих случаях должны присутствовать две цифры, а не одна из них.

А главное, мы теперь уже знаем, каким образом возникают часто встречающиеся ситуации, подобные E5=45. Подобным же образом определимся с ситуациями, когда в одной ячейке возникает тройка цифр и т.п. И когда мы доведем степень осмысления и восприятия этих ситуаций до состояния самоочевидности и простоты, тогда следующий шаг – это уже, так сказать, научное осмысление ситуаций: мы тогда сможем делать статистический анализ таблиц судоку, выявлять закономерности и использовать наработанный материал для решения самых сложнейших задач.

Таким образом, экспериментируя на модели, мы получаем наглядное и даже "научное" представление относительно скрытых или открытых одиночек, пар, троек и т.д. Если вы ограничитесь только операциями с описанной простой моделью, то некоторые ваши представления окажутся неточными или даже ошибочными. Однако как только вы перейдете к решению конкретных задач, то неточности первоначальных представлений быстро выявятся, ну а модели, на которых проводились эксперименты, придется переосмыслить и уточнить. Таков неизбежный путь гипотез и уточнений в решении любых проблем.

Надо сказать, что скрытые и открытые одиночки, а также открытые пары, тройки и даже четверки, – это обычные ситуации, возникающие при решении задач судоку с рабочей таблицей. Скрытые пары случались редко. А вот скрытые тройки, четверки и т.д. мне при обработке рабочих таблиц как-то не попадались, так же, как и многократно описанные в интернете методы обхода контуров "x-wing" и "рыба-меч", при которых возникают "кандидаты" на удаление при любом из двух альтернативных способов обхода контуров. Смысл этих способов: если уничтожаем "кандидата" х1, то остается эксклюзивный кандидат х2 и при этом удаляется кандидат х3, а если уничтожаем х2, то остается эксклюзивный х1, но и в этом случае удаляется кандидат х3, так что в любом случае следует удалить х3, не затрагивая пока кандидатов х1 и х2. В более общем плане, это частный случай ситуации: если два альтернативных способа приводят к одному и тому же результату, то этот результат может использоваться для решения задачи судоку. В таком, более общем, плане ситуации мне встречались, но не в варианте "x-wing" и "рыба-меч" и не при решении задач судоку, для которых достаточно знания лишь "базовых" подходов.

Особенности применения рабочей таблицы можно показать на следующем нетривиальном примере. На одном из форумов решателей судоку http://zforum.net/index.php?topic=3955.25;wap2 мне встретилась задача, представленная как одна из сложнейших задач судоку, не решаемая обычными способами, без применения перебора с допущениями относительно подставляемых в ячейки цифр. Покажем, что с рабочей таблицей можно решить эту задачу без подобного перебора:

Справа исходная задача, слева рабочая таблица после "вычеркивания", т.е. рутинной операции удаления лишних цифр.

Сначала договоримся об обозначениях. ABC4=689 означает, что в ячейках A4, B4 и C4 находятся цифры 6, 8 и 9 – по одной или по несколько цифр на ячейку. Со строками аналогично. Так, B56=24 означает, что в ячейках В5 и В6 находятся цифры 2 и 4. Знак ">" – это знак обусловленного действия. Так, D4=5>I4-37 означает, что вследствие сообщения D4=5 следует поместить число 37 в ячейку I4. Сообщение может быть явным – "голым" – и скрытым, которое следует выявить. Воздействие сообщения может быть последовательным (передаваться опосредованно) по цепочке и параллельным (воздействовать непосредственно на другие ячейки). Например:

D3=2; D8=1>A9-1>A2-2>A3-4,G9-3; (D8=1)+(G9=3)>G8-7>G7-1>G5-5

Эта запись означает, что D3=2, но этот факт нужно выявить. D8=1 передает A3 свое воздействие по цепочке и в A3 следует записать 4; одновременно D3=2 воздействует непосредственно на G9, что приводит к результату G9-3. (D8=1)+(G9=3)>G8-7 – совместное воздействие факторов (D8=1) и (G9=3) приводит к результату G8-7. И т.п.

В записях может также встретиться сочетание типа H56/68. Оно означает, что в ячейках H5 и H6 запрещены цифры 6 и 8, т.е. их следует из этих ячеек удалить.

Итак, начинаем работу с таблицей и для начала применяем хорошо проявленное, заметное условие ABC4=689. Это означает, что во всех остальных (кроме A4, B4 и C4) ячейках блока 4 (средний, левый) и 4-й строки должны быть удалены цифры 6, 8 и 9:

Аналогичным образом применяем B56=24. В совокупности имеем D4=5 и (после D4=5>I4-37) HI4=37, а также (после B56=24>C6-1) C6=1. Применим это к рабочей таблице:

В I89=68скрытая>I56/68>H56-68: т.е. в ячейках I8 и I9 находится скрытая пара цифр 5 и 6, которая запрещает нахождение этих цифр в I56, что приводит к результату H56-68. Этот фрагмент мы можем рассмотреть по другому, подобно тому, как это делали в экспериментах на модели рабочей таблицы: (G23=68)+(AD7=68)>I89-68; (I89=68)+(ABC4=689)>H56-68. То есть, двусторонняя "атака" (G23=68) и (AD7=68) приводит к тому, что в I8 и I9 могут находиться только цифры 6 и 8. Далее (I89=68) подключается к "атаке" на H56 совместно с предыдущими условиями, что и приводит к H56-68. Дополнительно к этой "атаке" подключается (ABC4=689), что в данном примере выглядит излишним, однако если бы мы работали без рабочей таблицы, то фактор воздействия (ABC4=689) оказался бы скрытым, и вполне уместным было бы обратить на него внимание специально.

Следующее действие: I5=2>G1-2,G6-9,B6-4,B5-2.

Надеюсь, оно уже понятно без комментариев: подставляйте цифры, которые стоят после тире, не ошибетесь:

H7=9>I7-4; D6=8>D1-4,H6-6>H5-8:

Следующая серия действий:

D3=2; D8=1>A9-1>A2-2>A3-4,G9-3;

(D8=1)+(G9=3)>G8-7>G7-1>G5-5;

D5=9>E5-6>F5-4:

I=4>C9-4>C7-2>E9-2>EF7-35>B7-7,F89-89,

то есть, в результате "вычеркивания" – удаления лишних цифр – в ячейках F8 и F9 возникает открытая, "голая" пара 89, которую, вместе с другими результатами, указанными в записи, применяем к таблице:

H2=4>H3-1>F2-1>F1-6>A1-3>B8-3,C8-5,H1-7>I2-5>I3-3>I4-7>H4-3

Их результат:

Затем следуют довольно рутинные, очевидные действия:

H1=7>C1-8>E1-5>F3-7>E2-9>E3-8,C3-9>B3-5>B2-6>C2-7>C4-6>A4-9>B4-8;

B2=6>B9-9>A8-6>I8-8>F8-9>F9-8>I9-6;

E7=3>F7-5,E6-7>F6-3

Их результат: окончательное решение задачи:

Так или иначе, будем считать, что с "базовыми" способами в судоку или в иных областях интеллектуального приложения мы разобрались на основе подходящей для этого модели и даже научились их применять. Но это лишь часть нашего продвижения в методологии решения проблем. Далее, повторюсь, следует не всегда учитываемый, но непременный этап доведения предварительно усвоенных способов до состояния простоты их применения. Решение примеров, осмысливание результатов и способов этого решения, переосмысливание этого материала на основе принятой модели, снова продумывание всех вариантов с доведением степени их понимания до автоматизма, когда решение с применением "базовых" положений становится рутинных и исчезает как проблема. Что это дает: это каждый должен прочувствовать на своем опыте. А суть в том, что когда проблемная ситуация становится рутинной, то поисковый механизм интеллекта направляется к освоению все более сложных положений в области решаемых проблем.

А что такое "более сложные положения"? Это всего лишь новые "базовые" положения в решении проблемы, понимание которых, в свою очередь, тоже можно довести до состояния простоты, если найти для этой цели подходящую модель.

В статье Василенко С.Л. "Числовая гармония Судоку" я нахожу пример задачи с 18 симметричными ключами:

Относительно этой задачи утверждается, что она может быть решена с применением "базовых" приемов только до некоторого состояния, после достижения которого остается лишь применить простой перебор с пробной подстановкой в ячейки некоторых предполагаемых эксклюзивных (единичных, одиночных) цифр. Это состояние (продвинутое чуть далее, чем в примере Василенко) имеет вид:

Такая модель есть. Это своеобразный механизм вращения выявленных и не выявленных эксклюзивных (единичных) цифр. В простейшем случае, некоторая тройка эксклюзивных цифр вращается в правом или левом направлении, переходя этой группой от строки к строке или от столбца к столбцу. В целом же, при этом вращаются в каком-то одном направлении три группы троек цифр. В более сложных случаях, три пары эксклюзивных цифр вращается в одном направлении, а тройка одиночек вращается в противоположном направлении. Так, например, происходит вращение эксклюзивных цифр в первых трех строках рассматриваемой задачи. И, что самое здесь важное, это своеобразное вращение можно заметить, рассматривая расположение цифр в обработанной рабочей таблице. Этих сведений пока достаточно, а другие нюансы модели вращения мы поймем в процессе решения задачи.

Итак, в первых (верхних) трех строках (1, 2 и3) мы можем заметить вращение пар (3+8) и (7+9), а также (2+х1) с неизвестным х1 и тройка одиночек (х2+4+1) с неизвестным х2. При этом, мы можем обнаружить, что каждое из х1 и х2 могут быть либо 5, либо 6.

В строках 4, 5 и 6 просматриваются пары (2+4) и (1+3). Должна быть также 3-я неизвестная пара и тройка одиночек из которых известна лишь одна цифра 5.

Аналогичным образом просматриваем строки 789, затем тройки столбцов ABC, DEF и GHI. Собранную информацию мы запишем в символическом и, надеюсь, достаточно понятном виде:

Пока нам эта информация нужна только для понимания общей ситуации. Тщательно продумайте ее и тогда мы сможем далее продвинуться вперед к следующей специально подготовленной для этого таблице:

Цветами я выделил альтернативные варианты. Голубой цвет означает "разрешено", а желтый – "запрещено". Если, скажем, разрешено в A2=79 разрешено A2=7, то C2=7 – запрещено. Или наоборот – разрешено A2=9, запрещено C2=9. А далее разрешения и запрещения передаются по логической цепочке. Такая расцветка сделана для того, чтобы было проще просматривать разные альтернативные варианты. В общем, это некоторая аналогия упомянутым ранее способов "x-wing" и "рыба-меч" при обработке таблиц.

Просматривая вариант B6=7 и, соответственно, B7=9, мы можем обнаружить сразу два момента, несовместимых с этим вариантом. Если B7=9, то в строках 789 возникает синхронно вращающаяся тройка, что недопустимо, так как синхронно (в одном направлении) могут вращаться либо только три пары (и три одиночки асинхронно им), либо три тройки (без одиночек). Кроме этого, если B7=9, то через несколько шагов обработки рабочей таблицы в 7-й строке обнаружим несовместимость: B7=D7=9. Так что подставляем единственно приемлемый из двух альтернативных вариант B6=9, и далее задача решается простыми средствами обычной обработки без всякого слепого перебора:

Далее, у меня есть готовый пример с применением модели вращения для решения задачи из чемпионата мира по судоку, но этот пример я опускаю, чтобы слишком уж не растягивать данную статью. К тому же, как оказалось, эта задача имеет три варианта решения, что плохо подходит для первоначального освоения модели вращения цифр. Еще я изрядно "попыхтел" над вытащенной из интернета задачей Гэри МакГайра с 17 ключами для решения его головоломки, пока с еще более изрядным раздражением не выяснил, что эта "головоломка" имеет более 9 тысяч вариантов решения.

Итак, волей-неволей, приходится переходить к разработанной Арто Инкала "самой сложной в мире" задаче судоку, имеющей, как известно, единственное решение.

После внесения двух вполне очевидных эксклюзивных цифр и обработки рабочей таблицы, задача имеет следующий вид:

Черным и более крупным шрифтом выделены ключи, заданные исходной задаче. Чтобы продвинуться в решении этой задачи, мы снова должны опереться на адекватную, подходящую для этой цели модель. Модель эта – своеобразный механизм вращения цифр. Она уже не однажды обсуждалась в этой и предыдущих статьях, но чтобы понять дальнейший материал статьи, этот механизм следует продумать и проработать в деталях. Примерно так, как если бы вы поработали с таким механизмом эдак с десяток лет. Но вы все равно сможете понять этот материал если не с первого чтения, то со второго или третьего и т.д. Более того, если проявите настойчивость, то и этот "сложный для понимания" материал вы доведете до состояния его рутинности и простоты. Нового в этом плане здесь ничего нет: то, что сначала очень сложно, постепенно становится не так уж сложным, а при дальнейшей непрекращающейся проработке все самым очевидным и не требующих умственных усилий становится на свои подобающие места, после чего вы можете освободить свой умственный потенциал для дальнейшего продвижения вперед по данной решаемой проблеме или относительно других проблем.

При внимательном анализе структуры задачи Арто Инкала можно заметить, что вся она построена по принципу трех синхронно вращающихся пар и тройки вращающихся асинхронно парам одиночек: (х1+х2)+(х3+х4)+(х5+х6)+(х7+х8+х9). Порядок вращения может быть, например, такой: в первых трех строках 123 первая пара (х1+х2) переходит из первой строки первого блока во вторую строку второго блока, затем в третью строку третьего блока. Вторая пара переходит из второй строки первого блока в третью строку второго блока, затем, в этом вращении, перепрыгивает в первую строку третьего блока. Третья пара из третьей строки первого блока перепрыгивает в первую строку второго блока и далее в этом же направлении вращения переходит во вторую строку третьего блока. Тройка одиночек движется в подобном режиме вращения, но в противоположном вращению пар. Ситуация со столбцами выглядит аналогично: если таблицу мысленно (или реально) повернуть на 90 градусов, то строки станут столбцами, с тем же, как ранее для строк, характером движения одиночек и пар.

Проворачивая в уме эти вращения применительно к задаче Арто Инкала, мы постепенно доходим до понимания очевидных ограничений на выбор вариантов этого вращения для выбранной тройки строк или столбцов:

Не должно быть синхронно (в одном направлении) вращающихся троек и пар – такие тройки, в отличие от тройки одиночек, будем в дальнейшем называть триплетами;

Не должно быть асинхронных между собой пар или асинхронных между собой одиночек;

Не должно быть вращающихся в одном (например, в правом) направлении и пар и одиночек – это повторение предыдущих ограничений, но может быть оно покажется более понятным.

Кроме этого есть и другие ограничения:

Не должно быть ни одной пары в 9-ти строках, совпадающей с парой в каком-либо из столбцов и то же самое относительно столбцов и строк. Это должно быть очевидным: потому что сам факт расположения двух цифр в одной строке свидетельствует о том, что они находятся в разных столбцах.

Еще можно сказать, что очень редко бывают совпадения пар в разных тройках строк или подобное совпадение в тройках столбцов, а также редко бывают совпадения троек одиночек в строках и/или столбцах, но это уже, так сказать, вероятностные закономерности.

Исследование блоков 4,5,6.

В блоках 4-6 возможны пары (3+7) и (3+9). Если принять (3+9), то получится недопустимое синхронное вращение триплета (3+7+9), так что имеем пару (7+3). После подстановки этой пары и последующей обработки таблицы обычными средствами получим:

При этом мы можем сказать, что 5 в B6=5 может быть лишь одиночкой, асинхронной (7+3), а 6 в I5=6 является параобразующей, так как она находится в одной строке H5=5 в шестом блоке и, следовательно, она не может быть одиночкой и может двигаться лишь синхронно с (7+3.

и расположил кандидатов на одиночки по количеству появления их в этой роли в данной таблице:

Если принять, что наиболее частотные 2, 4 и 5 и есть одиночки, то по правилам вращения с ними могут сочетаться только пары: (7+3), (9+6) и (1+8) - пара (1+9) отброшена, так как она отрицает пару (9+6). Далее после подстановки этих пар и одиночек и дальнейшей обработки таблицы обычными методами получим:

Вот такая непокорная таблица оказалась – не желает обрабатываться до конца.

Придется поднапрячься и заметить, что в столбцах ABC есть пара (7+4) и что 6 перемещается синхронно 7 в этих столбцах, поэтому 6 – параобразующая, так что в столбце "C" 4-го блока возможно лишь сочетания (6+3)+8 либо (6+8)+3. Первое из этих сочетаний не проходит, так как тогда в 7-м блоке в столбце "B" возникнет недопустимая синхронная тройка – триплет (6+3+8). Ну а далее, после подстановки варианта (6+8)+3 и обработки таблицы обычным способом приходим к благополучному завершению задачи.

Второй вариант: вернемся к таблице, полученной после выявления сочетания (7+3)+5 в строках 456 и перейдем к исследованию столбцов ABC.

Здесь мы можем заметить, что пара (2+9) не может иметь место в ABC. Другие комбинации (2+4), (2+7), (9+4) и (9+7) дают синхронную тройку - триплет в A4+A5+A6 и B1+B2+B3, что неприемлемо. Остается одна приемлемая пара (7+4). Причем 6 и 5 двигаются синхронно 7, значит они параобразующие, т.е. образуют какие-то пары, но не 5+6.

Составим список возможных пар и их сочетаний с одиночками:

Сочетание (6+3)+8 не проходит, т.к. иначе образуется недопустимая тройка-триплет в одном столбце (6+3+8), о чем уже говорили и в чем можем убедиться еще раз, проверив все варианты. Из кандидатов на одиночки больше всех очков набирает цифра 3, а наиболее вероятное из всех приведенных сочетаний: (6+8)+3, т.е. (С4=6 + C5=8) + C6=3, что дает:

Далее самый вероятный кандидат на одиночку либо 2, либо 9 (по 6 баллов), однако в любом из этих случаев остается в силе кандидат 1 (4 балла). Начнем с (5+29)+1, где 1 асинхронно 5, т.е. поставим 1 из В5=1 в качестве асинхронной одиночки во все столбцы ABC:

В блоке 7, столбец A, возможны лишь варианты (5+9)+3 и (5+2)+3. Но мы лучше обратим внимание на то, что в строках 1-3 теперь проявились пары (4+5) и (8+9). Их подстановка приводит к быстрому результату, т.е. к завершению задачи после обработки таблицы обычными средствами.

Ну а теперь, потренировавшись на предыдущих вариантах, мы можем попробовать решить задачу Арто Инкала без привлечения статистических оценок.

Снова возвращаемся в исходное положение:

В блоках 4-6 возможны пары (3+7) и (3+9). Если принять (3+9), то получится недопустимое синхронное вращение триплета (3+7+9), так что для подстановки в таблицу имеем только вариант (7+3):

5 здесь, как мы видим, одиночка, 6 – параобразующая. Допустимые варианты в ABC5: (2+1)+8, (2+1)+9, (8+1)+9, (8+1)+2, (9+1)+8, (9+1)+2. Но (2+1) асинхронна (7+3), поэтому остаются (8+1)+9, (8+1)+2, (9+1)+8, (9+1)+2. В любом случае 1 является синхронной (7+3) и, следовательно, параобразующей. Подставим 1 в этом качестве в таблицу:

Цифра 6 здесь является параобразующей в бл. 4-6, но бросающейся в глаза пары (6+4) нет в списке допустимых пар. Следовательно четверка в A4=4 асинхронна 6:

Так как D4+E4=(8+1) и согласно анализу вращения образует эту пару, то получаем:

Если ячейки C456=(6+3)+8, то B789=683, т.е. получится синхронная тройка-триплет, так что остается вариант (6+8)+3 и результат его подстановки:

B2=3 здесь одиночка, С1=5 (асинхронная 3) - параобразующая, A2=8 - также параобразующая. В3=7 может быть и синхронной и асинхронной. Теперь мы можем проявить себя и на более сложных приемах. Натренированным взглядом (или хотя бы при проверке на компьютере) мы видим, что при любом статусе В3=7 – синхронном или асинхронном – мы получаем один и тот же результат A1=1. Следовательно, мы можем подставить это значение в A1 и далее уже более обычными простыми средствами завершить нашу, вернее Арто Инкала, задачу:

Так или иначе, мы смогли рассмотреть и даже проиллюстрировать три общих подхода на пути решения проблем: определить точку понимания проблемы (не предположительный или слепо декларируемый, а реальный момент, начиная с которого мы можем говорить о понимании проблемы), выбрать модель, позволяющую реализовать понимание посредством натурного или мысленного эксперимента и – это в-третьих – довести степень понимания и восприятия достигнутых при этом результатов до состояния самоочевидности и простоты. Есть еще и четвертый подход, который применяю лично я.

У каждого человека случаются состояния, когда стоящие перед ним интеллектуальные задачи и проблемы решаются более легко, чем это бывает обычно. Эти состояния вполне можно воспроизводить. Для этого надо овладеть техникой отключения мыслей. Сначала хотя бы на доли секунды, затем, все более растягивая этот отключающий момент. Далее рассказывать, вернее рекомендовать, что-то в этом отношении не могу, потому что продолжительность применения этого метода дело сугубо личное. Но я прибегаю к этому способу порой надолго, когда передо мной встает проблема, к которой я не вижу вариантов того, как к ней можно подступиться и решить. В результате, раньше или позже из кладовых памяти выплывает подходящий прообраз модели, которая проясняет суть того, что требуется разрешить.

Задачу Инкала я решил несколькими способами, в том числе описанными в предыдущих статьях. И всегда в той или иной мере использовал этот четвертый подход с отключением и последующей концентрацией умственных усилий. Самое быстрое решение задачи я получил простым перебором – что называется "методом тыка" – правда, с использованием лишь "длинных" вариантов: тех, что могли быстро привести к выходу на положительный или отрицательный результат. Другие варианты отымали у меня больше времени, потому что основное время уходило на хотя бы черновую отработку технологии применения этих вариантов.

Хороший также вариант в духе четвертого подхода: настраиваться на решение задач судоку, подставляя лишь по единственной цифре в ячейку в процессе решения задачи. То есть, большая часть задачи и ее данных "прокручиваются" в уме. Именно так и происходит основная часть процесса решения интеллектуальных проблем, и этот навык следует тренировать ради расширения своих возможностей в решении проблем. Я, например, не профессиональный решатель судоку. У меня иные задачи. Но, тем не менее, хочу поставить перед собой такую цель: обрести умение решать задачи судоку повышенной сложности, без рабочей таблицы и не прибегая к подстановке более одной цифры в одну пустую клетку. При этом допускается любой способ решения судоку, включая и простой перебор вариантов.

О переборе вариантов я вспоминаю здесь не случайно. Любой подход к решению задач судоку предполагает в своем арсенале набор определенных способов, включая тот или иной вид перебора. При этом любой из способов, применяемых в судоку в частности или при решении любых других проблем, имеет свою область его эффективного применения. Так, при решении относительно простых задач судоку наиболее эффективны простые "базовые" способы, описанные в многочисленных статьях по этой теме в интернете, а более сложный "метод вращения" оказывается здесь зачастую бесполезным, потому что он лишь усложняет ход простого решения и при этом какой-то новой информации, проявляющейся в ходе решения задачи, не дает. Но в наиболее сложных случаях, как задача Арто Инкала, "метод вращения" может играть ключевую роль.

Судоку в моих статьях – лишь иллюстративный пример подходов к решению проблем. Среди решенных мною задач есть и на порядок посложнее, чем судоку. Например, расположенные на нашем сайте компьютерные модели работы котлов и турбин. О них я тоже был бы не против рассказать. Но пока я выбрал именно судоку, чтобы достаточно наглядным образом показать своим молодым согражданам возможные пути и этапы продвижения к конечной цели решаемых проблем.

На сегодня пока все.

Судоку - это математическая головоломка, родиной которой считается страна восходящего солнца - Япония. Время за невероятно увлекательной и развивающей загадкой летит незаметно. В статье будут приведены способы, методы и стратегия, как решать судоку.

История названия игры

Как ни странно, но Япония не является родиной игры. На самом деле головоломку изобрел знаменитый математик Леонард Эйлер в XVIII веке. Из курса высшей математики многие должны помнить знаменитые "круги Эйлера". Ученого увлекали области комбинаторики и логики высказываний, свои квадраты различных порядков он называл "латинскими" и "греко-латинскими", так как использовал для составления в основном буквы. Но настоящую популярность головоломка приобрела после регулярных публикации в японском журнале Nikoli, где и получила название Sudoku в 1986 году.

Как выглядит загадка?

Головоломка представляет собой квадратное поле с размерами 9 на 9 клеток. В зависимости от сложности и вида головоломки компьютер оставляет заданное количество клеток квадрата заполненными. Иногда начинающих интересует вопрос: "Сколько вариантов головоломки можно составить?".

По правилам комбинаторики количество перестановок можно узнать, рассчитав факториал числа элементов. Итак, в судоку используются цифры от 1 до 9, значит необходимо вычислить факториал 9. Путем нехитрых вычислений получим 9! = 1*2*3*4*5*6*7*7*9 = 362 880 - вариантов различных комбинаций строк. Далее необходимо воспользоваться формулой матричных перестановок и подсчитать количество возможным положений строк и столбцов. Формула подсчета довольно сложна, достаточно лишь указать, что при замене только в одной тройке столбцов/строк, можно увеличить итоговое количество вариантов в 6 раз. Перемножив значения получим 46 656 - способов перестановок в матрице загадки только для 1 комбинации. Нетрудно догадаться, что итоговое число будет равно 362 880 * 46 656 = 16 930 529 280 вариантов игры - решать не перерешать.

Однако, по расчетам Бертхама Фельгенхауэра, у головоломки гораздо больше решений. Формулы Бертхама очень сложны, но дают итоговое количество перестановок в 6 670 903 752 021 072 936 960 - вариантов.

Правила игры

Правила игры судоку колеблются в зависимости от разновидности головоломки. Но для всех вариантов общим являются требование классического судоку: цифры от 1 до 9 не должны повторяться по вертикали и горизонтали поля, а также в каждом выделенном участке "три на три".

Существуют и другие виды игры, например, судоку "чет-нечет", "диагональное", "виндоку", "жирандоль", "области" и "латиница". В латинице вместо цифр используют буквы латинского алфавита. Вариант чет-нечет следует решать, как судоку обычный, только учитывать разноцветные области. В клетках одного цвета должны стоять четные цифры, а второго - нечетные. В диагональной загадке к классическим правилам "вертикаль, горизонталь, три на три" добавляется еще две диагонали поля, в которых тоже не должно быть повторений. Разновидность области - это вид цветного судоку, в котором отсутствуют деления "три на три" классического вида игры. Вместо них с помощью цвета или жирных границ, выделяют произвольные области из 9 клеток, в которых необходимо разместить цифры.

Как правильно решать судоку?

Главное правило загадки гласит: существует только один правильный вариант цифры для каждой клетки поля. При выборе неверного числа на каком-то этапе дальнейшее решение станет невозможным. Числа по вертикали и горизонтали начнут повторяться.

Самый простой пример утверждения - это ситуация с 8 известными числами по горизонтали, вертикали или в области "три на три". Способы, как решать судоку в таком случае, очевидны - вписать в требуемый квадрат недостающую цифру последовательности от 1 до 9. В примере на изображении выше - это будет число 4.

Иногда незаполненными остаются две клетки области "три на три". В этом случае каждая клетка имеет два возможных варианта заполнения, но только один правильный. Сделать верный выбор можно рассмотрев пустые области не только как часть области, но и часть вертикали и горизонтали. Например, в квадрате "три на три" не хватает 2 и 3. Нужно выбрать одну клетку и рассмотреть вертикаль и горизонталь пересечением, которых она является. Допустим, по вертикали уже есть одна 3, но в обеих последовательностях не хватает 2. Тогда выбор очевиден.

Загадки начального уровня сложно, как правило, предоставляют возможность заполнить несколько клеток единственно верными значениями сразу же. Необходимо лишь внимательно рассмотреть игровое поле. Но не всегда выбор способов/методов, как решать судоку, столь прост.

Что означает "предопределенный выбор" в судоку?

Иногда выбор является не единственным, но, тем не менее, предопределенным. Назовем такое число - "уникальный кандидат". Найти такое расположение цифр на поле загадки несложно, но потребует определенного опыта в решении головоломки. Пример, как правильно решать судоку с уникальным кандидатом, подробно описан для варианта игрового поля на изображении ниже.

В выделенном красном квадрате на первый взгляд может стоять любая цифра, кроме 5. Однако, на самом деле, уникальным кандидатом для места является число 4. Необходимо рассмотреть все вертикали и горизонтали рассматриваемой области "три на три". Итак, в вертикали 2 и 3 присутствуют четверки, значит 4 маленького поля может находиться в одном из трех квадратов первого столбца. Верхний квадрат уже занят цифрой 5, количество мест расположения символа 4 сокращается. В нижней горизонтали области также не трудно отыскать четверку, следовательно, из 3 вариантов расположения числа остался только один.

Поиск уникального кандидата на игровом поле

Рассмотренный пример был очевиден, так как других чисел на поле просто не наблюдалось. Найти уникального кандидата в конкретной головоломке непросто. Игровое поле на изображении ниже послужит наглядным примером для объяснения метода, как решать судоку способом поиска уникального кандидата.

Хотя описание варианта решения не кажется простым, его применение на практике не вызывает затруднений. Уникальный кандидат всегда ищется в конкретной области "три на три". В связи с этим игрока интересуют только три вертикали и три горизонтали игрового поля. Все остальные считаются несущественными и просто отбрасываются. В примере необходимо найти место уникального кандидата цифры 7 для центральной области. Угловые квадраты рассматриваемого поля заняты цифрами, а в центральной вертикали уже присутствует число 7. Это значит, что единственными возможными квадратами для размещения уникального кандидата 7 являются 1 и 3 клетка средней строки области "три на три".

Как решать сложные судоку?

В каждом виде игры разделяют 4 уровня сложности. Они различаются количеством цифр в начальном варианте поля. Чем их больше, тем легче решать судоку. Как и в других играх, поклонники устраивают соревнования и целые чемпионаты по судоку.

Самые сложные варианты игры предполагают большое количество вариантов заполнения каждой клетки. Иногда их может быть максимально возможное количество - 8 или 9. В таких ситуациях рекомендуется записывать карандашом всех варианты по краям и углам клетки. Перечисление всех комбинаций, при детальном изучении, уже может помочь исключить пересекающиеся числа и сократить количество вариаций для отдельно взятой клетки.

Цветовые стратегии решения головоломки

Более сложным вариантом игры являются загадки судоку с цветом. Сложными такие головоломки считаются из-за введения дополнительных условий. На самом деле цвет -не только элемент усложнения, но и своеобразная подсказка, которой не стоит пренебрегать при решении. Также это относится к игре чет-нечет.

Но цвет можно использовать и при решении обычного судоку, отмечая более вероятные случаи подстановки. В приведенном выше изображении головоломки, цифра 4 может быть поставлена только в синие и оранжевые клетки, все остальные варианты заведомо ошибочны. Выделение указанных областей позволит отвлечься от цифры 4 и переключиться на поиск других значений, при этом забыть о клетках окончательно не получится.

Судоку для детей

Это может прозвучать странно, но дети любят решать судоку. Игра очень хорошо развивает логику и образное мышление. Ученые уже доказали, что игра предотвращает смерть клеток головного мозга. Люди, регулярно решающие головоломку, обладают более высоким уровнем IQ.

Для совсем маленьких детей, еще не знающих цифр, разработаны варианты судоку с символами. Загадка абсолютно семантически независима. Родители должны обязательно научить малышей играть в судоку, если хотят развивать логику, концентрацию и мышление детей. Игра полезна для поддержания умственных способностей в любом возрасте. Исследователи сравнивают действие головоломки на мозг человека с эффектом физических упражнений для развития мускулатуры. Психологи утверждают, что судоку избавляет от депрессии и помогает в лечении слабоумия.

Судоку - весьма интересная головоломка. Необходимо расставить цифры от 1 до 9 в поле таким образом, чтобы каждая строка, столбец и блок 3 х 3 клетки содержали все цифры, и при этом они не должны повторяться. Рассмотрим пошаговую инструкцию, как играть в судоку, основные методы и стратегию решения.

Алгоритм решения: от простого к сложному

Алгоритм решения игры разума судоку довольно прост: необходимо повторять следующие шаги до полного решения задачи. Постепенно переходите от самых простых шагов к более сложным, когда первые уже не позволяют открыть ячейку или исключить кандидата.

Одиночные кандидаты

Прежде всего, для более наглядного объяснения того, как играть в судоку, введем систему нумерации блоков и ячеек поля. Как ячейки, так и блоки нумеруются сверху вниз и слева направо.

Начнем рассматривать наше поле. Для начала необходимо отыскать одиночных кандидатов на место в ячейке. Они могут быть скрытыми или явными. Рассмотрим возможных кандидатов шестого блока: мы видим, что лишь в одной из пяти свободных ячеек присутствует уникальная цифра, следовательно, четверку можно смело вписывать в четвертую ячейку. Рассматривая этот блок дальше, можно сделать вывод: во второй ячейке должна быть цифра 8, так как после исключения четверки восьмерка в блоке больше нигде не встречается. С таким же обоснованием ставим цифру 5.

Внимательно просматривайте все возможные варианты. Взглянув на центральную ячейку пятого блока, обнаружим, что кроме цифры 9 там не может быть больше никаких вариантов - это явный одиночный кандидат для данной клетки. Девятку можно вычеркнуть из остальных ячеек этого блока, после чего с легкостью проставляются остальные цифры. По такому же методу проходим по ячейкам других блоков.

Как обнаружить скрытые и явные «голые пары»

Проставив необходимые цифры в четвертом блоке, вернемся к незаполненным ячейкам шестого блока: очевидно, что цифра 6 должна находиться в третьей клетке, а 9 - в девятой.

Понятие «голая пара» присутствует только в игре судоку. Правила их обнаружения следующие: если в двух ячейках одного блока, строки или столбца присутствует идентичная пара кандидатов (и только эта пара!), то остальные ячейки группы их иметь не могут. Объясним это на примере восьмого блока. Проставив в каждую клетку возможных кандидатов, обнаруживаем явную «голую пару». Цифры 1 и 3 присутствуют во второй и пятой ячейках этого блока, и там и там присутствует всего лишь по 2 кандидата, следовательно, из остальных ячеек их можно смело исключать.

Завершение разгадывания головоломки

Если вы усвоили урок того, как играть в судоку, и шаг за шагом выполняли вышеперечисленные указания, то у вас должна получиться примерно такая картина, как на этом поле:

Здесь можно обнаружить одиночных кандидатов: единица в седьмой ячейке девятого блока и двойка в четвертой ячейке третьего блока. Попробуйте решить головоломку до конца. Теперь сравните полученный результат с правильным решением.

Получилось? Поздравляем, ведь это значит, что вы успешно усвоили уроки того, как играть в судоку, и научились разгадывать простейшие головоломки. Существует немало разновидностей этой игры: судоку разных размеров, судоку с дополнительными областями и дополнительными условиями. Игровое поле может варьироваться от 4 х 4 до 25 х 25 клеток. Вы можете встретить головоломку, в которой цифры не могут повторяться и в дополнительной области, например, по диагонали.

Начинайте с простых вариантов и постепенно переходите к более сложным, ведь с тренировками приходит и опыт.

  • Tutorial

1. Основы

Большинство из нас, хабражителей, знает, что такое судоку . Не буду рассказывать про правила, а сразу перейду к методикам.
Для решения головоломки, не важно сложной или простой, изначально ищутся ячейки очевидные для заполнения.


1.1 «Последний герой»

Рассмотрим седьмой квадрат. Всего четыре свободных клетки, значит что-то можно быстро заполнить.
"8 " на D3 блокирует заполнение H3 и J3 ; точно также "8 " на G5 закрывает G1 и G2
С чистой совестью ставим "8 " на H1

1.2 «Последний герой» в строке

После просмотра квадратов на очевидные решения, переходим к столбцам и строкам.
Рассмотрим "4 " на поле. Понятно, что она будет где-то в строке A .
У нас есть "4 " на G3 , что зыкрывает A3 , есть "4 " на F7 , убирающая A7 . И ещё одна "4 " во втором квадрате запрещает её повтор на A4 и A6 .
«Последний герой» для нашей "4 " это A2

1.3 «Выбора нет»

Иногда есть несколько причин для конкретного расположения. "4 " в J8 будет отличным примером.
Синие стрелки показывают, что это последнее возможное число в квадрате. Красные и синие стрелки дают нам последнее число в столбце 8 . Зеленые стрелки дают последнее возможное число в строке J .
Как видим, выбора у нас нет, кроме как поставить эту "4 " на место.

1.4 «А кто, как не я?»

Заполнение чисел проще проводить вышеописанными методами. Однако проверка числа, как последнего возможного значения, тоже даёт результаты. Метод стоит применять, когда кажется, что все числа есть, но чего-то не хватает.
"5 " в B1 ставится исходя из того, что все числа от "1 " до "9 ", кроме "5 " есть в строке, столбце и квадрате (отмечено зеленым).

На жаргоне это "Голая одиночка ". Если заполнять поле возможными значениями (кандидатами), то в ячейке такое число будет единственным возможным. Развивая эту методику, можно искать "Скрытые одиночки " - числа, уникальные для конкретной строки, столбца или квадрата.

2. «Голая миля»

2.1 «Голые» пары
"«Голая» пара " - набор из двух кандидатов, расположенных в двух ячейках, принадлежащих одному общему блоку: строке, столбцу, квадрату.
Понятно, что правильные решения головоломки будут только в этих ячейках и только с этими значениями, в то время как все другие кандидаты из общего блока могут быть убраны.


В этом примере несколько «голых пар».
Красным в строке А выделены ячейки А2 и А3 , обе содержащие "1 " и "6 ". Я пока не знаю, как именно они расположены здесь, но я спокойно могу убрать все другие "1 " и "6 " из строки A (отмечено желтым). Также А2 и А3 принадлежат общему квадрату, поэтому убираем "1 " из C1 .


2.2 «Threesome»
«Голые тройки» - усложненный вариант «голых пар».
Любая группа из трех ячеек в одном блоке содержащая в общем три кандидата является «голой тройкой» . Когда такая группа нашлась, эти три кандидата могут быть убраны из других ячеек блока.

Комбинации кандидатов для «голой тройки» могуть быть такими:

// три числа в трех ячейках.
// любые комбинации.
// любые комбинации.

В этом примере все довольно очевидно. В пятом квадрате ячейки E4 , E5 , E6 содержат [5,8,9 ], [5,8 ], [5,9 ] соответственно. Получается, что в общем у этих трех ячеек есть [5,8,9 ], и только эти числа там могут быть. Это позволяет нам убрать их из других кандидатов блока. Этот трюк даёт нам решение "3 " для ячейки E7 .

2.3 «Великолепная четверка»
"«Голая» четверка" весьма редкое явление, особенно в полной форме, и все же дает результаты при обнаружении. Логика решения такая же как и у «голых троек» .

В указанном примере в первом квадрате ячейки A1 , B1 , B2 и C1 в общем содержат [1,5,6,8 ], поэтому эти числа займут только эти ячейки и никакие другие. Убираем подсвеченных желтым кандидатов.

3. «Все тайное становится явным»

3.1 Скрытые пары
Отличным способом раскрыть поле будет поиск скрытых пар . Этот метод позволяет убрать лишних кандидатов из ячейки и дать развитие более интересным стратегиям.

В этой головоломке мы видим, что 6 и 7 есть в первом и втором квадратах. Кроме этого 6 и 7 есть в столбце 7 . Комбинируя эти условия, мы можем утверждать, что в ячейках A8 и A9 будут только эти значения и все другие кандидаты мы убираем.


Более интересный и сложный пример скрытых пар . Синим выделена пара [2,4 ] в D3 и E3 , убирающая 3 , 5 , 6 , 7 из этих ячеек. Красным выделены две скрытые пары, состоящие из [3,7 ]. C одной стороны, они уникальны для для двух ячеек в 7 столбце, с другой стороны - для строки E . Выделеные желтым кандидаты убираются.

3.1 Скрытые тройки
Мы можем развить скрытые пары до скрытых троек или даже скрытых четверок . Скрытая тройка состоит из трех пар чисел, расположенных в одном блоке. Такие как , и. Однако, как и в случае с «голыми тройками» , в каждой из трех ячеек не обязательно должно быть по три числа. Сработают всего три числа в трех ячейках. Например , , . Скрытые тройки будут замаскированы другими кандидатами в ячейках, поэтому сначала надо убедиться, что тройка применима к конкретному блоку.


В этом сложном примере есть две скрытые тройки . Первая, отмеченная красным, в столбце А . Ячейка А4 содержит [2,5,6 ], A7 - [2,6 ] и ячейка A9 -[2,5 ]. Эти три ячейки единственные, где могут быть 2 ,5 или 6, поэтому только они там и будут. Следовательно убираем лишних кандидатов.

Вторая, в столбце 9 . [4,7,8 ] уникальны для ячеек B9 , C9 и F9 . Используя ту же логику, убираем кандидатов.

3.1 Скрытые четверки

Прекрасный пример скрытых четверок . [1,4,6,9 ] в пятом квадрате могут быть только в четырех ячейках D4 , D6 , F4 , F6 . Следуя нашей логике, убираем всеъ других кандидатов (отмеченых желтым).

4. «Нерезиновая»

Если любое из чисел появляется дважды или трижды в одном блоке (строке, столбце, квадрате), тогда мы можем убрать это число из сопряженного блока. Есть четыре вида сопряжения:

  1. Пара или Тройка в квадрате - если они расположены в одной строке, то можно убрать все другие такие же значения из соответствующей строки.
  2. Пара или Тройка в квадрате - если они расположены в одном столбце, то можно убрать все другие такие же значения из соответствующего столбца.
  3. Пара или Тройка в строке - если они расположены в одном квадрате, то можно убрать все другие такие же значения из соответствующего квадрата.
  4. Пара или Тройка в столбце - если они расположены в одном квадрате, то можно убрать все другие такие же значения из соответствующего квадрата.
4.1 Указавыющие пары, тройки

В качестве примера покажу эту головоломку. В третьем квадрате "3 " находится только в B7 и B9 . Следуя утверждению №1 , мы убираем кандидатов из B1 , B2 , B3 . Аналогично, "2 " из восьмого квадрата убирает возможное значение из G2 .


Особенная головоломка. Очень сложная в решении, но, если присмотреться, можно заметить несколько указывающих пар . Понятно, что не всегда обязательно находить их все, чтобы продвинуться в решении, однако каждая такая находка облегчает нам задачу.

4.2 Сокращаем несокращаемое

Эта стратегия включает в себя аккуратный анализ и сравнение строк и столбцов с содержимым квадратов (правила №3 , №4 ).
Рассмотрим строку А . "2 " возможны только в А4 и А5 . Следуя правилу №3 , убираем "2 " их B5 , C4 , C5 .


Продолжим решать головоломку. Имеем единственное расположение "4 " в пределах одного квадрата в 8 столбце. Согласно правилу №4 , убираем лишних кандитатов и, в добавок, получаем решение "2 " для C7 .



 
Статьи по теме:
Где найти мастера рун Witcher 3 руны
Побочные задания в дополнении «Каменные сердца» не так многочисленны, точнее, их совсем мало. Оно и понятно, водоворот событий при прохождении основного сюжета затягивает с головой, и отвлекаться от увлекательнейшего повествования совершенно не хочется. О
Прохождение castlevania lords of shadow 2
Прохождение Castlevania Lords of Shadow 2 Сначала обучение. Надо будет встать с трона и пройти в зал, где нажать все кнопки, находящиеся на дисплее слева. После появления солдат, продолжаем выполнять указания, просто бить их нет смысла. Есть некоторая пр
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке Подключаем sd
(4 оценок) Если на вашем устройстве недостаточный объем внутренней памяти, можно использовать SD-карту как внутреннее хранилище для вашего телефона Android. Данная функция, называемая Adoptable Storage, позволяет ОС Андроид форматировать внешний носител
Как повернуть колёса в GTA Online и многое другое в FAQ по GTA Online
Почему не подключается gta online?Всё просто, сервер времено выключен/неактивен или не работает. Зайди на другой.Как отключить онлайн игры в браузере. Как отключить запуск приложения Online Update Clinet в Connect manager? ... На сккоко я знаю когда ты ум