Дидактическая игра «Кто как двигается. Игра «Кто что делает?». Применение знаний и способов действий

Человек ходит, черепаха ползает, птица летает, лягушка прыгает, заяц скачет, рыба плавает.

Голубь воркует, корова мычит, воробей чирикает, кош­ка мяукает, петух кукарекает, собака лает, курица кудах­чет, свинья хрюкает, гусь гогочет, мышка пищит, утка кря­кает, волк воет, кукушка кукует, медведь рычит.

Какие звуки издает

Дверь скрипит, ветер свистит, машина гудит, дождь шумит, листья шелестят, ручей журчит.

Кто как ест

Кошка лакает молоко, заяц грызет морковку, теленок сосет молоко, собака грызет кость, корова жует сено, ку­рица клюет зерно и т.д.

Кто что делает

Учитель учит, доктор лечит, повар варит, уборщица уби­рает, маляр красит, художник рисует, продавец продает, парикмахер стрижет, шофер водит машину.

В процессе логопедической работы необходимо диффе­ренцировать следующие пары глаголов.

Дифференциация глаголов, близких по семантике: шить - вязать, класть - ставить, строить - чинить, чистить - под-

метать, нести - везти, мыть - стирать, лежать - спать, лежать - стоять.

Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов: умывает - умывается, купает - купается, качает - кача­ ется, прячет - прячется, обувает - обувается, причесыва­ ет - причесывается, одевает - одевается.

Дифференциация глаголов, противоположных по значе­нию: одеть - снять, поднять - опустить, бросить - пой­ мать, найти - спрятать, положить - убрать, дать - взять.

(Предполагаются пары картинок по этим действиям.)

Дифференциация глаголов осуществляется как в импрес-сивной, так и в экспрессивной речи. Для дифференциации в импрессивной речи детей просят показать на картинке то или иное действие (например: покажи, кто купает, а кто купается). Кроме того, предлагается подобрать картинки в ответ на тот или иной вопрос. Например, детям предъявля­ются картинки: девочка, мальчик, заяц, лягушка, птица, самолет, собака, лиса, лошадь, мужчина, бумажный змей. Далее задаются такие вопросы: "Кто умеет читать?", "Кто умеет бегать?", "Кто умеет скакать?", "Кто умеет летать?" и т.д. В ответ на вопрос дети отбирают картинки. Для зак­репления в экспрессивной речи дети составляют предложе­ния. Например: Птица, самолет летают или Лягушка, заяц скачут.

Овладение прилагательными начинается со слов, обозна­чающих основные цвета (белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый), величину (большой - маленький), форму (круглый, овальный, квадратный, треугольный). В дальней­шем отрабатываются слова, обозначающие высоту (высокий - низкий), толщину (толстый - тонкий), длину (длинный - короткий), ширину (широкий- узкий), вкусовые качества (сладкий, горький, соленый, кислый, вкусный), качества по­верхности (колючий, гладкий, пушистый), вес (тяжелый, легкий).

На более поздних этапах проводится работа над прилага­тельными, которые образуются от существительных с помо­щью суффиксов (дерево - деревянный, береза - березовый, стекло - стеклянный, фарфор - фарфоровый, бумага - бу­ мажный, железо- железный, мех- меховой и т.д.). Эта работа тесно связана с развитием словообразования (см.

"Развитие грамматического строя речи"). Также необходи­мо уточнять значение прилагательных, сложных по семан­тике, например оценочных, обозначающих внутренние ка­чества человека (добрый, злой, ленивый и т.д.).

При этом используются такие приемы работы:

    Описание предметов (по цвету, форме, величине и т.д.). Детям предлагаются картинки и задаются вопросы.- Например: "Какой помидор?", "Какой огурец?", "Какой мяч?" и т.д.

    Отгадывание загадок:

Про кого можно сказать: рыжая, пушистая, хитрая? Желтый, овальный, кислый. Что это? Про что можно сказать: круглый, сверху зеленый, внутри красный, очень сладкий?

Зеленый, продолговатый, твердый, вкусный. Что это?

3. Добавление прилагательных в предложение. Детей про­ сят закончить предложение. Используются пары картинок:

Груша сладкая, а лимон .... Огурец овальный, а помидор... . Лента узкая, а река .... Дерево высокое, а куст .... Молоко жидкое, а сметана... .

Обогащение словаря осуществляется и за счет местоиме­ний, числительных, наречий и других частей речи.

Уточнению значений слов способствует и работа над ан­тонимами: существительными (день - ночь, радость - пе­ чаль), прилагательными (высокий- низкий, длинный- ко­ роткий), глаголами (радуется - грустит), наречиями (да­ леко - близко).

Логопедическая работа по обогащению словаря предпо­лагает и уточнение значений слов-синонимов.

Важное место во вспомогательной школе отводится усво­ению значения слова с постепенным переходом от конкрет­ного значения слова к пониманию грамматического значе­ния в словосочетании, предложении.

Актуализации словаря способствует и работа по звуково­му анализу слова, закреплению его слухового и кинестети­ческого образа.

Расширение и обогащение словаря умственно отсталых детей должно быть тесно связано с развитием грамматичес­кого строя речи.

Формирование грамматического строя речи

В младших классах вспомогательной школы формирова­ние грамматического строя речи осуществляется в следую­щих направлениях:

    формирование глубинной и поверхностной структуры предложения;

    развитие навыков словоизменения и словообразования;

    развитие связной речи.

Формирование глубинной и поверхностной структуры предложения

В процессе логопедической работы над формированием структуры предложения необходимо учитывать этапы фор­мирования умственных действий, выделенные П.Я. Гальпе­риным (формирование действия во внешнем, в речевом, во внутреннем планах).

При построении детьми предложения большое значение имеет опора на внешние схемы, идеограммы. Согласно те­ории поэтапного формирования умственных действий, на начальном этапе работы над предложением необходимо ма­териализовать структуру речевого высказывания. Графичес­кие схемы с помощью значков и стрелок помогают симво­лизировать предметы и отношения между ними. В дальней­шем графическая схема интериоризируется, т.е. переносит­ся из внешнего плана во внутренний, умственный план, заменяется внутренней схемой высказывания.

Первоначально детям объясняется метод составления предложения по наглядным схемам (фишкам) на материале 1-2 предложений. Например, предлагается картинка, на которой нарисована идущая девочка. С помощью вопросов определяется субъект (кто?), предикат (что делает?). Каждый из выделенных элементов обозначается фишкой. Логопед уточняет, что слово, которое обозначает предмет и отвечает на вопрос кто или что?, будем обозначать кружком, а слово, которое обозначает действие и отвечает на вопрос что делает?, будем обозначать стрелочкой. Фишки соотносятся с предметом и действием, изображен­ными на картинке. Дети выкладывают схему предложения под картинкой, составляют предложение.

Затем те же фишки соотносятся с изображениями на дру­гих картинках (кошка спит, мальчик рисует, девочка умы­вается). К каждой картинке с опорой на фишки дети со­ставляют предложение самостоятельно.

В дальнейшем предлагаются различные графические схе­мы предложений: из двух элементов ((Девочка умывается), из трех элементов (Мальчик гладит собаку; Девочка рвет цве­ ты), из четырех элементов (Девочка гладит платье утюгом; Книга лежит на столе) и др.

Можно использовать следующую систему обозначений:

С ] субъект /\ объект локатив -^. предикат V атрибут

    подбор предложений к данной графической схеме;

    запись предложений под соответствующей схемой;

    самостоятельное придумывание предложений по дан­ ной графической схеме;

    составление обобщенного представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме. Предложения Девочка бежит, Мальчик рисует можно свес­ ти к одному обобщенному: Кто-то что-то делает (выпол­ няет какое-то действие).

На основе обобщенного представления о предложении в дальнейшем даются задания придумать аналогичные предло­жения. Например, предлагается составить предложение из двух слов, в котором кто-то выполняет какое-то действие.

После усвоения обобщенного значения нескольких струк­тур предложения рекомендуется выбрать предложения, име­ющие одинаковое (сходное) с данным значение. Напри­мер, среди предложений: Девочка читает книгу; Мальчик ловит бабочку; Девочка гладит платье утюгом; Дети ката­ ются на горке; Мальчик рисует дом просят указать только те предложения, которые сходны по значению и структуре с предложением Девочка рвет цветы.

Используются и такие виды заданий, как ответы на воп­росы, самостоятельное составление предложений.

ка рвет цветы), 3) субъект - предикат - локатив (На столе стоит ваза), 4) субъект - предикат - объект - объект (Девоч­ ка гладит платье утюгом; Дедушка дает коньки внуку) и др.

В процессе логопедической работы по формированию структуры предложения большое значение имеет использо­вание картинок. С целью развития представлений о глубин­но-семантической структуре предложения необходимо рабо­тать над смысловым содержанием ситуации, изображенной на картинке. Детей учат выделять субъект действия (по воп­росу кто это? что это?), объект действия и отноше­ния между ними. Важно научить детей строить предикатив­ное высказывание, т.е. прежде всего определять отношения между изображенными на картинке предметами. В этом плане полезно задание составить предложение с помощью слов, обозначающих предметы. Такое задание способствует актуализации предикатов. Например, предлагается придумать предложения со словами: девочка, платье, утюг; корова, мо­локо; заяц, морковь.

Задание можно модифицировать:

    Логопед показывает предметы на картинке в определен­ ной последовательности и называет их, а дети придумывают предложение.

    Логопед только показывает предметы на картинке, а дети придумывают предложение.

    Логопед только называет слова, обозначающие пред­ меты (без использования картинки), а дети придумывают различные предложения.

Логопедическая работа по формированию поверхностной структуры предложения должна учитывать последовательность овладения различными типами предложения в онтогенезе. В связи с этим она проводится в следующем порядке:

    Двусоставные предложения (подлежащее - сказуемое), включающие существительное + глагол 3 лица настоящего времени (Дерево растет).

    Другие двусоставные предложения (Это дом; Дом боль­ шой).

    Распространенное предложение из 3-4 слов:

а) подлежащее - сказуемое - прямое дополнение (Де­ вочка моет куклу);

б) подлежащее - сказуемое -прямое дополнение - косвенное дополнение (дательный падеж существитель­ ного), например: Бабушка дает ленту внучке;

в) подлежащее - сказуемое - прямое дополнение - косвенное дополнение (творительный падеж со значени-

ем орудия действия), например: Девочка рисует дом ка­ рандашом;

г) подлежащее - сказуемое - обстоятельство места (предложно-падежная конструкция), например: В лесу ра­ стут грибы;

д) подлежащее - сказуемое - обстоятельство места, времени, образа действия, выраженное наречием (Солн­ це светит ярко).

Чрезвычайно полезной является работа по распростране­нию предложения с помощью слов, обозначающих призна­ки предмета (Бабушка дает внучке ленту; Бабушка дает внуч­ ке красную ленту).

Формирование структуры предложения осуществляется в тес­ной связи с развитием словоизменения и словообразования.

Развитие навыков словоизменения и словообразования

В процессе этой работы обращается внимание на изме­нение существительного по числам, падежам, на употреб­ление предлогов, согласование существительного и глаго­ла, существительного и прилагательного, изменение глаго­ла прошедшего времени по лицам, числам и родам и т.д. Порядок работы определяется последовательностью появле­ния форм слова в онтогенезе.

Работа над усвоением форм слова проводится с исполь­зованием игровых приемов, картинок, вопросов и т.д.

Формирование каждой грамматической формы осуществ­ляется поэтапно:

    определение значения грамматической формы на ма­ териале ряда словоформ;

    выделение звукового обозначения морфемы на основе сравнения ряда словоформ;

    буквенное обозначение выделенной морфемы;

    самостоятельное конструирование словоформы (с ис­ пользованием картинок, исходной формы слова).

Покажем это на примере дифференциации един­ственного и множественного числа суще­ствительных.

Вначале детям предлагается ряд картинок, на которых изображены один или несколько предметов (слон, столы, слоны, стол, тазы, вазы, ваза, таз, дом). Одно из слов дается лишь в одной форме, чтобы исключить угадывание.

Уточняется семантика этих слов: "Покажи, где слон, где столы, вазы, слоны" и т.д. Далее предлагается выбрать только те картинки, на которых изображено много предметов. Дети называют соответствующие картинки (слоны, столы, вазы, тазы). Логопед предлагает еще раз послушать эти слова и сказать, какой звук слышится в конце этих слов (звук ы). Затем дети соотносят звук с буквой ы и ставят ее около кар­тинок с изображением нескольких предметов.

Для закрепления формы множественного ч и с -л а предлагаются следующие задания:

    Образование формы множественного числа слов с ис­ пользованием картинок, на которых изображен один пред­ мет (машина, парта, сосна, гора, дуб, береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с оконча­ нием ы.

    Игра "Измени слово". Логопед называет слово в един­ ственном числе и бросает мяч одному из детей, который должен назвать форму множественного числа.

    Придумывание слов, обозначающих несколько пред­ метов.

При уточнении формы винительного падежа ре­комендуются следующие виды работы:

    Игра "Кто самый наблюдательный". Дети должны на­ звать, что они видят: "Я вижу стол, стул, окно" и т.д.

    Ответы на вопросы, требующие постановки существи­ тельного в винительном падеже:

а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? на урок ри­ сования? на урок ручного труда?

б) Что ты любишь?

в) Что ты нарисуешь красным карандашом? зеленым карандашом? желтым карандашом? и т.д.

3. Беседа по содержанию стихотворения "Цветные каран-

Карандаши цветные умеют рисовать

Трубу, часы стенные, корову и кровать,

Луну, картошку, дождь и дым,

И сад зимой и летом.

Лишь надо знать, когда, каким

Писать все это цветом.

Дети заучивают стихотворение, а затем отвечают на во­прос, что умеют рисовать цветные карандаши.

4. Беседа по картинке, на которой изображен художник, срисовывающий букет. Логопед задает вопрос: "Какие цве­ты еще не нарисовал художник?" (Ромашку, астру, гвозди­ку, розу.)

При уточнении формы дательного падежа мож­но использовать следующие виды работы:

1.Игра "Кому нужны эти вещи". Детям предлагаются картинки, на которых учитель без указки, маляр без кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предме­тов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).

2. Заучивание стихотворения "Кому что" и беседа по его содержанию:

Иголке - нитка, Супу - картошка,

Забору - калитка, А книжке - обложка,

Мышке - нора, Солнышко - лету,

А братишке - сестра, Стихи - поэту. Уткам - пруд, И всем воскресенья

А лентяю - труд, Нужны без сомненья.

    Ответы на вопросы по картинке (кто кому что дает?). Например: Бабушка дает внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.

    Игра "Гости". На картинке изображен стол, на Кото­ ром тарелки с различными угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет: "Медвежо­ нок ждет гостей. На тарелках он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбку, грибы, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено какое угощенье? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.

При уточнении формы родительного падежа можно рекомендовать такие виды работы:

1. "Угадай, чьи это вещи". Детям предлагаются картин­ки, на которых изображены: бабушка в платке, мама в хала­те, девочка в шубе, мужчина в шляпе и др., а также кар­тинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба и др.). Сначала дети рассматривают картин­ки. Логопед называет один из предметтов. А дети называ­ют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).

2. Игра "Угадай, чьи это хвосты". На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой - изоб­ражения хвостов. Логопед показывает изображение хвоста и спрашивает, кому принадлежит этот хвост.

Аналогичным образом проводится игра "Чей клюв?".

При уточнении формы творительного падежа можно предложить детям следующие задания:

    Ответы на вопрос кто чем работает? по кар­ тинкам (парикмахер - ножницами, маляр - кистью и т.д.)

    Добавить слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, при­ чесываться расческой, шить иголкой, резать ножом.

    Назвать, с чем пьют чай (с печеньем, с конфетами, с вареньем, с булкой, с пирожным и т.д.).

    Назвать пары предметов по картинкам: книжка с кар­ тинками, кошка с котятами, чашка с блюдцем, корзина с грибами, ваза с цветами.

При уточнении формы предложного падежа ре­комендуются следующие виды работы:

    Выполнение действий, требующих понимания различ­ ных предложных конструкций, в том числе и предложного падежа (положить карандаш на книгу, в книгу, под книгу; карандаш лежит в книге, на книге, под книгой).

    Употребление различных предложных конструкций при обозначении действия. Например, логопед кладет каран­ даш в пенал. Дети должны ответить, где лежит карандаш.

    Составление предложения с предложными конструк­ циями по специально подобранным картинкам (ложка в ста­ кане, на стакане, под стаканом).

    Ответы на вопросы по картинкам и без картинок: где что лежит? где что хранится? (посуда, одеж­ да, книги и т.д.),где что покупают? (лекарство, хлеб, газеты, молоко), где что изготовляют? (ткани, машины), где что растет? (грибы, овощи, фрукты, пшеница, клюква, клевер и т.д.).

    Игра "Помоги животным найти свой домик". Предла­ гаются две группы картинок: на одних изображены живот­ ные, на других - их жилища. Логопед предлагает детям помочь животным найти свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображение живот­ ного рядом с изображением его жилища.

Особое внимание обращается на употребление суще­ствительных во множественном числе. Предлагается задание образовать формы множественного числа существительного по данной форме единственного числа с помощью предметных картинок и без них.

Для закрепления формы родительного падежа множественного числа с наречием много можно рекомендовать игру "Назови пять предметов". Детям даются карты, на которых изображено неодинаковое количество различных предметов (например, два голубя, три зайца, четыре морковки, пять помидоров), Логопед задает вопрос: "У кого пять предметов?" Дети отвечают: "У меня пять по­мидоров" (или пять огурцов, или пять петухов...).

С целью развития словоизменения глаголов ре­комендуются следующие задания:

    Образование настоящего времени глагола по данной форме прошедшего и наоборот.

    Дифференциация глаголов совершенного и несовершен­ ного вида в импрессивной и экспрессивной речи (Мальчик рисует дом; Мальчик нарисовал дом).

    Дифференциация пар с возвратными глаголами (мыть - мыться, причесывать - причесываться, пря­ тать - прятаться, качать - качаться, катать - ка­ таться, вытирать- вытираться и т.д.).

    Согласование существительного и глагола настоящего и прошедшего времени:

Мальчик спал, девочка..., дети... . Заяц бежал, лиса..., звери... .

Примерные задания по закреплению согласования прилагательного с существительным:

1. Игра в лото "Какого цвета?" Игру можно проводить в двух вариантах.

I вариант. Детям предлагаются карточки с изобра­жениями предметов различного цвета. Логопед достает ма­ленькие карточки с названиями предметов и читает их. Дети должны найти предмет и назвать его цвет, например: "У меня красный шар", "У меня синий шар" и т.д.

II вариант. Логопед называет цвет. Дети находят на карточках предметы этого цвета и называют их ("У меня си­ний шар"; "У меня синее ведро"; "У меня синее платье").

    Игра в лото "Какой формы предмет?" Детям предлага­ ются карты, на которых слева вертикально изображены фи­ гуры различной формы (круг, квадрат, овал). Дети должны взять по одной картинке с изображением предметов и на­ звать форму предмета (репа круглая, яйцо овальное, сумка квадратная и т.д.), затем положить картинку около сходной фигуры.

    Ответы на вопросы о признаках предметов:

Какие по цвету? (Огурец и помидор.) Какие по вкусу? (Лимон и малина.) Какие по величине? (Дом и конура.) Какие по толщине? (Столб и карандаш.) Какие по высоте? (Дерево и куст.) Какие по длине? (Пальцы и ногти.) При формировании умений словообразования рекоменду­ются следующие задания:

    образовать уменьшительно-ласкательные формы суще­ ствительного (дом- домик, солнце- солнышко, лиса- ли­ сичка);

    образовать уменьшительно-ласкательные формы при­ лагательного (рыжая - рыженькая, пушистый - пушистень­ кий);

    образовать прилагательное из существительного с по­ мощью картинок из лото "Из чего сделано?" (дерево - дере­ вянный, железо - железный, солома - соломенный);

    образовать глаголы с различными приставками (налил - вылил, выходят - входят, перешел - подошел);

    выбрать родственные слова среди слов, сходных по зву­ чанию (лес, лесной, вылез, лесник, лестница и др.).

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Картотека игр по развитию речи «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерѐдно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны ответить, как то или иное животное подаѐт голос: Корова мычит Тигр рычит Змея шипит Комар пищит Собака лает Волк воет Утка крякает Свинья хрюкает Вариант 2. Логопед бросает мяч и спрашивает: «Кто рычит?», «А кто мычит?», «Кто лает?», «Кто кукует?» и т.д. Игра «Кто где живѐт?» Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в». Ход: Бросая мяч поочерѐдно каждому ребѐнку, педагог задаѐт вопрос, а ребѐнок, возвращая мяч, отвечает. Вариант 1. педагог: Дети: Кто живѐт в дупле?-белка. Кто живѐт в скворечнике?-скворцы. Кто живѐт в гнезде?-птицы. Кто живѐт в будке?-собака. Кто живѐт в улье?-пчѐлы Кто живѐт в норе?-лиса. Кто живѐт в логове?-волк. Кто живѐт в берлоге?-медведь. Вариант 2. Где живѐт медведь?-в берлоге. Где живѐт волк?-в логове. Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложения. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живѐт в берлоге».

2 Игра «Подскажи словечко» Цель: развитие мышления, быстроты реакции. Ход: педагог, бросая мяч поочерѐдно каждому ребѐнку, спрашивает: Ворона каркает, а сорока? Ребѐнок, возвращая мяч, должен ответить: Сорока стрекочет. Примеры вопросов: Сова летает, а кролик? Корова ест сено, а лиса? Крот роет норки, а сорока? Петух кукарекает, а курица? Лягушка квакает, а лошадь? У коровы телѐнок, а у овцы? У медвежонка мама медведица, а у бельчонка? «Кто как передвигается?» Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, воображения, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч каждому ребѐнку, называет какое-либо животное, а ребѐнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному. Собака-стоит, сидит, лежит, идѐт, спит, лает, служит (кошка, мышка) «Что происходит в природе?» Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход: педагог, бросая мяч ребѐнку, задаѐт вопрос, а ребѐнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Солнце что делает?-светит, греет. Ручьи что делают?-бегут, журчат. Снег что делает?-темнеет, тает. Птицы что делают?-прилетают, вьют гнѐзда, поѐт песни. Капель что делает?-звенит, капает. Медведь что делает?-просыпается, вылезает из берлоги.

3 «Горячий холодный» Цель: закрепление в представлении и словаре ребѐнка противоположных признаков предметов или словантонимов. Ход: педагог, бросая мяч ребѐнку, произносит одно прилагательное, а ребѐнок, возвращая мяч, называет другое с противоположным значением. Горячий-холодный Хороший-плохой Умный-глупый Весѐлый-грустный Острый-тупой Гладкий-шероховатый «Кто может совершать эти действия?» Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч ребѐнку, называет глагол, а ребѐнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу. педагог:- Дети: Идѐт-человек, животное, поезд, пароход, дождь Бежит-ручей, время, животное, человек, дорога Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолѐт Плывѐт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек «Что происходит в природе?» Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении. Ход: педагог, бросая мяч ребѐнку, задаѐт вопрос, а ребѐнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна» Солнце что делает?-светит, греет. Ручьи что делают?-бегут, журчат. Снег что делает?-темнеет, тает. Птицы что делают?-прилетают, вьют гнѐзда, поѐт песни. Капель что делает?-звенит, капает. Медведь что делает?-просыпается, вылезает из берлоги. Летит-птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолѐт Плывѐт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек

4 «Из чего сделано?» Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования. Ход: педагог, бросая мяч ребѐнку, говорит: «Сапоги из кожи», а ребѐнок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные». педагог: -Дети: Рукавички из меха-меховые Таз из меди-медный Ваза из хрусталя-хрустальная Рукавички из шерсти-шерстяные «Разложи по полочкам» Цель: ориентировка в пространстве. Ход: персонаж Федора просит ребят помочь ей: кастрюли и сковороды поставить на нижнюю полку, тарелки, ложки, ножи вилки на полку повыше, а блюдца и кувшины на самую верхнюю полку. «Какой овощ?» Цель: развитие тактильного, зрительного и обонятельного анализаторов. Ход: педагог нарезает овощи, дети их нюхают и пробуют на вкус. Педагог даѐт образец: «Помидор сладкий, а чеснок острый» «Кто кем был?» Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Ход: педагог, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное, а ребѐнок, возвращая мяч логопеду, отвечает на вопрос, кем (чем) был раньше названный объект: Цыплѐнок яйцом Хлеб мукой Лошадь жеребѐнком Шкаф -доской Корова телѐнком Велосипед железом Дуд жѐлудем Рубашка тканью Рыба икринкой Ботинки кожей Яблоня семечкой Дом кирпичѐм Лягушка головастиком Сильный слабым Бабочка гусеницей Взрослый ребѐнком

5 «Что звучит?» Цель: развитие слухового внимания и наблюдательности. Ход: педагог за ширмой играет на различных музыкальных инструментах (бубен, колокольчик, деревянные ложки). Дети должны отгадать что звучит. «Что бывает осенью?» Цель: учить временам года, их последовательности и основным признакам. Ход: на столе лежат вперемешку картинки с изображением различных сезонных явлений (идѐт снег, цветущий луг, осенний лес, люди в плащах и с зонтами и т.д.). Ребѐнок выбирает картинки, где изображены только осенние явления и называет их. «Чего не стало?» Цель: развитие внимания и наблюдательности. Ход: педагог на столе выкладывает 4 овоща: «Дети, посмотрите внимательно, что лежит на столе. Это лук, огурец, помидор, перец. Посмотрите внимательно и запомните. А теперь закройте глаза». Дети закрывают глаза, а педагог убирает один овощ. «Чего не стало?» Дети вспоминают и называют овощ. «Лови да бросай цвета называй» Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей. Ход: педагог, бросая мяч ребѐнку, называет прилагательное, обозначающее цвет, а ребѐнок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному. Красный -мак, огонь, флаг Оранжевый -апельсин, морковь, заря Жѐлтый -цыплѐнок, солнце, репа Зелѐный-огурец, трава, лес Голубой -небо, лѐд, незабудки Синий- колокольчик, море, небо Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

6 «Чья голова?» Цель: расширение словаря детей за счѐт употребления притяжательных прилагательных. Ход: педагог, бросая мяч ребѐнку, говорит: «У вороны голова», а ребѐнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «воронья». Например: У рыси голова рысья У рыбы рыбья У кошки кошачья У сороки сорочья У лошади лошадиная У орла орлиная У верблюда верблюжья «Четвѐртый лишний» Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению. Ход: педагог, бросая мяч ребѐнку, называет четыре слова и просит определить, какое слово лишнее. Например: голубой, красный, зелѐный, спелый. Кабачок, огурец, тыква, лимон. Пасмурно, ненастно, хмуро, ясно. «Один много» Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имѐн существительных. Ход: педагог бросает мяч детям, называя имена существительные в единственном числе. Дети бросают мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Пример: Стол столы стул стулья Гора горы лист листья Дом дома носок носки Глаз глаза кусок куски День дни прыжок прыжки Сон сны гусѐнок гусята Лоб лбы тигрѐнок тигрята «Подбери признаки» Цель: активизация глагольного словаря. Ход: педагог задаѐт вопрос «Что умеют делать белки?» Дети отвечают на вопрос и находят картинку к заданному вопросу. Примерные ответы: Белки умеют прыгать с сучка на сучок. Белки умеют делать тѐплые гнѐзда.

7 «Животные и их детѐныши» Цель: закрепление в речи детей названии детѐнышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти. Ход: бросая мяч ребѐнку, педагог называет какое-либо животное, а ребѐнок, возвращая мяч, называет детѐныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детѐнышей. Группа 1. У тигра тигрѐнок, у льва львѐнок, у слона слонѐнок, у оленя оленѐнок, у лося лосѐнок, у лисы лисѐнок. Группа 2. У медведя медвежонок, у верблюда верблюжонок, у зайца зайчонок, у кролика крольчонок, у белки бельчонок. Группа 3. У коровы телѐнок, у лошади жеребѐнок, у свиньи поросѐнок, у овцы ягнѐнок, у курицы цыплѐнок, у собаки щенок. «Что бывает круглым?» Цель: расширение словаря детей за счѐт прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: педагог, бросая мяч детям, задаѐт вопрос, ребѐнок, поймавший мяч, должен на него ответить и вернуть мяч. что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, солнце, луна, вишня, яблоко) что бывает длинным? (дорога, река, верѐвка, лента, шнур, нитка) что бывает высоким? (гора, дерево, скала, человек, столб, дом, шкаф) что бывает колючим? (ѐж, роза, кактус, иголки, ѐлка, проволока) «Подбери словечко» Цель: развитие навыков словообразования, подбор родственных слов. Например, пчела пчѐлка, пчѐлочка, пчелиный, пчеловод, пчѐлы и т.д.

8 «Обобщающие понятия» Цель: расширение словарного запаса за счѐт употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия. Вариант 1. Ход: педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочерѐдно каждому ребѐнку. Ребѐнок, возвращая мяч, должен назвать относящиеся к тому обобщающему понятию предметы. Овощи -картофель, капуста, помидор, огурец, редиска. Вариант 2. Педагог называет видовые понятия, а дети обобщающие слова. педагог: 0Дети: Огурец, помидор-овощи. «Близко-далеко» Цель: развитие слухового внимания, остроты слуха. Ход: педагог за ширмой производит звучание большой или маленькой игрушкой. Дети по силе звучания определяют размер игрушки (большая или маленькая) «Хорошо плохо» Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения. Ход: педагог задаѐт тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в погодных явлениях. Педагог: Дождь. Дети:Дождь это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев,полезен для земли и будущего урожая, но плохо -намочит нас, бывает холодным. Педагог:Город. Дети: Хорошо, что я живу в городе: можно ездить в метро, на автобусе, много хороших магазинов, плохо не увидишь живой коровы,петуха, душно, пыльно. «Угадай, кто позвал?» Цель: различение по тембру максимально сокращѐнных звукокомплексов. Ход: водящий поворачивается спиной к детям и по звукокомплексу «пи-пи» определяет, кто его позвал. Зовѐт водящего тот ребѐнок, на которого указывает педагог.

9 «Назови ласково» Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительноласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции. Ход: педагог, бросая мяч ребѐнку, называет первое слово (например, шар), а ребѐнок, возвращая мяч, называет второе слово (шарик). Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол-столик, ключ-ключик. Шапка-шапочка, белка-белочка. Книга-книжечка, ложка-ложечка. Голова-головка, картина-картинка. Мыло-мыльце, зеркало-зеркальце. Кукла-куколка, свѐкла-свѐколка. Коса-косичка, вода-водичка. Жук-жучок, дуб-дубок. Вишня-вишенка, башня-башенка. Платье-платьице, кресло-креслице. «Весѐлый счет» Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Ход: педагог бросает мяч ребѐнку и произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребѐнок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять», «шесть», «семь», «восемь». Пример: Один стол пять столов Один слон пять слонов Один журавль пять журавлей Один лебедь пять лебедей Одна гайка пять гаек Одна шишка пять шишек Один гусѐнок пять гусят Один цыплѐнок пять цыплят Один заяц пять зайцев Одна шапка пять шапок Одна банка пять банок.


Картотека дидактических игр по речевому развитию в средней группе «Кто как разговаривает?» Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции. Ход: педагог поочерёдно бросает мяч детям, называя

Игры для развития речи с мячом Игра «Кто кем был?» Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний. Ход игры: взрослый, бросая мяч кому-либо из детей, называет предмет или животное,

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 78 «Серебряное копытце» Игры с мячом Подготовила: учитель-логопед Павлив Е.Р. г. Нижневартовск Игры с мячом,

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ 4 _- 5 ЛЕТ. СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. Словарь: Словарный запас достигает 2000 слов. Ребенок знает и использует в речи много существительных, глаголов, прилагательных. Словарный запас обогащается

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение 20 г. Стерлитамака Игры с мячом, направленные на расширение и обобщение словарного запаса у детей дошкольного возраста Подготовила воспитатель:

В помощь родителям! «Закончи предложение» (употребление сложноподчинённых предложений) Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу) Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу) Папа принёс конфеты и положил их...

Игра «Назови по порядку» Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных. На картинки посмотри И их запомни. Я все их уберу, Ты по порядку вспомни. (6-7 предметных

Экспресс-диагностика уровня сформированности лексико-грамматического строя речи. Цель: определение уровня сформированности лексико-грамматического строя речи. Оборудование: инструкции с устными заданиями,

КОПИЛКА ИГР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, Игры с элементами ТРИЗа В своей повседневной работе мы занимаемся

КАРТОТЕКА речевых игр с мячом. Составила педагог СП 3 Суслова Марина Вячеславовна 1. «Мяч бросай и животных называй» Игра с перебрасыванием мяча В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай,

«Закончи предложение» (употребление сложноподчинѐнных предложений) Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу) Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу) Бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда?

Из опыта работы учителя-логопеда Овчинниковой О.Е. «Игры на развитие лексико-грамматических средств языка» Липецк 2016 «Поиграем посчитаем». Цели. Согласование числительных «два» и «пять», «шесть» и «три»

«УТВЕРЖДАЮ» Заведующий МДОУ 83 «Вишенка» А.П. Балакшина 2015 г. Индивидуальный план работы работы учителя-логопеда на 2015-2016 учебный год Цель: организация коррекционно-развивающей работы для ребенка

1. Игра «Я собрал в огороде» Цель: расширение объема словаря, развитие слуховой памяти Оборудование: предметы или изображения по изучаемой лексической теме. Содержание. Взрослый начинает игру, произнося

МАЛЕНЬКИЙ ФИЛОСОФ «ЧТО БЫВАЕТ И КАКИМ» Начните игру словами: «Мягким может быть хлеб, подушка, а что еще может быть мягким? Предложите ребенку еще одну аналогичную фразу «мячик может быть большим или маленьким,

Игры-дома «Развитие речи» 1. «Четвёртый лишний». Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика. 2. «Посчитай». Считаем всё, что можно посчитать. Н- р: одно

Игра «Большой маленький» Цели: формирование понятия о величине: большой, маленький. Развитие и совершенствование внимания ребенка (различие и тождество однотипных предметов по величине). Пополнение пассивного

Игры для развития речи детей 5-6 лет «Чьи покупки?» Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря. Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ "Чьи покупки?" Цель: закрепление обобщающих понятий, развитие словаря. Для этой игры понадобятся игрушечный заяц и мишка, пакет, фрукты и овощи. Можно использовать картинки с изображением

Диагностика аспектов речи детей мигрантов, поступающих в 1-2 классы образовательной организации (методика проведения диагностики, определение уровня владения устной речью) Диагностический инструментарий

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ДУМАТЬ? Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребёнка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы.

Дети должны знать: - названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лиса, заяц, белка, еж; - что дикие животные сами добывают себе еду, сами строят себе жилище; - как называется жилище медведя (берлога),

Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей по развитию речи детей 5-6 лет Консультация для родителей: «Игры для развития словаря и связной речи детей старшего дошкольного возраста». Учитель логопед

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый речевой материал предлагаем

Азвитие речи «шяг вя шагом» Е.М. Косинова Грамматическая тетрадь 1 БРИЗ Творческий Центр Москва 2009 УЧИМСЯ СОСТАВЛЯТЬ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Покажи, кто режет, кто варит, кто несет, кто читает, кто моет,

Дидактические игры в логопедической работе Логопедические игры для детского сада Автор: Червякова Татьяна Васильевна, учитель-логопед МДОУ детский сад "Родничок" пгт Свеча Кировской области Описание работы:

«Планирование непосредственно образовательной деятельности как элемента программы, обеспечивающего требования образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшей группы «Дикие животные наших лесов»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 48 «Росток» Логопедические игры для развития грамматического строя речи ребенка Учитель логопед: Алексеева Л.М. г. Сургут, 2015

Занятия по развитию речи. Тема. Игрушки. Закрепление. Программное содержание. Закрепить словарный запас по теме, расширение и уточнение словарного запаса путем подбора качественных и относительных прилагательных

Для родителей Речевые игры-помощники: 1. Скажи наоборот: Прилагательные (мокрый-сухой, добрый-злой, горячийхолодный, кривой- прямой) Существительные (день-ночь, добро-зло, мальчик-девочка, богатство- бедность)

Конспект по ОО «Познание» «Приметы весны» Фёдорова Инесса Петровна 16..09..2014 Оглавление Цель... 3 Словарная работа... 3 Материал и оборудование... 3 Ход занятия... 4 Физкультурная минутка... 6 Итог...

Контрольные работы по окружающему миру в 1 классе Тест 1 к разделу «Что и кто?» 1. Допиши предложение. Наша планета называется. 2. Какую форму имеет Земля? Подчеркни. Квадрат, овал, шар, треугольник, прямоугольник.

«Давайте поиграем!» Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно следственных связей, способность

Приложение 1. к адаптированной образовательной программе МДОУ «Детский сад комбинированного вида 12» п. Романовка ПРИНЯТО на Совете педагогов протокол 4 от 17.02.2017г. УТВЕРЖДЕНОраспоряжением заведующего

Боится кошки Живѐт в норке Любит корки (мышь) 5 Хвост пушистый, мех золотистый В лесу живѐт, в деревне кур крадѐт (лиса) 6 Снег на полях, лѐд на реках Вьюга гуляет, когда это бывает? (зимой) 7 На потолке

Речевой материал: - Люблю кого? Что? (мама, Родина, кошка); - Цени что? (труд, забота, дружба); - Береги что? (книга, игрушка, деревья, птиц); - Запомни что? (сказка, песня, загадка, стихотворение). ДИДАКТИЧЕСКИЕ

УДК 373 ББК 74.102 Р88 Р 88 Русланова Н.С. Дидактический материал для развития лексико-грамматических категорий у детей 5-7 лет: Птицы. М.: АРКТИ, 2005. 32 с: ил. (Биб-ка практикующего логопеда: Учим произносить

УЧИМСЯ РАЗЛИЧАТЬ И УПОТРЕБЛЯТЬ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ МОЙ И МОЯ 1. Чтобы Маша и Петя не ссорились, помоги им поделить игрушки. Если про игрушку можно сказать моя «отдай» ее Маше (соедини линией). А

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 106 Средняя группа Воспитатель детского сада 106 Кируца Мария Михайловна Рыбинск, 2014 ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 4 «Солнышко» г. Моршанск НЕПОСРЕДСТВЕННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Методика определения уровня сформированности умений и навыков. Тест на осведомленность. 1. Из чего сделаны шкаф, стол, стул? 2. какие звери живут в лесу? 3. Где работает твоя мама и кем? 4. А кем еще могут

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 188» городского округа Самара Дидактическая игра «Дикие животные» Автор-разработчик: Окружнова Людмила Павлона

Тема: Животные Картотека речевых игр для младшего дошкольного возраста «У кого кто» У кошки котенок, котята У собаки щенок, щенята У свиньи поросенок, поросята У коровы теленок, телята У лошади - жеребенок,

Консультация для родителей «Играем везде» Игры одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников способ познания окружающего. Действительно, в игре ребенок развивается

Игры на развитие грамматической стороны речи Игры на формирование навыков словоизменения 1. Игра «Что спрятано?» Цель: формирование способности ребенка употреблять существительные в единственном числе,

Вечер загадок в старшей группе «Лесовичок в гостях у детей». (по теме «Дикие животные») Цель: продолжать расширять и обогащать знания детей об окружающем мире (диких животных). Задачи: Образовательные:

Игры для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста. Описание материала: Предлагаю вашему вниманию игры, для развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного

Часть, формируемая участниками ОО: Перспективный план «Обучение грамоте» для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет п/п Тема Задачи Материалы Источник 1 «Звучащее слово» Ознакомление со звучащим

Перспективный план кружка «Игровая экология» с детьми старшей группы. Перспективный план кружка «Игровая экология» с детьми старшей группы Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения

Использование игрушек в работе по развитию грамматического строя речи. Успешность коррекционно-развивающего обучения детей зависит от участия в нѐм как логопеда, так и воспитателя. Логопед, проводя групповые

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа 657 Приморского района Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ УРОКА ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ, ИХ ДЕТЕНЫШИ. Предмет/занятие: коррекционно-развивающее занятие

Домашнее задание. Лексическая тема: «Дикие животные» Задания: 1. Подбери признаки (не менее трех признаков): Медведь (какой?) лиса (какая?) 2.Подбери действия (не менее трех действий): Волк (что делает?)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 11 «Машенька» Индивидуальный план развития речевых компонентов у детей с ОВЗ (с нарушенным слухом 1 год обучения) Выполнила учитель-логопед:

Картотека игр «Развиваем память» КАРТОЧКА 1 «Что изменилось?» Вариант 1. Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации. Дидактический материал: одна картинка с изображением, например, ванной комнаты.

Тема: «Перелётные птицы». 4.03.16 1. Игра «Чьи крылья? Чей клюв?» У журавля журавлиные крылья, журавлиный клюв У гуся У утки У грача 2. Игра "Назови птенцов": У журавля журавлята У грача У утки У лебедя

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 6 ЛЕТ Приложение 3 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ЭКОЛОГИИ 1. «ЧТО ГДЕ РАСТЁТ?» 2. «ЧТО ЛИШНЕЕ?» 3. «МОЁ ОБЛАКО». 4. «НАСЕКОМЫЕ». 5. «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ». 6. «ДА ИЛИ НЕТ». 7. «ЦВЕТЫ». 8. «РАССКАЖИ

"Грамматика - логика языка" К. Д. Ушинский В сборнике подобраны и разработаны дидактические игры и упражнения по формированию грамматического (морфологического и синтаксического) строя речи: на развитие

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 56 «Искорка» Перспективный план дидактических игр по развитию словаря (дошкольный возраст) Воспитатель Тарасова С.Н. Перспективный

Речевая карта (ФФН, ФН) Фамилия, имя ребенка Дата рождения Жалобы родителей Данные о ходе развития речи Состояние общей моторики Состояние мелкой моторики Внимание, работоспособность Общее звучание речи

ЗАНЯТИЕ 3 ОН МОЙ ОНА МОЯ ОНО МОЁ 1. Подпиши картинки. Вставь слова МОЙ, МОЯ ИЛИ МОЁ. СОБАКА ЯБЛОКО СТУЛ _Она моя КРЕСЛО ПЛАТЬЕ ТИГР ДОМ МЯЧ КНИГА КОШКА КОНФЕТА ВАРЕНЬЕ 8 2. Соедини слова с картинкой. Соедини

Галатина Александра Витальевна учитель начальных классов МБОУ «Лянторская СОШ 5» ТЕМА: «Кто такие звери?» ЦЕЛИ: - познакомить с отличительным признаком данной группы животных, многообразием зверей; - развивать

Тема: «Весна» (конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и обучению грамоте) Провела: учитель-логопед МДОУ «Детский сад 97 комбинированного вида» г.о.саранск Батина Т.Н. Цель:

Игры, формирующие представления о существенных признаках предмета Выделение существенных признаков предметов, их обобщение (формирование понятийного компонента лексического значения слова) осуществляются

Родителям в помощь Игры для старшего дошкольного возраста для развития грамматического строя речи Дидактическая игра «КОГО? ЧТО?» Кого можно увидеть в лесу?.волка, лису, ежа, лося, белку, зайца, грибника,

Игровая школа мышления В дошкольном возрасте тесно взаимодействуют три основные формы: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Данные формы мышления образуют тот единый

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ МЫШЛЕНИЕ - одна из высших форм деятельности человека. Это социально обусловленный психический процесс, неразрывно связанный с речью. В процессе мыслительной деятельности вырабатываются

Пополняем пассивный словарь словами предметами и словами действиями Терентьева И. Ю., учитель - дефектолог ГБУ ДПО СО «Центр специального образования» г. о. Самара При нормальном речевом развитии к началу

Окружающий мир» вариант.4 0,5 часа в неделю, 8 часов в год. Пояснительная записка. Важным аспектом обучения ребёнка с тяжёлыми и множественными нарушениями развития является расширение представлений об

1. Этап. 2.Этап. 3.Этап. Цель. Задания Учить детей направленные Цель. Учить на детей Занятия образовывать посвященные формы глагола в настоящем времени (рисует, совершенствование работе с картинками Занятия

Тема: «Сад-огород». Цель: содействовать развитию лексико-грамматической системы языка, в том числе навыков словообразования и словоизменения у дошкольников с речевой и (или) познавательной патологией (общее

П а м я т к а д л я р о д и т е л е й РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ. Словарь и словообразование. К моменту поступления в школу у ребенка должно быть

Дидактические игры по развитию речи во 2- младшей группе «Вьюнок» (консультация для родителей) Развивающие игры для детей 3-4 лет, направленные на развитие правильной и грамотной речи у детей. Игры обогащают

Консультация для родителей «Развитие речи детей 4 5 лет. Использование приема моделирования в развитии связной речи детей» Речь одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит

  1. Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению названий действий “кто как передвигается”, соотнесению названий предмета и действия, постановке вопросов к глаголам.
  2. Содействовать развитию и коррекции у школьников умения анализировать и действовать по аналогии, обогащению активного словаря.
  3. Способствовать формированию навыков культурного поведения на уроке.

Оборудование:

  • Учебник “Русский язык” для 2-го класса Э. В. Якубовской;
  • Плакат с изображением леса и зверей;
  • Карточки с вопросами Кто? Что?;
  • Раздаточный материал (сердечки, треугольники, схемы предложения);
  • Игры для индивидуальной работы;
  • Демонстрационные и предметные картинки для словарной и самостоятельной работы.

Эскиз оформления доски.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Что такое? Просто смех!
Расколоть нельзя орех.
На ладошку положили
И по очереди били.

(По очереди касаются подушечками пальцев ладони, сначала правой рукой, затем левой).

Минутка чистописания.

Сегодня мы будем работать над правильной постановкой вопросов к словам, обозначающим предметы и действия, соотносить названия предметов и действий “кто как передвигается”. Наша цель – усвоить как можно больше слов, учиться правильно задавать вопросы и давать полные ответы, записывать слова. Начнем урок со словарной работы.

3. Словарная работа.

1) Словарный диктант.

Прочитаем словарные слова на карточках и соотнесем их с соответствующей картинкой.

Собака, заяц, ворона, корова, ребята.

2) Знакомство с новым словом.

Прочитаем новое словарное слово (1 ученик с карточки, предъявляемой учителем – воробей )
- Кто такой воробей? (Птица)
- Запишем слово на доске, определим количество слогов, поставим ударение и подчеркнем гласные буквы о ро бе й – 3 сл.)
- Запишем слово тетради

3) Составление предложения.

Составить предложение со словом воробей .

(Ученики составляют устно, учитель записывает на доске).

Затем составить на доске и выложить на парте схему предложения.

(1 ученик на доске).

4. Применение знаний и способов действий.

1) Игра “Кто? Что?”

Каждый ученик получает две карточки: одна с вопросом “Кто?”, другая – “Что?”. Учитель показывает предметную картинку. Ученики поднимают карточку с вопросом, на который отвечает слово, обозначающее изображенный предмет.

2) Игра “Живой - неживой”.

Каждый ученик получает карточку с картинками и набор фишек. Нужно живые предметы отметить сердечком, а неживые – синим треугольником.

3) Повторение названий действий.

Учитель показывает сюжетную картинку. Нужно задать вопрос и ответить, что делает зайчик (бежит, лежит, звонит, прыгает…)

Физминутка.

Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка – серый бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь – прокачу!
Посмотри, как я красива,
Хороши и хвост, и грива.
Цок, цок, цок, цок,
Я лошадка – серый бок!

5. Усвоение новых знаний и способов действий.

1) Работа с плакатом.

Закроем глаза и попадем в чудесный летний лес.

(На доску вывешивается плакат).

Попадем на полянку не людьми, а животными. Кто кем будет?

(Ученикам возле доски прикрепляются жетоны с изображением разных животных: белка, еж, лягушка, змея, птица).

Собрались животные в лесу и соревнуются. Белка по деревьям скачет. Змея по траве ползет. Ежик по тропинке топает. Лягушка по кочкам скачет. Птица по небу летит. Кто первым до своей парты доберется?

(Ученики возвращаются на места).

Животные что делают? Передвигаются. Кто из животных как передвигается по лесу. Давайте подберем к каждому названию предмета название действия.

(Ученик получает карточку с названием действия своего животного, читает и прикрепляет карточку к плакату).

2) Работа с учебником.

Стр. 126, упр. 1

Теперь выполним упражнение. Рассмотрим и назовем предметы на рисунках.

(Дельфин, лошадь, сова)

Скажите, как передвигается дельфин? Лошадь? Сова?
- Запишем предложения в тетрадь

Дельфин плывет.
Лошадь скачет.
Сова летит.

(Ученики дописывают названия действий, слабые пишут по обводке).

Физминутка для глаз.

Чтоб глаза ваши зорче были,
Чтоб в очках вам не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.

6. Закрепление знаний и способов действий.

Самостоятельная работа.

Каждый ученик получает лист с изображением различных животных и напечатанными действиями. Нужно прочитать слово и соединить его с соответствующей картинкой.

Летает…птица
Ползет…змея
Порхает…бабочка

Учитель осуществляет индивидуальный контроль и коррекцию в процессе работы.

7. Информация о домашнем задании.

Стр. 127, упр. 3

Учащимся необходимо выбрать из двух действий нужное и записать два предложения.

8. Подведение итогов занятия.

Положительное оценивание работы класса учителем. Составление ромашки из лепестков.

9. Рефлексия.

Понравилось на уроке?
- Кому отдашь свою улыбку, веселому или грустному человечку?

Индивидуальная работа:

  1. Ученики выполняют письменную работу в тетрадях – прописывают заранее подготовленные образцы букв и элементов букв.
  2. Дидактические игры на определение цвета, вкладыши, штриховка цветными карандашами.

Люция Ахметшина

Дидактическая игра "Кто как двигается "

Цель :Расширять словарь детей,использовать и закрепить в речи глаголы, обозначающие разные движения (летают,бегают,ползают,плавают) ;упражнять в точном названии движений;отбирать для предложений точные глаголы.

Игровой материал :4-5 наборов картинок с изображением зверей,птиц,рыб,насекомых;карточка с пятью полосками для выкладывания картинок

Ход игры:

1 вариант :"Кто как двигается "

Раздаются конверты с картинками,играющие могут назвать какие животные изображены на их картинках. Ведущий называет какое-либо движение животного, ребенок поднимает соответствующую картинку и положит на полоску. Таким образом, на каждой полоске соберутся животные, которые могут одинаково двигаться .

2 вариант : "Назови правильно"

Ведущий спрашивает : «Плавают» ,дети отвечают : «Кит,акула,дельфин,гусь и т. д.»

"Летают", дети отвечают : " Ворона, ласточка, и т. д"

IMG]/upload/blogs/detsad-682682-1464624433.jpg



Публикации по теме:

Дидактическая игра Дидактическая игра " Обезьяна" задача: развивать мышление, смекалку, желание играть со сверстниками. игровое правило: собрать из отдельных.

Идактическая игра "Клоуны" предназначена для развития мелкой моторики рук. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором.

Логопедическое пособие своими руками «Часики» Цель игры: Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста. Игровой материал:.

Игра знакомит детей с понятием "противоположность". Дети узнают понятия: много – мало, толстая тонкая, широкий – узкий, длинный – короткий,.

Уже ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики,т. е. гибкость и точность движений пальцев рук, и тактильной чувствительности- это.

Игра создана на основе уже неиспользуемых лазерных дисков, на которые нанесено изображение трех видов дидактических фигур. Фигуры изображены.

Вторая младшая группа (3-4 года). Цель игры: Формировать у детей умение угадывать предмет, опираясь на его описание. Задачи игры: Образовательная:.

Нанизывание фигурок на шнурочек. Способствует развитию мелкой моторики и координации движения. Распознание по форме, цвету и изображения.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи

и ознакомлению с художественной литературой

Тема: «Дикие животные».

Программное содержание : Учить детей понимать смысл загадок, подбирать определения к словам.

Упражнять в понимании и правильном использовании в речи предлогов в, на, под . Закрепить умение образовывать наименования детенышей животных и употреблять их в именительном падеже множественного числа и родительном падеже единственного числа.

Учить выделять, четко и правильно произносить звук ч в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук.

Развивающая среда : Ребенок в костюме Буратино, запись песни «Буратино», опорные картинки с изображением животных: белки, зайца, лисы, волка, медведя и их детенышей, игрушки - зайчата, медвежата, лисята, волчата, бельчата, игра «Что делает мишка?», картинки жилья животных, магнитная доска.

Ход занятия:

Приветствие гостей «Улыбка»

Воспитатель предлагает детям посмотреть на присутствующих здесь ребят, необычно поздороваться с ними и подарить друг другу свою улыбку и хорошее настроение.

Обращает внимание на гостя. Под запись песни «Буратино» вбегает одноименный персонаж.

Буратино. Знаете, Мальвина, задала мне столько домашних заданий, но я не могу сам с ними справиться, и Мальвину тоже не хочется огорчать. Ребята, а вы мне поможете?

1 задание: «Отгадай загадку»

Его обижают и звери и птицы,

Он каждого кустика в поле боится

Зимою под елкой он так замерзает

Что летом шубейку свою не снимает. (Заяц)

Какие у зайца уши? (Длинные уши)

Какой у зайца хвост? (Короткий хвост)

У зайца мягкая теплая шкурка.

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке летом. (Белка)

Какие у белки уши? (Короткие уши)

Какой у белки хвост? (Пушистый хвост)

Шкурка у белки теплая, мягкая.

Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под волчий вой,

Спит в избушке снеговой (Медведь)

Какие уши у медведя? (Маленькие уши)

Какой хвост? (Короткий хвост)

Я, сознаюсь виновата:

Я хитра и плутовата

Я в курятник вечерком

Часто бегаю тайком. (Лиса)

Какие уши у лисы? (Острые уши)

Какой хвост? (Длинный, пушистый хвост)

Кто зимой холодной

В лесу ходит злой, голодный? (Волк)

Какие уши у волка? (Острые уши)

Какой хвост? (Длинный хвост)

Вос-ль: А где живут заяц, волк, лиса, медведь и белка? (Все эти животные живут в лесу)

Какие это животные, если они живут в лесу? (Дикие животные, сами добывают пищу, защищаются)

2 задание: «Кто где спрятался?»

Буратино показывает детям картинку и просит их найти на ней животных. Предлагает сказать, чей хвост в дупле, чьи уши под кустом, чья голова в норе видна; кто где спрятался (в берлоге, в норе, в дупле, под кустом, на дереве).

Физминутка: «Буратино»

Вос-ль: Засиделся наш Буратино, хочет поиграть, вставайте с ним вместе.

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел,

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать.

3 задание «Назови детенышей»

Дети находят детенышей по опорным картинкам:

Лиса - лисята

Волк – волчата

Белка - бельчата

Заяц – зайчата

Медведь – медвежата

На столе стоят игрушки – зверята. Воспитатель предлагает рассмотреть игрушки и назвать их. Затем дети берут по игрушке и называют кто у него в руках (лисенок, медвежонок, зайчонок, бельчонок, волчонок). Затем воспитатель предлагает поменяться игрушкой с другом. В обмене игрушкой принимает участие воспитатель: Посмотрите, я отдала Саше своего зайчонка, а у него взяла волчонка. Когда дети поменяются игрушками, воспитатель спрашивает, кому и кого они отдали, а кого получили. А давайте, мы назовем и покажем, как двигаются эти животные.

Игра – имитация «Кто как двигается?»

Заяц – прыгает

Медведь – идет вразвалочку

Лиса – крадётся

Белка – прыгает

Волк – рыщет.

Игра «Зайка» (с движениями )

Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке, поднялись как стрелки ушки.

Шорох тихий раздается, кто-то по лесу крадется?

Может ежик здесь шуршит, может мышка здесь бежит,

Может птица пролетает, может мишка здесь гуляет?

Зайка путает следы, убегает от беды.

Прыгнул в бок он, повернулся,

И под кустиком свернулся.

Словно маленький клубок, чтоб никто найти не смог.

5 задание «Что делает мишка?»

Детям раздаются карточки, где медведь выполняет разные действия. (Дети называют действия: медведь – идет, сидит и т.д.)

Вос-ль: Ребята, а зачем к нам пришел Буратино? (Чтобы мы помогли ему выполнить задания) А мы справились с заданиями? (Справились)

А Буратино, какой молодец, внимательно слушал, многому у нас научился. Ему очень понравилось, как вы все вместе дружно работали и ему помогали.

Буратино . Спасибо, ребята! Один бы я никогда с такими трудными заданиями не справился.

Воспитатель предлагает детям и Буратино поиграть в игру «Похвалялись звери ».

Просит каждого подумать, кем он хочет быть: белочкой, зайцем, волком, медведем или лисой. Приглашает к себе ребенка, и игра начинается.

Я – медведь, - говорит воспитатель.

А я – волк, - отвечает ребенок.

У меня шуба коричневая.

А у меня серая.

У меня уши круглые.

А у меня острые.



 
Статьи по теме:
Где найти мастера рун Witcher 3 руны
Побочные задания в дополнении «Каменные сердца» не так многочисленны, точнее, их совсем мало. Оно и понятно, водоворот событий при прохождении основного сюжета затягивает с головой, и отвлекаться от увлекательнейшего повествования совершенно не хочется. О
Прохождение castlevania lords of shadow 2
Прохождение Castlevania Lords of Shadow 2 Сначала обучение. Надо будет встать с трона и пройти в зал, где нажать все кнопки, находящиеся на дисплее слева. После появления солдат, продолжаем выполнять указания, просто бить их нет смысла. Есть некоторая пр
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке Подключаем sd
(4 оценок) Если на вашем устройстве недостаточный объем внутренней памяти, можно использовать SD-карту как внутреннее хранилище для вашего телефона Android. Данная функция, называемая Adoptable Storage, позволяет ОС Андроид форматировать внешний носител
Как повернуть колёса в GTA Online и многое другое в FAQ по GTA Online
Почему не подключается gta online?Всё просто, сервер времено выключен/неактивен или не работает. Зайди на другой.Как отключить онлайн игры в браузере. Как отключить запуск приложения Online Update Clinet в Connect manager? ... На сккоко я знаю когда ты ум