Дид игра да или нет цель. Дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста на прогулке. Правила игры «Данетки»

Единственное, что понадобилось сделать, это объяснить слушателям, что между задачами для игры "Да-Нет", исследовательскими и криминалистическими задачами есть некоторое сходство. Что во всех этих задачах надо объяснить некоторое загадочное событие. А для этого задачу надо представить в виде противоречия (т. е. отчетливо сформулировать, в чем именно состоит невероятность) и разрешить это противоречие.

Оказалось, что если преподаватель твердо выдерживает линию на поиск слушателями противоречий через анализ имеющихся ресурсов, а затем их разрешение, то задачи решаются значительно эффективнее. Это дало возможность наглядно показывать слушателям результативность работы с проблемой через противоречие.

Задачи-ситуации - это задачи-"многоходовки", для решения которых надо разрешить не одно, а систему противоречий. Все это дает возможность выработать навыки работы со многими механизмами ТРИЗ (механизмами работы по полной схеме сильного мышления), важные при решении реальных задач и облегчающие процесс обучения в дальнейшем, когда начинается осознанное, детальное изучение этих механизмов.

Таким образом, одна из линий процесса освоения ТРИЗ-ТРТС-ТРТЛ условно разбивается на два перекрывающихся этапа:

  1. освоение комплексного использования механизмов решения задач без детализации их применения (на основе работы с игрой "Да-Нет");
  2. детальное изучение этих механизмов (с привлечением комплекса знаний ТРИЗ-ТРТС-ТРТЛ).

Первый этап.

На этом этапе значительная часть времени уделяется игре "Да-Нет". Эта фаза занимает от четверти до трети всего учебного цикла (120-160-ти часовой цикл обучения). Какая-то часть слушателей (особенно старших по возрасту) отсеивается на этом этапе, - им кажется это несерьезным.

Еще одна важная линия этого этапа - знакомство с линией "моно-би-поли" и ЗРТС (законы развития технических систем - прим. Д.К.), точнее, с тремя законами: согласования, динамизации, идеальности (через динамизацию и согласование ставится задача повышения управляемости систем наиболее идеальными методами).

Параллельно с этим идет введение в ТРТЛ. Часть задач связана с фактами из биографий ТЛ. Это позволяет сделать плавное введение в ЖСТЛ.

Задачи для игры легко синтезируются на основе интересных фактов из жизни ТЛ.

Для этого нужно просто загадочно подать факт (облечь некоторое событие в форму завуалированного противоречия) и предложить слушателям раскрыть все детали этого события. Например: "Он просил у нее звания капитана в ее армии. Она же сочла это за дерзость и резко отказала. Но она не дожила до того чтобы увидеть последствия своего решения. Кто были ОН и ОНА?".

Второй вариант - просто описать тупиковую ситуацию, в которой оказался человек, и предложить слушателям найти выход из тупика. Для этого надо решить комплекс противоречий, выяснить и проанализировать имевшиеся в то время ресурсы и т. д. Например: "Оказавшись в чужой стране без средств к существованию слепой Ярошенко нашел способ выжить не прося милостыню. Как бы вы поступили в такой ситуации?" Другой пример: "Когда Огюст Пикар готовился к погружению в Марианскую впадину - самую глубокую точку мирового океана (более 11 километров глубины), - он столкнулся с проблемой аварийного всплытия. Надо было разработать абсолютно надежное устройство для крепления балласта и своевременного его сбрасывания. Все что он ни пробовал, могло отказать. Что бы вы предложили ему сделать, если бы встретились с ним в этот момент его жизни?"

По этим схемам можно синтезировать не только задачи на основе фактов из биографий ТЛ, но и на основе любых других забавных и загадочных происшествий.

Поначалу на занятиях преобладают задачи первого типа. Этим достигается несколько целей:

  1. непроизвольно идет обучение работе в коллективе, умению слушать друг друга, не устраивая базара, - это облегчает впоследствии работу при разборе уже серьезных технических задач, создает благоприятную, по-дружески шутливую атмосферу в группе;
  2. умение задавать вопросы, отсекающие сразу большое поле поиска решения. Это пригодится впоследствии и преподавателю на занятиях (меньше задают несущественных вопросов), и слушателям в процессе их самостоятельной работы (они учатся более целенаправленно искать нужную информацию);
  3. грамотно ставить вопросы невозможно без рассмотрения ситуации по многоэкранной схеме. Обдумывая вопрос, слушателю приходится двигаться по разным уровням абстракции понятий, видеть за частями целое, а целое - состоящим из частей. Здесь отрабатываются начальные навыки использования механизма абстрагирования-конкретизации, выделения оперативной зоны, оперативного времени и других оперативных атрибутов, через которые описываются объекты задачи. Это пригодится потом при освоении АРИЗ и при его использовании для решения нетрадиционных задач;
  4. на этом фоне постепенно вводятся некоторые понятия ТРИЗ без их четкого определения (ресурсы, оперативная зона, оперативное время, другие оперативные атрибуты, надсистема, подсистема, антисистема и т.д.);
  5. вырабатывается интуитивное понятие противоречивости ситуации и умение осознавать это. Что, в свою очередь, снимает неосознанный страх перед остро и противоречиво поставленной задачей. Быстрее проходят метания из одной крайности противоречия в другую. Начинается поиск решения, выходящего за пределы стереотипов и разрешающего противоречия. В этот момент слушатели получают информацию о наиболее общих принципах разрешения противоречий, предложенных Г. С. Альтшуллером (см. АРИЗ-85-В табл.2 п. 1-5), но несколько иначе подаваемых.

Второй тип задач-ситуаций вводится постепенно, по мере овладения комплексом механизмов, необходимых для решения задач первого типа. В отличие от задач первого типа, в которых надо выяснить все детали вполне конкретной ситуации, это уже серьезные задачи, которые могут иметь несколько решений, не похожих на то, которое было найдено конкретным человеком. За нахождение таких нештатных решений можно дать приз и продолжить поиск решения-прототипа.

На этом этапе делается больший, чем прежде, акцент на работу с противоречием, с ресурсами, на формулирование противоречивых требований к оперативным атрибутам имеющихся ресурсов, на использование наиболее общих принципов работы с противоречием (разложение противоречия на элементарные составляющие, формирование образа решения и его конкретизация на основе эффектов), на работу с механизмом абстрагирования-конкретизации.

Для лучшего усвоения понятий "атрибут", "значение атрибута" и механизма абстрагирования-конкретизации слушатели получают информацию о морфологическом анализе, о фантограмме Г. С. Альтшуллера, о методе "Трех китов" (метод фантазирования, предложенный В. М. Цуриковым), о методе фокальных объектов и др., использующих различные механизмы преобразования значений атрибутов различных объектов.

Как на первом, так и на втором этапе этой части занятий используется предложенная И.Л.Викентьевым игра - "Точка зрения". После того, как задача разгадана, слушатели разбиваются на небольшие группы (2-4 человека), которые получают задание описать известную им ситуацию с точки зрения одного из объектов участников или свидетелей ситуации. Причем среди его свойств надо найти изюминку, отличающую данный объект от всех других (какие-то его характеристики, параметры, атрибуты) и определяющую его специфическую точку зрения на события. Выискивая такую изюминку, слушатели невольно анализируют большое количество атрибутов данного объекта (ресурса).

Игра "Точка зрения" носит многофункциональный характер:

  • выработка некоторых навыков вживания в новую для себя ситуацию - метод эмпатии;
  • тщательный анализ ресурсов, имеющихся у объекта, отделение свойства объекта от его носителя и перенос этого свойства на себя или на другой объект.
    Образно говоря, выработка умения делать так, чтобы Чеширский кот (ресурс - носитель атрибута) из сказки Л. Кэрола, исчезал, а его улыбка (один из атрибутов, описывающих объект "Чеширский кот") оставалась и существовала сама по себе. Это одно из важнейших свойств нетривиального мышления.

Неплохим подспорьем при объяснении сути игры может стать серия рассказиков, написанных от имени обитателей кухни Е. А. Гридневой, особенно если их дополнить рассказиками, написанными от имени объектов, далеких от образа человека.

Например, от имени сахарного песка, лежащего в сахарнице, на булке с маслом, просыпанного на стол. Не от имени одной из названных групп песчинок сахара, не от имени одной из этих песчинок, а от имени всех их как единого множества, от имени всей их совокупности. Это ведь все один и тот же объект!

Или другой рассказик от имени всего воздуха, всей атмосферы кухни или планеты, содержащего все это внутри себя, а не от имени какого-то локального небольшого объема.

Или, возвращаясь к рассказикам Е.А.Гридневой, неплохо бы в описание ситуации от имени веника, живущего на кухне, ввести какие-то особенности его поведения, присущие щеточной конструкции (пучку веток, не одной ветки, а единого целого состоящего из множества веточек). Такого типа рассказы могут значительно повысить эффективность использования игры "Точка зрения" для обучения ТРИЗ.

Второй этап обучения ТРИЗ-ТРТС-ТРТЛ начинается тогда, когда слушатели усвоили основные принципы и механизмы решения задач. Этот этап занимает большую часть учебного цикла и посвящен освоению нюансов применения различных механизмов ТРИЗ и увязыванию их в единый комплекс, используемый в процессе решения задач по АРИЗ. Как уже говорилось, второй этап начинается до того, как закончится первый.

На этом этапе начинается традиционное для ТРИЗ преподавание, но параллельно, в фоновом режиме, продолжается использование игры "Да-Нет". Надо сказать, что здесь описана схема работы с инженерами. Если слушатели семинара не инженеры, а педагоги, дети, бизнесмены или люди других неинженерных профессий, то игра "Да-Нет" становится основным инструментом обучения ТРИЗ-технологиям решения проблем на всем протяжении занятий. Независимо от категории слушателей, наряду с игрой, на этом этапе занятий проводится анализ проблем самих слушателей или проблем, предложенных слушателями. На этом этапе использование игры не прекращается, потому что:

  1. Игра "Да-Нет" - хороший тренажер для отработки навыков использования механизмов ТРИЗ в работе с реальными техническими задачами и навыков переноса этих методов на нетрадиционные для ТРИЗ задачи.
  2. Игра "Да-Нет" - такой же мощный инструмент развития сильного мышления, независимого от предметной области, как и методика построения сюжетов сказок, используемая Г. С. Альтшуллером на семинарах по ТРИЗ.

Особенно хороши задачи для игры "Да-Нет", затрагивающие использование физэффектов. Сформулированные в виде, казалось бы, совершенно не имеющем никакого отношения к технике или физике, они заставляют слушателей многократно формулировать противоречия (задачи-"многоходовки"), уточнять исходную ситуацию, выявлять подзадачи, анализировать ресурсы (на предмет их способности осуществлять необходимые действия). В итоге такие задачи настолько трансформируются, что не имеют ничего общего с исходной постановкой. Это тоже дает эффект, - слушатели понимают, что решаемая задача постоянно трансформируется до тех пор, пока не исчезнут все подзадачи.

Чтобы пройти цикл "задача-противоречие-разрешение противоречия" с помощью АРИЗ (если вовлекать в работу слушателей), требуется несколько учебных часов. Использование игры "Да-Нет" позволяет за полчаса этот цикл повторить порядка четырех-пяти раз. Все это позволяет закрепить у слушателей основную линию работы с задачей - поиск, обострение и разрешение противоречий; разбиение противоречия на составляющие (на основе анализа атрибутов имеющихся ресурсов); синтез абстрактного образа решения, и наполнение этого абстрактного образа конкретным содержанием (на основе эффектов, специфичных для данного типа ресурсов, для того типа ресурсов, на которых строятся описанные в задаче системы).

Игра "Да-Нет" часто проводится в начале занятий, чтобы отвлечь слушателей от их текущих проблем и сосредоточить их внимание на предмете занятий. Таким образом, закрепление ориентации на линию работы с противоречием становится почти стандартной операцией каждого занятия во время первой половины семинара.

После того, как эта линия твердо укрепилась в сознании слушателей, можно переходить к ее детализации. Первоначально это делалось с помощью АРИЗ-85-В, но оказалось, что основные механизмы АРИЗ тоже можно отрабатывать на игре "Да-Нет". Причем задача сама диктует, какой из механизмов применить. Например, если противоречие не удается сформулировать, то надо более пристально заняться ресурсами и их оперативными атрибутами (оперативной зоной, оперативным временем, ВПР и другими, ведь задачи не технические).

Другой пример. Противоречие получилось, это говорит о том, что надо поработать с принципами разрешения противоречий - это поможет получить абстрактный образ решения.

Образ решения получен, но для конкретизации необходима работа с эффектами, присущими имеющимся ресурсам, в том числе психологическими (если в задаче мы имеем дело с людьми).

Допустим, что разрешение противоречия получено, получено и конкретное решение, но тут выясняется, что это решение конфликтует с одним из полученных ранее решений, а эти два решения необходимо использовать совместно, тогда опять беремся за новое противоречие и т. д.

Практически идет нормальное решение нормальной сложной многоходовой задачи. Но за счет того, что используется нетехническая задача, и слушатели не отвлекаются на второстепенные детали, преподавателю легче показать суть метода. Наглядно видно, как ТРИЗ позволяет сужать поле поиска, выводя в область сильных решений.

Но главный эффект состоит в том, что у слушателей при этом нет жесткой привязки к технике, а это, в свою очередь, не мешает им использовать ТРИЗ при встрече с нетехническими проблемами (это подтверждают сами слушатели).

Таким образом, еще до начала работы с АРИЗ-85-В у слушателей четко откладывается общая схема работы с противоречием, которая необходима для качественного выполнения отдельных шагов АРИЗ. Это облегчает им понимание, а преподавателю - объяснение технических нюансов работы с АРИЗ. Все это и позволяет разрешить противоречие, сформулированное в начале статьи.

В заключение надо добавить, что схема сильного мышления постоянно используется на занятиях минской городской экспериментальной школы ТРИЗ, как один из основных инструментов решения задач. По мере возможности все темы даются через эту схему. Все возникающие у слушателей проблемы решаются через противоречия, т. е. через анализ проблемы по восемнадцатиэкранной схеме сильного мышления.

Собственно, это является главной задачей Минской экспериментальной школы ТРИЗ-ТРТС-ТРТЛ, - слушатели должны освоить работу с противоречием на основе многоэкранной схемы сильного мышления, опираясь на объективные явления, эффекты и закономерности развития систем (не только технических), адаптированные к конкретной ситуации.

Конечно, нельзя утверждать, что всегда удается добиться стопроцентного успеха. Но есть признаки, по которым мы можем оценивать полученные результаты как успешные. Например, это то, что после каждого выпуска школы продолжается работа со слушателями, уже в индивидуальном порядке, по их собственному желанию. То, что в Лаборатории Изобретающих Машин (НИЛИМ) появляются хотя бы 1-2 новых студента (и неплохо при этом работают над проектом "Изобретающая Машина"), говорит о том, что разрабатываемый подход достаточно эффективен.

Выводы:

  1. Игра "Да-Нет» - эффективный тренажер для отработки навыков использования механизмов ТРИЗ к работе с реальными техническими задачами и навыков переноса этих методов на нетрадиционные для ТРИЗ задачи.
  2. Игра "Да-Нет" - такой же мощный инструмент развития сильного мышления, не зависимого от предметной области, как и методика построения сюжетов сказок, используемая Г. С. Альтшуллером на семинарах по ТРИЗ.
  3. Эти две технологии развития мышления и навыков решения проблем в будущем могут стать одним из самых эффективных средств используемых на семинарах по ТРИЗ для слушателей самых разных специальностей.

Дидактическая игра для дошкольников "Горизонтальная ДА-НЕТ-КА" (мастер-класс с пошаговым фото)

Подрастающему человеку необходимо умение ориентироваться в пространстве и эти задачи стоят во всех без исключения программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Дошкольников интересует раскрытие тайны и поиски неизвестного, для решения данной задачи, технология ТРИЗ предлагает игру «Да - Нет» . В основе этой игры не перебор вариантов (угадывание), а целенаправленная система сужения поля поиска.
Вот пример игры «Да - Нет» по поиску загаданной картинки, расположенной в горизонтальном ряду. Данную игру могут использовать как педагоги дошкольного и младшего школьного звена, так и родители детей начиная с 4 лет.
Цель: найти загаданную ведущим картинку, с помощью наименьшего количества вопросов.
Оборудование: слева направо выставлены картинки с изображением грибов: белый гриб – груздь - опята – лисички – сыроежки - шампиньон – подосиновик – масленок – подберезовик – волнушка - рыжик.
P.S. Предметные картинки могут быть любые, в том числе не связанные одной темой, главное, что бы количество картинок было нечетное 5, 7, 9, 11 и т.д.
Правило игры: играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину объектов в ряду, для этого нужно найти серединный объект.

Ход игры:

Ведущий: Сейчас я загадаю гриб, а вы попробуйте отгадать какой именно гриб я загадала. Для этого вы можете задавать мне вопросы, на которые я буду отвечать «да» или «нет». Попробуем?
Дети: ДА!
Ведущий: Сколько картинок в ряду?
Дети: Одиннадцать;
Ведущий: Перечислите все грибочки слева – направо;
Дети: белый гриб – груздь - опята – лисички – сыроежки - шампиньон – подосиновик – масленок – подберезовик – волнушка – рыжик;
Ведущий: Найдите срединный объект, для этого отсчитайте 5 картинок справа и 5 картинок слева, та, которая останется – находится посередине, она – срединный объект;
Дети: Шампиньон;
Ведущий: Отлично! Теперь можете задавать мне вопрос;
Дети : Гриб который вы загадали находится справа от шампиньона?
Ведущий: Нет;

Ведущий закрывает все картинки, которые находятся справа, и предлагает детям снова найти середину.
Ведущий: Давайте снова найдем среднюю картинку. Что для этого нужно сделать?
Дети: Посчитать. Посередине – опята;
Ведущий: Молодцы! Кто может задать вопрос?
Дети: Гриб который вы загадали находиться слева от опят?
Ведущий: Да;
Дети: Вы загадали белый гриб?
Ведущий: ДА!

А теперь представляю вам небольшой мастер-класс по изготовлению универсального пособия для игры в горизонтальную ДА_НЕТ_КУ
Для работы нам потребуется:
1. Несколько листов белого картона;
2. Один лист цветной самоклеющийся бумаги;
3. Клей-карандаш;
4. Линейка;
5. Простой карандаш;
6. Лист бумаги для ламинирования;
7. Ножницы;
8. Скотч.


Ход работы:
1. Расчерчиваем лист белого картона на прямоугольники нужного размера, в моем случае 7,5см на 9см. Размер зависит от картинок, которые вы планируете использовать…
2. Лист бумаги для ламинирования, прогоняем через ламинатор на небольшой температуре. Получаем плотную, прозрачную основу для кармашков;
3. Получившуюся основу расчерчиваем острым карандашом или острием ножниц на прямоугольники соответствующего размера. У меня 7,5см на 4см;
4. Цветную бумагу расчерчиваем на полоски шириной 1см и длинной 7,5см и 11 см соответственно;
5. Все заготовки вырезаем;


6. На прямоугольник из белого картона накладываем заготовку из бумаги для ламинирования и проклеиваем по низу полоской длинной 7,5см. 0,5см с лицевой стороны и 0,5см с изнаночной;
7. По бокам проклеиваем полосками длинной 11см, сверху и снизу подгибаем сантиметр;
8. Получаем одну составную часть. Всего таких частей нужно сделать 11 штук;


9. Получившиеся модули склеиваем между собой скотчем, так что бы получилась гармошка;


10. Игра готова, вставляем любые карточки и играем. Количество модулей зависит от возраста детей, в среднем возрасте 5 или 7 модулей, в старшем дошкольном возрасте можно использовать 11 или 15 модулей.

Процесс воспитания и обучения ребёнка – это взгляд современного человечества в будущее. Основная задача системы образования – подготовка подрастающего поколения к жизни в завтрашнем дне. Чтобы лучше понять, как это сделать, необходимо разобраться, чем же отличается уходящее «сегодня» от наступающего «завтра».

Мы вступили в стремительно меняющийся мир. И это закономерно повлекло за собой появление ряда глобальных проблем в деле образования на всех уровнях.

Очевидна новая потребность, а вместе с ней и новая проблема педагогов: как научить детей жить динамичном, в быстро меняющемся мире? Основные составляющие этого умения: понимать: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, быстро справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач.

Соответственно встаёт вопрос: каким образом строить сегодня образовательный процесс? Что реально можно изменить в системе образования детей, начиная с дошкольного возраста? Некоторые ответы на этот вопрос даёт педагогическое направление, называемоё сегодня ТРИЗ-педагогикой.

ТРИЗ-педагогика – направление, которое раскрывает сущность, цели и задачи процесса воспитания и основано на теории решения изобретательских задач.

Дошкольное учреждение, в котором я работаю, реализует методики и технологии ТРИЗ-педагогики уже 6 лет. В целях формирования сильного мышления, как одного из показателей готовности к школе, работаю по индивидуальной поисково-исследовательской теме «Сужение поля поиска при обучении детей освоению порядкового счёта и пространственных ориентировок», разработанные и представленные мною конспекты занятий основаны на данном методе.

В ТРИЗ-педагогике выработаны определённые правила обучения детей работе с задачами. Для этого в технологии предложены творческие задачи, с недостатком данных основанные на дихотомии. Метод дихотомии позволяет достаточно быстро и качественно сузить поле поиска необходимой информации для решения творческой задачи. Метод основан на выявлении признаков объектов и отсечении ненужных. В ТРИЗ-педагогике разработаны серии игр, основанных на дихотомии. Выглядит это как игра «Да-нет». В ходе игры ребёнок превращается в активного участника процесса познания, он учится задавать вопросы, направленные на сужение поля поиска и анализировать ответы других. Метод дихотомии позволяет детям научиться сужать поле поиска в числовом ряду, при этом достаточно быстро освоить порядковый счёт, сформировать умение различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда и осваивать промежуточные числа. Освоение числового ряда начинается с освоения алгоритма сужения поля поиска в числовом ряду. Это происходит на фоне устойчивого интереса к данному виду деятельности у дошкольников и развития познавательных способностей. Игра «Да-нет» с детьми дошкольного возраста чаще всего проводится коллективно и может являться частью занятия по развитию элементарных математических представлений.

В дошкольном возрасте формируются понятия, связанные с ориентацией в пространстве. Дети с трёх лет могут усваивать информацию о предметно-пространственном окружении, получать обобщённые знания о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации. Это позволяет быстрее адаптироваться в окружающем мире. При освоении разных видов пространства дети учатся сужать поле поиска объекта в пространстве; находить точку отсчёта в пространстве (по отношению к себе или другому объекту); развивают умение давать словесную характеристику пространственной ситуации; использовать при решение задач ориентировки на линии, на плоскости, в объёмном пространстве; обогащать словарь предлогами, наречиями и другими частями речи, отражающими знания о преметно-пространственном окружении.

Освоение разных видов пространства необходимо начинать с освоения алгоритма сужения поля поиска в пространстве. При освоении пространственных ориентировок необходимо строить работу таким образом, чтобы у детей формировалось умение ориентироваться в линейном пространстве, затем плоскостном, а затем в объёмном пространстве.

Цели:

  1. Учить детей сужать поле поиска объекта в разных видах пространства, находить точку отсчета в пространстве.
  2. Развивать умение давать словесную характеристику пространственной ситуации.
  3. Самостоятельно находить группу предметов, с которыми можно играть, признак, по которому можно сужать поле поиска.

Оборудование описано в конспекте.

Ход занятия

Организация Содержание
Дети стоят перед столом, на котором стоит макет д/с.
Плоскостная «Да-нет» на макете д./с находим загаданный объект, дети должны выйти на здание д/с, которое находится в центре макета.
Игровая задача: в линейно построенном ряду необходимо отгадать предмет, загаданный ведущим. При этом используется алгоритм сужения поля поиска в пространстве.
Условие: не допускается перечисление объектов; принимаются вопросы, содержащие в себе понятия: «середина»,
«право – лево».
Оборудование: макет д/с.
В.: с помощью первой игры вы найдете первое задание, на необычном занятии, а этих заданий будет несколько. Игра будет проходить на макете д/ с.
В.: Я загадала объект, задавайте мне вопросы.
Д.: Это в центре макета?
В.: Да.
Д.: Это здание д./с?
В.: Да.
Задание 1
На здании д/с дети должны выйти на окно 10, окна среднего этажа на макете пронумерованы от1 до 22.
Сначала дети играют на макете в плоскостную вертикальную «Да-нет».
Игровая задача: отгадать объект. Загаданный ведущим, с помощью алгоритма сужения поля поиска в пространстве.
Условие: не допускается перечисление объектов, расположенных на плоскости; принимаются вопросы сужающие поле поиска в двухмерном пространстве.
Оборудование: макет д/с.
В.: я загадала окно на здании д/с (макете), задавайте мне вопросы.
Д.: это левая часть здания?
В.: да.
Д.: это средний этаж?
В.: да верно, это средний этаж.
Числовая «Да-нет».
Игровая задача: отгадать число, загаданное ведущим, с помощью алгоритма сужения поля поиска.
Условие: не допускается перечисление чисел; принимаются вопросы, сужающие поле поиска.
Оборудование:
1 22
Теперь отгадайте окна, на котором спрятано задание.
В.: я загадала окна, задавайте мне вопросы.
Д.: это 11?
В.: нет.
Д.: это больше 11?
В.: да.
Д.: это 17?
В.: нет.
Д.: это меньше 17?
В.: да.
Д.: это 14?
В.: да это окно 14 и оно в нашей группе, найдите задание. Задание 2 лежит на подоконнике. Нашли задание.
3.Задание 2
Найти в игровой комнате стол, под которым спрятано задание 3
Объемная «ДА – НЕТ»
Игровая задача: отгадать предмет, находящийся в комнате, с помощью алгоритма сужения поля поиска в пространстве.
Условие: не допускаются перечисление объектов, находящихся в комнате; принимаются вопросы, сужающие поле поиска в пространстве.
В.: Я загадала объект, который находится в нашей игровой комнате, задавайте мне вопросы.
Д.: это в передней части группы?
В.: да
Д.: это в правой части группы?
В.: да
Д.: это ниже уровня глаз?
В.: да.
Д.: это стол?
В.: да. Ищите задание.
4.Задание 3
Разделиться на две команды по следующему принципу: слева от меня встанут дети, которые родились до 15 числа
Справа от меня встанут дети, которые родились после 15 числа. Дети могут придумать или найти любой вид «ДА – НЕТ»
Выполнив это задание, у нас получилось две команды. Каждая команда получает задание: найти или придумать свою игру «Да-нет» для команды соперников. Дети расходятся одна команда в приемную, другая в спальню.
Дети, ушедшие в приёмную, нашли линейную «Да-нет».
Вторая команда придумала плоскостную «Да-нет» (на столе), с помощью различных предметов, находящихся у педагога на столе.
5. Рефлексия
В.: в какие «Да-нет» мы играли?
Д.: в линейную, объёмную, плоскостную (вертикальную, горизонтальную).
В.: какое из заданий было самым сложным для вас?
Д.: сложностей не было.

Список литературы:

  1. Воображаем, размышляем, творим…: пособие для педагогов, руководителей учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.А. Сидорчук, А.В. Корзун. Мозырь: ОООИД «Белый ветер», 2006.
  2. Математика и логика для дошкольников: методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»/Е.В.Соловьёва. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

Снова к нам пришел К-М.. Посмотрите на него, какой он красивый. Не зря о нем говорят:

Глазищи, усищи, хвостище, а моется всех чище.

Скажи нам, К-М., а чем ты вытираешься?

Я умываюсь чисто и вытираюсь насухо язычком и мне не надо иметь полотенце!

В.: Дети, а нам можно вытираться язычком?

Давайте поиграем в игру «Да – нет-ка» и в ней расскажем К-М. о том, что можно делать во время умывания, а что – нет. Становитесь в круг. Я буду бросать мяч и задавать вопросы – действие со словом «можно». Надо поймать мяч, ответить «да» или «нет» и бросить его обратно.

Можно ли разбрызгивать воду? Можно ли закатывать рукава перед мытьем рук? Можно ли чистить зубы расческой? И т.д. последним должен быть вопрос: Можно ли вытирать руки полотенцем?

Работа с учебным пособием (с.10)

Предлагается рассмотреть картинку. Девочка и мальчик умылись. Чем им вытираться – не знают. Дайте мальчику самое узкое и короткое полотенце. (соединить линией) Найдите самое длинное и широкое полотенце. Украсьте его так как вам нравится. Дайте его девочке (соед.Линией) Соедините красными стрелками по порядку полотенца от самого узкого и короткого до самого широкого и длинного, а синими стрелкками – по порядку от самого широкого и длинного до самого узкого и короткого. Назовите геометрическую фигуру, на которую похожа форма полотенца. Какой формы полотенце?

Физкультурная пауза «Два хлопка»

Выполняются движения согласно текста.

Два хлопка над головой,

Два хлопка перед собой,

Две руки за спину спрячем

И на двух ногах поскачем.

Работа с учебным пособием (с.11)

Загадываются загадки:

1. На свете нет её сильнее, на свете нет её буйнее.

В руках её не удержать – и на коне не обогнать. (вода)

2. Мойдодыру я родня, отверни-ка ты меня,

И холодною водою живо я тебя умою. (кран с водою).

Посмотрите что это? Девочка и мальчик умылись, а краны не закрыли и из них льется вода?! Непорядок! Воду надо беречь. Она - сокровище планеты Земля. К-М. рассказал, что на планете Считай-Отгадывай тоже есть вода и они её очень берегут – считают каждую каплю. Давайте поможем К-М. закрыть краны! Первым надо закрыть кран, к которому можно попасть, пройдя все клеточки с овалами. Проведите синюю линию по клеточкам с овалами и, когда «дойдете» до крана, зачеркните каплю желтым карандашом. Вот таким знаком – «Х».

Вторым надо закрыть кран, к которому можно попасть пройдя все клеточки с треугольниками. Проведите красную линию по клеточкам с треугольниками и, когда «дойдете» до крана, зачеркните каплю красным карандашом., таким же знаком. «Х».



К следующему крану надо идти по клеточкам с квадратами и зачеркнуть каплю зеленым карандашом.

И последний кран по клеточкам с кругами синим карандашом.

После выполнения задания, следующее задание.

Пора навести порядок на полочках с гигиеническими принадлежностями. Посмотрите на верхнюю полку. Что лежит на первом месте справа? Вторым справа? Чтобы это узнать. Надо считать порядковым счетом, начиная с правой стороны (там где правая рука): на первом – зубная щетка, на втором – мыло. Которая по счету справа зубная щетка? Которое по счету справа мыло?

А теперь считаем слева: на первом месте что лежит? А на втором? Которая по счету слева расческа? А которая по счету слева зубная паста?

Посмотрите на нижнюю полку. Что изменилось?

Игровое упражнение «Пойди и найди»

Не все принадлежности мы положили К - М. на полку. Что-то спрятали в группе. Давайте найдем то, что спрятано в группе.

Предлагается всем подойти и встать так, чтобы перед детьми был стол. Далее предлагается выполнять задания и двигаться, считая шаги: два шага вправо, два шага вперед, один шаг вперед, два шага влево и таки образом довести детей до места, где что-то спрятано (например до шкафчика). Затем предлагается: «Повернитесь так, чтобы шкаф был перед вами. Угадайте что лежит в шкафу?» (полотенце).

Когда дети угадают, полотенце можно подарить К-М.

Занятие 7. Осень.

Образовательные задачи.

“Количество и счет” Формировать представления: о множественных и единичных количествах; о числах “один” и “два”, их отношениях; о способах сравнения количеств (графический, наложение, приложение, счет); о независимости числа от качественных признаков (принадлежности к понятию – мальчики, девочки);

Умения считать, соблюдая правила, количественным счетом в пределах двух; определять итог счета; обозначать множественные и единичные количества словами “много” и “один”; количество из двух объектов – словом “два”, согласовывая его с названием предметов в роде и числе; сравнивать количества практическим путем (графически, наложением, приложением) и посредством чисел “один” и “два”, обозначать их отношения словами “больше”, “меньше”, “поровну, по два”.



“Величина”. Формировать представления: о параметрах величины (высота); о способах сравнения по высоте;

Умения сравнивать по высоте изображения двух объектов с помощью предмета-посредника (полоски), соблюдая правила использования посредника; использовать слова “Выше”, “ниже”, для обозначения отношений объектов по высоте.

“Время”. Формировать представления: о порах года (осень): характерные явления природы, труд людей в саду, огороде, городе, деревне, характерная одежда людей осенью; о моделях времени (“поры года”: круг, разделенный на 4 равные части разного цвета: осень – желтая, зима-голубая, лето – красная, весна – зеленая).

Умения группировать объекты по одному признаку (что бывает осенью в природе, что делают взрослые осенью, что созревает в саду осенью, во что одеваются люди осенью).

Развивать: мышление, внимание, восприятие, пам"ять; действия: сравнения, группировки по одному, двум признакам; умение находить сходство и различие; любознательность; настойчивость; графические умения (провести линию).

Воспитывать: культуру познания; интеллектуальные чувства; чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.

Материал:

Для дидактической игры “Когда это бывает” : фишки.

Для дидактической игры “Найди свій дом”: 12 демонстрационных карточек с условными изображениями домов-капель – изображением разноцветных туч: больших и маленьких; раздаточный набор вырезанных из плотной бумаги или картона капель разного цвета и размера (по 2 капли – большая и маленькая шести цветов: красная, желтая, синяя, зеленая, коричневая, белая) – всего 12.

Рис. 7. Пример оформления карточек-моделей обозначения величины и изображения капель

Для работы с учебным пособием: модель пор года, разрезной материал (полоски).

Ход занятия:

Сегодня к нам пришел К-М., который пожаловался на то, что ему холодно, от дождя он весь промок, птицы куда-то улетают, листья с деревьев падают… Что это? Когда это бывает?

Дидактическая игра “Когда это бывает?”

У детей спрашиваются приметы осени по признакам: Что делают люди осенью на огороде? (в саду, в городе, в деревне)? Во что одеваются? Что созревает в саду? На огороде? Какая погода осенью? Что делают птицы? Звери? Что происходит с деревьями? Можно задавать вопросы в стихах:

1. Пусты поля, молчит земля, день убывает, когда это бывает?

2. Листья сыплются дождем, ветер с листьями играет,

То поднимет, то бросает. Когда это бывает?

3. Под ногами шелестят желтые листочки,

Отцвели и засыхают поздние цветочки.

Дождик землю заливает. Когда это бывает?

Показывеется детям модель года, разделенная на 4 поры года с закрашенной желтым цветом одной частью. Объясняется, что груг – целый год. Она его часть закрашена желтым цветом – это осень. Предлагается посмотреть как К-М. прятался от осеннего дождя.

Психолог А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, справедливо указывал: «Нам необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Доскажи слово».

Цели:

Ход игры: Воспитатель произносит фразу, но не договари-
вает слог в последнем слове. Дети должны закончить это слово.

Ра-ра-ра - начинается иг.. Ре-ре-ре - стоит дом на го..

Ры-ры-ры - у мальчика ша.. Ри-ри ри - на ветках снеги..
Ро-ро-ро - у нас новое вед.. Ар-ар-ар - кипит наш само..

Ру-ру-ру -продолжаем мы иг.. Ры-ры-ры - детей много у го..

Дидактическая игра «Так бывает или нет?».

Цель: развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Ход игры: Воспитатель объясняет правила игры:

Я буду рассказывать историю, в которой вы должны заметить то, чего не бывает.

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках». «Наступила весна. Все птицы улетели в теплые края. Медведь залез в свою берлогу и решил проспать всю весну»...

Дидактическая игра «Найди ошибку».

Цели: развивать слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например: «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают: «Нет». А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Дид актическая игра «Какое время года?».

Цели: учить соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель задает вопрос: «Когда это бывает?» и читает текст или загадку о разных временах года.

Дидактическая игра «Доскажи слово».

Цели: развивать у детей слуховое внимание; учить отчетливо произносить многосложные слова громко.

Воспитатель произносит фразу, но не договаривает слог в последнем слове. Дети должны закончить его. Выигрывает тот, кто больше всех отгадает слов.

Дидактическая игра «Где что можно делать?»

Цель: активизация в речи глаголов, употребляющихся в определенной ситуации.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают на них.

Что можно делать в лесу? (Гулять; собирать грибы, ягоды; охотиться; слушать пение птиц; отдыхать.)

Что делают в больнице? Что можно делать на реке?

Дидактическая игра «Какая, какой, какое?»

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры:

Белка -

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое...

Мама -

Дом -

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цель:

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят слова с противоположным значением.

Сахар сладкий, а перец - … (горький).

Летом листья зелёные, а осенью…(жёлтые).

Дорога широкая, а тропинка…(узкая).

Дидактическая игра «У кого кто?»

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детёныша в единственном и множественном числе. Ребёнок, который правильно назовёт детёныша, получает фишку.

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цель: учить узнавать растение по листу (назвать растение по листу и найти его в природе).

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева и найти сходство с неопавшими листьями.

Дидактическая игра «Отгадайте, что за растение».

Цель: Описать предмет и узнать его по описанию.

Ход игры: Воспитатель предлагает одному ребёнку описать растение или загадать о нём загадку. Другие дети должны отгадать, что это за растение.

Дидактическая игра « Кто же я?»

Цель: указать названное растение.

Ход игры: Воспитатель быстро показывает на растение. Тот, кто первым назовёт растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

Дидактическая игра «Что сажают в огороде?»

Цели: учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Ход игры: Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот, выходит из игры.

Морковь (да), огурец (да), свекла (да), слива (нет) и т. д.

Дидактическая игра «Прятки».

Цели: найти дерево по описанию; отработать предлоги:

Ход игры:

Дидактическая игра «Кто больше назовет действий?»

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие действия.

Ход игры: Воспитатель задает вопросы, дети отвечают глаголами. За каждый правильный ответ дети получают фишку.

Что можно делать с цветами? (Рвать, нюхать, смотреть, поливать, дарить, сажать.)

Что делает дворник? (Подметает, убирает, поливает, чистит дорожки от снега.)

Дидактическая игра «Дети и волк».

Цель: учить понимать и употреблять в речи глаголы прошедшего времени и глаголы повелительного наклонения.

Ход игры: Выбирается «волк». Дети собирают в лесу землянику и грибы, говорят:

Дети по лесу гуляли, Но вот сучья затрещали...

Землянику собирали. И глазища засверкали...

Много ягодок везде - Дети, дети, не зевайте,

И на кочках, и в траве. Волк за елью - убегайте!

Дети разбегаются, «волк» ловит. Пойманный ребенок становится «волком», и игра начинается сначала.

Дидактическая игра «Кто (что) летает?»

Цель: закрепить знания о животных, насекомых и птицах.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Выбранный ребенок называет какой-нибудь предмет или животное, причем поднимает обе руки вверх и говорит: «Летит». Когда называется предмет, который летает, все дети поднимают обе руки вверх и говорят «летит», если нет, руки не поднимают. Если кто-то из детей ошибается, он выходит из игры.

Дидактическая игра «Что это за насекомое?».

Цели: уточнять и расширять представления о жизни насекомых осенью; описывать насекомых по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение ко всему живому.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Одна подгруппа описывает насекомое, а другая - должна угадать, кто это. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Какое что бывает?»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка...

широкой - река, дорога, лента, улица и т. д.

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

Дидактическая игра «Что это за птица?»

Цели игры: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; описывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а "другой - должны угадать, что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Дидактическая игра «Загадай, мы отгадаем»

Цели: уточнить знания о растениях сада и огорода; назвать их признаки, описывать и находить их по описанию.

Ход игры: Дети описывают любое растение в следующем порядке: форма, окраска, вкус. Водящий по описанию должен узнать растение.

Дидактическая игра «Да или нет»

Цель: учить внимательно слушать, отвечать на вопросы.
Ход игры: Воспитатель читает стихотворение, а дети
должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы? Туманы осенью плывут?

Осенью растут грибы? Ну а птицы гнезда вьют?

Тучки солнце закрывают? А букашки прилетают?

Колючий ветер прилетает? Звери норки закрывают?
Урожай весь собирают? Солнце светит очень жарко?

Птичьи стаи улетают? Можно детям загорать?

Часто-часто льют дожди? Ну а что же надо делать?

Достаем мы сапоги? Куртки, шапки надевать!

Дидактическая игра «Бывает - не бывает» (с мячом).

Цель: развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а дети должны быстро ответить.

Иней летом... (не бывает). Мороз летом... (не бывает).

Снег зимой... (бывает). Капель летом... (не бывает).

Дидактическая игра «Третий лишний» (растения).

Цель: закреплять знания о многообразии растений.

Ход игры: Воспитатель называет по 3 растения (деревья и кустарники), одно из которых «лишнее». Например, клён, липа, сирень. Дети должны определить, какое из них «лишнее» и хлопнуть в ладоши. (Клён, липа – деревья, сирень – кустарник.)

Дидактическая игра «Игра в загадки».

Цель: расширять словарь существительных в активном словаре.

Ход игры: Дети сидят на скамейке. Воспитатель загадывает загадки. Отгадавший ребёнок выходит и сам загадывает загадки. За отгадывание и загадывание загадки он получает по одной фишке. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.

Дидактическая игра

Цель: учить детей классифицировать растения по определённому признаку.

Ход игры: Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдёт нужные листья». Дети начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая собирается возле дерева первой, которая соберёт больше листьев.

Дидактическая игра: «Какое что бывает?».

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме, по качеству, по материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать как можно больше наименований, подходящих под это определение.

Ход игры: - Давайте расскажем, что бывает зелёным (огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, ёлка…); широкой (река, дорога, лента, улица…) и т.д.

Выигрывает тот, кто больше назавёт слов, за каждое правильно сказанное слово ребёнок получает фишку.

Дидактическая игра: « Подскажи словечко».

Цель: развивать находчивость, быстроту реакции.

Ход игры: Воспитатель начинает фразу, а дети заканчивают её. Кто ошибается, тот отдаёт фант. Выигрывает тот, кто сохранит все фанты.

Воспитатель. У стрекозы прозрачные крылышки, а у бабочки? (Цветные, непрозрачные.)

Ворона каркает, а сорока? (Сорока стрекочет.)

Дидактическая игра: «Помнишь ли ты эти стихи?»

Цель: развитие памяти, внимания, речевой активности.

Ход игры: педагог читает отрывки из стихотворений, знакомых детям. Дети должны произносить пропущенные слова.

Где обедал воробей? Вы не стойте слишком близко:

В зоопарке у …(зверей). Я (тигрёнок), а не (…).

Дидактическая игра: «Что это за птица?»

Цель: уточнять и расширять представления о жизни птиц осенью; рписывать птиц по характерным признакам; воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход игры: Дети делятся на 2 подруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а другой – должны угадать, что это за птица. Можно использоваь загадки. Затем свои вопросы задаёт другая подгруппа.

Дидактическая игра: «Знаешь ли ты…»

Цель: обогащать словарный запас детей названиями животных; закрепить знание модулей.

Ход игры: Заранее можно подготовить фишки. Воспитатель выкладывает в первый ряд – изображения зверей, АО второй – птиц, в третий – рыб, в четвёртый – насекомых. Играющие поочерёдно называют сначала зверей, затем птиц и т.д. и выкладываютпри правильном ответе фишку в ряд. Выигрывает выложивший больше фишек.

Дидактическая игра: «Когда это бывает?»

Цель: закреплять знания детей о частях суток.

Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей в детском саду: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т.д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают её. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь. За каждый правильный и полный ответ дети получают фишку.

Дидактическая игра: «Выдели слово».

Цели: развивать слуховое внимание; учить детей отчётливо произносить многосложные слова громко.

Ход игры: Воспитатель произносит слова и предлагает детям хлопнуть в ладоши тогда, когда они услышат слова, в которых есть звук З (песня комарика). (Зайка, мышка, кошка, замок, коза, машина, книга, звонок). Воспитатель должен произносить слова медленно, после каждого слова делать паузу, чтобы дети могли подумать.

Дидактическая игра: «Дерево, кустарник, цветок».

Цель: расширять кругозор детей.

Ход игры: Ведущий произносит слова «Дерево, кустарник, цветок…»и обходит детей. Останавливаясь, он указывает на ребёнка и считает до трёх, ребёнок должен быстро назвать то, на чём остановился ведущий. Причём названия не должны повторяться. Если ребёнок не успел или неправильно назвал, он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок.

Дидактическая игра: «У кого какой цвет?»

Цели: научить узнавать цвета, определять предметы по цвету.

Ход игры: Воспитатель показывает, например, зелёный квадрат из бумаги. Дети называют не цвет, а предмет того же цвета: трава, свитер, шляпа и т.д.

Дидактическая игра: «Когда ты это делаешь?»

Цель: закрепить культурно-гигиенические навыки и части суток.

Ход игры: Воспитатель вызывает одного ребёнка. Потом изображает какое-нибудь действие, например моет руки, чистит зубы, чистит обувь, причёсывается и спрашивает: «Когда ты это делаешь?» если ребёнок отвечает, что чистит зубы утром, дети поправляют: «Утром и вечером». В роли ведущего может быть один из детей.

Дидактическая игра: «Кто кем был (будет)?»

Цель:

Ход игры: Ребёнок отвечает на вопрос взрослого: «Кем будет (или чем будет)… яйцо, цыплёнок, мальчик, жёлудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань и т.д.?». Если дети придумывают несколько вариантов, например: из яйца – цыплёнок, утёнок, птенчик, крокодильчик, то они получают дополнительные фанты. Или воспитатель спрашивает: «Кем был раньше птенец (яйцом), хлеб (мукой), машина (металлом).

Дидактическая игра: «Лето или осень».

Цели: закрепить знания признаков осени, дифференциация от признаков лета; воспитание ловкости.

Ход игры: Воспитатель и дети стоят в кругу.

Если листики желтеют – это…(и бросает одному из детей. Ребёнок ловит мяч и говорит, бросая его обратно воспитателю: «Осень»).

Дидактическая игра: «Брать – не брать».

Цели: увеличение словарного запаса по теме «Ягоды»; дифференциация лесных и садовых ягод; развитие слухового внимания.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель объясняет, что будет произносить название лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой, потянуться, подняв руки вверх. Земляника, ежевика, крыжовник, клюква, красная смородина, клубника, чёрная смородина, брусника, малина.

Дидактическая игра: «Кто скорее соберёт?»

Цели: учить детей группировать овощи и фрукты; воспитывать быстроту реакции на слова воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры: Дети делятся на две команды: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя команды начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

Дидактическая игра: «Будь внимательным».

Цели:

Внимательно послушайте стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Назовите сначала летнюю одежду, а затем зимнюю.

Дидактическая игра: «Кому что нужно?»

Цель: упражнять в классификации предметов, умении называть вещи, необходимые людям определённой профессии.

Давайте вспомним, что нужно для работы людям разных профессий. Я буду называть профессию, а вы скажите, что ему нужно для работы. Воспитатель называет профессию, дети говорят, что нужно для работы. А затем во второй части игры воспитатель называет предмет, а дети говорят, для какой профессии он может пригодиться.

Дидактическая игра «Отгадай-ка!».

Цели: описывать предмет, не глядя на него, выделять в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Ход игры: По сигналу воспитателя, ребенок, получивший фишку, встает и дает по памяти описание любого предмета, а затем передает фишку тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребенок описывает свой предмет, передает предмет следующему и т. д.

Дидактическая игра «Где что лежит?».

Цели: закрепить правильное произношение определенных звуков в словах; учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком.

Ход игры: Воспитатель называет предмет и предлагает детям ответить, куда его можно положить.

Например: «Мама принесла хлеб и положила его в... (хлебницу).

Маша насыпала сахар... Куда? (В сахарницу.)

Вова вымыл руки и положил мыло... Куда? (В мыльницу.)

Дидактическая игра «Закончи предложение».

Цель: учить дополнять предложения словом противоположного значения.

Ход игры: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают, только говорят противоположные по смыслу слова.

Сахар сладкий, а перец - ... (горький).

Летом листья зеленые, а осенью - ... (желтые).

Дорога широкая, а тропинка - ... (узкая).

Лед тонкий, а ствол - ... (толстый).

Дидактическая игра «Что умеют делать звери?».

Цели: расширять в сознании смысловое содержания слова;учить создавать самые разнообразные словесные сочетания.

Ход игры: Дети превращаются в «зверей». Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно получает картинку с изображением животного.

Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю припасы: орехи собираю, грибы сушу.

Я собака, кошка, медведь, рыба и т. д.

Дидактическая игра «Кто же я?».

Цель игры: указать названное растение.

Ход игры: Воспитатель быстро указывает на растение. Тот, кто первым назовет растение и его форму (дерево, кустарник, травянистое растение), получает очко.

Дидактическая игра «Путешествие».

Цель: найти дорогу по названиям знакомых растений и других природных объектов.

Ход игры: Воспитатель выбирает одного-двух ведущих, которые по заметным ориентирам (деревья, кустарники, клумбы с определенными растениями) определяют дорогу, по которой должны пройти все дети к спрятанной игрушке.

Дидактическая игра «Придумай другое слово».

Цель: расширять словарный запас.

Ход игры: Воспитатель говорит: «Придумайте из одного слова другое, похожее. Можно сказать: бутылка из-под молока; а можно сказать молочная бутылка». Кисель из клюквы (клюквенный кисель); суп из овощей (овощной суп); пюре из картофеля (картофельное пюре).

Ди дактическая игра «Какая, какой, какое?».

Цели: учить подбирать определения, соответствующие данному предмету, явлению; активизировать усвоенные ранее слова.

Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.

Белка - рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая...

Пальто - теплое, зимнее, новое, старое...

Мама - добрая, ласковая, нежная, любимая, дорогая...

Дом - деревянный, каменный, новый, панельный...

Солнце - летнее, зимнее, теплое...

Дидактическая игра «Кто больше вспомнит?».

Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия процесса.

Ход игры: Карлсон просит посмотреть на картинки и рассказать, что они делают, что еще умеют делать.

Метель - метет, вьюжит, пуржит.

Дождь - льет, моросит, накрапывает, капает, начинается, хлещет...

Ворона - летает, каркает, сидит, ест, вьет, присаживается... и т. д.

Дидактическая игра «О чем я сказала?».

Цели: учить различать в слове несколько значений, сравнивать эти значения, находить общее и различное в них.

Ход игры: Воспитатель говорит, что есть слова близкие, есть противоположные по смыслу, а есть слова, которые мы употребляем часто и много разных предметов называем этими словами.

Головка - голова человека, девочки, куклы, лука, чеснока.

Иголка - у шприца, у елки, сосны, швейная иголка, у ежика...

Нос - у человека, парохода, самолета, чайника... Ушко, ножка, ручка, молния, горлышко, крыло и т. д.

Дидактическая игра «О чем еще так говорят?».

Цели: закреплять и уточнять значение многозначных слов; воспитывать чуткое отношение к сочетаемости слов по смыслу.

Ход игры: Подскажите Карлсону, о чем еще можно так сказать:

Идет дождь: идет - снег, зима, мальчик, собака, дым.

Играет - девочка, радио...

Горький - перец, лекарство... и т. д.

Дидактическая игра «Что это значит?».

Цель: учить сочетать слова по смыслу, понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры: Можно ли так сказать? Как вы понимаете это выражение?

Свежий ветер - прохладный.

Свежая рыба - недавно выловленная, неиспортившаяся.

Свежая рубашка - чистая, выглаженная, выстиранная.

Свежая газета - новая, только что купленная.

Свежая краска - незасохшая.

Свежая голова - отдохнувшая.

Глухой старик - тот, кто ничего не слышит.

Глухая ночь - тихая, безлюдная, темная.

Глухой лай собак - отдаленный, плохо слышный.

Дидактическая игра «Кто чем питается?».

Цель: закрепить знания о домашних животных.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети говорят, чем это животное должны кормить его хозяева.

Дидактическая игра «Догони свою тень».

Цель: познакомить с понятием света и тени.

Ход игры:

Воспитатель. Кто отгадает загадку.

Я иду - она идет,

Я стою - она стоит,

Побегу - она бежит. (Тень.)

В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появится темное пятно, это есть отражение, оно называется тенью (солнце посылает на землю свои лучи, они распространяются во все стороны). Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень. (Где еще есть тень? На что похожа?) Догони тень. Потанцуйте с тенью.

Дидактическая игра «Прятки».

Цель: найти дерево по описанию, одновременно отрабатываются предлоги: за, около, перед, рядом, из-за, между, на.

Ход игры: По заданию воспитателя часть детей прячется за деревьями и кустарниками. Ведущий по инструкции воспитателя ищет (найди, кто спрятался за высоким деревом, низким, толстым, тонким).

Дидактическая игра «Эхо».

Цель: учить внимательно слушать и повторять только после сигнала.

Ход игры: Воспитатель произносит звук или слово, дети должны правильно повторить за взрослым. Затем главная роль передается ребенку.

Дидактическая игра «Подбери нужное слово».

Цель: развивать умение подбирать слова по смыслу.

Ход игры: Воспитатель начинает произносить фразу, а детям предлагает ее закончить, подбирая соответствующие слова.

B аквариуме плавают... (рыбки).

«Снег тает, потому что...»

«Высоко на дубу сидит и каркает... (кто?)» (Ворона.)

«На огороде вырос больной, зеленый... (огурец)» и т. д.

Д идактическая игра «Добрые слова».

Цель: развитие речевой активности.

Ход игры: Подчеркнуть, что есть много разных добрых слов, их надо чаще говорить взрослым и детям. Добрые слова всегда помогают в жизни, а злые вредят. Вспомнить добрые слова, когда и как их говорят. Придумать разные добрые слова для солнышка и березы.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Цель: учить подбирать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Ход игры: Воспитатель называет слово, а дети должны одобрать слова в уменьшительно-ласкательной форме.

Заяц - зайчонок, зайчоночек, зайчишка...

Бабушка - бабулечка, бабуля, бабуленька...

Мама -мамусик, мамуля, мамуленька...

Солнце - солнышко...

Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве».

Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.

Ход игры: Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой.

Дидактическая игра «Узнай, чей лист».

Цели игры: узнавание растения по листу: назвать растение по листу и найти его в природе.

Ход игры: На прогулке собрать опавшие листья с деревьев, кустарников. Показать детям, предложить узнать, с какого дерева, и найти доказательство (сходство) с листьями, имеющими разнообразную форму.

Дидактическая игра « Будь внимательным».

Цели: развитие слухового внимания, речевого слуха; увеличение словарного запаса; дифференциация зимней и летней одежды.

Ход игры: Воспитатель предупреждает детей, что они должны внимательно слушать стихи об одежде, чтобы потом перечислить все названия, которые встретятся в этих стихах. Дети должны сначала назвать летнюю одежду, а затем зимнюю.

Дидактическая игра «Кто как передвигается?».

Цель: закреплять знания о способах передвижения насекомых.

Ход игры: Воспитатель стоит в кругу, в руках у него мяч. Он называет способ передвижения насекомого и бросает мяч одному из детей. Поймавший должен назвать насекомое, которое передвигается этим способом.

Например: прыгает – кузнечик; летает – бабочеа; ползает – гусеница; бегает – муравей и т.д.



 
Статьи по теме:
Где найти мастера рун Witcher 3 руны
Побочные задания в дополнении «Каменные сердца» не так многочисленны, точнее, их совсем мало. Оно и понятно, водоворот событий при прохождении основного сюжета затягивает с головой, и отвлекаться от увлекательнейшего повествования совершенно не хочется. О
Прохождение castlevania lords of shadow 2
Прохождение Castlevania Lords of Shadow 2 Сначала обучение. Надо будет встать с трона и пройти в зал, где нажать все кнопки, находящиеся на дисплее слева. После появления солдат, продолжаем выполнять указания, просто бить их нет смысла. Есть некоторая пр
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке Подключаем sd
(4 оценок) Если на вашем устройстве недостаточный объем внутренней памяти, можно использовать SD-карту как внутреннее хранилище для вашего телефона Android. Данная функция, называемая Adoptable Storage, позволяет ОС Андроид форматировать внешний носител
Как повернуть колёса в GTA Online и многое другое в FAQ по GTA Online
Почему не подключается gta online?Всё просто, сервер времено выключен/неактивен или не работает. Зайди на другой.Как отключить онлайн игры в браузере. Как отключить запуск приложения Online Update Clinet в Connect manager? ... На сккоко я знаю когда ты ум