Клады кубанской земли. Тайна боярыни Галки. Где на Кубани искать несметные старинные сокровища

...Их нашли там, где когда-то стоял раскольничий скит. Но его сожгли еще три века назад - тогда по распоряжению н ижегородского архиепископа Питирима старообрядчество искоренялось огнем и мечом.
Оба «черных копателя» сжимали в руках черенки лопат. У них не было глаз - они вытекли по непонятной причине...

По легенде клад охраняет Ховала - славянское божество с 12-тью глазами.

День был ясный, солнце блеснуло на куполе соборной церкви, разлилось томным сиянием. В поварне сутра пекли караваи, ключница с прислугой убирали сенник, а боярская вдова Морозова сидела за столом на алой подушке и размышляла о том, что ее ждет.
В принципе ничего хорошего, хотя она и доводилась близкой родственницей царю Алексею Михайловичу. Все дело было в том, что Феодосья Прокопьевна не приняла реформ патриарха Никона и водила дружбу с духовным вождем раскольничества протопопом Аввакумом. А когда за ней пришел государев посланник и сказал, что она должна стоять во главе других боярынь на свадьбе «Тишайшего» (так называли государя за глаза), да еще и речь произнести, Морозова ничего не ответила, только плюнула царскому гонцу на сапог.

И теперь 39-летняя вдова томилась, не зная дальнейших дорог своей судьбы. А они будут ужасными. Пройдет раскольница и бесчисленные допросы, и раскаленное железо, и пытку на дыбе, и голодное существование в земляной яме в Боровском монастыре. Но ничего не могло сломить эту женщину. Она не отрекалась от старой веры, и ее неколебимая стойкость пугала церковных иерархов.

Это все случится потом, а пока она сидела и размышляла. Вставала, молилась, крестясь, как в былые годы, не тремя, а двумя перстами и вдруг вспомнила что-то важное. Боярыня звякнула колокольчиком, позвала служанку.

Глаша, - объяснила боярыня, - я хочу отослать эти яхонты, эти диаманты-алмазы, эти жемчуга в надежное место, в лесные края. Заворожи их, навяжи узлы-наузы, дабы не достались они богомерзкому человеку, а если завладеет ими ненароком, пусть его ждет страшная погибель. А ежели придется прятать их в земле, поспособствуй, чтобы клад охраняла Ховала. Дабы тот, кто покусится на сокровища, вмиг ослеп.


Погиб при невыясненных обстоятельствах

Поздно вечером ко мне нагрянула милиция, - рассказывает Виктор Платяничко. - Стали допрашивать: где я находился в такое-то время. В общем, стало понятно, что меня подозревают в совершении какого-то преступления Но у меня было железное алиби. Стали проверять, все сошлось. И тогда мне сообщили: мой дед погиб при невыясненных обстоятельствах. А я навещал его пару дней назад. Пили чай с мятой и зверобоем, дед выглядел молодцом, храбрился, даже продемонстрировал мне, как он на перекладине подтягивается. Это в его-то годы! Кто мог предположить, что такое может случиться?

О смерти деда сообщили соседи. Они увидели его, буквально выползающего из своей квартиры. Дед ничего не видел - вместо глаз у него были кровавые впадины. В больнице он скончался.
Следствие зашло в тупик. Преступник, если таковой действительно был, не оставил никаких следов. Не нашли ничего подозрительного и в раскрытой тетрадке на столе, в которой дед (его звали Илья Тимофеевич) делал выписки из истории старообрядчества.

Виктор не понимал, откуда у деда возник интерес к этой тематике. Он всю жизнь проработал экономистом. Впрочем, кое-какие детали, на которые юный Платяничко не обращал внимания, неожиданно всплыли из памяти. Он, например, не раз слышал от деда, что его предки жили в лесу - они были старообрядцами. Второй момент. Дед как-то обмолвился: дескать, вырастешь - открою тебе великую тайну. Но так и не открыл. То ли не успел, то ли не захотел, то ли решил уберечь внука от какой-то опасности.


Тетрадка деда

Спустя полгода Виктор наконец-то заполучил тетрадку деда. И когда он прочитал записи в ней, ему многое стало ясно.

На первой странице в качестве эпиграфа значилось: «Что дороже всего, что оплачено многими жизнями? В Библии сказано: «Ищите и обрящете». Последуй велению, посчитай слова. Это количество шагов, которые тебе нужно пройти».

То есть цель свою Илья Тимофеевич обозначил сразу, - говорит Виктор Платяничко, - найти клад боярыни Морозовой. Он проследил перемещения ее сокровищ -а они были немалые - с 16 ноября 1671 года, когда ее вместе с сестрой Евдокией взяли под стражу. Тогда слуге Ивану удалось переправить алмазы и жемчуг в надежное место. Но в Соловках вскоре вспыхнуло восстание. Его быстро подавили, но некоторым монахам удалось уйти от царских карателей. Они бежали в нижегородские леса. И прихватили с собой заветный ларец Феодосьи Морозовой. Здесь ее драгоценности находились под надежной охраной вплоть до первой четверти XVIII века. И когда скиты запылали один за другим, а на старообрядцев обрушились репрессии, самоцветы закопали в двух разных местах. Согласно легенде один из кладов охраняет Ховала - дух с 12 глазами. Увидишь его - ослепнешь. Другой клад сторожит Мара - дух, насылающий всякие видения.


Блуждающие огоньки

Виктор все-таки определился с координатами и ориентирами. Да, это наши лесные края. Да, действительно жемчуг и алмазы Морозовой могут быть тут спрятаны. И дед каким-то непостижимым образом об этом узнал. Более того, он даже вычислил, сколько надо сделать шагов на север от огромного валуна рядом с болотом. Илья Тимофеевич подсчитал количество букв во фразе «Ищите и обрящете». Их 14.

А найдет ли этот клад он, Виктор? Справится ли с духами-охранниками? Если чувствует в себе силы, надо ехать туда на разведку. И он поехал.

Но место это Виктор нашел не сразу. Всхолмленный водораздел, полутораметровые валуны, речка, впадающая в озеро. Рядом -торфяное болото. Вокруг стеной стоят вековые сосны и пихты с березовым подлеском. Все так, как на схеме. Однако пришлось довольно долго кружить по лесу, причем несколько раз возвращаться туда, откуда он начинал свой поиск. Конечно же, вспомнились рас-сказки деда. Точно: это Блуд водит - еще один дух-охранник, задача которого - увести «черного копателя» куда-нибудь подальше.

Ночь выдалась душной, -рассказывает Виктор Платяничко. Смотрю, а метрах в тридцати от меня огни заплясали. Откуда они взялись? Казалось бы, ниоткуда.
Что было потом, словами описать трудно.


Явление Ховалы

Дух, охраняющий клад, материализовался из тумана, парящего над водой. Огромный, не вмещающийся в сознание, он приближался к Виктору. И Виктор понял: это
- мышеловка. Мышеловка, которая мучительна и безысходна оттого, что человек, который туда его запихнул, был он сам. Каким местом думал, когда ехал сюда?
Но сожалеть об этом было уже поздно. Выросшее сердце распирало грудь, становилось поперек горла. Страх окатил ледяной волной.

Виктор представил, как дед выползает из своей квартиры с вытекшими глазами. «Нет! - пронеслось в голове. - Смотреть на все это нельзя. Только не смотреть!»
Он перевернулся на живот и накрыл голову штормовкой. Но это не помогало. Жаркий туман приближался. Впору было молиться, чтобы стать невидимкой.
В голову пришла простая мысль: надо попытаться пообщаться с Ховалой телепатически, внушить ему, что лес достаточно велик, чтобы в нем хватило места для нас двоих, а на клад он и не покушается вовсе.

И между прочим, это сработало,
- говорит Виктор. - Туман - я чувствовал его опаляющее дыхание - коснулся меня и поплыл обратно. Но я еще долго лежал, укрытый штормовкой, боялся: а вдруг сделаю что-то не так. Слава Богу, обошлось.


Поножовщина среди «бегунов»

Виктор даже не делал попыток откопать зарытые сокровища. Может быть, поэтому с ним не поступили так сурово, как с другими.

Илья Тимофеевич в своей тетрадке вел счет жертвам Ховалы и Мары.С 1932 года их не меньше двух десятков. И самый большой «урожай» на счету так называемых «бегунов» - секты, которая в 30-х годах прошлого века буквально терроризировала сельское население Ярославской, Вятской, Ивановской и Нижегородской областей. Проникли сектанты также в Казань, Каргополь и Нижний Тагил.

«Бегуны» делились на благодетелей, странников и скытников. В роли благодетелей выступали зажиточные крестьяне, которые ссужали секту деньгами и продуктами. Странниками назывались вербовщики и связные между благодетелями и тайными лесными схронами, а скрытники молились и постились до смерти.

Окольными путями «бегуны» пришли и на Нижегородчину. Вырыли в лесу землянки, появлялись и в городах. Говорили о конце света, уточняя, что к нему надо быть готовыми ежеминутно. И уж лучше самому принять смерть, чем рисковать вечным блаженством в Царствии небесном. Лучше умереть, чем жить в пороке с безбожниками, а ежели любишь деток - убей их поскорее, дабы не вышли из них поклонники Антихриста.

Каким-то образом «бегуны» прослышали о жемчуге и алмазах боярыни Морозовой. Но где зарыты клады, они толком не знали. Взялись за лопаты и стали копать где попало.
А время отсчитывало минуты, дни, недели. В бесцельных поисках прошел 1930-й год, а затем и 1931-й. И тут неожиданно они попали, что называется, в яблочко.


Один из кладов охраняет Ховала - дух с 12 глазами

Но завороженный клад в руки «бегунам» не дался. Мара наслал видения, и сектанты затеяли между собой поножовщину. В тот день было зарезано сразу 11 человек!

«Черные копатели» и сегодня едут в эти лесные края за жемчугом и алмазами. В начале 90-х годов прошлого века какими-то правдами и неправдами узнали о здешних кладах двое жителей Белокаменной. У них якобы даже была подробная карта местности с указанием, где надо копать. И москвичи вроде бы взяли сокровища, но Мара опять задурил им головы. Драгоценности вмиг превратились в глиняный горшок с углями.
Вконец раздосадованные, кладоискатели хотели вернуться туда, где вели раскопки, да не тут-то было! Место это попросту исчезло.

В бессильной злобе «черные копатели» стали поносить не менее черными словами и великую мученицу боярыню Феодосью Морозову, и тех, кто заворожил клад, да и вообще весь белый свет. И жестоко за это поплатились. Их безглазые трупы нашли не сразу.

А еще ходят слухи, что в этих краях заговоренные клады принимают различные образы. То петуха, то жеребенка, то свиньи. И выглядят они столь диковинно, что всякому становится ясно: это именно клад, и ничего больше. Только вот подойти к нему ближе, чем на десять шагов, никак не получается.
Один только вопрос: оставила ли для кого-то «ключ» к сокровищам опальная боярыня?


Сергей СТЕПАНОВ.
«Приключения. Тайны. Чудеса».

«Говорят, до Великой Отечественной многие здания в станице Ленинградской Краснодарского края соединялись подземными переходами со множеством ниш и тайников. До нашего времени они сохранились частично в центре: под зданиями ЗАГСа, гимназии, паспортного стола... Молва утверждает, что порой из подземелья доносятся стоны неприкаянной хуторской Боярыни, охраняющей несметные богатства, - пишет читатель «АиФ-Юг» Юрий Харчук. - Как ни удивительно, мистическое предание имеет под собой историческую основу...»

Драгоценный груз

Начать рассказ следует с событий далекого 1917 года. Именно тогда, как следует из документов, хранящихся в архивах северной столицы, из Петрограда в Ейск, старый купеческий город на Азовском побережье, отправился первый (из трех) эшелонов с ценным грузом. Вагоны были буквально набиты золотом, серебром и прочими ценностями. Также на юг отправилось спецоборудование для чеканки монет, медные, серебряные и золотые пластины для их изготовления.

Происхождение ценный груз имел легальное, все это были вклады Петроградской ссудной казны. В этом ломбарде государственного масштаба хранились частные вклады в монетах из драгметалла, ювелирные украшения и коллекции антиквариата, принадлежащие богатейшим людям своего времени (в том числе семье Романовых).

В Петрограде, как мы знаем, было неспокойно. Поэтому-то в октябре 1917-го временное правительство, возглавляемое Керенским, и приняло решение об эвакуации сокровищ в Москву (туда отправилось 90-95% всех ценностей) и Ейск. Только в одном из трех ейских эшелонов, согласно сохранившейся описи, ценных вещей насчитывалось на сумму, превышавшую 4 миллиона рублей. Учитывая, что, равно как и сегодня, в России было принято занижать истинную ценность груза, чтобы не платить страховые сборы, о действительной его стоимости можно только догадываться.

Верный след

Поменяв дислокацию на спокойный Ейск, ссудно-сберегательная касса не осела бездвижно в хранилищах. Она продолжила свою работу и по-прежнему выдавала вклады и ссуды. Для этого из Петрограда в кубанский городок переехали 110 служащих, обеспечивавших работу казны на новом месте. В Ейске несметные сокровища находились около 8 месяцев. К весне 1918-го революционные настроения, выражавшиеся лозунгом «грабь награбленное», докатились и до курортного местечка. Имущество кассы пришлось быстро спасать.

Темной ночью в стоявший под парами эшелон погрузили драгоценные ящики и повезли их через Тихорецкую (там простояли неделю) на Екатеринодар. По пути, у станицы Щербиновской, на эшелон было совершено нападение, часть ценностей разграбили. Не исключено, что в грабеже участвовали жители окрестностей, оповещенные о ценном грузе по сарафанному радио.

С тех самых пор интересовались судьбой сокровищ, делали попытки найти хоть какой-то их след многие. В том числе известный в станице Ленинградской человек, бывший директор станции юных техников Александр Григорьевич Филобок. Он исследовал множество подвалов и схронов Новощербиновской и прочих поселений района и в 2001 году получил доказательство того, что зона поисков верная.

Один фермер принес ему фотографии из семейного альбома. На снимках были запечатлены его дед и отец за работой в кузне. В разных ракурсах, в том числе и возле пресса. И - великая удача! Сам этот пресс сохранился. Примечательным в нем было клеймо с аббревиатурой СМД (Санкт-Петербургский монетный двор). Порасспросив стариков-старожилов, Филобок выяснил, что в Щербиновском районе этого оборудования, особенно вблизи ж/д путей, валялось немало (видимо, в ходе грабежа его просто выкидывали из вагонов.) В гражданскую войну ценность оно представляло разве что для мастеров, работающих по железу, вот и разобрали по кузням. Логично предположить, что точно так же - по-хозяйски, на черный день - были припрятаны и сокровища.

Жадность женщину сгубила

Не приходится сомневаться, что в кровавой мясорубке Гражданской войны уцелел далеко не каждый из новых владельцев ценностей. Наверное, немало их погибло, никому не сообщив, где сокровища спрятали. Но говорят, вещицы из казны периодически «всплывали» в голодные 30-40-е годы ХХ столетия - чтобы выжить, люди меняли их на еду. В чьих же руках могло сконцентрироваться богатство?

Местные предания сохранили историю об одной предприимчивой даме, обиравшей земляков. Якобы в конце 20-х - начале 30-х она имела доступ к продовольственным складам и меняла на продукты обручальные кольца, золотые и серебряные часы, иконные оклады, перстни, монеты… Молва приписывает ей и владение трехпудовой (48 кг) статуей «Голубиная ангелица», изготовленной из чистого золота, украшенной бриллиантами, изумрудами, рубинами, черным жемчугом и другими драгоценными камнями. В народных сказах она известна как хуторская боярыня Галка. Так прозвали ее за стяжательство и стремление к красивой и роскошной жизни.

По легенде, Галка плохо кончила. В итоге ей жестоко отомстили бедствующие станичники, заживо замуровав в каком-то подвале, где она обустроила свое золотохранилище. Находятся люди, которые утверждают, что лично слышали доносящийся из-под земли вой. Наверное, просто ветер? А может, это призрак воет, навеки обреченный сторожить свой клад?

«Говорят, до Великой Отечественной многие здания в станице Ленинградской Краснодарского края соединялись подземными переходами со множеством ниш и тайников. До нашего времени они сохранились частично в центре: под зданиями ЗАГСа, гимназии, паспортного стола... Молва утверждает, что порой из подземелья доносятся стоны неприкаянной хуторской Боярыни, охраняющей несметные богатства, - пишет читатель «АиФ-Юг» Юрий Харчук. - Как ни удивительно, мистическое предание имеет под собой историческую основу...»

Драгоценный груз

Начать рассказ следует с событий далекого 1917 года. Именно тогда, как следует из документов, хранящихся в архивах северной столицы, из Петрограда в Ейск, старый купеческий город на Азовском побережье, отправился первый (из трех) эшелонов с ценным грузом. Вагоны были буквально набиты золотом, серебром и прочими ценностями. Также на юг отправилось спецоборудование для чеканки монет, медные, серебряные и золотые пластины для их изготовления.

Ахиллес, амазонки и бедняжка Ио. Пять самых известных мифов о Черном море

Происхождение ценный груз имел легальное, все это были вклады Петроградской ссудной казны. В этом ломбарде государственного масштаба хранились частные вклады в монетах из драгметалла, ювелирные украшения и коллекции антиквариата, принадлежащие богатейшим людям своего времени (в том числе семье Романовых).

В Петрограде, как мы знаем, было неспокойно. Поэтому-то в октябре 1917-го временное правительство, возглавляемое Керенским, и приняло решение об эвакуации сокровищ в Москву (туда отправилось 90-95% всех ценностей) и Ейск. Только в одном из трех ейских эшелонов, согласно сохранившейся описи, ценных вещей насчитывалось на сумму, превышавшую 4 миллиона рублей. Учитывая, что, равно как и сегодня, в России было принято занижать истинную ценность груза, чтобы не платить страховые сборы, о действительной его стоимости можно только догадываться.

Верный след

Поменяв дислокацию на спокойный Ейск, ссудно-сберегательная касса не осела бездвижно в хранилищах. Она продолжила свою работу и по-прежнему выдавала вклады и ссуды. Для этого из Петрограда в кубанский городок переехали 110 служащих, обеспечивавших работу казны на новом месте. В Ейске несметные сокровища находились около 8 месяцев. К весне 1918-го революционные настроения, выражавшиеся лозунгом «грабь награбленное», докатились и до курортного местечка. Имущество кассы пришлось быстро спасать.

Тайна Афродиты. Ученые считают, что нашли на Кубани самый древний гороскоп

Темной ночью в стоявший под парами эшелон погрузили драгоценные ящики и повезли их через Тихорецкую (там простояли неделю) на Екатеринодар. По пути, у станицы Щербиновской, на эшелон было совершено нападение, часть ценностей разграбили. Не исключено, что в грабеже участвовали жители окрестностей, оповещенные о ценном грузе по сарафанному радио.

С тех самых пор интересовались судьбой сокровищ, делали попытки найти хоть какой-то их след многие. В том числе известный в станице Ленинградской человек, бывший директор станции юных техников Александр Григорьевич Филобок. Он исследовал множество подвалов и схронов Новощербиновской и прочих поселений района и в 2001 году получил доказательство того, что зона поисков верная.

Один фермер принес ему фотографии из семейного альбома. На снимках были запечатлены его дед и отец за работой в кузне. В разных ракурсах, в том числе и возле пресса. И - великая удача! Сам этот пресс сохранился. Примечательным в нем было клеймо с аббревиатурой СМД (Санкт-Петербургский монетный двор). Порасспросив стариков-старожилов, Филобок выяснил, что в Щербиновском районе этого оборудования, особенно вблизи ж/д путей, валялось немало (видимо, в ходе грабежа его просто выкидывали из вагонов.) В гражданскую войну ценность оно представляло разве что для мастеров, работающих по железу, вот и разобрали по кузням. Логично предположить, что точно так же - по-хозяйски, на черный день - были припрятаны и сокровища.

Жадность женщину сгубила

Тайная лаборатория. Ученые Кубани консультировали аграриев после Чернобыля

Не приходится сомневаться, что в кровавой мясорубке Гражданской войны уцелел далеко не каждый из новых владельцев ценностей. Наверное, немало их погибло, никому не сообщив, где сокровища спрятали. Но говорят, вещицы из казны периодически «всплывали» в голодные 30-40-е годы ХХ столетия - чтобы выжить, люди меняли их на еду. В чьих же руках могло сконцентрироваться богатство?

Местные предания сохранили историю об одной предприимчивой даме, обиравшей земляков. Якобы в конце 20-х - начале 30-х она имела доступ к продовольственным складам и меняла на продукты обручальные кольца, золотые и серебряные часы, иконные оклады, перстни, монеты… Молва приписывает ей и владение трехпудовой (48 кг) статуей «Голубиная ангелица», изготовленной из чистого золота, украшенной бриллиантами, изумрудами, рубинами, черным жемчугом и другими драгоценными камнями. В народных сказах она известна как хуторская боярыня Галка. Так прозвали ее за стяжательство и стремление к красивой и роскошной жизни.

По легенде, Галка плохо кончила. В итоге ей жестоко отомстили бедствующие станичники, заживо замуровав в каком-то подвале, где она обустроила свое золотохранилище. Находятся люди, которые утверждают, что лично слышали доносящийся из-под земли вой. Наверное, просто ветер? А может, это призрак воет, навеки обреченный сторожить свой клад?

Изобразить конфликт личности и государства, противостояние черного пятна фону - для Сурикова художественные задачи одинаковой важности. «Боярыни Морозовой» вообще могло не быть, если бы не ворона в зимнем пейзаже.

«...Раз ворону на снегу увидал. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила. Черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом «Боярыню Морозову» написал» , - вспоминал Василий Суриков о том, как появился замысел картины. На создание «Утра стрелецкой казни», полотна, сделавшего его знаменитым, Сурикова вдохновили интересные рефлексы на белой рубахе от пламени зажженной свечи при дневном свете. Художник, детство которого прошло в Сибири, похожим образом вспоминал палача, проводившего публичные казни на городской площади Красноярска: «Черный эшафот, красная рубаха - красота!»

На картине Сурикова изображены события 29 ноября (по н. ст. - Прим. «Вокруг света» ) 1671 года, когда Феодосию увозили из Москвы в заключение.

Неизвестный современник героини в «Повести о боярыне Морозовой» рассказывает: «И везена бысть мимо Чудова (монастыря в Кремле, куда ее ранее конвоировали на допрос. - Прим. «Вокруг света») под царские переходы. Руку же простерши десную свою… и ясно изобразивши сложение перст, высоце вознося, крестом ся часто ограждаше, чепию же такожде часто звяцаше» .

1. Феодосия Морозова. «Персты твои тонкостны... очи твои молниеносны» , - говорил о Морозовой ее духовный наставник протопоп Аввакум. Суриков сначала написал толпу, а затем стал искать подходящий типаж для главной героини. Художник пробовал писать Морозову со своей тетки Авдотьи Васильевны Торгошиной, которая интересовалась старообрядчеством. Но ее лицо терялось на фоне многоцветной толпы. Поиски продолжались, пока однажды к старообрядцам не приехала с Урала некая Анастасия Михайловна. «В садике, за два часа» , по словам Сурикова, он написал с нее этюд: «И как вставил ее в картину - она всех победила» .

Разъезжавшую до опалы в роскошных экипажах боярыню везут в крестьянских санях, чтобы народ видел ее унижение. Фигура Морозовой - черный треугольник - не теряется на фоне окружившего ее пестрого людского сборища, она как бы разбивает эту толпу на две неравные части: взволнованных и сочувствующих - справа и равнодушных и глумящихся - слева.

2. Двоеперстие. Так складывали пальцы, крестясь, старообрядцы, тогда как Никон насаждал троеперстие. Креститься двумя пальцами на Руси было принято издавна. Два пальца символизируют единство двойной природы Иисуса Христа - божественной и человеческой, а загнутые и соединенные три оставшихся - Троицу.

3. Снег. Интересен живописцу тем, что меняет, обогащает колористику находящихся на нем предметов. «На снегу писать - все иное получается, - говорил Суриков. - Вон пишут на снегу силуэтами. А на снегу все пропитано светом. Все в рефлексах лиловых и розовых, вон как одежда боярыни Морозовой - верхняя, черная; и рубаха в толпе…»



4. Дровни. «В дровнях-то какая красота: в копылках, в вязах, в саноотводах, - восторгался живописец. - А в изгибах полозьев, как они колышутся и блестят, как кованые... Ведь русские дровни воспеть нужно!..» В переулке рядом с московской квартирой Сурикова зимой наметало сугробы, и туда часто заезжали крестьянские сани. Художник ходил следом за дровнями и зарисовывал борозды, оставленные ими на свежем снегу. Суриков долго искал то расстояние между санями и краем картины, которое даст им динамику, заставит «поехать».

5. Одежда боярыни. В конце 1670 года Морозова тайно постриглась в монахини под именем Феодоры и поэтому носит строгие, хоть и дорогие, черные одежды.

6. Лестовка (у боярыни на руке и у странника справа). Кожаные старообрядческие четки в виде ступеней лестницы - символа духовного восхождения, отсюда и название. При этом лестовка замкнута в кольцо, что означает непрестанную молитву. У каждого христианина-старообрядца должна быть своя лестовка для молитвы.

7. Смеющийся поп. Создавая персонажей, живописец выбирал самые яркие типажи из народа. Прототип этого священника - дьячок Варсонофий Закоурцев. Суриков вспоминал, как в возрасте восьми лет ему пришлось всю ночь править лошадьми на опасной дороге, поскольку дьячок, его попутчик, по обыкновению, напился.

8. Церковь. Написана с храма Николая Чудотворца в Новой Слободе на Долгоруковской улице в Москве, недалеко от дома, где жил Суриков. Каменный храм построили в 1703 году. Здание сохранилось до наших дней, но требует реставрации. Очертания церкви на картине туманны: художник не хотел, чтобы она была узнаваема. Судя по первым эскизам, Суриков поначалу собирался, в соответствии с источниками, изобразить на заднем плане здания Кремля, но потом решил перенести место действия на обобщенную московскую улицу XVII века и сосредоточиться на разнородной толпе горожан.

9. Княгиня Евдокия Урусова. Родная сестра Морозовой под ее влиянием тоже примкнула к раскольникам и в итоге разделила участь Феодосии в Боровском остроге.

10. Старуха и девушки. Эти типажи Суриков нашел в старообрядческой общине на Преображенском кладбище. Там его хорошо знали, и женщины соглашались позировать. «Нравилось им, что я казак и не курю» , - рассказывал художник.

11. Завернувшийся платок. Случайная находка художника еще на стадии этюда. Задравшийся кверху край дает понять, что боярышня только что поклонилась осужденной низко, до земли, в знак глубокого почтения.

12. Монахиня. Ее Суриков писал с приятельницы, дочери московского священника, готовившейся принять постриг.

13. Посох. Суриков увидел такой в руке у старухи-паломницы, что шла по тракту на Троице-Сергиеву лавру. «Я схватил акварель да за ней, - вспоминал художник. - А она уже отошла. Кричу ей: «Бабушка! Бабушка! Дай посох!» А она и посох-то бросила - думала, разбойник я» .

14. Странник. Подобные типажи скитальцев-богомольцев с посохами и котомками встречались и в конце XIX века. Этот странник - идейный союзник Морозовой: он снял шапку, провожая осужденную; у него такие же, как у нее, старообрядческие четки. Среди этюдов к этому образу есть автопортреты: когда художник решил изменить поворот головы персонажа, паломника, который ему позировал изначально, было уже не найти.

15. Юродивый в веригах. Сочувствуя Морозовой, он крестит ее таким же раскольничьим двоеперстием и не боится наказания: юродивых на Руси не трогали. Подходящего натурщика художник нашел на рынке. Мужичок, торговавший огурцами, согласился позировать на снегу в одной холщовой рубахе, и живописец растирал его озябшие ноги водкой. «Я ему три рубля дал, - рассказывал Суриков. - Это для него большие деньги были. А он первым долгом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Вот какой человек был» .

16. Икона «Богоматерь Умиление». На нее поверх толпы смотрит Феодосия Морозова. Мятежная боярыня намерена держать ответ только перед небом.

О мятежной боярыне Суриков впервые услышал в детстве от крестной матери Ольги Дурандиной. В XVII веке, когда царь Алексей Михайлович поддержал реформу русской церкви, проводимую патриархом Никоном, Феодосия Морозова, одна из самых родовитых и влиятельных женщин при дворе, воспротивилась нововведениям. Ее открытое неподчинение вызвало гнев монарха, и в конце концов боярыню заточили в подземную тюрьму в Боровске под Калугой, где она и умерла от истощения.

Противостояние угловатого черного пятна фону - для художника драма такая же захватывающая, как и конфликт сильной личности с монаршей властью. Передать игру цветовых рефлексов на одежде и лицах автору не менее важно, чем показать спектр эмоций в провожающей осужденную толпе. Для Сурикова эти творческие задачи не существовали по отдельности. «Отвлеченность и условность - это бичи искусства» , - утверждал он.

ХУДОЖНИК
Василий Иванович Суриков

1848 - Родился в Красноярске в казачьей семье.
1869–1875 - Учился в Санкт-Петербургской академии художеств, где за особое внимание к композиции картин получил прозвище Композитор.
1877 - Поселился в Москве.
1878 - Женился на дворянке, наполовину француженке Елизавете Шаре.
1878–1881 - Писал картину «Утро стрелецкой казни».
1881 - Присоединился к Товариществу передвижных художественных выставок.
1883 - Создал полотно «Меншиков в Березове».
1883–1884 - Путешествовал по Европе.
1884–1887 - Работал над картиной «Боярыня Морозова». После участия в XV Передвижной выставке она была куплена Павлом Третьяковым для Третьяковской галереи.
1888 - Овдовел и переживал депрессию.
1891 - Вышел из кризиса, написал .
1916 - Скончался, похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.



 
Статьи по теме:
Где найти мастера рун Witcher 3 руны
Побочные задания в дополнении «Каменные сердца» не так многочисленны, точнее, их совсем мало. Оно и понятно, водоворот событий при прохождении основного сюжета затягивает с головой, и отвлекаться от увлекательнейшего повествования совершенно не хочется. О
Прохождение castlevania lords of shadow 2
Прохождение Castlevania Lords of Shadow 2 Сначала обучение. Надо будет встать с трона и пройти в зал, где нажать все кнопки, находящиеся на дисплее слева. После появления солдат, продолжаем выполнять указания, просто бить их нет смысла. Есть некоторая пр
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке Подключаем sd
(4 оценок) Если на вашем устройстве недостаточный объем внутренней памяти, можно использовать SD-карту как внутреннее хранилище для вашего телефона Android. Данная функция, называемая Adoptable Storage, позволяет ОС Андроид форматировать внешний носител
Как повернуть колёса в GTA Online и многое другое в FAQ по GTA Online
Почему не подключается gta online?Всё просто, сервер времено выключен/неактивен или не работает. Зайди на другой.Как отключить онлайн игры в браузере. Как отключить запуск приложения Online Update Clinet в Connect manager? ... На сккоко я знаю когда ты ум