Что такое карамболь? Трехбортный карамболь Карамболь правила игры

Карамболь - разновидность безлузного бильярда и определение удара, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.

Карамбольные игры свое развитие получили во Франции. Первые упоминания о трехшаровой карамбольной партии было в 1775 году: 2 белых и один красный шары (как и теперь). Если в карамболь играли сначала на лузных столах, то с усовершенствованием киев и наклеек, которые позволяли делать невообразимые удары (в 1827 году француз Манго предложил свой кий и кожаную наклейку) лузы на столах исчезли. Шар можно было пускать по любой траектории. Боковые удары (les effets) «французские» получили большое значение.

Бильярдное оборудование:
Столы: 4,5×9 футов; 5×10 футов (1382×2764 мм; 1536×3072 мм), высота - 749 мм, безлузные с подогревом;
шары: вес 198 - 213 г, диаметр - 62 мм;
кии: вес - 480−520 г, длина - 1350-1500 мм.

Общие правила

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ШАРЫ
2 белых шара (или белый и желтый) и один красный. У каждого из игроков свой белый шар в качестве битка. Один биток имеет для отличия 2 или 3 цветных точки.

РАССТАНОВКА ШАРОВ
Красный шар - на заднюю отметку. Биток соперника - на переднюю отметку. Биток игрока - на передней линии в пределах 15 см от передней отметки.

НАЧАЛЬНЫЙ УДАР
При выполнении этого удара необходимо, чтобы биток коснулся сначала красного шара, а не битка соперника. При выполнении следующих ударов биток может касаться белого или красного в любом порядке.

ОТЫГРЫШ
При отыгрыше необходимо, чтобы после соударения битка с шаром или биток или прицельный шар дошел до борта. Несоблюдение условия - фол (ошибка). Запрещается отыгрываться 2 раза подряд. Если это произошло, то также объявляется ошибка.

ВЫСТАВЛЕНИЕ ШАРОВ
Выскочивший биток выставляется на переднюю отметку (если она занята, то на заднюю отметку, если и она занята, то на центральную отметку). Если выскакивает белый прицельный шар, то его выставляют на переднюю точку (если она занята, то на заднюю точку, если и она занята, то на центральную точку). Выскочивший красный шар выставляется на заднюю отметку (если она занята, то на переднюю точку, если и она занята - на центральную точку).
Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то сначала выставляется биток по указанным правилам, а затем прицельный шар. Если одновременно выскакивают 2 прицельных шара, то их выставляют, как указано выше.
Если биток мешает выставлению одного из шаров, то сначала выставляют прицельный шар, место которого не занято, а затем другой прицельный шар. Если за борт выскакивает сразу 3 шара, то их расставляют как и при начальном ударе. Если биток не выскочил за борт, то любой результативный удар засчитывается и после выставления прицельных шаров игрок продолжает серию. Во всех случаях после нарушения соперник принимает сложившуюся позицию на столе.

БИТОК ВПЛОТНУЮ К ПРИЦЕЛЬНОМУ ШАРУ
В этом случае игрок имеет право: - выставить соприкасающиеся шары: красный на заднюю отметку, свой биток - на переднюю отметку и биток соперника - на центральную отметку; - произвести удар в сторону от прицельного шара, т.е. биток должен коснуться борта или свободного прицельного шара, а затем коснуться прицельного шара, с которым он стоял вплотную. Неправильно выполненный удар в сторону от шара - ошибка. Если сделан выбор п.1, а соответствующая точка занята, то шар выставляется на точку, предназначенную для мешающего прицельного шара.

БИТОК ВПЛОТНУЮ К БОРТУ
Если биток находится вплотную к борту, то играть от данного борта можно. Однако если правила игры предусматривают определенное число соударений с бортами, то первое соударение с данным бортом не принимается в учет. Если соударение происходит вторично, то оно засчитывается. Засчитываются также и последующие соударения с тем же бортом.

УСЛОВИЯ ИГРЫ
Количество игроков - двое или трое. Используемые шары: белый, белый с точками (или желтый), красный. Цель игры - набрать первым заданное количество очков - 30−60. Счет - за каждый результативный удар 1 очко (результативный удар - биток касается 2-х прицельных шаров без ошибок).

Однобортный карамболь

ПРАВИЛА ИГРЫ
Прицельный результативный удар дает право продолжить серию. При выполнении удара необходимо, чтобы биток либо до соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, или после соударения с прицельным шаром коснулся одного или нескольких бортов, а затем другого прицельного шара. В противном случае - штраф. За каждую ошибку с текущего счета списывается одно очко.

Трехбортный карамболь

ЦЕЛЬ ИГРЫ
Первым набрать определенное количество очков (30−60). За каждый правильный результативный удар начисляется 1 очко.

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ УДАР
- если биток касается прицельного шара, затем 3-х или более бортов и попадает во второй прицельный шар;
- если биток касается 3-х или более бортов, а затем двух прицельных шаров;
- если биток касается борта, затем прицельного шара, затем 2-х или более бортов и попадает в другой прицельный шар;
- если биток касается 2-х или более бортов, затем прицельного шара, затем одного или более бортов и попадает в другой прицельный шар.

НАЧАЛЬНЫЙ УДАР
Выполняется в соответствии с общими правилами. За удар, выполненный с нарушением, объявляется штраф, право удара переходит к сопернику и очки не засчитываются.

ПРАВИЛА ИГРЫ
1. Каждый результативный удар дает право продолжить серию;
2. За выскочившие шары объявляется ошибка (фол);
3. Если прицельный шар стоит вплотную к борту, то при выполнении умышленного отыгрыша необходимо, чтобы после соударения битка с прицельным шаром или биток коснулся любого борта, или прицельный шар дошел до другого борта.

ШТРАФ ЗА НАРУШЕНИЯ
Серия заканчивается, а очки не засчитываются (но не вычитаются).

Открытая партия

ПРАВИЛА ИГРЫ
Игра ведется до 400−500 очков. При соударении шаров касание бортов битком не обязательно. Каждый карамболь стоит 1 очко. Красный шар ставится на точку 3, биток соперника - на точку 1. Начальный удар производится согласно общим правилам. Карамболь можно сделать от шара и от бортов.

ОСОБЕННОСТИ
В углах стола очерчены треугольные зоны, в пределах которых можно сделать только один карамболь, а затем необходимо произвести удар, после которого красный шар или биток партнера должен покинуть эту зону для дальнейшего продолжения серии ударов. Если шар не покинул зону, то удар переходит к партнеру, но штраф не берется.

Кадре 47/1

ОСОБЕННОСТИ
На столе размечается 9 зон: 6 квадратов у коротких бортов со стороной 470 мм (47 см) и 3 прямоугольных зоны.

ПРАВИЛА ИГРЫ
В каждой зоне делается только 1 карамболь собравшимися там шарами, после чего один из шаров должен покинуть зону (красный или биток противника). Далее покинувший зону шар можно возвращать в эту же зону для продолжения очередного (опять только 1) карамболя.

Кадре 74/2

ОСОБЕННОСТИ
Стол размечается на 6 зон: одна линия делит стол пополам, 2 другие - параллельно коротким бортам на расстоянии 74 см. В каждой зоне можно выполнить подряд не один, а два карамболя.

Артистический карамболь

В данной разновидности карамболя игрок должен выполнять удары со строго определенным для каждого случая количеством и последовательностью соударений битка с прицельными шарами и бортами. Для каждого удара шары выставляются в определенную позицию. Также в некоторых положениях на стол может выставляться одна или несколько фишек для определения траектории движения шаров.

Для выполнения удара играющему дается три попытки. В зависимости от степени сложности, за каждый успешный удар начисляется от 4 до 11 очков. Набор позиций для каждого соревнования определяется путем случайной выборки из 76 обязательных. Если один из шаров в результате удара покинул пределы стола, удар считается неудачным, даже если все прочие условия выполнены.

Для успешного удара в большинстве позиций используются приемы (экстремальные резки, удары массе), которые чаще всего не находят применения в других разновидностях карамболя и прочих играх на бильярде. Поэтому такие удары зачастую называют трюковыми или артистическими, отсюда название игры.

Для просмотра описания товара и его технических характеристик, необходимо кликнуть по выбранной фотографии или по названию товара

Шары
Комплект бильрдных шаров для проведения игры по карамболю содержит:
шар белого цвета – биток 1;
шар белого цвета с маркерами красного или черного цвета (возможно применение желтого шара) – биток 2;
шар красного цвета – прицельный.

Кии
Порода дерева и размер бильярдного кия не имеют значения в этой игре, даже применение более одного кия допускается правилами проведения карамбольных матчей. Традиционно большинство игроков применяют составные кии, но для некоторых ударов, цельный кий может оказаться более эффективным, чем разборный.
Существует несколько вариантов карамболя, но традиционно придерживаются стандартных правил:

Расстановка шаров для игры
Красный шар ставится на заднюю отметку.
Место битка соперника – передняя отметка.
Место битка игрока – передняя линия с допуском 15 см от передней отметки.

Начальный удар
Задача мастера, начинающего партию, произвести такой удар, чтобы свой шар получил соприкосновение только с красным шаром, минуя биток противника. Позже свой биток может совершать любые касания с шарами, находящимися на бильярдном столе , в свободном порядке.

Проведение отыгрыша
Если играющий не заинтересован проводить атакующих действий и решает исполнить отыгрыш, ему придется рассчитать удар так, чтобы любой из шаров после соприкосновения, задел борт. Отыгрыш более двух раз подряд правилами не допускается.

Выставление шаров
Нередко при проведении удара свой биток вылетает с игрового поля, потерянный шар ставят на переднюю отметку, при невозможности занять это положение – на заднюю, или на центральную.
Когда выскакивает прицельный шар белого цвета, он кладется на переднюю точку, или заднюю, или центральную, если остальные заняты.
Красный шар устанавливается таким же образом, как биток и прицельный шар.
Если одновременно выскакивают биток и прицельный шар, то по общим нормам первым ставят биток, а последующим прицельный шар.
Если выскакивают два прицельных шара, то их ставят по заявленным выше правилам, но когда биток установлен на точке прицельного шара, то первым устанавливают шар, местоположение которого не закрыто, а в дальнейшем, на свободное поле – второй прицельный шар.
Если все 3 шара сразу покидают поле стола, то их ставят по схеме начала партии.

Биток вплотную к прицельному шару
В партии бывают ситуации, когда после действия биток останавливается, прижавшись к прицельному шару, в этой ситуации мастер может выполнить два действия:
1. Установить красный шар на заднюю отметку, а свой шар на переднюю, биток противника устанавливается на центральную точку. Если она закрыта, то на место закрывающего шара.
2. Мастер может выполнить удар с таким расчетом, чтобы биток задел борт (возможно касание прицельного шара) и затем вернулся и вновь ударился в шар, с которым располагался рядом.

Биток у борта
Если биток находится вплотную к борту играть в этой ситуации разрешается, но первоначальное касание не засчитывается. Атакующий обязан провести удар по правилам так, чтобы свой шар коснулся других бортов, вторичное касание считается.

Виды карамболя

Однобортный
Выигрыш в этом виде карамболя определяется по набранным очкам, за каждое удачное действие (удар) игрок получает очко.
Удары, приносящие очки:
- после удара свой шар задевает хотя бы один борт и после каждый из прицельных шаров;
- после удара свой шар задевает прицельный шар, борт и второй прицельный шар.
Ошибка – списание очка, удачный удар – ход остается за играющим.

Трёхбортный
Результат (очко) достигается при следующих действиях:
свой биток задел три борта и впоследствии оба прицельных шара;
свой биток первым настигает прицельный шар, затем три борта, далее второй прицельный шар;
свой биток задевает борт, прицельный шар, два борта, второй шар;
свой биток касается двух бортов, ударяет прицельный шар, затем опять борт, и второй прицельный шар.

При выскакивании шара с поля, игроку, допустившему оплошность, засчитывается фол.
После удачного хода мастер делает новый удар.
При допущении ошибки ход переходит к сопернику, очки не теряются.
Отыгрыш при полном касании прицельного шара с бортом допускается, если биток, коснувшись прицельного шара, задевает любой борт, или прицельный шар, после удара, достиг другого борта.

Открытая партия
На игровом поле расчерчиваются треугольные зоны в углах поля. В их пределах необходимо совершить всего один карамболь, следующим ударом необходимо увести из этой зоны красный шар или биток другого играющего.
При ударе шаров биток не обязан задевать борт.

Кадре 47/1 или зональный
На поле отмечают по три квадратные зоны у каждого короткого борта (квадратами 47х47см) и три прямоугольника посередине. Карамболь возможен только в одной зоне, после прицельный шар или биток соперника должен выкатиться из зоны для следующего хода игры. После выката шара его можно снова возвращать в зону, выполняя карамболь.
Нанесение разметки явление редкое, обычно его используют на крупных турнирах, а в обычных тренировочных спаррингах ориентируются по бриллиантам, расположенным на бортах.

Кадре 74/2
Поле размеряется на 6 зон – по три равных квадрата вдоль каждой половины стола по длине. Выполнять разрешается два карамболя подряд не выходя из зоны.

Карамболь с фишками
Основой этого варианта выступают правила однобортного карамболя, но дополнительно применяют фишки, которые необходимо сбивать, выполняя результативный удар.
Расставляют фишки посреди стола в виде перекрестия, на пересечении линий располагают главную фишку – короля. Расстояние между фишками всего немного больше размера шара. Получить наибольшее количество очков, можно выполнив карамболь и сбив короля, не задев при этом ни одной другой фишки.
Этот вид карамболя распространен в южных странах Европы и в середине прошлого века вместо фишек игроки использовали патроны от пистолета или сигаретные фильтры. В настоящее время размер фишек стандартизирован – высота от 25 до 30 мм при ширине от 7 до 9 мм.

Артистический карамболь
В этой версии игры заранее объявляется необходимая последовательность прохождения битком карамболя. Позиция для каждого удара выкладывается отдельно и помимо шаров могут применяться фишки, разграничивающие линию движения шаров после удара, всего в игре 76 позиций, которые определяются в процессе случайного выбора.
Каждый удар, возможно, выполнять с трех попыток. Очки начисляются исходя из уровня сложности выполняемого действия, и могут варьироваться от 4 до 11 очков. Результат не считается, если при выполнении всех условий со стола вылетел шар.

Выполнить результативный удар в этом виде карамболя очень трудно и для этого требуется высокая квалификация мастеров кия, именно поэтому в названии присутствует слово артистический.

7 фишек на «пирамидном» столе

1 Столы, шары и оборудование

Игра в семь фишек проводится на пирамидных бильярдных столах комплектом из трёх шаров и семи фишек с использованием киёв, машинок и мелков, соответствующих стандартам ФБСР.
Шары, которыми ведётся игра, маркированы. Два из них белого цвета, они могут иметь собственные номера и используются в игре как прицельные шары. Третий шар отличается цветом, он не имеет номера и используется в игре всегда как биток.
Фишки, которыми ведётся игра, должны быть лёгкими и иметь форму способствующую отражению их от шаров, чтобы не оказывать существенного влияния на характер движения шаров по игровой поверхности стола.
В этой игре, кроме шаров, присутствуют еще 7 фишек: 4 маленьких высотой 70 мм, 2 средние – 80 мм и одна большая - «Король» – 90 мм. Конфигурация и размеры фишек показаны на рисунке.
Донышко фишки - немного вогнутое (для лучшей устойчивости на сукне бильярда).

2 Исходное положение фишек и шаров на столе

Фишки на столе расставляются следующим образом:

Большая фишка - «Король» - ставится в центре бильярда на точку 2;
малые - вокруг короля на расстоянии диаметра шара плюс 2 мм, чтобы шар проходил между фишками.
Две средние фишки ставятся на точки, расположенные на линии, проходящей через центра коротких бортов, таким образом, чтобы зазор просвета между шаром, стоящим на 1 или 3 точке и направленном в боковую лузу и фишкой был 5 мм. (См. рис.)

Правила игры

3 Удар по битку, прицельному шару и розыгрыш начального удара

Удар по битку и розыгрыш начального удара должен производиться в соответствии с общими правилами пирамидных игр. При ударе битком по прицельному шару достаточно их касания, без доведения шаров до борта.

4 Цель игры

Цель игры в семь фишек - раньше соперника списать с фиксированного счёта все предусмотренные игрой очки, сбивая фишки правильными ударами прицельных шаров от борта (бортов).

5 Счёт очков

Количество очков, которое начисляется игроку за сбитые фишки, имеет некоторые особенности:

За фишки, стоящие на первой и третьей стандартных точках стола начисляется по 30 очков;
- за центральную фишку «Король», если она сбита вместе с любой рядом стоящей фишкой, начисляется 25 очка;
- за центральную фишку «Король», если она сбита одна, а все четыре фишки вокруг неё остались стоять, начисляется 50 очков;
- за все пять центральных фишек начисляется 100 очков;
- за боковые фишки, стоящие около центральной, начисляется по 5 очков;
- за все семь сбитых фишек присуждается победа, если они сбиты правильным ударом, а если с нарушением, то к текущему счёту прибавляется количество очков, с которого начиналась игра (300, 500 и т.д.).

За сбитые правильно фишки с текущего счёта игрока очки списываются, а за штрафные фишки очки прибавляются к текущему счёту.

Если при ударе битком по прицельному шару не произошло касания шаров, за такой удар к текущему счёту нарушителя прибавляется 5 очков. При попадание битка в лузу налагается штраф прибавлением 5 очков.

6 Ведение игры

Перед началом игры соперникам определяется фиксированная сумма очков, которую они должны списать в процессе игры со своего счёта (например: 300, 500 и т.д.)
Правильные удары и списание со своего счёта очков предусматривает определённую последовательность действий игрока. При этом возможны два варианта:
1. Игрок ударяет битком по прицельному шару напрямую, далее прицельный шар должен коснуться борта (бортов) и только после этого прицельный шар правильно сбивает фишку (фишки) напрямую или от бортов;
2. Игрок ударяет битком в борт или несколько бортов, далее биток должен удариться в прицельный шар и только после этого прицельный шар правильно сбивает фишку (фишки) напрямую или от бортов.

Передача движения от одного шара к другому с последующим сбиванием фишек прицельным шаром (шарами) предусматривает обязательное касание перед этим борта.

Игрок продолжает серию ударов, пока не завершит партию, списав все свои очки, или не собьёт ни одной фишки, или нарушит правила игры.

Начальный удар производиться битком "из дома" по прицельному шару, установленному в зоне третей точки.

Все очки, которые игроку начисляются последовательно за правильные удары, списываются с текущего счёта игрока.

Если игрок в процессе удара или серии сбивает любую фишку битком или нарушает правила игры, то вся сумма сбитых очков зачисляется в штраф.

Если игрок в процессе удара не собьёт ни одной фишки, или нарушит правила игры, в игру вступает соперник, принимая сложившееся положение шаров на столе.

Если вследствие удара биток или прицельный шар покидают игровое поле стола, то удар засчитывается как штрафной. Прицельный шар ставится на стол в зоны первой или третей точек (на стороне противоположной положению второго прицельного шара). Выскочивший биток вводится в игру ударом "с руки из дома", а прицельные шары устанавливаются на свои точки.

Если прицельный шар забиваются в лузу (лузы), игроку за это начисляется 5 очков за каждый забитый шар, и он имеет право продолжить серию. Прицельный шар ставится на стол в зоны первой или третей точек (на стороне противоположной положению второго прицельного шара).

Карамбольный удар по схеме: "удар битком по одному прицельному шару, далее битком по другому прицельному шару" засчитывается за 5 очков и даёт право продолжить серию ударов.

Существует два варианта карамбольного удара.
1-й вариант – биток ударяется в прицельный шар, затем производит касание с другим прицельным шаром.
2-й вариант – Заказной карамболь. Игрок перед ударом объявляет заказ - «Карамболь». Если после удара происходит «Карамболь», то засчитывается 5 очков. Если «Карамболь» не состоялся, то игрок штрафуется на 5 очков.

При любом штрафном ударе соперник нарушителя имеет право заставить нарушителя продолжить игру из сложившейся позиции.

Если в процессе ведения игры шар или шары остановились на точках, где должны располагаться фишки около 1-й и 3-й точки, и установка фишек на своих точках невозможна, то она ставится на точку, расположенную в центре отрезка соединяющего 1-ю и центральную или 3-ю и центральную точки бильярдного стола.

Если в процессе ведения игры шар или шары остановились на точках, где должны располагаться фишки около центральной точки бильярдного стола, и установка фишек на своих точках невозможна, то они устанавливаются по схеме указанной в таблице.

Сложнейшие правила, требуют специальных навыков, мастерства.
Игра карамболь в России не очень прижилась, но играют. Особое распространение получила в Европе, Южной Америке, Японии.

Общие правила карамболя

1. Столы, шары, оборудование
Все правила игр, приведенные ниже, разработаны для столов, шаров и оборудования, соответствующих стандартам, описанным в спецификации игрового оборудования BCA.

2. Используемые шары
Два белых и один красный шар. У каждого игрока свой белый шар, который служит битком при выполнении удара, в то время как красный шар никогда не используется в качестве битка. Для того чтобы можно было отличить битки, один из них помечен двумя или тремя точками. Примечание: в игре "Карамболь с четыремя шарами" используется четыре шара.

3. Удар по битку
Удар считается правильным, если он нанесен по битку наклейкой кия.

4. Определение игрока, который будет выполнять начальный удар
Для того чтобы определить, кто из игроков будет выполнять начальный удар, используется либо процедура раската, либо жребий (на официальных турнирах применяется только раскат). Игрок, выигравший раскат или жребий, может произвести начальный удар сам, либо уступить это право сопернику.

5. Розыгрыш начального удара (раскат)
Красный шар выставляется на заднюю отметку (исключение: игра "Карамболь с четыремя шарами"). Удар производится с руки из-за передней линии.
- Один игрок становится слева, другой - справа по отношению к передней отметке.
- Удары производятся одновременно в направлении заднего борта и обратно к переднему борту.
- Игрок, биток которого остановится ближе к переднему борту, выигрывает право первого удара в партии.
- Шар должен коснуться заднего борта по крайней мере один раз. Другие бортовые соударения не принимаются во внимание,
за исключением перечисленных ниже.
Раскат считается автоматически проигранным если:
- шар переместился на половину стола противника или;
- шар ни разу не коснулся заднего борта или;
- шар выскочил за пределы стола или:
- шар коснулся красного шара.
Если оба игрока совершили нарушения, описанные выше, или судья не может определить, какой из шаров ближе, то процедура раската повторяется снова.
При раскате игроки должны выполнить удар одновременно, но не обязательно абсолютно синхронно.

6. Выбор битка
Игрок, выигравший раскат, может выбрать биток (сплошной белый или помеченный), которым он будет пользоваться в течение всей игры. Если количество игроков нечетное, то в качестве битка используется шар, который "не был" битком во время предыдущего удара (исключение: игра "Карамболь с четыремя шарами").

7. Расстановка шаров
Красный шар выставляется на заднюю отметку; биток игрока, проигравшего раскат, - на переднюю отметку. Биток игрока, выполняющего начальный удар, должен быть расположен на передней линии на расстоянии не более шести дюймов от передней отметки (относительно центра битка).
Примечание: в игре "Карамболь с четыремя шарами" используется иная схема расстановки шаров.

8. Первый прицельный шар
Игрок, производящий начальный удар, сначала должен коснуться красного шара, а только затем битка оппонента. Если вначале биток все же коснулся битка соперника, то это квалифицируется как ошибка и серия играющего заканчивается, а набранное очко не зачитывается (исключение: игра "Карамболь с четыремя шарами"). При всех последующих ударах последовательность контактов с красным (или розовым в игре "Карамболь с четыремя шарами") и белым шарами не имеет значения. При всех последующих ударах в качестве первого прицельного шара можно выбирать и красный (или розовый в игре "Карамболь с четыремя шарами") шар, и биток оппонента. (Исключение "Красный шар").

9. Нога на полу
Во время удара (в момент контакта наклейки и битка), по крайней мере одна нога игрока должна находиться в контакте с полом,
в противном случае удар признается фолом. Обувь должна быть нормальной с точки зрения размера, формы и способа ношения.

10. Удар во время движения шаров
Удар считается нарушением, если при его выполнении любой из шаров на столе (в том числе биток) находится в движении. Вращающийся на месте шар считается движущимся.

11. Завершение удара
Удар не завершен (как следствие, не засчитан) до тех пор, пока все шары на столе не остановятся (в том числе вращающиеся на месте).

12. Фол при касании шаров
Нарушением считается удар, касание или любой другой вид контакта битка, который находится «в игре», а также любого прицельного шара с чем-либо (телом, одеждой, мелком, машинкой, шафтом кия и т.д.) кроме наклейки кия (пока она прикреплена к кию), которая может коснуться битка единожды при выполнении правильного удара.

13. Фол при двойном ударе
Если наклейка кия касается битка более чем один раз в течение удара, то это считается нарушением. Если, по мнению судьи,
наклейка кия находилась в контакте с битком во время его касания прицельного шара, то это также считается фолом. Если судья решит, исходя из характера звука, позиции шаров или их поведения, что во время удара было два раздельных контакта наклейки кия и битка, то удар квалифицируется как нарушение.

14. Фол при пропихе
Удар считается нарушением, если в его процессе биток пропихивается наклейкой кия таким образом, что контакт кия и битка длится более чем мгновение, соответствующее обычному удару. Если судья решит, что во время удара игрок протолкнул или пропихнул биток наклейкой кия, то этот удар квалифицируется как фол.

15. Выскочивший биток
Если удар привел к тому, что биток выскочил за пределы игровой поверхности стола, то это считается нарушением.

16. Общие правила при фоле
Хотя в разных играх наказания за нарушения могут отличаться, существует ряд общих правил: серия игрока, нарушившего правила, заканчивается; очки, набранные с нарушением, не засчитываются.

17. Неправильный перескок
Если игрок, нанося удар ниже центра битка («подковыривает» или «подбрасывает» биток), отрывает его от поверхности стола с целью обойти мешающий шар, то это расценивается как нарушение. Подобный прыжок может быть вызван случайно и может не считаться фолом, но в некоторых ситуациях, например, когда в процессе удара происходит касание битка наконечником или шафтом, это все же расценивается как фол.

18. Наказание при умышленном фоле
Удары по битку, находящемуся в игре, не могут наноситься ничем кроме наклейки кия (например, наконечником, шафтом и т.д.).
Подобные удары считаются нарушением согласно п.12 настоящих правил, но если судья полагает, что такой удар был нанесен умышленно, он должен предупредить игрока о том, что повторное подобное нарушение в течение партии приведет к проигрышу. Если игрок повторно нарушит данное правило, то за ним признается поражение.

19. Самопроизвольно двигающиеся шары
Если шар сдвигается, катится, поворачивается или двигается каким-либо другим способом самопроизвольно («сам по себе»), то его нужно оставить в сложившейся позиции и продолжить игру.

20. Ответственность игрока при нарушении правил
Игрок несет ответственность за мелок, машинки, приспособления для правки наклейки кия или любые другие предметы, которые он принес или использует рядом со столом. Если игрок, например, роняет кубик мела или сбивает наконечник машинки, то он несет ответственность в случае касания подобным предметом любого шара, находящегося в игре.

21. Выскочившие шары
Шары, которые после выполнения удара оказались за пределами поверхности стола (на борте, на полу и т.д.), считаются выскочившими. Шары могут выскочить на поверхность борта в процессе игры, но при этом они не считаются выскочившими за пределы стола, если они вернулись на игровую поверхность самостоятельно, без касания какого-либо предмета, не являющегося частью стола. Стол должен состоять из обычных своих компонентов. (Шары, которые коснулись чего-либо, не являющегося частью стола, например, крепления светильника, мелка на борте и т.д., считаются выскочившими за пределы стола, даже если они вернулись на поверхность стола в результате подобного контакта). Все выскочившие шары выставляются, после того как шары на столе прекратят свое движение (см. п. «Выставление выскочивших шаров»).

22. Вмешательство, не вызванное игроком
Если перемещение шаров во время матча не вызвано ни одним из игроков (или игрока толкнули так, что это повлияло на положение шаров), то позиция шаров до инцидента должна быть восстановлена с максимальной точностью, после чего игра продолжается без наложения какого-либо штрафа. Если это официальный матч, то положение шаров должен восстановить судья. Это правило также действует в случае любых стихийных воздействий, таких как землетрясения, ураганы, падение осветительных приборов, отключение электричества и т.д.

23. Определение правильного отыгрыша
Отыгрыш считается правильно выполненным, если после контакта битка с прицельным шаром до борта был доведен хотя бы один шар.
Примечание: правила игры «Трехбортный карамболь» по версии Бильярдной Ассоциации Соединенных Штатов (USBA) запрещают преднамеренные отыгрыши.

24. Ограничение на количество отыгрышей
Игрок не имеет права выполнять несколько преднамеренных отыгрышей подряд. Если последняя серия закончилась отыгрышем, то в начале следующего игрового подхода игрок обязан произвести попытку результативного удара. Невыполнение этого правила считается нарушением.

25. Удар после отыгрыша
Если игрок совершил нарушение или выполнил преднамеренный отыгрыш, то в начале следующей серии он обязан выполнить "удар после отыгрыша". Это значит, что игрок должен произвести явную попытку результативного удара. Если игрок вновь прибег к отыгрышу (вне зависимости от того соблюдены или нет условия правильного отыгрыша), то ему объявляется фол.
Примечание: требования данного пункта неприменимы к правилам игры «Трехбортный карамболь» по версии Бильярдной Ассоциации Соединенных Штатов (USBA).

26. Выставление выскочивших шаров
Если выскочил биток, то он выставляется на переднюю отметку (если она занята, то биток выставляется на заднюю отметку, если она также занята, то - на среднюю). Если выскочил белый прицельный шар, то он выставляется на переднюю отметку (если она занята, то биток выставляется на заднюю отметку, если она также занята, то - на среднюю).
- Если выскочил красный прицельный шар, то он выставляется на заднюю отметку (если она занята, то шар выставляется на переднюю отметку, если она также занята, то - на среднюю).
- Если выскочили и биток, и прицельный шар, то биток выставляется первым, а затем уже прицельный шар, следуя описанным выше правилам.
- Если выскочили оба прицельных шар, то они выставляются, следуя описанным выше правилам.
- Если биток занимает одну из отметок, предназначенную для выставления какого-либо прицельного шара, то в первую очередь выставляется прицельный шар, отметка которого не занята. Следующий прицельный шар выставляется в соответствии с описанными выше правилами.

Исторический экскурс

Играть с шарами человечество научилось настолько давно, что в истории не сохранилось никакой, даже приблизительной, даты их возникновения. Многие исследователи истории бильярда считают, что эта игра в Европу пришла из Азии.

Существует огромное количество способов игры в бильярд. Есть американка, есть русский бильярд, есть английская разновидность бильярда - снукер, а есть французская - карамболь. Вот о нем-то мы и поговорим, поскольку это нестандартная игра, требующая особых умений и навыков.

Любители бильярда связывают его популярность в Европе с французским королем Людовиком XI, поскольку уже в конце 15 столетия тот заказал себе персональный бильярдный стол. Однако, впервые зафиксированное упоминание об игре в три шара (один красный и два белых с цветными метками), относится к 1775 году. Сначала в карамболь играли на обычных бильярдных столах с лузами, но уже в начале 19 века для этой игры были сделаны специальные безлузовые столы.

Женщины получили право играть в бильярд гораздо позже мужчин. И скорее всего, благодаря любви к этой «мужской» игре коронованных особ женского пола. Как известно, в бильярд любила играть Мария Стюарт (королева Шотландии), императрица Анна Иоанновна, при которой бильярдные столы стояли в гостиницах, трактирах и даже казармах. Собственно, в России бильярд появился при Петре I, который привез первый стол именно для карамболя из Голландии. И лишь намного позже в России стали играть на столах с лузами, после чего появилась «русская пирамида».

Основные виды и правила игры

Итак, карамболь, как, впрочем, и другие разновидности бильярда, имеет несколько подвидов. Хотя общая цель игры - набрать наибольшее количество очей, способы их набора зависят от вида.

В «Однобортном карамболе» используют обычно белый, жёлтый и красный шар. Игра ведется до 30 или 60 очков.

Игроки проводят по серии ударов, каждый из которых должен завершиться соприкосновением битка с прицельным шаром либо после попадания в один или несколько бортов, либо после попадания по прицельному шару коснуться борта и попасть во второй прицельный шар.

В «Трехбортном карамболе» также нужно набрать от 30 до 60 очков. Каждый результативный удар приносит очко, которое присуждается, если биток задел прицельный шар, затем коснулся трех или нескольких бортов и попал во второй прицельный шар. Также возможны варианты, когда биток попадает по трем или более бортам, а затем касается двух прицельных шаров. Или биток бьет прицельные шары вперемешку с касанием бортов.

Карамболь «Открытая партия» ведется до 400 или 500 очков. Она отличается тем, что на бильярдном столе выделены угловые зоны, в которых можно делать только один карамболь, после чего красный шар или биток партнера обязательно должны быть выбиты из этой зоны.

Отличие следующих двух видов карамболя "Кадре 47/1" и "Кадре 74/2" в разметке стола и количестве карамболей, которые можно делать в каждой зоне (размеры зон и количество карамболей понятны из названия). Игрок должен набрать в каждой партии15 очков для победы, а счет партий — до трех побед.

В странах Средиземноморья популярна игра «Карамболь с фишками», смысл которой заключается в том, что очки набираются не только за счет выполнения правильных ударов, но и за сбивание фишек.

Наиболее интересной и зрелищной разновидностью игры является «Артистический карамболь», который приобретает все большую популярность. С 1986-го года проводятся даже чемпионаты мира в этом виде бильярда. В этом виде карамболя существует 76 обязательных позиций, для каждой из которых нужно выполнить удар со строго регламентированным количеством соприкосновений битка с прицельными шарами и бортами. Очки начисляются за каждый правильный удар от 4 до 11 (в зависимости от сложности). Для достижения результата применяют удары (экстремальные резки, удары массе́), которые не используются в других видах бильярда.

Особенности бильярдного стола для карамболя

Особенность столов для игры в карамболь заключается в том, что они делаются с подогревом плиты. Для чего? Поскольку при ударах в карамболе шар совершает вращательные движения по фантастическим траекториям, скольжение его по сукну должно быть безупречным, а подогрев увеличивает скорость раската в три раза. Размеры стола для игры в карамболь стандартные - 9-ти или 10-футовые, высота - 74,9 см.

Бильярдные шары для карамболя могут весить от 198 до 220 гр, и иметь в диаметре от 60 до 62 мм. Бильярдный кий для карамболя может быть как цельным, так и составным, весом - 480-520 г, длиной от 1350 до1500 мм и изготавливаться из любого материала.

Где играют в карамболь?

Карамболь получил наибольшее распространение в Европе (Испания, Голландия, Греция, Германия, Бельгия, Франция, Италия, Швеция, Португалия, Чехия, Дания, Австрия), России, Северной и Южной Америке (США, Колумбия, Венесуэла, Эквадор), Египте и Турции, Вьетнаме, Корее, Японии.

В этом году Антверпен принимал 66-й чемпионат мира по трехбортному карамболю, а первый состоялся в 1928 году во Франции (Реймс). Первый титул чемпиона мира по карамболю принадлежит Эдмунду Сусса (Египет).

Тайны увлекательной настольной игры – шашматы!

История возникновения такого вида настольной игры как шашматы и на сегодняшний день пока неизвестна, но все, же ходят множество различных легенд и версий. По одной из многочисленных легенд шашматы изобрел древнегреческий герой, которого зовут Паламед, участник осады Трои. Как нам известно, осада Трои длилась долгих 10 лет, и чтоб не заскучать Паламед начал рисовать клетки на земле, вследствие чего появилась такая увлекательная игра.

Русский бильярд

Практически все специалисты сходятся во мнении, что родиной бильярда является Азия. Но некоторые утверждают, что бильярд появился в Индии или Китае. Можно смело утверждать, что согласно складу национального характера, практически все изобретения, которые были сделаны китайцами, достаточно редко доводились до какого либо совершенства. Вот и китайский бильярд до наших дней остался самой обыкновенной незамысловатой детской игрушкой.



 
Статьи по теме:
Где найти мастера рун Witcher 3 руны
Побочные задания в дополнении «Каменные сердца» не так многочисленны, точнее, их совсем мало. Оно и понятно, водоворот событий при прохождении основного сюжета затягивает с головой, и отвлекаться от увлекательнейшего повествования совершенно не хочется. О
Прохождение castlevania lords of shadow 2
Прохождение Castlevania Lords of Shadow 2 Сначала обучение. Надо будет встать с трона и пройти в зал, где нажать все кнопки, находящиеся на дисплее слева. После появления солдат, продолжаем выполнять указания, просто бить их нет смысла. Есть некоторая пр
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке Подключаем sd
(4 оценок) Если на вашем устройстве недостаточный объем внутренней памяти, можно использовать SD-карту как внутреннее хранилище для вашего телефона Android. Данная функция, называемая Adoptable Storage, позволяет ОС Андроид форматировать внешний носител
Как повернуть колёса в GTA Online и многое другое в FAQ по GTA Online
Почему не подключается gta online?Всё просто, сервер времено выключен/неактивен или не работает. Зайди на другой.Как отключить онлайн игры в браузере. Как отключить запуск приложения Online Update Clinet в Connect manager? ... На сккоко я знаю когда ты ум