Географическая карта. Учимся читать карту. Чтение топографических карт. Понятие о карте Чтение карты по маршруту движения

Читать карту – это значит правильно и полно воспринимать символику ее условных знаков, быстро и безошибочно распознавая по ним не только тип и разновидности изображаемых объектов, но и их характерные свойства.

Изучение местности по карте (чтение карты) включает определение общего ее характера, количественных и качественных характеристик отдельных элементов (местных предметов и форм рельефа), а также определение степени влияния данной местности на организацию и ведение боя.

Изучая местность по карте, следует помнить, что со времени ее создания на местности могли произойти изменения, которые не отражены на карте, т. е. содержание карты в какой-то мере не будет соответствовать действительному состоянию местности на данный момент. Поэтому изучение местности по карте рекомендуется начинать с ознакомления с самой картой.

Ознакомление с картой. При ознакомлении с картой по сведениям, помещенным в зарамочном оформлении, определяют масштаб, высоту сечения рельефа и время создания карты. Данные о масштабе и высоте сечения рельефа позволят установить степень подробности изображения на данной карте местных предметов, форм и деталей рельефа. Зная величину масштаба, можно быстрее определять размеры местных предметов или удаление их друг от друга.

Сведения о времени создания карты дадут возможность предварительно определить соответствие содержания карты действительному состоянию местности.

Затем читают и по возможности запоминают величины склонения магнитной стрелки, поправки направления. Зная на память поправку направления, можно быстрее делать перевод дирекционных углов в магнитные азимуты или ориентировать карту на местности по линии километровой сетки.

Общие правила и последовательность изучения местности по карте. Последовательность и степень подробности изучения местности определяется конкретными условиями боевой обстановки, характером боевой задачи подразделения, а также сезонными условиями и тактико-техническими данными боевой техники, применяемой при выполнении поставленной боевой задачи. При организации обороны в городе важное значение имеет определение характера его планировки и застройки, выявление прочных зданий с подвальными помещениями и подземных сооружений. В том случае, когда по городу проходит маршрут движения подразделения, изучать с такой подробностью особенности города нет необходимости. При организации наступления в горах основными объектами изучения являются перевалы, горные проходы, теснины и ущелья с прилегающими к ним высотами, формы скатов и их влияние на организацию системы огня.

Изучение местности, как правило, начинают с определения ее общего характера, а затем детально изучают отдельные местные предметы, формы и детали рельефа, их влияние на условия наблюдения, маскировки, проходимость, защитные свойства, условия ведения огня и ориентирования.


Определение общего характера местности имеет целью выявление важнейших особенностей рельефа и местных предметов, оказывающих существенное влияние на выполнение поставленной задачи. При определении общего характера местности на основе ознакомления с рельефом, населенными пунктами, дорогами, гидрографической сетью и растительным покровом выявляют разновидность данной местности, степень ее пересеченности и закрытости, что дает возможность предварительно определить ее тактические и защитные свойства.

Общий характер местности определяется беглым обзором по карте всего изучаемого участка.

По первому взгляду на карту можно сказать, о наличие населенных пунктов и отдельных массивов леса, обрывов и промоин, озер, рек и ручьев свидетельствующих о пересеченности местности и ограниченном обзоре, что неизбежно затрудняет движение боевой и транспортной техники вне дорог, создает трудности при организации наблюдения. Вместе с тем изрезанный характер рельефа создает неплохие условия для укрытия и защиты подразделений от воздействия оружия массового поражения противника, а массивы леса могут быть использованы для маскировки личного состава подразделения, боевой техники и т. д.

Так, в результате определения общего характера местности делают вывод о доступности района и отдельных его направлений для действий подразделений на машинах, а также намечают рубежи и объекты, которые следует изучить более детально, учитывая характер боевой задачи, которую предстоит выполнять на данном участке местности.
Детальное изучение местности имеет целью определить качественные характеристики местных предметов, форм и деталей рельефа в границах действий подразделения или по предстоящему маршруту движения. На основе получения по карте таких данных и с учетом взаимосвязи топографических элементов местности (местных предметов и рельефа) делается оценка условий проходимости, маскировки и наблюдения, ориентирования, ведения огня, а также определяются защитные свойства местности.

Определение качественных и количественных характеристик местных предметов производится по карте со сравнительно высокой точностью и большой подробностью.

При изучении по карте населенных пунктов определяют количество населенных пунктов, их тип и рассредоточенность, определяют степень обжитости того или иного участка (района) местности. Основными показателями тактических и защитных свойств населенных пунктов являются их площадь и конфигурация, характер планировки и застройки, наличие подземных сооружений, характер местности на подступах к населенному пункту.

Читая карту, по условным знакам населенных пунктов устанавливают наличие, тип и расположение их на данном участке местности, определяют характер окраин и планировку, плотность застройки и огнестойкость строений, расположение улиц, главных проездов, наличие промышленных объектов, выдающихся зданий и ориентиров.

При изучении по карте дорожной сети уточняют степень развития дорожной сети и качество дорог, определяют условия проходимости данной местности и возможности эффективного использования транспортных средств.

При более подробном изучении дорог устанавливаются: наличие и характеристика мостов, насыпей, выемок и других сооружений; наличие труднопроходимых участков, крутых спусков и подъемов; возможность съезда с дорог и движения рядом с ними.

При изучении грунтовых дорог особое внимание обращают на выявление грузоподъемности мостов и паромных переправ, так как на таких дорогах они часто не рассчитаны на пропуск тяжелых колесных и гусеничных машин.

Изучая гидрографию определяют по карте наличие водных объекты, уточняют степень изрезанности местности. Наличие водных объектов создает хорошие условия для водоснабжения и осуществления перевозок по водным путям.

Водные поверхности изображаются на картах синим или голубым цветом, поэтому они отчетливо выделяются среди условных знаков других местных предметов. При изучении по карте рек, каналов, ручьев, озер и других водных преград определяются ширина, глубина, скорость течения, характер грунта дна, берегов и прилегающей к ним местности; устанавливаются наличие и характеристика мостов, плотин, шлюзов, паромных переправ, бродов и участков, удобных для форсирования.

При изучении почвенно-растительного покрова устанавливают по карте наличие и характеристику лесных и кустарниковых массивов, болот, солончаков, песков, каменистых россыпей и тех элементов почвенно-растительного покрова, которые могут оказать существенное влияние на условия проходимости, маскировки, наблюдения и возможность укрытия.

Изученные по карте характеристики участка леса позволяют сделать вывод о возможности его использования для скрытного и рассредоточенного расположения подразделений, а также о проходимости леса по дорогам и просекам. Хорошими ориентирами в лесу для определения своего местоположения и ориентирования в движении являются дом лесника и просеки.

Характеристики болот определяются по начертаниям условных знаков. Однако при определении проходимости болот по карте следует учитывать время года и состояние погоды. В период дождей и распутицы болота, показанные на карте условным знаком как проходимые, в действительности могут оказаться труднопроходимыми. Зимой в период сильных морозов труднопроходимые болота могут стать легкопроходимыми.

Изучение рельефа по карте начинается с определения общего характера неровностей того участка местности, на котором предстоит выполнять боевую задачу. При этом устанавливаются наличие, местоположение и взаимная связь наиболее характерных для данного участка типовых форм и деталей рельефа, определяется в общем виде их влияние на условия проходимости, наблюдения, ведения огня, маскировки, ориентирования и организацию защиты от оружия массового поражения. Общий характер рельефа можно быстро определить по густоте и начертанию горизонталей, отметкам высот и условным знакам деталей рельефа.

Детальное изучение рельефа местности по карте связано с решением задач по определению высот и взаимного превышения точек, вида и направления крутизны скатов, характеристик (глубины, ширины и протяженности) лощин, оврагов, промоин и других деталей рельефа.

Естественно, что необходимость решения конкретных задач будет зависеть от характера поставленной боевой задачи. Например, определение полей невидимости потребуется при организации и ведении разведки наблюдением; определение крутизны, высоты и протяженности скатов потребуется при определении условий проходимости местности и выборе маршрута движения и т. д.

WikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Навигатор барахлит, а вам необходимо добраться из пункта А в пункт Б и не заблудиться? Совсем не обязательно признавать поражение и обращаться за помощью. Достаньте из бардачка старую добрую карту! Отправляетесь ли в пеший поход в горы или намереваетесь пересечь всю страну на своем автомобиле, умение работать с картой - весьма практичный и полезный навык для каждого. Вопреки общепринятому мнению, в этом нет ничего сложного. Разберитесь в ключевых обозначениях вроде масштаба, широты, долготы и топографических линий, чтобы легко определять по карте любой маршрут.

Шаги

Часть 1

Как читать карту

    Выберите карту подходящего типа. Для разных целей используются разные карты. Перед тем, как использовать карту для определения маршрута, важно удостовериться, что вы используете карту подходящего типа.

    • Так, дорожные карты упрощают поездки по шоссе и проселочным дорогам, топографические карты помогают путешественникам добраться до стоянок и палаточных городков, туристические карты позволяют туристам быстро находить известные достопримечательности.
    • Карты продаются где угодно: на заправках, в газетных киосках, туристических центрах, кафе и вокзалах.
  1. Проверьте положение карты. Откройте карту и убедитесь, что вы смотрите на нее с правильного ракурса. Обычно в одном из углов карты можно найти изображение компаса, по которому легко определить направления всех обозначений на карте. Если не указано иное, в верхней части карты находится север.

    • Север принято считать «нейтральным» ориентиром, который позволяет определить остальные направления. По северу путешественники определяют свое местоположение.
  2. Изучите легенду карты (условные обозначения). Помимо изображения компаса, многие карты содержат легенду, или таблицу с пояснением научных методов, которые были задействованы при создании карты, а также списком значений важных символов. Изучите легенду, чтобы точно понимать изображенную на карте информацию.

    Рассмотрите долготу и широту. Меридианы долготы - это географические координаты, которые указывают положение точки на поверхности Земли в направлении восток-запад относительно нулевого меридиана. Меридианы идут от Северного полюса к Южному по вертикали (или наоборот, от Южного к Северному полюсу). Параллели широты располагаются параллельно экватору («пояс» земного шара) по горизонтали и отмеряют расстояние к северу или югу от экватора. Цифры с четырех сторон карты соответствуют градусам долготы и широты. Каждый градус включает в себя 60 минут (в данном случае это единица расстояния, а не времени пути), а каждая минута равна 1 морской миле (примерно 1,85 километра).

    • Экватор и нулевой меридиан выбраны в качестве удобных ориентиров, так как они расположены примерно по центру земного шара.
    • Если вам предстоит поездка в соседний город, то о широте и долготе можно не задумываться. В случае дальнего путешествия они становятся неоценимыми помощниками и позволяют уточнить ваше местоположение.
  3. Учитывайте масштаб. Масштаб позволяет определить отношение между расстоянием на карте и фактическим расстоянием, чтобы подсчитывать расстояния до объектов. На каждой карте обычно используется разный масштаб, который указывается как соотношение вроде «1: 100 000». Такое обозначение дает понять, что 1 единица расстояния на карте равна 100 000 единицам в реальном мире.

Часть 2

Как ориентироваться по карте

    Определите свое местоположение. Если вы находитесь на дороге, то проще всего обратить свое внимание на ближайшие дорожные знаки и найти соответствующие отметки на карте. Если рядом нет приметных объектов, то попробуйте сопоставить окружающую местность с изображениями на карте. Обозначьте свое местоположение, чтобы двигаться в правильном направлении.

    Проверьте положение карты по компасу (не обязательно). Если вы ориентируетесь по компасу, то важно правильно откалибровать его в соответствии с окрестностями, чтобы учесть возможные перемены магнитного притяжения (обычно такие аномалии всегда обозначаются на карте). Иногда такой шаг называют склонением. Гораздо проще ориентироваться на месте, когда достаточно лишь повернуть голову в нужном направлении.

    Обозначьте пункт назначения. Обведите на карте место, до которого необходимо добраться, а затем определите расстоянием между отправной точкой и конечным пунктом. Затем используйте масштаб и выберите маршрут, который позволит добраться в пункт назначения в самое короткое время.

    • Определите расстояние по масштабу, чтобы точно отслеживать свои передвижения.
  1. Проложите маршрут. Теперь достаточно выбрать дороги и пути, которые приведут вас из пункта А в пункт Б. Кратчайшее расстояние между двумя точками - это всегда прямая линия между ними. Следовательно, лучше использовать прямой маршрут с минимальным количеством обходных путей.

  2. Следуйте выбранному маршруту до пункта назначения. Теперь можно сосредоточиться на самом путешествии. Передвигайтесь уверенно и отмечайте каждый оставленный позади километр, время от времени сверяйтесь с картой. Не отклоняйтесь от намеченного маршрута, если вы не выбрали другой путь заранее.

    • Обычно выбранный маршрут является вопросом предпочтений. Иногда необходимо спешить, чтобы вовремя добраться в пункт назначения, а в других случаях можно наслаждаться видом и рассматривать достопримечательности.
    • Если вы путешествуете в компании, то выберите одного человека, который будет отвечать за навигацию, чтобы не спорить и не запутаться в работе с картой.
  3. Используйте контрольные точки, чтобы не сбиться с пути. В процессе передвижения отмечайте на карте свои новые местоположения карандашом или ручкой. Ставьте точку, звездочку или другой символ возле каждого заметного ориентира. Таким образом всегда можно определить свое местоположение по последней контрольной точке, если потребуется повернуть назад.

    • На каждой остановке отмечайте пройденное расстояние и подсчитывайте оставшийся путь до пункта назначения.
  • Всегда храните карту в удобном и доступном месте.
  • Ламинируйте карты отдаленных районов, чтобы защитить бумагу от дождя, града и снега.
  • Обновляйте карты каждые несколько лет, чтобы на них были отмечены все изменения.
  • Перед дорожным путешествием купите комплект дорожных карт вашего региона. На них будут указаны названия и обозначения всех автомагистралей и многих проселочных дорог, которые могут пригодиться, если навигатор выйдет из строя.

Предупреждения

  • Следите за тем, чтобы карта оставалась целой. Поврежденная карта может быть бесполезной!
  • Придерживайтесь тех дорог и путей, которые нанесены на карту. Иногда появляется соблазн срезать или проехать по прямой линии, но чем дальше в глушь, которая не нанесена на карту, тем сложнее выбраться.

Топографическая карта это подробная карта какого-либо района земной поверхности с изображенным на ней рельефом местности, дорогами, постройками и другими объектами. На топографических картах также изображают природные объекты – возвышенности, леса, реки, кустарники, болота и т.д. Такая подробная система обозначений позволяет получить точное представление о местности на карте. Каждому человеку, обеспокоенному своим выживанием, необходимо иметь дома карты местности своего проживания и соседних областей, а так же знать обозначения и уметь ориентироваться по карте и компасу.

В начале использования карту необходимо правильно спозиционировать. Сделать это можно при помощи и обозначенных сторон света на карте. На любой карте обязательно указывается где север, юг, восток и запад.

Для измерения прямых расстояний на карте можно использовать обыкновенную линейку, но с ее помощью достаточно проблематично измерить протяженность сложных маршрутов. Для определения расстояний по сложному маршруту используется специальный прибор – . С помощью курвиметра можно измерить расстояние любой, самой извилистой линии.

Прежде чем использовать топографическую карту для ориентирования необходимо обратить внимание на год выпуска карты, вполне возможно, что там где на карте обозначены кустарники сейчас уже шелестит лес. Ориентироваться по старой карте можно только с помощью неизменяемых временем ориентиров, таких как – большие камни, реки, озера.

Виды топографических карт

Любая топографическая карта в первую очередь характеризуется масштабом. Масштаб указывается как соотношения одного сантиметра на карте к одному сантиметру земной поверхности. Например, масштаб карты 1:25.000 означает, что в 1 сантиметре на карте прорисовано 250 метров реальной поверхности. Таким образом, чем меньше масштаб карты, тем она более подробна.

Стандартные масштабы топографических карт:

  • 1:25000 – самые подробные карты. В 1см 250 метров.
  • 1:50000 - 1:100000 – менее подробные карты, в 1см полкилометра, за счет увеличения масштаба позволяют увидеть больше местности на карте, но при уменьшении детализации.
  • 1:200000 – военные карты, предназначаются для планирования крупномасштабных передвижений войск, в построении фронта. В 1см 2 километра.
  • 1:500000 и 1:1000000 – на таких картах можно оценить только общий характер местности.

Чтобы определить расстояние на карте между нужными точками необходимо изменить расстояние линейкой и полученные сантиметры умножить на масштаб. Например, на карте с масштабом 1:50000 замеренное вами расстояние между двумя точками получилось 3.7 см, умножаем это на 500 метров, получаем 1850 метров, т.е. 1 километр и 850 метров. Если вы измеряете прямое расстояние по карте по пересеченной местности, то необходимо обратить внимание на рельеф. Измеренные вами 1850 метров могут проходить по холмистой местности или болоту. Также выделяются специализированные топографические карты: карты рельефа местности, карты автомобильных дорог, аэронавигационные и другие виды.

Условные обозначения на топографических картах

Чтобы уметь читать карту необходимо знать условные обозначения. Во-первых, каждая топографическая карта имеет систему координат и разбита на квадраты, каждый такой квадрат равен целому числу километров – 1,2 или 4 и т.д. Для быстрого поиска какого либо объекта можно называть координаты необходимого квадрата.

Также выделяются специализированные топографические карты: карты рельефа местности, карты автомобильных дорог, аэронавигационные и другие виды.

Обозначения на топографических картах населенных пунктов

кладбища Плотины
Жилые и нежилые строения линии связи

Обозначения на топографических картах рельефа местности

Отдельно расположенные дворы линии электропередачи

а) Горизонтали основные утолщенные
б) Горизонтали основные
в) Горизонтали дополнительные
г) Подписи горизонталей в метрах

Обозначения на топографических картах дорожной сети

Отметки высот

кварталы с преобладанием огнестойких строений

однопутные железные дороги. а) – Станции, б) Платформы и разъезды отметки высот у ориентиров

кварталы с преобладанием неогнестойких строений

а) насыпи, б) Выемки (2 – высота или глубина в метрах)

А)курганы б) ямы

Города с населением от 2000 до 10000 жителей
узкоколейные железные дороги

Обрывы (5 – высота в метрах), овраги, промоины

Поселки городского типа с населением менее 2000 усовершенствованные шоссе 13- ширина покрытой части, 17 ширина дороги в метраз, А – материал покрытия Асфальт

Растительный покров и грунты
А) хвойные леса
Б) Лиственные леса
В) смешанные леса

Поселки сельского типа с числом домов от 20 до 100

Шоссе. Трубы.

Характеристика древостоя в метрах: 16 высота деревьев, -,30 – толщина, 5 – расстояние между деревьями

Поселки сельского типа с числом домов менее 20

Улучшенные грунтовые дороги

А) буреломы
Б) Редкие леса (редколесье)

заводы и фабрики

Грунтовые (проселочные) дороги

А) Вырубленные леса
Б) Горелые и сухостойные леса


Что: Велоориентирование Спортивное ориентирование бегом Туристическое ориентирование Где:

02.04.2014 Техника спортивного ориентирования, раздел чтение карты

Чтение карты

Умение читать карту - сложный технический навык, освоение и совершенствование которого продолжается в течение всего времени занятий ориентированием. В процессе изучения условных знаков, упражнений с картами в классе и на местности, участия в соревнованиях спортсмены совершенствуются в понимании изображения на картах различных по характеру ландшафтных районов.

При занятиях в классе с объемными моделями или на местности должен постепенно развиваться другой важный навык - опознавание ориентиров на местности и сопоставление их с картой, и наоборот. Это является основой определения своего местоположения по карте и на местности и составляет суть ориентирования вообще и спортивного ориентирования в частности.

Запоминанию условных знаков и приобретению навыков чтения карты способствуют многочисленные упражнения, например топографические диктанты, игры в топографическое лото, раскрашивание черно-белых карт, калькирование карт, отыскание на картах заданных условных знаков или ориентиров на время. Один из наиболее эффективных и комплексных способов быстрого освоения навыков чтения карты, опознавания ориентиров на местности, измерения расстояний и направлений - простейшая топографическая съемка местности.

На современных высоконасыщенных подробностями картах иногда бывает трудно отыскать свое местонахождение: очень много сходных ориентиров попадается на глаза. Поэтому карту желательно свернуть так, чтобы на ней остался только район расположения одного-двух ближайших КП (рис. 2). Большой палец левой руки, держащей карту, должен быть направлен по линии движения, а ноготь - фиксировать место, отмеченное ориентировщиком как пройденное. Это позволяет без лишней траты времени обращать внимание на участок местности, в котором спортсмен находится в данный момент или который еще предстоит пройти. При определенных тренировках такой метод помогает читать карту не останавливаясь.

Рис. 2

По мере освоения навыков чтения карты все большее внимание следует уделять грубому, или выборочному, чтению. Суть его в том, чтобы за короткое время понять общую картину местности, затем выделить на ней главные наиболее четкие и хорошо заметные ориентиры, которые целесообразно использовать в качестве опорных на пути продвижения в избранный район. Пример такого абстрагирования карты и выделения опорных ориентиров представлен на рис. 3.

Рис. 3

Это участок местности между КП 6 и 7 на мужской дистанции второго первенства мира (см. карту VII, где нанесен путь шведа С. Бьёрка, завоевавшего серебряную медаль). Вот пояснения Бьёрка к "технологии" преодоления этапа:

"Я часто начинаю с того, что выбираю точку, откуда "взять" КП кажется легче всего. Думаю, что в данном случае выходить на КП 7 с запада не представлялось возможным из-за расположенных поперек пути обрывов и холмов. Как привязку я выбрал "залив" болота в точке А. Второе место, где я хотел пройти, - канава в точке В. Это позволяло мне миновать труднопроходимый район. Точки В, А и КП 7 - большие "тормоза". Не имело особого значения, где двигаться между ними. В данном случае я бежал по тропинке. Отрезок В-А преодолел грубо по компасу, считая шаги до большого болота, затем следовал поиск его "залива" и по твердому грунту выход к А. Отсюда - точное движение по компасу, счет шагов, а также чтение рельефа "по большому пальцу".

Рассмотрим еще один участок местности по карте первого чемпионата мира, проходившего в 1966 г. в Финляндии (карта V). Сложный район: множество каменистых гряд, ориентированных в разных направлениях, "бараньи лбы", невысокие холмы, незначительные болота. Но КП 8 установлен сравнительно просто. Перед ним слева и справа два больших опорных ориентира - озеро и канавы. От КП 7 опытные спортсмены могли двигаться к ним на высокой скорости, почти не читая карту. Другие КП на мужской и женской трассах также стояли недалеко от "тормозных" ориентиров. Такая планировка дистанции была неслучайной: организаторы первого всемирного форума ориентировщиков хотели, чтобы все спортсмены, а не только сильнейшие, успешно завершили дистанцию, хотя не представляло особого труда расположить КП так, чтобы выход к ним был сложной задачей и требовал точного чтения карты на всех перегонах.

Например, на выбранном нами этапе достаточно, чтобы КП 8 находился в 450 м юго-западнее, у маленького холмика, так как показано на карте V пунктиром. В подобных случаях расчленение этапа на отрезки между опорными ориентирами требует высокой техники, а иногда этого сделать просто невозможно. Тогда этап преодолевают на сравнительно невысокой скорости при точном чтении карты.

Техника точного чтения карты без остановки - один из сложнейших элементов спортивного ориентирования, над которым нужно работать повседневно, тем более что класс начальников дистанции и сложность трасс непрерывно повышаются.

Вот что говорит по этому поводу шведский специалист Э. Ягерстрем: "Чтение карты - первейший спутник работы мысли и потому - самый притягательный элемент ориентирования. Каждый небольшой участок трассы, который стимулирует просто бег до большого тормозящего ориентира, означает, что начальник дистанции "потерял" здесь какой-то отрезок трассы, освободив участников от чтения карты. Эти отрезки называют "потерянными километрами".

Многие спортсмены отлично понимают тенденции в развитии ориентирования и подготовки дистанций и усиленно работают над повышением своего технического мастерства. Член сборной команды СССР, мастер спорта В. Киселев, сам опытный начальник дистанций, так прокомментировал выступление наших спортсменов на международных многодневных соревнованиях в Швейцарии:

"Мы не очень сильно проигрываем зарубежным соперникам в физической подготовке. Но отстаем в чтении карты, в работе около КП и на них. У нас мало проводится тренировок с картой и мало условий для их проведения..."

Проблемы повышения спортивных результатов и пути их реализации здесь определены достаточно точно. Нужно активнее участвовать в работах по оборудованию полигонов, созданию тренировочных трасс, в поиске новых методов и средств тренировок, подготовке многоцветных карт. Спортсменам-ориентировщикам можно целиком принять призыв заслуженного мастера спорта О. Гончаренко, обращенный к коллегам-конькобежцам: "Многое зависит от тренеров. Но не следует превращать тренеров в нянек. Решающим должно быть отношение к своей подготовке самих спортсменов. Их трудолюбие, дисциплина, стремление к более высоким результатам".

Интересные тренировки, направленные на развитие техники чтения и запоминания карты, проводит в секции ориентирования МВТУ им. Баумана тренер мастер спорта В. Головкин. В классе организуют занятия, направленные на запоминание карты, выделение опорных ориентиров, выбор путей движения. С этой целью начинающим ориентировщикам на несколько минут выдают карты для просмотра этапа, а затем предлагают воспроизвести все, что удалось запомнить, на чистом листе бумаги. Для опытных ориентировщиков время просмотра последовательно сокращается до 30, 15 и 5 сек.

Аналогичные по характеру занятия проводятся во время кроссовых тренировок. Спортсмены бегут парами. Тренер выдает им карту произвольного района, на которой нанесена трасса заданного направления. Во время бега один из спортсменов изучает первый этап, затем передает карту партнеру и рассказывает, что ему удалось запомнить; предлагает путь выхода на КП. Партнер контролирует его рассказ. Затем второй спортсмен изучает район между следующей парой КП, возвращает карту первому и рассказывает ему о деталях "своего" района. Так они работают с картой до последнего этапа нарисованной трассы. По окончании кросса карта возвращается тренеру, а дома каждый ориентировщик зарисовывает ее по памяти в рабочую тетрадь.

Спортсмены братья С. и М. Лавренюки, добившиеся высоких спортивных результатов, помогли нам провести контрольный тест. Для оценки запоминания им было предложено несколько незнакомых карт, которые представлены на рис. 2 и картах III, X, XI. Мастер спорта С. Лавренюк на чемпионате страны 1975 г. в составе сборной команды Москвы завоевал бронзовую медаль в эстафете. М. Лавренюк - кандидат в мастера спорта. На том же чемпионате он завоевал две серебряные награды среди юниоров - в личном первенстве и эстафете.

Тест проводили в спокойном состоянии во второй половине дня, на скамейке в сквере. Испытуемым предъявляли карты, на которых два КП были соединены прямой линией. Указывалось, какой КП исходный, а какой конечный. В течение 15 сек. спортсмены изучали карты, а затем на чистом листе бумаги воспроизводили то, что удалось запомнить. Полученные результаты представлены на рис. 4а и 4б. Какие выводы можно сделать?

Оба ориентировщика за 15 сек. успевали понять общий характер местности достаточно больших районов между КП, удаленными друг от друга на 1,5-2,5 км, успевали выбрать путь движения к пункту и запомнить опорные ориентиры на этом пути. Хотя карты и изображенные на них районы сильно различались между собой, каждый спортсмен успевал запомнить (независимо от карты) 7-8 опорных ориентиров. При воспроизведении основные пропорции между ориентирами как угловые, так и линейные выдерживались довольно хороню.

Интересно сопоставить рис. 4а и 46 с оригиналом (см. карту III между КП 6 и 7). На первый взгляд район кажется простым: небольшой участок леса среди крупных открытых пространств. Но приглядитесь повнимательнее - местность очень сложная. Именно общее очертание района и изобразили спортсмены на своих рисунках. Оба не успели детально разобраться в горизонталях, выбрать путь движения и определить опорные ориентиры.

М. Лавренюк

Рис. 4а

Рис. 46

При сопоставлении рис. 4а и 46 с оригиналом (см. карту XI между КП А и В) ясно, что обоим спортсменам удалось не только оценить характер района, расположение горных склонов и ручьев, но и наметить пути движения к КП. М. Лавренюк выбрал в качестве заключительной привязки устья ручьев, на истоках одного из которых расположен КП. С. Лавренюк избрал другой путь - тропу, огибающую склон и долину ручья, а затем приводящую без набора высоты к району расположения КП. Этот путь представляется более предпочтительным, поскольку на пути, избранном М. Лавренюком, могут встретиться трудности при выходе к устью ручья и при подъеме по нему к КП.

В этих тестах время воспроизведения не ограничивалось, но каждый раз спортсмены сдавали рисунки через 3-4 мин.

А вот мнение шведского специалиста Л. Густавссона о запоминании карты. "Бежать, запомнив рисунок карты, - прием спорный. Многие полагают, что запоминание требует больше времени, чем простой взгляд на карту, когда это необходимо на реальном этапе. Не исключен и фактор ненадежности: человек переоценивает свою память и бежит неверно. Между тем некоторым спортсменам такая форма чтения карты вполне подходит, и они путем повторных тренировок могут запомнить именно те детали, которые существенны. По-моему, большая польза от запоминания карты будет в эстафетном ориентировании, где в спешке спортсмен не склонен смотреть на карту слишком много. Кроме того, перед взятием КП также полезно изучить карту, чтобы составить представление о районе его расположения и путях подхода к нему".

Интересно сопоставить это мнение с тем, что высказал С. Лавренюк, который не был знаком с работой Л. Густавссона и, более того, не анализировал результатов своих занятий по технике чтения карты: "Когда разыгрывается эстафета с перекалыванием КП на первом этапе, я замечаю, что все еще работают с картами, а мы с братом уже убегаем на трассу".

Тренер норвежской национальной команды В. Лорентцен также считает, что развитие "памяти карты" позволяет быстрее проходить дистанцию. "В спортивном ориентировании, - пишет он в книге по тренировке ориентировщиков, - приходится избегать малейших потерь времени. Если чувствуешь неуверенность, то вынужден часто останавливаться и заново ориентироваться. Чтобы избежать этого, нужно запомнить большую часть пути. Но на сложных отрезках дистанции нужно проверять себя по карте".

Тренировки по запоминанию карты способствуют общему развитию памяти, наблюдательности, что необходимо для успешных занятий спортивным ориентированием. Зимние соревнования на маркированной трассе - отличное средство развития этих качеств и одновременно их проверка. В некоторых критических ситуациях, возникающих и летом и зимой, например при потере ориентировки, развитая наблюдательность н хорошая память помогают воссоздать картины пройденных участков местности и определить район истинного местонахождения.

Составить маршрут. Как проехать от и до. Расчет расстояний между городами на автомобиле, машине. Проложить маршрут на карте от и до самому между городами. Создать маршрут на машине по точкам на карте из нескольких точек. Калькулятор топлива. Расчет маршрута пешком, на велосипеде.

Создать маршрут на машине по точкам и распечатать. Навигатор онлайн поможет Вам создать маршрут, рассчитать расстояние пешком на карте, проложить маршрут от и до, вы узнаете сколько пешком нужно пройти из пукнта А в пункт Б или рассчитаете расстояние маршрут от точки А до точки В, также можно проложить маршрут через один дополнительный пункт, через который возможно будет проходить ваш маршрут. Вы сможете проложить карту маршрута рассчитать расстояние и время и увидеть данные этого маршрута прямо на карте, также покажет Вам погоду в месте прибытия, калькулятор топлива рассчитает расход бензина на 100 км. После нажатия на кнопку "Рассчитать" - справа появиться описание маршрута, по сути текстовый навигатор: если вы выбирали доп.пункт маршрута, навигатор разделит его участки и посчитает расстояние в каждом участке, а также рассчитает общее расстояние (километраж) от пункта отправления в пункт назначения, также отобразит время в пути. Навигатор онлайн покажет Вам как проехать от и до на машине, автомобиле по Москве, Санкт-Петербургу, СПБ, Владивостоку, Уфе, Челябинску, Казани, Новосибирску, Нижнему Новгороду, Омску, Екатеринбургу, Перми из пункта А в пункт Б. Проложить маршрут можно нескольких видов, в зависимости от способа передвижения, например пешком, на автомобиле, на транспорте (автобус, поезд, метро), на велосипеде (данный способ плохо работает в России из-за отсутствия велосипедных дорожек). Для этого нужно выбрать способ из выпадающего списка и вы с легкостью проложите маршрут и узнаете как доехать до пункта назначения. Здесь сможете узнать, как доехать на авто проложить путь и рассчитать расстояние

Как доехать проложить маршрут на машине до Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани, Челябинска, Омска, Самары, Ростова-на-Дону, Уфы, Красноярска, Перми, Воронежа, Волгограда, Саратова, Краснодара, Тольятти, Тюмени, Ижевска, Барнаула, Иркутска, Ульяновска, Хабаровска, Владивостока, Ярославля, Махачкалы, Томска, Оренбурга, Новокузнецка, Кемерово, Астрахани, Рязани, Набережные Челны, Пензы, Липецка, Кирова, Тулы, Чебоксар, Калининграда, Курска, Улан-Удэ, Ставрополя, Магнитогорска, Сочи, Белгорода, Нижнего Тагила, Владимира, Архангельска, Калуги, Сургута, Читы, Грозного, Стерлитамака, Костромы, Петрозаводска, Нижневартовска, Йошкар-Олы, Новороссийска



 
Статьи по теме:
Где найти мастера рун Witcher 3 руны
Побочные задания в дополнении «Каменные сердца» не так многочисленны, точнее, их совсем мало. Оно и понятно, водоворот событий при прохождении основного сюжета затягивает с головой, и отвлекаться от увлекательнейшего повествования совершенно не хочется. О
Прохождение castlevania lords of shadow 2
Прохождение Castlevania Lords of Shadow 2 Сначала обучение. Надо будет встать с трона и пройти в зал, где нажать все кнопки, находящиеся на дисплее слева. После появления солдат, продолжаем выполнять указания, просто бить их нет смысла. Есть некоторая пр
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке Подключаем sd
(4 оценок) Если на вашем устройстве недостаточный объем внутренней памяти, можно использовать SD-карту как внутреннее хранилище для вашего телефона Android. Данная функция, называемая Adoptable Storage, позволяет ОС Андроид форматировать внешний носител
Как повернуть колёса в GTA Online и многое другое в FAQ по GTA Online
Почему не подключается gta online?Всё просто, сервер времено выключен/неактивен или не работает. Зайди на другой.Как отключить онлайн игры в браузере. Как отключить запуск приложения Online Update Clinet в Connect manager? ... На сккоко я знаю когда ты ум