Гуттаперчевые сестры Росс

18:40

Русский фольклор от Никиты Петрова

Уже пару недель как закончился чудный курс на "Универсариуме" - "Русский фольклор". Вдвойне приятно было его слушать: лектор Никита Петров преподает в моей Alma mater РГГУ. Разумеется, за небольшое количество лекций познакомиться со всем многообразием отечественной фольклористики невозможно, однако какие-то общие представления получить можно... Почему-то больше всего запомнилась история про Каменную Зою - не знаю почему... 0_0

Сам лектор зело харизматичен, увлечен предметом, компетентен - слушать бы его и слушать)))

Никита Петров
Фольклорист, антрополог

Кандидат филологических наук, доцент Центра типологии и семиотики фольклора Российского государственного гуманитарного университета, старший научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС. Компаративным исследованием эпоса заинтересовался в университете после лекций исследователя былин Ю. А. Новикова, продолжил занятия эпосоведением в Институте высших гуманитарных исследований РГГУ (теперь ИВГИ им. Е. М. Мелетинского), затем в Центре типологии и семиотики фольклора защитил диссертацию под руководством С. Ю. Неклюдова. Сфера научных интересов сегодня - фольклор и мифология, антропология города, эпосоведение, сюжетно‑мотивные указатели, нарратология, антропология памяти. Автор монографии «Богатыри на Русском Севере» (М., 2008), один из составителей сборников текстов фольклорной прозы «Каргополье: фольклорный путеводитель (предания, легенды, рассказы, песни и присловья» (М., 2009), «Знатки, ведуны и чернокнижники: колдовство и бытовая магия на Русском Севере» (М., 2013), автор статей в энциклопедии «Мифы народов мира» (ОЛМА; СПб., М., 2014). (info отсюда)

А вот полный список его работ, экспедиций можно найти, например, на сайте многоуважаемого РГГУ .

20:59

История кино от Сергея Тютина

Очередной восхитивший меня курс от Универсариума - История кино.

Автор - Сергей Тютин , выпускник Театрального института им. Б.Щукина (режиссура драматического театра), ученик Алексея Юрьевича Германа (ВКСР, режиссура игрового кино). Автор и режиссёр 23 фильмов ("Каземир Малевич", "Весёлый год Маяковского", "История стереокино в России", "Сергей Эйзенштейн - архитектор кино" и др.). Продюсер и художественный руководитель киностудии «Мир искусства», создатель первого в России цифрового кинотеатра (кинотеатр авторского кино "Мир искусства"), руководитель киношколы «Артерия кино», президент Всероссийского фестиваля авторского короткометражного кино «Арткино».

В курсе повествуется об отечественном кинематографе в лице некоторых ярчайших его представителей: Л. Кулешова, Д. Вертова, С. Эйзенштейна, В. Пудовкина, А. Довженко, Н. Экка, А. Андриевского - рассказывается о моментах их биографий, вкладе в искусство кино и значимых работах.
Единственное, что непросто - это домашнее задание, которое нужно делать практически (читай - снимать на камеру), чего я делать не могу (нет ни камеры, ни времени, ни умения, к сожалению)...

16:28

Древняя столица уйгуров

А мы всё говорим: мегаполисы, мегаполисы!.. А что - наши мегаполисы по сравнению с великими Городами древности?! Вот, например, город Карабалгасун, забытая столица забытого уже почти народа уйгуров... И таких городов было несметное множество: рождались огромные империи - строились красивые и величественные города... Но время шло, и империи погибали, а на месте их городов оставались одни руины - настоящие мозаики и квесты для современных археологов (иногда я завидую этим ребятам...)

Итак, вот что пишут в одной из групп ВКонтакте: ЛТН

Хар-Балгас или Карабалгасун («Чёрный Великий город») - древняя столица Уйгурского каганата (745-840),
называвшаяся также Орду-балык («Столичный город»). Расположен на территории Монголии,на левом берегу реки Орхон.

Столица уйгуров имела чёткую планировку многоэтажных зданий. Хотя восточные уйгуры в отличии от западных уйгуров в основном занимались животноводством, в долинах рек Селенга, Орхон, Тула, Керулен получило развитие и земледелие.
***
Это был большой город, окруженный валами,за которыми находились пригороды, оросительные каналы, пашни и сады,
население которого достигало 100 000 человек. К юго-западу от центральной части столицы была построена крепость и цитадель, стены из глины-сырца которой и ныне сохранились на высоту в 12 м, а сторожевая башня - 14 м. Внутри крепости располагался дворец, к югу от крепости находился храмовый комплекс и здания-хозяйства уйгурских каганов, о чём говорит найденная здесь стела в виде дракона с надписями на согдийском, уйгурском и китайском языках и посвящённая одному из уйгурских каганов, живших в IX веке.

По сохранившимся фрагментам,длина городских улиц достигала 24 километров. Эта столица Уйгурского каганата с
конца VIII до середины IX века была очень крупным городом, и если даже и уступала столице Танской империи - городу Чанъань, то во всяком случае, в Азии занимала второе место.
Карабалгасун был политическим, экономическим и культурным центром страны. Поэтому в город прибывали послы разных стран, свою миссию осуществляли купцы Востока и Запада, он был ключевым звеном международной торговли, а также центром культурных связей Востока и Запада.

***
По поводу столицы Уйгуро-Орхонского каганата города Карабалгасуна арабский географ Обулкасим Убайдулла бинни Хурдатбих в своем труде «Китап ал мисалик ва ал мималик», завершенном в 846 году, писал: «Население города, принадлежавшего уйгурскому кагану, составляют тюрки. Среди них есть поклоняющиеся огню, а также зиндики (манихейцы). Каган живет в крупном городе с двенадцатью воротами. Жители этого города - манихейцы. Дворец токкуз огузского кагана увенчат золотым куполом, который виден с расстояния в пять фарсахов (каждый фарсах примерно равен семи километрам). Под куполом помещается сто человек».

Религиозные воззрения уйгуров были многообразны. Восточные уйгуры были шаманистами, западные уйгуры - буддистами.
Шаманизм - одна из ранних религий. Согласно этой религии, верховным божеством было Небо. Небесное божество живет в серебряном дворце на верхней девятой сфере вселенной. Согласно учению шаманизма, уйгуры отправляясь на
войну, перед войском вели белую кобылицу. На ней была красная попона с золотыми бубенцами. По преданию, на этой лошади восседало божество души - Сулди, по другим легендам - божество победы - Мание.
Поэтому, в 840 году, восставшие кыргызы разгромив Уйгуро-Орхонокий каганат, в честь этого события своему правителю дали титул - Мание (Манас).


20:38

Прогулка по улицам Кеми...

Недавно гуляли с бабушкой и мелкими кузинами "за мостом", в том "микрорайоне Кеми", который относится к железной дороге, вернее, раньше относился - к станции Кемь, там строилось жилье для железнодорожников, были школы, больница, детский сад именно для людей, так или иначе связанных с Октябрьской (Мурманской / Кировской) ж.д.

Мы спускаемся с моста через железнодорожные пути... Они лежат как раз между ул. Вокзальная и ул. Октябрьская - в смысле, параллельно им. А мост располагается как раз у пл. Кирова (там и вокзал).

К сожалению, сейчас большинство зданий обветшало, многие снесены, на их месте построены уже современные, в основном, частные дома... Некоторые здания так и стоят в руинах... Как, например, прекрасная школа №84 по ул. Октябрьской (я-то застала только руины, но слышала много рассказов от родителей и бабушки о ней)... Сейчас остался только остов центральной каменной части, где на первом этаже располагался гардероб и учительская, а на втором - актовый зал... Раньше же от этой каменной части в обе стороны шли деревянные пристройки, в которых располагались непосредственно кабинеты, библиотека, буфет, кабинет директора, канцелярия и даже квартира директора!!! Теперь на месте этих деревянных "крыльев" школы - деревья...


02:00

Петербургские перекрестки

Не могу не восхититься еще одним курсом (что-то "подсела" я на них!!!) В универе столько не училась, сколько сейчас прочиживаю за компьютером, постигая всяческую мудрость на ресурсах он-лайн образования (эээ, можно ли так выразиться?:lalala Короче говоря, на Лекториуме прослушала небольшой цикл лекций "Петербургские перекрестки" - цикл, созданный авторами с любовью к литературе, к родному городу, людям, в этом городе жившим и творившим... Петербург - противоречивый, амбевалентный, со своей непрстой судьбой... Притягивает и пугает... И так всех... И всегда...

Лично для меня, здесь нашлось много интересной информации. Пересмотрела свое отншение к творчеству Державина, к "Шинели" Гоголя, заново открыла для себя "12" и "Медного всадника". Все лекторы были прекрасны, особенно понравились:

Малкова Юлия Владиславовна
Разумец Вероника Витальевна
Сердакова Любовь Александровна

Курс можно посмореть на Ю-Тубе:


21:23

Немного о мифах, о генах, о людях...

Не буду особо растекаться мыслию по древу. Просто хочу сохранить несколько ссылок, заинтересовавших меня. Недавно прослушала небольшой курс на ресурсе stepic.org/ "Археология фольклора: мифологические мотивы на карте мира" профессора Березкина. Сам курс конкретно для меня несколько тяжеловат, так как я замечаю огромные лакуны в своем образовании в данном ключе, но для кого-то он может быть в высшей степени информативным.

Березкин Юрий Евгеньевич

Доктор исторических наук, заведующий отделом Америки МАЭ РАН, профессор факультета антропологии ЕУСПб. В научные интересы входят: древние миграции и культурные связи, заселение Америки, сравнительная мифология, ранние сложные общества.

Он создал уникальную базу данных и карту распространения различных фольклорных и мифологических сюжетов и рассказал об этом в своем курсе. Копирую его слова с того сайта. ОПИСАНИЕ КУРСА

Мне кажется, любой интересующийся (да и не очень интересующийся))))) может найти много полезного здесь.

И в этом же курсе я познакомилась с такой прекрасной и наглядной таблицей, показывающей расселение человечества по миру (на основе данных Стивена Оппенхеймера www.bradshawfoundation.com/journey/ . Кликайте PLAY и наслаждайтесь)))


20:37

Герард Меркатор (Авторы: Алексей Чуличков, Светлана Кузнецова)

Он никогда не совершал морских путешествий, все открытия сделал в своем кабинете, но его труды достойно венчают эпоху Великих географических открытий. Он собрал воедино все накопленные в Европе географические знания, создал наиболее точные карты. С Герарда Меркатора берет свое начало наука, получившая название картографии.

Эпоха Великих географических открытий. Время дальних странствий, полных опасностей, неизвестности и романтики. И главный герой – конечно, отважный капитан, который ведет свою эскадру по бурному морю в неведомые края «или, бунт на борту обнаружив, из-за пояса рвет пистолет, так, что сыплется золото с кружев розоватых брабантских манжет...»

Да, неуемной жажде путешествий и славы, духу авантюризма этих героев мы обязаны многим. За неполные сто лет горизонт знаний о мире, в котором мы живем, расширился настолько, что охватил всю нашу планету и не оставил сколько-нибудь значительных белых пятен на карте. Но Великие географические открытия состояли не только в достижении неведомых ранее земель, не только в подтверждении шарообразности Земли, не только в разведывании новых путей в Индию и другие страны.


20:33

"Тамплиеры. Идея, изменившая мир " Илья Молоствов

Средние века - загадочное и навевающее романтические мысли время. Авторы многих научных трудов, приключенческих романов, фильмов и книг-бестселлеров обращаются к этой странной эпохе, воспевая и проклиная ее, рассказывая о чудовищах и ангелах, о злодеях и рыцарях. И если, как утверждают авторы средневековых романов, ничто на земле не происходит случайно, то должен быть ключ к этой загадке.

Особенным магнетизмом обладают XII и XIII века с их крестовыми походами, готическими соборами, рыцарскими орденами, консонами и серветами трубадуров, сказочными, полными символизма романами артуровского цикла труверов и миннезингеров.

И века эти, правда, были особенными. В нищей, невежественной, суеверной Европе началось движение. Уже первый крестовый поход 1096 года взбудоражил большую часть населения. Вдруг по непонятной причине, будто под влиянием какого-то нефизического землетрясения люди, пребывавшие в спячке несколько веков подряд и объединявшиеся только для борьбы со страшными норманнами, начали действовать. Они строили, воевали, учились и опять десятками тысяч шли воевать в Святую землю, участвовали в возведении величественных готических храмов, основывали и укрепляли города. Чудо совершилось за два столетия. В культурном, экономическом, духовном смысле Европа совершенно изменилась.


16:43

Гуттаперчевые сестры Росс

Эти девочки вытворяют что-то невероятное...

"Сестры Росс" (The Ross Sisters) – это американское танцевальное трио, состоявшее из сестер Эгги (Aggie Ross), Элмиры (Elmira Ross) и Мэгги (Maggie Ross). Но это их сценические имена. Правда, под этими псевдонимами скрывались все те же сестры Росс: Вики (Veda Victoria Ross, средняя), Дикси (Dixie Jewel Ross, младшая) и Бетси (Betsy Ann Ross, старшая), соответственно. Что заставило их взять псевдонимы – не известно.

"Не у всех сестер сложилась жизнь. Вскоре после выхода мюзикла, они отправились в Европу. Там Бетси вышла замуж за Роберта «Кролика» Хайтауэра, американского танцора. Он оказался шизофреником и алкоголиком. Во время очередного приступа он убил Бетси.

Дикси вышла замуж за некоего Ричарда Хендерсона и скончалась в возрасте 34 лет.

И только Вики прожила долгую и, хочется надеяться, счастливую жизнь".


17:55

Читают поэты...

17:26

Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян

Шарль Ожье де Бац де Кастельмор, граф д’Артаньян (фр. Charles Ogier de Batz de Castelmore, comte d"Artagnan, 1613, замок Кастельмор, Гасконь, Франция - 25 июня 1673, Маастрихт, Нидерланды) - гасконский дворянин, сделавший блестящую карьеру при Людовике XIV в роте королевских мушкетёров.

Шарль де Бац Кастельмор родился в 1613 году в замке Кастельмор возле Лупияка в Гаскони. Его отцом был Бертран де Бац, сын мещанина Пьера де Бац, присвоившего себе после женитьбы на Франсуазе де Куссоль дворянский титул, отец которого Арно Бац купил в графстве Фезансак Кастельморский «замок», принадлежавший ранее роду Пуи. Этот «доменжадюр» (фр. domenjadur) - господский дом, представляющий собой двухэтажное каменное строение, сохранился до сих пор и находится на границе графств Арманьяк и Фезансак на холме, между долинами рек Дуз и Желиз.


20:46

Queen - Who Wants To Live Forever

А теперь немного Квинов и Горцев)))

There"s no time for us
There"s no place for us
What is this thing that builds our dreams
yet slips away from us

Who wants to live forever
Who wants to live forever..?

There"s no chance for us
Its all decided for us
This world has only one sweet moment
set aside for us.

Who wants to live forever
Who wants to live forever?

Who dares to love forever?
When love must die

But touch my tears with your lips
Touch my world with your fingertips
And we can have forever
And we can love forever
Forever is our today

Who wants to live forever
Who wants to live forever?

Forever is our today
Who waits forever anyway?

Любой город с многовековой историей обрастает мифами. Москва - не исключение: её легенды связаны с историческими зданиями, необычными местами и известными деятелями. Фольклорист, доцент Центра типологии и семиотики РГГУ и старший научный сотрудник ШАГИ РАНХиГС Никита Петров насчитал более сотни московских легенд, а The Village выбрал из них самые интересные мистические истории - о призраках, гигантских холодильниках в подвалах МГУ и о том, откуда появилось выражение «у чёрта на куличках».

Кремль

По легенде, Иван Грозный владел библиотекой в 800 книг, в которую входили очень редкие и ценные тексты древнегреческих и древнеримских авторов. Библиотека пережила несколько московских пожаров и якобы исчезла в Смутное время. Возможно, книги спрятаны в одном из тайников Кремля, в доме Пашкова или Коломенском.

Церковь Всех Святых на Кулишках

Церковь Всех Святых на Славянской площади - одна из самых древних в Москве. До возведения храма на Кулишах - местности между Яузой и Москвой-рекой - находился луг. Подобные окраинные земли вблизи рек в Древней Руси называли кулигами. Считается, что выражение «у чёрта на куличках» для обозначения далёкого места пришло именно отсюда. Фраза появилась потому, что в этом районе, по легенде, был замечен чёрт Игнашка, который мешал службам. Молящиеся видели странное свечение, иконы выпадали из иконостаса, а в стенах слышался громкий стук.

Российская государственная библиотека

В Российской государственной библиотеке, по слухам, можно встретить призрак писателя и книговеда Николая Рубакина. Публицист перед смертью завещал библиотеке свою коллекцию книг. Его призрак якобы появляется в стенах РГБ и помогает найти нужное произведение.

Большой театр

С Большим театром связана мистическая история. Однажды во время пожара в театре простой крестьянин Василий Марин из Санкт-Петербурга спас человека, не успевшего выбраться из пылающего здания. Николай I наградил героя медалью «За спасение погибавших». Существует легенда, что после смерти Василия его призрак стал появляться на опасных пожарах, чтобы помочь людям спастись.

Улица Кузнецкий Мост

На Кузнецком Мосту раньше располагались банки и игровые заведения. Согласно легенде, однажды извозчик экипажа, решив нажиться на игроке подобного заведения, ограбил его и убил. С того времени на улице стали замечать призрак экипажа. Другой миф Кузнецкого Моста - история о любовнице русского предпринимателя и мецената Саввы Мамонтова Жозефине. Девушка, узнав о смерти возлюбленного от мальчишек-газетчиков, попала под экипаж и умерла. С тех пор призрак Жозефины якобы появляется возле дома № 4 и чулком душит торговцев книгами и журналами.

Мясницкая улица

Нынешняя Мясницкая улица с XVI века меняла название пять раз. Она была Фроловской, Евпловской, Первомайской и улицей Кирова. Мясницкой она стала называться в честь Мясницкой слободы, где находилось большое количество мясных лавок. С этим местом связана история о скряге Кусовникове. По легенде, они с женой, боясь потерять накопленные деньги, спрятали их в печь. Во время отсутствия супругов дворник разжёг печь, и все спрятанные деньги сгорели. С тех пор после смерти Кусовникова на Мясницкой улице стал появляться призрак старика. Считается, что встреча с привидением сулит проблемы с финансами.

Улица Большая Ордынка

По легенде, у дома №53 по Большой Ордынке люди уже не раз видели призрачную стаю кошек, встреча с которыми сулит неудачу. Когда-то в этом районе жила женщина - любительница кошек. Желая приютить животных, она построила на своём участке домики для них. Это не понравилось соседям женщины, и они, чтобы избавиться от многочисленных кошек, выпустили их на волю. Теперь мистическая стая якобы бродит по улицам в поисках своего дома.

Дом Игумнова

По легенде, в историческом особняке на Большой Якиманке вместе с любовницей-танцовщицей жил русский промышленник Николай Игумнов. Однажды купец уличил свою возлюбленную в измене, убил её и замуровал в стене. Люди, которые жили в особняке после этого, утверждали, что несколько раз видели призрак некой женщины в белом. С домом связывают ещё одну легенду: Игумнов, решив произвести впечатление на своих гостей, якобы приказал выложить полы в одной из парадных комнат золотыми монетами. На каждой из монет был изображён профиль царя, который поневоле приходилось топтать посетителям особняка. Такое неуважение осудили при дворе, после чего купец Игумнов был вынужден покинуть Москву.

Дом на набережной

Здание на Болотном острове стали называть «домом на набережной» после публикации одноимённой повести Юрия Трифонова. Дом был построен в 1927–1931 годах для представителей советской элиты. По легенде, из секретных помещений нежилого 11-го подъезда в годы сталинских репрессий прослушивали квартиры и следили за людьми. Есть миф, что призраки бывших жильцов иногда появляются в квартирах, коридорах и на лестничных площадках.

Крымский мост

С подвесным мостом через Москву-реку связано два мифа. Согласно первому, при строительстве в одной из его заклёпок сделали вставку из чистого золота. Вторая легенда гласит, что мост притягивает к себе самоубийц. Спасатели не раз снимали с его опор людей, которые хотели свести счёты с жизнью.

Малая Никитская улица

В бывшем доме наркома внутренних дел Лаврентия Берии на Малой Никитской улице, 28/1 сейчас располагается посольство Туниса. По легенде, время от времени в его стенах появляется дух бывшего владельца. Очевидцы говорят, что слышат по ночам странные звуки, похожие на чьё-то дыхание и покашливание, а кто-то невидимый время от времени портит документы посольства. Мистические явления якобы происходят не только в самом доме, но и возле него - на перекрёстке в районе Патриарших прудов. Местные жители несколько раз в месяц слышат шум двигателя автомобиля, а затем - звуки открывающейся и захлопывающейся дверцы и шаги человека. Сложился миф, что автомобиль-невидимка и таинственные шаги принадлежат именно Берии.

Тверская улица

Музей Революции (ныне Государственный центральный музей современной истории России) - место, рядом с которым замечали большого чёрного кота. По рассказам людей, животное появляется у здания ровно в полночь, гуляет по Тверской улице и исчезает в подворотне. Утверждается, что именно этот кот стал прообразом булгаковского Бегемота.

Большая Сухаревская площадь

Большая Сухаревская площадь названа так в честь Сухаревой башни, построенной в 1695 году на месте старых деревянных Сретенских ворот. Башню снесли в 1934 году, однако легенды вокруг нее ходят до сих пор. По одной из них, в здании располагалась лаборатория сподвижника Петра I чародея Якова Брюса. Здесь он якобы занимался тёмными делами - составлял эликсир живой и мёртвой воды. После смерти колдуна на Сухаревской площади стали замечать его призрак. Существует поверье, что бородатое привидение, временами появляющееся в этом месте, жаждет найти свою Чёрную книгу.

Президиум РАН

Согласно поверью, здание президиума РАН с «золотыми мозгами» построено на месте бывшего скотомогильника. Из-за этого учёные якобы часто болеют и испытывают тревогу и страх. Другая городская легенда гласит, что проклятое здание сползает в Москву-реку.

Напрудная башня

В 1689 году царевна Софья Алексеевна проиграла борьбу за трон своему брату Петру I, который заточил её в Новодевичий монастырь, где она жила до своей смерти. В ХХ веке появилась легенда: Софья умерла от несчастной любви, спрыгнув с Напрудной башни. Царевну ошибочно стали воспринимать как святую, путая с мученицей Софией. Она стала покровительницей влюблённых и новобрачных: считается, что Софья помогает устроить семейную жизнь. Теперь горожане пишут пожелания на стене башни.

МГУ

Московский государственный университет - место, вокруг которого сложилось много мифов. Вот несколько из них:

Из-за слабых грунтов на Воробьёвых горах фундамент под университетом якобы залили жидким азотом, а после под зданием установили холодильные аппараты. Морозильники имеют секретный статус и находятся в так называемом третьем подвале. По легенде, если они выйдут из строя, здание МГУ может опуститься в Москву-реку.

По легенде, первоначальный проект университета предполагал установку золотой статуи Иосифа Сталина на главном корпусе. Фигуру отлили, поместили на хранение в один из подвалов строящейся высотки и собирались установить, но смерть Сталина помешала реализовать план.

Согласно другому мифу, подземная часть главного здания МГУ составляет по меньшей мере 34 этажа. Там располагаются подземелья с секретными лабораториями и бомбоубежищами. Через одно из помещений можно попасть в так называемое «Метро-2» и подземный город в Раменках.

Ещё одна легенда рассказывает о заключённом, учёном-авиаконструкторе, трудившемся на стройке будущего университета. Он запланировал побег и для этого из подручных материалов сконструировал летательный аппарат. Учёный смог улететь, но в результате всё равно был пойман сотрудниками НКВД и расстрелян.

Кузьминский лесопарк

С территорией лесопарка связано большое количество легенд, часть из которых повествует о Кузьминках как о «месте силы», а часть - как о «тёмном» месте, в котором появляется чувство необъяснимого страха. Согласно одному из них, в лесопарке на берегу пруда есть старый вяз, который проклят колдуньей и притягивает к себе самоубийц. Другая легенда Кузьминок - о мистическом полуразрушенном здании, бывшем флигеле для прислуги при усадьбе, в котором позже располагалась больница. В этом месте люди часто видели призраков.

Голосов овраг

Голосов овраг располагается на территории музея-заповедника «Коломенское». Городские легенды рассказывают о чудодейственных камнях в этом овраге. Согласно поверью, Конь-камень помогает мужчинам, а Девий - женщинам. К двум валунам, лежащим рядом, часто приходят люди, кидают монеты и загадывают желания.

Битцевский лес

Битцевский лес раньше называли Чёрным или Тёмным. По легенде, когда-то в лесу находилось древнее капище, где стояли идолы четырёх языческих богов. Древние идолы подпускали к себе только тех людей, которые им нравились. По слухам, лесопарк вызывает чувство тревоги и даже может свести с ума.

Телецентр «Останкино»

По легенде, в древности на территории Останкино находились языческие капища, а позже - небольшое немецкое кладбище. С XVI века - времени, когда местностью владел помещик Сатин - здесь стала появляться старуха-горбунья, предостерегающая встречающих её людей от трагических последствий. Например, Сатину, решившему благоустроить землю, она велела не трогать останки, но он ослушался её и погиб. Павлу I старуха якобы предсказала дату смерти, а Александру II предрекла смерть от иноверца. По слухам, горбунья появилась со словами «кровью здесь пахнет» незадолго до штурма телецентра в 1993 году, а после предсказала пожар в телебашне в 2000 году. Чтобы задобрить предсказательницу, в телецентре ей оставляют стакан воды и хлеб.

Ховринская больница

Мрачная многоэтажка в Ховрино – самое известное из заброшенных зданий, вокруг которого образовалось с десяток легенд. Недостроенную больницу часто называют «Амбреллой» из-за формы, похожей на эмблему фармацевтической корпорации в играх и фильмах «Обитель зла». Начиная с 1990-х годов постройка стала местом сбора бездомных. По слухам, в здании не раз происходили самоубийства и несчастные случаи.

Никита Петров

фольклорист

«Москва - это мегаполис со множеством маленьких мифов. В основном они сконцентрированы в центре, внутри Садового кольца: это легенды о старой Москве. За пределами Садового - районы, которые прирастали к городу: деревни со своими местами и легендами. Мифы появляются по-разному: они возникают благодаря краеведам, книгам, фильмам. Многое зависит от конкретного места. Например, легенда может появиться, если здание построено на окраине города и оказывается неожиданно заброшенным, или если на кладбище есть почитаемая могила праведника. Есть довольно любопытная история про Новогиреево. Там стоит замечательный особняк, где раньше селились художники, артисты и писатели. В какой-то момент возникла легенда, что Новогиреево - район художников и творческих людей, и всё благодаря одному дому.

Или, например, интересна история здания Президиума Академии наук. Старожилы прекрасно помнят, что это место не было заселено и не застраивалось, потому что там было кладбище для скота. И вдруг там начали строить Академию наук, а когда здание открыли, у сотрудников всё время болела голова. Они приходили домой, жаловались своим родственникам, которые отвечали: „Это проклятое место, потому что там было скотское кладбище“. А на самом деле вентиляция в здании просто была устроена так, что окна не открывались.

Мои любимые легенды связаны с историческими личностями, которые формируют городское пространство Москвы с начала - середины XX века. Это истории про Сталина и архитектора Щусева, который спроектировал много зданий, в том числе здание гостиницы „Москва“. Например, о том, как Щусев принёс Сталину на подпись два разных проекта гостиницы. Листы были наложены друг на друга. Сталин, не глядя, подписал посередине. Щусев не знал, как это трактовать, и построил асимметричную гостиницу. Мне нравится и ещё одна довольно популярная история, связанная с призраком Берии, который появляется по ночам около здания во Вспольном переулке. Берия любил молоденьких девушек, особенно блондинок, и нередко делал их своими любовницами. Молва говорила, что он их убивал. Когда по соседству расчищали место для нового здания, там нашли кости. Тут же все стали говорить, что это жертвы Берии, хотя на самом деле рядом было кладбище».

Старший преподаватель Учебно-научного центра типологии и семиотики фольклора РГГУ

Окончил факультет филологии и журналистики ПГУ им.. М.В. Ломоносова (2004), аспирантуру Института высших гуманитарных исследований / Центра типологии и семиотики РГГУ (2004). Кандидат филологических наук (2008).

Область научных интересов и сфера научной деятельности:

Фольклор, мифология, культурная антропология; фольклорно-мифологические традиции России, эпические традиции мира, русские былины, фольклорно-мифологические указатели, компьютерная фольклористика, традиционная и современная культура России

Тематика исследований – мифология, эпосоведение, семантика мотива, история сюжетов, фольклорно-мифологические указатели, антропология памяти

Экспедиции

2013 - Этнографическая экспедиция Центра устной истории Даугавпилского университета в Латвию (Дагда, Вишки, Даугавпилс) (рук. И. Ленский, С. Амосова, М. Гехт)

2012 - Школа-экспедиция по эпиграфике и этнографии в п. Желудок (Белоруссия, Гродненская область)

2011 - Этнографическая экспедиция Черновцы (в рамках проекта «Полевые исследования традиционной культуры евреев Буковины, камеральная обработка полевых материалов») (рук. М.М. Каспина)

2011 - Фольклорно-этнографическая экспедиция в Поморье (Летний берег Белого моря) (рук. А.Б. Мороз)

2009-2013 - Фольклорно-этнографические экспедиции ИФИ РГГУ в Вельский район Архангельской области (рук. А.Б. Мороз, Н.В. Петров)

2008 - Фольклорно-этнографическая экспедиция ИФИ РГГУ в Каргопольский и Плесецкий районы Архангельской области (рук. А.Б. Мороз, Н.В. Петров)

1999-2003 - Участник фольклорных экспедиций САФУ в рамках студенческой полевой практики на Русский Север (Пинега, Мезень – рук. Н.В. Дранникова)

Участие в грантах и научных проектах

2013–2014 – участник проекта РГНФ-БРФФИ «Ареальная структура белорусско-русского лингвокультурного пограничья: язык и фольклор» (№ 13-24-01003)

2013 – участник проекта "Программа стратегического развития РГГУ, конкурс «Проектные научные коллективы РГГУ»" (проект 2.1.3)

2012–2013 – участник программы Научно-исследовательские и научно-прикладные проекты РГГУ, проект «Методологические аспекты формирования научного сообщества в гуманитарных дисциплинах»

2010–2012 – участник проекта РФФИ "Мифо-ритуальные традиции Сибири и Монголии: гипертекстовый сюжетно-мотивный указатель"(№10-06-00546-а)

2011 – тревел-грант Франко-российского центра гуманитарных и общественных наук в Москве: «Мифология эпических певцов: контекст исполнения эпоса в свете русских и французских антропологических исследований Центральной и Северной Азии» для работы в Архиве Études mongoles et sibériennes, centrasiatiques et tibétaines

2009 – руководитель проекта ДААД (DAAD) (Геттинген, Германия) «Русский эпос в контексте мировой эпической традиции» (Enzyklopädie des Märchen Arbeitsstelle der Akademie die Wissenschaften zu Göttingen)

2009–2013 – участник проекта Минобрнауки РФ в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы. Тема проекта «Динамика ритуально-мифологических традиций в региональных и социо-культурных контекстах конца XX-начала XXI века

2008–2012 – участник проекта РФФИ «Математические и формальные исследования языка, речи и текста. Компьютерное моделирование, экспериментальные и корпусные методы» (№10-06-00546)

2007–2009 – участник проекта РФФИ «Ареальная дистрибуция семантических элементов устных традиций (на примере фольклорa восточнославянских народов и народов Сибири)» (№06-06-80-420a)

2005–2007 – участник проекта РФФИ «Ареальное распространение семантических элементов устных традиций (на восточнославянском материале и этнических групп Сибири)» (№06-06-80-420а)

Научно-педагогическая деятельность:

В РГГУ с 2004 года. Читает курсы лекций «Русский фольклор», «Сравнительная мифология», «Историческая поэтика повествовательных жанров», «История фольклористики», «Русский эпос в сравнительном освещении», «Фольклорно-мифологические указатели».

Основные публикации:

Монографии

  • Богатыри на Русском Севере. М.: Фонд поддержки экономического развития стран СНГ, 2008. 464 с. Тираж 5200 экз.

Составление, редактирование, научное комментирование

  • Знатки, ведуны и чернокнижники: колдовство и бытовая магия на Русском Севере / Составление, подготовка текстов, вступительные статьи: Н.А.Бирюкова, А.С.Васькина, П.С.Задорожный, В.А.Комарова, Ю.В.Ляхова, А.Б.Мороз, О.А.Окунева, Н.В.Петров, Е.Б. Рабей, А.А.Скулачев. Предисловие, указатели, комментарии, карта: А.Б.Мороз, Н.В.Петров. М.: Форум-Неолит, 2013. 592 с.
  • Каргополье: Фольклорный путеводитель (предания, легенды, рассказы, песни и присловья) / Сост. М.Д. Алексеевский, В.А. Комарова, Е.А. Литвин, А.Б. Мороз, Н.В. Петров; под общей ред. А.Б. Мороза. М.: ОГИ, 2009. 616 c.
  • Скоморохи на Руси / А.С. Фаминцын; вступ. ст., коммент. и прилож. Н.В. Петров. М.: Форум, 2009 (Сер. «Человек в культуре).

Основные работы

  • Между ангелами и космонавтами или как рождаются нови́чки // Фольклор XXI века: Герои нашего времени /сборник статей. Сост. М.Д. Алексеевский. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2013. С. 88-100.
  • "Героические деньги" русского эпоса // Антропология денег в России / Сб. научных статей; составители Архипова А.С., Фрухтман Я. Москва, ОГИ: 2013. С. 327-342
  • Петров Н.В. Деньги в мифологических представлениях и обрядовых практиках: современная крестьянская традиция // Антропологический форум. 2013. № 18 Online. С. 288-310 (совместно с А.Б. Морозом).
  • Указатель мотивов к публикуемым мифологическим текстам // Знатки, ведуны и чернокнижники: колдовство и бытовая магия на Русском Севере. М.: Форум-Неолит, 2013. С. 459-528.
  • Чудовище и герой в эпических традициях: построение словесного портрета // In Umbra. Демонология как семиотическая система. Альманах. Выпуск 2. М.: Индрик, 2013. С. 209-232.
  • „Чужие“ в эпических традициях сквозь зеркало языка (“Others” in epic traditions – through the language mirror) // Годишник на Асоциация за антропология, етнология и фолклористика "Онгъл" (Yearbook of “Ongal” Association for Anthropology, Ethnology and Folklore Studies). Sofia, 2013. № 11. Pp. 58-79.
  • Проблемы описания локальной традиции: указатель сюжетов и мотивов топонимических и исторических преданий // Устное и книжное в еврейской и славянской культурной традиции. Сборник статей (Академическая серия. Вып. 44). М., 2013. С. 227-246.
  • Как баба в белом войну предсказала: эсхатологические настроения в СССР // Мифологические модели и ритуальное поведение в советском и постсоветском пространстве: сб. статей / сост. А. Архипова. М.: РГГУ, 2013. С. 188-199.
  • Между семантикой и стилистикой: границы фольклорной стереотипии в переводах русского эпоса на итальянский язык // Логический анализ языка. Перевод художественных текстов в разные эпохи. М.: Индрик, 2012. С. 194-204. (совместно с Э. Морони).
  • Фольклорная экспедиция «за рамками»: постэкспедиционное общение с информантами // Полевые исследования студентов РГГУ: Этнология, фольклористика, лингвистика, религиоведение. Вып. VII. М.: РГГУ, 2012. С. 57-68.
  • Городское пространство в русском эпосе // Живая старина, 2011, № 1 (69). С. 29 - 33.
  • Wachstum Übernatürliches W. (Mot. T615) // Enzyklopädie des Märchens. Handwörterbuch zur historischen und vergleichenden Erzählforschung. Akademie der Wissenschaften zu Göttingen. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2011. Band. 14. Lieferung 1. S. 175-178.
  • Weselowski A.N. In.: Enzyklopädie des Märchens. Handwörterbuch zur historischen und vergleichenden Erzählforschung. Akademie der Wissenschaften zu Göttingen. Berlin; Boston: Walter de Gruyter, 2011. Band. 14. Lieferung 1. S. 395-398.
  • Указатель мотивов легенд и преданий // Каргополье: Фольклорный путеводитель (предания, легенды, рассказы, песни и присловья) / Сост. М.Д. Алексеевский, В.А. Комарова, Е.А. Литвин, А.Б. Мороз, Н.В. Петров; под общей ред. А.Б. Мороза. М.: ОГИ, 2009. С. 497-537.
  • Об А.С. Фаминцыне и скоморохах // Скоморохи на Руси / А.С. Фаминцын; вступ. ст., коммент. и прилож. Н.В. Петров. М.: Форум, 2009 (Сер. «Человек в культуре). С. 5-24.
  • Сюжетно-мотивный состав русского эпоса: пролегомены к указателю // Вестник РГГУ: Серия «Филологические науки. Литературоведение и фольклористика». М.: РГГУ, 2009. № 9. С. 105-121.
  • «Еврейский текст» в русской эпической традиции // История – миф – фольклор в еврейской и славянской культурной традиции. Сборник статей (Академическая серия. Вып. 24). М., 2009. С. 345-358.
  • «Когда было добру молодцу время…а стало добру молодцу безвременье…»: некоторые наблюдения над временем в былине // Живая старина. М., 2008. № 1 (57). С. 23-26.
  • «О бедном Кощее замолвите слово…» // Кирпичики: Фольклористика и культурная антропология сегодня (Сборник в честь 65-летия Сергея Юрьевича Неклюдова). М., 2008. с. 287-295 (совместно с Н.С.Петровой).
  • “Илье смерть в бою не писана”. Надписи в былинах // Русская речь. М., 2007. № 6 . С. 93-98.
  • Вахрамей Вахрамеевич против Идолища: Закономерности в образовании былинных имен // Традиционная культура. М., 2007. № 3 (27). С. 50-60.
  • Брачные коллизии в русском эпосе // Вестник РГГУ: Серия «Филологические науки. Литературоведение и фольклористика». М.: РГГУ, 2007. № 7. С. 153-163.

Учебно-методические пособия

  • Мифологические системы в сравнительном освещении: Программа курса для аспирантов: Специальность 10.01.09 – Фольклористика. Образовательная программа послевузовского профессионального образования / Дни аспирантуры РГГУ. Образовательные программы аспирантуры РГГУ. М., 2013. Вып. 7. В 2-х ч. Ч. 2. С. 49-72 (В соавторстве с Е.С. Новик).

Контакты

Россия, 125993, ГСП-3 Москва, Миусская пл., д. 6, Центр типологии и семиотики фольклора



 
Статьи по теме:
Где найти мастера рун Witcher 3 руны
Побочные задания в дополнении «Каменные сердца» не так многочисленны, точнее, их совсем мало. Оно и понятно, водоворот событий при прохождении основного сюжета затягивает с головой, и отвлекаться от увлекательнейшего повествования совершенно не хочется. О
Прохождение castlevania lords of shadow 2
Прохождение Castlevania Lords of Shadow 2 Сначала обучение. Надо будет встать с трона и пройти в зал, где нажать все кнопки, находящиеся на дисплее слева. После появления солдат, продолжаем выполнять указания, просто бить их нет смысла. Есть некоторая пр
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке Подключаем sd
(4 оценок) Если на вашем устройстве недостаточный объем внутренней памяти, можно использовать SD-карту как внутреннее хранилище для вашего телефона Android. Данная функция, называемая Adoptable Storage, позволяет ОС Андроид форматировать внешний носител
Как повернуть колёса в GTA Online и многое другое в FAQ по GTA Online
Почему не подключается gta online?Всё просто, сервер времено выключен/неактивен или не работает. Зайди на другой.Как отключить онлайн игры в браузере. Как отключить запуск приложения Online Update Clinet в Connect manager? ... На сккоко я знаю когда ты ум