Спокойные игры для детей 5. Игры с детьми в помещении картотека (старшая группа) на тему. Я вижу мишку

ИГРЫ С ДЕТЬМИ В ПОМЕЩЕНИИ

Живое - неживое

Ведущий называет вперемешку живые и неживые предметы, а дети отвечают хором только "живое", а на "неживое" молчат. Выигрывают дети, которые меньше всех ошиблись.

Шеренга

Дети выстраиваются в одну линию по направлению руки ведущего. Когда он говорит врассыпную, все разбегаются. А заслышав речевку: «У ребят порядок строгий, тра-та-та, тра-та-та, знают все свои места», бегут и строятся в новом направлении. Последний считается проигравшим.

Найди цвет

Дети встают в круг и по команде ведущего ищут предметы названного цвета для того, чтобы до них дотронуться. Проигравшим считается тот, кто дотронется до нужной вещи последним. Он выбывает из игры.

Хищник

Все дети – рыбы, один из них – хищник. Когда взрослый кричит: «Корабль», рыбы укрываются у одной стены, когда кричит «Шторм» - у другой, а при слове «хищник» - начинают спасаться бегством, в то время как хищник обнаруживает себя и начинает их ловить.

Солнечные зайчики

Данное занятие подходит для солнечной погоды. Следует взять маленькое зеркало, пускать на стены и потолок солнечных зайчиков и вместе с малышом наблюдать за ними.

Скачут побегайчики-
Солнечные зайчики.
Мы зовем их - не идут.
Были тут - и нет их тут.
Прыг, прыг по углам.
Были там - и нет их там.
Где же зайчики? Ушли.
Вы нигде их не нашли?
(А. Бродский)

Слушай

Руководитель свистит, подавая игрокам с повязками на глазах сигнал и меняя свое направление. Ориентируясь на звуки, нужно найти взрослого.

Предметы

Дети приносят с собой какие - нибудь небольшие предметы и складывают их в одно место. Далее выбирают одного из игроков, который становиться спиной к предметам. Ведущий, указывая на один из предметов, спрашивает: "Что делать тому, кому принадлежит этот предмет?". Все игроки видят это предмет, но один стоит к нему спиной и не знает, на чей предмет указывает ведущий. Задание этого игрока - назначить "штрафы", задание, которое должен выполнить хозяин предмета, чтобы выкупить предмет.

Сквозь обруч

Играющий в одной руке держит ракетку, на которой лежит мяч настольного тенниса, в другой - гимнастический обруч. Задача играющего - продеть через себя обруч сверху вниз, затем снизу вверх, не уронив мяч. Играют парами. Побеждает тот, кто быстрее выполнил задание.

Арифметические кубики

Для игры нужны 3 кубика. Каждый бросает их по 3 раза. Если среди выпавших чисел окажутся одинаковые, они складываются (например, выпало 3, 5 и 3, играющий сумму 3+3=6, а если выпадут все разные числа, допустим 5, 2 и 3 - они не учитываются). Если же случиться так, что после очередного броска все 3 числа окажутся одинаковыми (например, 4,4 и 4), то сумма этих чисел еще и удваивается. Побеждает тот, у кого в результате трех бросков окажется наибольшая сумма чисел.

Прищепочки

Игрокам необходимо найти и собрать все прищепки в помещении. Прищепки могут быть разными: пластмассовыми, деревянными, цветными, прозрачными, старыми, новыми. Главный принцип: чем больше, тем лучше. Игроки разбиваются на пары. Паре выдается повязка с прищепками. Задание очень простое. Один ребенок завязывает себе глаза. На одежду напарника прикрепляются прищепки. Причем вешают прищепки окружающие, а не сам ребенок. Куда их крепить - им решать. Игрок не имеет права вмешиваться в процесс. Далее наступает час действовать игроку с завязанными глазами. Его задание - как можно быстрее найти и снять все прищепки с игрока.

Веселые картинки

Игра для развития зрительной памяти. Предложите малышу внимательно рассмотреть 10 картинок, на каждой из которых изображен знакомый предмет. Затем попросите малыша по очереди назвать предметы, которые он запомнил. Важно количество предметов, которые запомнил ребенок. Покажите ребенку картинки, которые он не назвал. Повторите попытку через 10 минут. Предложите вспомнить все картинки через час.

Достань городок

Участники игры принимают стойку носки и пяти вместе, руки соединены за спиной (кисть одной руки захватывает запястье другой). Приседая, он должен, не сходя с места и не касаясь руками пола, поднять городок (шайбу, кубик, шишку и т. д.), находящийся сзади у ноги. Побеждает тот, кто из трех попыток большее число раз добьется успеха.

Найди зайчика

Для игры понадобится чистый носовой платок. Следует взять его за 2 соседних конца, заглянуть за него с обеих сторон и спросить: "А где наш зайчик? Куда он убежал?". После этого надо завязать концы платка в узлы так, чтобы они стали похожи на заячьи уши, и сказать: "А вот и зайчик! А где же у него хвост?" На оставшемся конце платка надо завязать небольшой узелок-хвостик: "А вот и хвостик! Давай его погладим".

Золотая рыбка

Ребенок - золотая рыбка, которая предлагает рыбаку исполнить его желание. Вы придумывает что-то сверхъестественное, а он должен найти уважительную причину, по которой не может исполнить ваше желание. Потом можно поменяться ролями.

Испорченный факс

Участники садятся в ряд друг за другом. Последний участник рисует на спине человека, сидящего впереди него, картинку. Игрок, получивший сообщение, должен максимально точно повторить его на спине сидящего впереди. Первый игрок в ряду, получив сообщение, рисует его на бумаге. После этого сравниваются рисунки первого и последнего игроков и выявляется, на каких участниках игры факс дал сбой. Перед следующим раундом все игроки должны поменяться местами.

В качестве рисунков могут быть использованы геометрические фигуры, буквы и небольшие слова, различные символы (значок доллара, евро, амперсант, копирайт).

Начинать игру желательно с простых геометрических картинок. Для того, чтобы игра проходила динамичнее, можно заранее, втайне от участников игры, заготовить рисунки для передачи.

Можно провести командный вариант игры - все участники делятся на команды по 5-8 человек и одновременно передают рисунок. Победившей считается команда, чей результирующий рисунок наиболее близок к исходному.

Музыкальные стулья

После остановки музыки сесть на стул, как можно быстрее. Проигрывает тот, кто сделал это последним или кому не хватило стула.

Вьюны

Играющие встают в круг и приподнимают руки кверху, образуя «воротца». Ведущий объявляет двух рядом стоящих игроков вьюнами. Один вьюн встает в круг и называется «убегающий», другой - за кругом - «догоняющий». Дистанция пробега невелика - нужно один раз обежать круг и встать на свое место, но бежать придется не по прямой, а по извилистой линии, проскальзывая в «воротца» то с одной, то с другой стороны.

По сигналу ведущего оба вьюна срываются с места. Если победил, то есть добежал раньше до своего места убегающий, то назначается вместо него вьюн, а догоняющий остается прежний. Если догоняющий осалил убегающего, то догоняющий выбирает себе замену, а убегающий вьюн остается старый.

Можно игру проводить с разделением на две команды, рассчитав всех стоящих на первые и вторые номера, тогда убегающий и догоняющий вьюны выбираются из разных команд, а успех того или другого приносит одно очко его команде.

Карлики – Великаны

Дети стоят по пояс в воде. Ведущий дает сигнал, выкрикивая слово: «Карлики!». Все садятся в воду. За сигналом: «Великаны!» - все игроки подпрыгивают вверх. Тот, кто ошибется, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остался.

Лишний предмет

Учитель выставляет на наборном полотне ряды геометрических фигур. В каждом ряду одна фигура отличается цветом (формой, размером). Учащиеся должны найти «лишнюю» фигуру и объяснить, почему они так решили. За правильный ответ ученик получает фишку.

Мяч за черту

Игроки двух команд входят в воду и выстраиваются у противоположных бортиков бассейна лицом к середине. Бортик является для них в игре линией дома, который они защищают. Руководитель бросает мяч на середину между командами. Игроки плывут к нему и, завладев мячом, начинают перебрасывать между собой, стараясь не отдать его противнику. Задача состоит в том. Чтобы приблизиться к дому противника и коснуться мячом бортика бассейна. На открытом водоеме поле для игры ограничивают поплавками, дорожками из поплавков. Игра длится 10 минут. Выигрывает команда, сумевшая большее числа раз коснуться мячом дома противника.

Успей подобрать

В круг, диаметром 1 метр, становится участник с волейбольным мячом в руках. Сзади игрока лежат 8 теннисных (резиновых) мячей.
По сигналу участник подбрасывает мяч вверх, и пока он находится в воздухе, старается подобрать как можно больше мячей и, не выходя из круга, поймать мяч. Побеждает участник, которому удалось подобрать больше мячей.

Обезьяньи салки

Обезьяньи салки – разновидность пятнашек. Водящий догоняет убегающего, который меняет способы передвижения, водящий обязан менять свой способ передвижения вслед за убегающим.

Ловля цепью

Ловля цепью – разновидность пятнашек. Начало – как игре ловля парами, только водящие остаются одной цепью. Эта игра проходит интересно в лесу или среди столбов.

Замри на месте

Для проведения игры назначается один или несколько участников, которые играют роль колдунов. Тот, кого коснется колдун, должен остановится на месте, расставить ноги врозь. Игрок может продолжить игру если один из бегающих пролезет у него между ступнями ног.

Летучий голландец

В эту игру лучше всего играть в лесу, особенно, если все замерзли. Согреются очень быстро.
Игроки (10-30 человек) становятся в круг и берутся за руки. Одна пара человек бегает за кругом. Внезапно кто-то из них ударяет по сцепленным рукам кого-нибудь из круга. Пара, которую ударили по рукам, должна выскочить из круга и оббежать его вокруг, то же самое делает пара, которая ударила, только бежит в противоположную сторону. Те двое, которые быстрее оббегут круг, занимают пустое место. Другие же остаются бегать за кругом. История повторяется.

Падающая палка

Встав в круг, несколько играющих рассчитываются по порядку номеров. Участник игры под номером 1 берет гимнастическую палку и выходит на середину круга. Поставив палку вертикально и накрыв ее ладонью сверху, он громко называет какой - либо номер, например 3, а сам отбегает на свое место. Тот, кто назван, выбегает вперед, стараясь подхватить падающую палку. Если он успевает это сделать, то участник игры под номером 1 снова берет палку и, поставив ее вертикально, называет какой - либо номер и т. д. Если же палка упала на землю, то водящим становится тот, кто не сумел ее подхватить. Игра длится 5 - 7 мин. Побеждает тот, кто меньше других был в роли ведущего.

Последнее слово

Ведущий называет разные существительные. Неожиданно он прерывается, подходит к одному из детей и просит повторить последнее слово. Если ребенок был невнимателен и не запомнил его, он получает штрафное очко. Побеждает тот, у кого меньше всех штрафных очков.


"ТРОПИЧЕСКИЙ ДОЖДЬ".

Участники стоят в кругу. Ведущий стоит в центре: "Сейчас мы все вместе вызовем тёплый тропический дождь. Во время этого лучше всем молчать, так как лучше будут слышны звуки дождя". Затем ведущий показывает движения, постепенно поворачиваясь и смотря на уча-стников по очереди. Участник, на которого смотрит ведущий, начинает повторять за ним движения.
ДВИЖЕНИЯ:
  1. Тереть ладони друг о друга.
  2. Щёлкать пальцами.
  3. Хлопать ладонями по груди
  4. Хлопаем ладонями по коленям
  5. Топаем ногами.
Затем движения идут по убыванию от пятого к первому движению.

"ХОМЯЧОК".

Все садятся в круг. Первый участник начинает рассказ словами: "У меня живёт дома хомячок, у него вот такие лапки" и показывает. Следующий повторяет движения предыдущего участника и продолжает рас-сказ: "У меня живёт дома хомячок, у него вот такие ушки" и т. д. По принципу снежного кома. По окончании рассказа вся группа рисует хо-мячка, про которого только что, рассказывала.

УБИЙЦА.

Все играющие становятся в круг, берутся за руки и каждый заводит свою правую руку за спину. Все закрывают глаза и не открывают, пока не скажет ведущий. Ведущий назначает "убийцу", прикоснувшись к кому-либо из участников. "Убийца" по сигналу ведущего начинает посылать в любую сторону определённое количество импульсов (пожимает руку соседа), получивший импульс передает его дальше, сократив на одно руко-пожатие. Тот игрок, кто получил один импульс, считается убитым и вы-ходит из игры. Затем все открывают глаза и узнают, кто убит. Если у двоих есть подозрение, кто убийца, они могут сказать об этом на ухо ведущему. Если их мнения совпали, этот участник выбывает из игры, независимо от того, был ли он убийцей или нет. Если их мнения разошлись, то они сами выбывают из игры. Задача участников - определить убийцу, задача убийцы - вывести всех из игры.

МАГИЯ СЛОВ

Все участники рассчитываются на "первый-второй", а затем образуют пары, в которых есть один "первый" и один "второй" номер. Ведущий говорит: "Закройте глаза и представьте себе десятибалльную шкалу. Найдите на ней ваше настроение в данную минуту. Отметьте его для себя (можно записать на бумажку)". Далее задание "первым" номерам: повернуться к своим партнерам по паре и сделать в их адрес несколько положительных высказываний. Например: "я очень рад, что мы с тобой в одной паре", "у тебя очень приятный голос", "мне нравится твое имя", "ты сегодня очень красивая", "у тебя очаровательная улыбка", "ты классно вчера выступил в концерте" и т. д. Затем ребята меняются местами, и высказываются уже "вторые" номера. После этого всем участникам опять предлагается закрыть глаза и отметить на десятибалльной шкале свое настроение. Результаты "до" и "после" необходимо сравнить.

Замечания:
o Играть рекомендуется с детьми не младше 10-12 лет.
o Обязательным условием должно быть активное участие каждого игрока. Можно дать минуту на обдумывание своего высказывания.
o Не говорите детям, что нужно сказать комплимент друг другу, - положительное высказывание гораздо более широкое и емкое понятие.
o У некоторых детей (особенно в разнополых парах) могут возникнуть затруднения. Поэтому ведущему лучше заранее сделать несколько карточек с написанными на них положительными высказываниями.

АССОЦИАЦИИ

Игру, как правило, проводят в кругу. Выбирается человек, о котором будет идти речь.
Участники должны придумать, с кем или с чем ассоциируется у них этот человек.
Например, кем (или каким) окажется этот человек, если он вдруг станет:
o деревом
o картиной
o цветком
o песней
o мебелью
o рекой
o животным
o растением
o птицей
o временем года
Возможен вариант, когда каждого участника игры описывают в форме метафор: "колючий ежик", "вечный двигатель", "капитан Врунгель" и т. п.
Замечания. Игру можно несколько усложнить: выбрать водящего, попросить его на время покинуть пределы помещения или отрядного места. В это время все участники выбирают человека, о котором пойдет речь. После этого приглашают водящего. Его задача - с помощью вопросов (см. выше) выяснить ассоциации игроков и назвать того, о ком они говорят.
Если ведущий справился с этой задачей, то тот, кого он угадал, идет "водить".

ИМИДЖМЕЙКЕРЫ

Ведущий: "Всем нам интересно знать, какое впечатление мы производим на других людей, что в нас они воспринимают как существенное, а его не замечают. Сейчас есть возможность поучаствовать в коллективном создании образов присутствующих здесь людей, то есть попробовать себя в роли имиджмейкеров". Игрок выходит в центр круга. Ведущий задает детям вопросы: Какой образ у вас появляется при взгляде на нашего героя? Какую картину можно создать к этому образу? Какие люди его окружают, какой интерьер или пейзаж составляет фон его портрета? В какую эпоху все это происходит? Какое время года окружает нашего героя? и т. д.
Необходимо подбирать вопросы так, чтобы отразить многообразие внутреннего мира ребенка, особенности его поведения, характер взаимодействия с другими членами коллектива.
Замечания. После обсуждения достоинств и отдельных недостатков можно продолжить работу "имиджмейкеров" по формированию положительного имиджа героя. Для этого ребята должны сказать о желаемых, но отсутствующих у него чертах характера, личностных качествах.

ЭСТАФЕТА ЖЕСТОВ

Все участники садятся в круг. Ведущий дает им задание придумать какой-нибудь жест, движение, гримасу, с которой каждый будет участвовать в игре (щелканье пальцами, похлопывание ладошками, "рожки" из пальцев, хлюпанье носом, смешная рожица и т. д.). После того как жесты придуманы, их необходимо продемонстрировать друг другу и постараться запомнить все то, что показали другие участники.
Игру начинает ведущий: он показывает свой жест и жест того человека, которому он передает эстафету. Задача игрока - повторить предыдущий жест (ведущего), свой жест и жест того участника, которому передается эстафета. Таким образом, каждый из участников показывает три жеста: предыдущего участника, свой собственный и следующего участника.
Замечания. На первый взгляд - это игра на внимание (дети очень часто путаются, забывают продемонстрировать какой-нибудь из жестов и т. д.). Однако через 5-7 минут после начала игры можно заметить, что некоторые жесты (а соответственно, и участники) повторяются чаше, чем остальные. Почему? Причина не в том, что какие-то жесты более запоминающиеся. Практика показывает, что чаще выбирают ребят приятных в общении, успевших удачно проявить себя в каких-либо делах.
Для того чтобы игра проходила интересно, необходимо соблюдать простое условие - она должна проходить в полной тишине.
Через 7-8 минут после начала игры ее можно усложнить, дав участникам задание увеличить темп игры в два раза.
Игра может произвести на оказавшихся поблизости "непосвященных" людей шокирующее впечатление - постарайтесь сделать так, чтобы ее не увидели посторонние.

КРОКОДИЛЬЧИКИ

Игра очень похожа на предыдущую и демонстрирует формирующиеся в коллективе отношения, симпатии и предпочтения.
Все участники сидят в кругу. По команде ведущего (начиная с него самого) игроки рассчитываются по порядку.
У ведущего номер "один", он говорит: "По небу летело пять крокодилов". Игрок с номером "пять" спрашивает: "А почему пять?". Ведущий отвечает: "А сколько?". Игрок называет любую цифру, не превышающую число участников игры. Теперь уже игрок, номер которого назвали, начинает задавать вопросы и продолжает игру. Для игроков важно не сбиться и правильно вести диалог в быстром темпе.
Замечания:
o Через некоторое время после начала игры можно попросить участников играть быстрее.
o У некоторых ребят игра может вызвать недоумение: "К чему все это?". Объясните, что "крокодильчики" - очень тонкая психологическая игра (конечно, это не совсем так, но детей надо мотивировать), которая помогает выявить уровень сплоченности коллектива.
o Если вы будете играть в "Крокодильчиков" хотя бы по 10-15 минут в течение 3-4 дней, вы заметите, что дети с каждым разом играют все быстрее и быстрее. o Спустя несколько дней бывает так, что цифры, которые дети выбирают чаще других, меняются. Это естественно, поскольку, в коллективе существует очевидная динамика развития отношений.

УРОКИ ДЕКЛАМАЦИИ

Детям дается задание: хором выразительно прочитать какое-либо известное стихотворение (в едином темпе и ритме). Этот "урок" обычно не вызывает серьезных затруднений. Гораздо сложнее следующий - прочитать это же стихотворение с одинаковой интонацией, в едином темпе и ритме, и при этом "ученики" должны произносить слова по очереди, сидя в кругу.
Замечания. Можно провести один и тот же "урок" несколько раз. Повышается ли качество декламирования после многократных повторений? Каков настрой детей? А может, пришло время сменить стихотворение? Задайте ребятам ряд вопросов: Как они ощущали себя на "уроках"? Насколько им удалось преодолеть психологический барьер (стеснительность, скованность)? Как они настраивались на одну волну с "классом"? Как изменилось их настроение?

ЗДРАВСТВУЙ! ТЫ ПРЕДСТАВЛЯЕШЬ...

Ведущий поворачивается к участнику, сидящему (стоящему) слева от него, и весело говорит: "Здравствуй! Ты представляешь...", а затем сообщает ему какую-нибудь новость, рассказывает смешную историю, случай, анекдот.
Задача участника - внимательно выслушать и порадоваться вместе с ведущим. Затем участник обращается к соседу слева и тоже радостно произносит: "Здравствуй! Ты представляешь..." и заканчивает фразу уже своей новостью, случаем, историей. Замечания. Можно в процессе игры изменить задание. Например попросить детей пересказывать одну и ту же новость, историю, случай. Проследите за тем, как изменяется первоначально сообщенная информация (она может становиться более краткой, а может и более пространной).

СЧЕТ

Участники сидят в кругу. Ведущий называет число, и именно столько участников должно подняться с мест. Договариваться участники не имеют права, но допускается невербальное взаимодействие. Пока группа не будет действовать достаточно слаженно, игра не может продолжаться. Замечания. Необходимо довести игру до завершения; важно положительное закрепление. Эту игру можно проводить стоя в кругу: участники, по команде ведущего, должны сделать шаг вперед.

СЧЕТ ДО ДЕСЯТИ

Игра очень похожа на предыдущую. Но задача игроков несколько изменяется: необходимо, не договариваясь между собой, считать вслух от одного до десяти. Важно довести счет до совершенства.

СКАЗКА С ПРОДОЛЖЕНИЕМ

Ведущий начинает рассказывать какую-нибудь неизвестную детям сказку или историю. После 6-7 первых предложений он прерывает свое повествование и передает слово следующему участнику.
Задача игрока - придумать небольшое продолжение сказки (3-4 предложения). Каждый участник вправе изменить сюжет сказки, ввести в нее новых персонажей или, наоборот, кого-то исключить. Перебивать говорящего запрещено. Он имеет полное право сочинять свой отрывок так, как считает нужным.
Когда все участники круга примут участие в сочинении сказки, слово вновь переходит ведущему, и он заканчивает рассказ.
Замечания. Будьте готовы к тому, что повествование будет развиваться не так, как хотелось бы вам, а как решат рассказчики. А именно:
o будут часто умирать, погибать, исчезать герои сказки;
o героями сказки могут становиться реально существующие люди, члены коллектива, а иногда сами педагоги, проводящие эту игру;
o вероятно частое появление отрицательных персонажей, которые будут путать все действие и творить всякие гадости;
o некоторые эпизоды сказки станут противоречить друг другу;
o дети могут надолго задумываться над своим эпизодом сказки;
o некоторые дети откажутся от участия в сочинительстве, а некоторые наоборот - вмешаются еще до того, как им дадут слово, и т. д.
Для того чтобы избежать такого развития событий, педагогу необходимо взять управление очередностью на себя.
Имеет смысл провести игру несколько раз в течение 2-3 дней. Тогда взаимодействие детей становится более слаженным, целенаправленным, содержание сказки добрее, а сюжет логичнее.

ЛЕТЕЛ ЛЕБЕДЬ

Все дети образуют круг, повернувшись лицом в центр. Круг должен быть довольно широким, поэтому нужно встать так, чтобы находиться друг от друга на расстоянии 30-40 см. Руки вытянуты вперед, ладони каждого участника лежат на ладонях рядом стоящего или поддерживают их.
Кто-нибудь из игроков начинает детскую считалочку: "Летел лебедь по синему небу, загадал число...". Каждый из ребят называет всего лишь по одному слову из считалочки. Тот, кому необходимо назвать число, называет его, а следующие начинают счет. При этом каждый делает хлопок по ладони соседа.
Тот, на которого выпало конечное число, должен не пропустить его и вовремя убрать ладошку из-под хлопка соседа.

МЕСИМ, МЕСИМ ТЕСТО

Участники становятся в круг, взявшись за руки, и дружно повторяют слова: "Месим, месим тесто, месим, месим тесто", при этом сходятся как можно плотнее. Под слова: "Раздувайся пузырь, да не лопайся, раздувайся пузырь да не лопайся!" расходятся как можно шире, стремясь разорвать круг. Два человека, чей узел разорвался, становятся в центр круга, и их уже "месят". Находящиеся в кругу имеют право помогать "разрывать" своими спинами "пузырь". Побеждают самые сильные и ловкие.

Когда я задаю детям вопрос :"Ну что, поиграем?" всегда слышу радостное :"Да!" Вашему вниманию предоставлю любимые мною игры ,которые развивают внимание, память, воображение детей и просто очень интересны.

Для первой игры нам понадобятся разноцветные ленточки. Ребенок Вытягивает понравившуюся и называет предметы, обладающие этим цветом. Чем больше названо, тем лучше.

Вторая игра поможет успокоить детей (например перед дневным сном) . Воспитатель выбирает одного ребенка и садит его на стульчик. Это избранный король тишины. Все остальные дети отходят за линию. По команде воспитателя король закрывает глаза, а один из детей обходит его. если король тишины услышал шаги, то показывает в сторону шума и если угадал, то обходящий возвращается назад. Если же обходящий прошел тихо и король его не услышал, то король свергается и на его место ставится другой.


Третья игра на внимание. Нам понадобятся геометрические фигуры. Расставляем их на столе и просим детей запомнить. после этого дети отворачиваются, а воспитатель меняет их местами. Повернувшись, дети должны сказать, что изменилось и сделать, как было

Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Также они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально волевых качеств. Подвижные игры для детей укрепляют физическое здоровье, обучают жизненным ситуациям, помогают ребенку получить правильное развитие.

Подвижные игры для дошкольников

Подвижные игры для младшего дошкольника

Дети младшего дошкольного возраста в игре, как правило, подражают всему, что они видят. В подвижных играх малышей, как правило, проявляется не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные. Дети в этом возрасте с удовольствием летают как воробушки, прыгают как зайчики, взмахивают руками как бабочки крылышками. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошкольного возраста несут в себе сюжетный характер.

  • Подвижная игра "Мыши водят хоровод"

Цель: развивать двигательную активность

Описание: перед началом игры необходимо выбрать водящего — «кота». Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул), садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами:

Мыши водят хоровод,
На печи дремлет кот.
Тише мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите,
Вот проснется Васька кот —
Разобьет наш хоровод!»

Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.

  • Игра "Солнышко и дождик"

Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.

Описание: Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики — это их «дом». После слов воспитателя: «Какая хорошая погода, идите гулять!», ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет: «Дождь пошел, бегите домой!», дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап - кап - кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит: «Идите гулять. Дождь кончился!».

  • Игра "Воробушки и кот"

Задачи: учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.

Описание: На земле нарисованы круги — «гнездышки». Дети — «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот». Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.

Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом — кто-нибудь из детей.

  • Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"

Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.

Задачи: приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.

Описание: Дети — «воробушки», сидят в своих «гнездышках» (на скамейке). Воспитатель изображает «автомобиль». Как только воспитатель произнесет: «Полетели воробушки на дорожку», дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя: «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» — «автомобиль» выезжает из «гаража», а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку). «Автомобиль» возвращается в «гараж».

  • Игра "Кот и мыши"

Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.

Задачи: Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.

Описание: Дети — «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены). В одном из углов площадки сидит «кошка» — воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.

  • Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"

Задачи: развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.

Описание: Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем». На игровой площадке начертить два круга. Первый круг — берлога медведя, второй круг — дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
И на нас рычит.

Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем», становится водящим («медведем»).

  • Через ручеек (подвижная игра с прыжками)

Задачи: Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.

Описание: На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 — 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.

Играющие стоят у черты — на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился — намочил ноги, идут сушить их на солнышко — садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.

  • Игра "Птички и кошка"

Задачи: Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.

Описание: для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.

Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка), засыпает (закрывает глаза), а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.

  • Игра "Снежинки и ветер"

Задачи: Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.

Описание: По сигналу «Ветер!» дети — «снежинки» — бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки»). По сигналу «Нет ветра!» — приседают («снежинки упали на землю»).

    Подвижная игра "Найди себе пару"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.

Описание: Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару», участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.

Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста: от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.

  • Подвижные игры для детей 5-7 лет

У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.

  • Игра "Медведь и пчелы"

Задачи: упражняться в беге, соблюдать правила игры.

Описание: участники делятся на две команды — «медведей» и «пчел». Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки). По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!», все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей». В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.

    Игра "Горелки"

Задачи: упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.

Описание: В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова:

Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз! Два! Три! Беги!

Как только участники произнесут слово «Беги!», стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой — с левой. Их задача — выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.

  • Подвижная игра "Два мороза"

Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи: развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.

Описание: На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями. Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза — Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова: «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я — Мороз Красный Нос. Я — Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают: «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т.е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.

  • Игра "Хитрая лиса"

Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.

Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».

После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.

  • Игра "Ловля оленей"

Задачи: упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.

Описание: Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки — олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.

Стихотворение про игру в мяч на перемене (написала Ветрякова Светлана специально для сайт)

Чтобы весело играть
Нужно мячик накачать.
А мальчишки и девчонки
По мячу ударят звонко.

Настоящие спортсмены
Побегут на перемену.
Будут прыгать и скакать
И друг друга догонять.

Мы надуем мячик ловко
Нужно лишь иметь сноровку.
Посильнее нажимай,
Побыстрее убегай!

Игры разные с мячом
Обязательно начнем.
И в «Лягушку», и в «Собачку»,
В «Ручеек», и в «Быстрый мячик».

Добежал до поворота,
Закатился за ворота.
Перепрыгнул через двор,
Убежал через забор.

Быстро кружится, летает!
Кто его теперь поймает?
Поскорее догоняй
И соседу передай.

Разноцветный яркий мячик
Без запинки резво скачет.
Хватит бегать, веселиться,
Нужно нам идти учиться!

Мы огромный мяч надули,
Поиграли, отдохнули.
Нам пора вернуться в класс,
Там занятия у нас.

    Игра "Удочка"

Задачи: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

Описание: участники располагаются по кругу. В центре находится водящий — воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.

  • Игра "Охотники и соколы"

Задачи: упражняться в беге.

Описание: Все участники — соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал: «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.

    Игра "Паук и мухи"

Описание: в одном из углов зала кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

    Подвижная игра "Мышеловка"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят:

«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»

Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.

Подвижные игры для школьников 7-9, 10-12 лет

Школьники тоже любят играть в игры на переменках или прогулках. Мы подобрали игры, в которые можно играть на прогулках на продленке или на уроках физической культуры в 1-4 классах. Правила игры становятся немного сложнее, но основные задачи игр: тренировка ловкости, реакции, быстроты, общее физическое развитие и умение сотрудничать с ребятами.

Многие подвижные игры универсальны: в них могут играть и мальчики, и девочки. Можно разделить детей на группы девочек и мальчиков или по другому принципу.

    Игра "Бездомный заяц"

Цель: развивать внимательность, мышление, быстроту и выносливость.

Описание: Из всех участников выбираются охотник и бездомный заяц. Оставшиеся игроки — зайцы, чертят каждый себе круг и встают в него. Охотник пытается догнать убегающего бездомного зайца.

Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг. При этом, тот участник, который стоит в этом кругу, должен сразу же убегать, так как теперь он становится бездомным зайцем, и охотник ловит теперь его.

Если охотник зайца поймал, то пойманный становится охотником.

  • Подвижная игра "Ноги от земли"

Задачи: учиться соблюдать правила игры.

Описание: Водящий вместе с другими ребятами ходит по залу. Как только воспитатель произнесет: «Лови!», все участники разбегаются, стараясь взобраться на любое возвышение, где можно поднять ноги над землей. Осалить можно только тех, у кого ноги на земле. По окончании игры подсчитывается количество проигравших и выбирается новый водящий.

    Игра "Пустое место"

Задачи: развивать скорость реакции, ловкость, внимательность, способствовать улучшению беговых навыков.

Описание: участники образуют круг, а водящий располагается за кругом. Дотрагиваясь до плеча одного из игроков, он тем самым вызывает его на соревнования. После этого водящий и тот участник, которого он выбрал, бегут вдоль круга в противоположных направлениях. Тот из них, кто первым займет пустое место, оставленное выбранным игроком, остается в кругу. Оставшийся без места становится водящим.

  • Подвижная игра "Третий лишний"

Задачи: развивать ловкость, быстроту, воспитывать чувство коллективизма.

Описание: Участники прогуливаются по кругу парами, взявшись за руки. Расстояние между парами 1,5 — 2 метра. Двое водящих, один из которых убегает, другой догоняет. Убегающий игрок в любой момент может встать впереди любой пары. В этом случае, задний игрок пары, перед которой он встал, становится тем, кого догоняют. Если все же игрока удалось догнать и осалить, то водящие меняются ролями.

  • Игра "Перестрелка"

Задачи: развивать ловкость, внимательность, быстроту реакции.

Описание: проводится игра на волейбольной площадке. Отступив на 1,5 метра от лицевой линии внутрь зала, проводится параллельная ей линия, чтобы образовалось нечто вроде коридора. На другой стороне также проводится дополнительная линия.

Участники делятся на две команды, каждая из которых размещается на своей половине площадки от средней линии коридора. В обоих командах необходимо выбрать капитана. Заходить на территорию соперника нельзя. Каждый игрок, у которого оказался мяч, старается попасть им в своего соперника, не заходя при этом за среднюю линию. Засаленный игрок отправляется в плен и находится там до тех пор, пока игроки его команды не перекинут ему в руки мяч. После этого игрок возвращается в команду.

Подвижные игры на прогулке

Гуляя с детьми в детском саду или на продленке в начальной школе, воспитателю нужно чем-то занять детей: отличным решением является организация подвижных игр во время прогулки. Сначала воспитатель знакомит детей с различными играми, а в дальнейшем дети сами, разделяясь на группы, смогут решить, в какую игру они хотят играть. Игры на свежем воздухе оказывают благотворное влияние на развитие детского организма и укрепление иммунитета. И время прогулки летит незаметно.

Перед началом игры воспитателю нужно обратить внимание на состояние игрового поля: нет ли лишних предметов, осколков и всего того, что может помешать детям играть и создаст травмоопасную обстановку — к сожалению, не только на улице, но и на площадке школы или детского сада можно найти много мусора.

  • Игра "Поезд"

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по звуковому сигналу, закреплять навык построения в колонну. Упражнять в ходьбе, беге друг за другом.

Описание: Дети строятся в колонну. Первый ребенок в колонне представляет собой паровоз, остальные участники — вагоны. После того, как воспитатель дает гудок, дети начинают двигаться вперед (без сцепления). Вначале медленно, затем — быстрее, постепенно переходя на бег, произносят «Чу - чу - чу!». «Поезд подъезжает к станции», — говорит воспитатель. Дети постепенно замедляют темп и останавливаются. Воспитатель вновь дает гудок, движения поезда возобновляется.

  • Подвижная игра "Жмурки"

Задачи: воспитание ловкости, выработка умения ориентироваться в пространстве, наблюдательности.

Описание: для проведения игры необходимо свободное пространство. Выбирается водящий, которому завязывают глаза и выводят на середину площадки. Водящего поворачивают несколько раз вокруг собственной оси, после чего он должен поймать любого игрока. Пойманный становится водящим.

  • Игра "День и ночь"

Задачи: упражнять в беге в разных направлениях, действовать по сигналу.

Описание: Все участники делятся на две команды. Одна команда «день», другая — «ночь». Посередине зала чертится линия или кладется шнур. На расстоянии двух шагов от проведенной линии, спиной друг к другу стоят команды. По команде ведущего, например, «День!» команда с соответствующим названием начинает догонять. Дети из команды «ночь» должны успеть убежать за условную черту, пока их не успели запятнать соперники. Побеждает та команда, которая успеет запятнать большее количество игроков из противоположной команды.

  • Игра "Корзинки"

Задачи: упражнять в беге друг за другом, развивать скорость, быстроту реакции, внимательность.

Описание: Выбираются двое ведущих. Один из них будет ловцом, другой — беглецом. Все оставшиеся участники делятся на пары и берутся за руки, создавая что-то наподобие корзинки. Игроки разбегаются в разные стороны, а ведущие разделяются, ловец пытается догнать беглеца. Беглец должен бегать между парами. Корзинки не должны поймать беглеца, а для этого он называет имена участников корзинки, к которой подбегает.

  • Игра "Хватай, убегай"

Задачи: развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.

Описание: Воспитатель находится в центре круга. Кидает мяч ребенку и называет его имя. Этот малыш ловит мяч и кидает его обратно взрослому. Когда же взрослый кидает мяч вверх, все дети должны убежать в «свое» место. Задача взрослого — попытаться попасть в убегающих детей.

В этой статье мы привели 29 подвижных игр с подробным описанием правил игр. Надеемся, что данный материал поможет организовать игры детей в школе на переменах и уроках физической культуры, на прогулке в ДОУ и ГПД.

Составитель : Оксана Геннадьевна Борщ, учитель начальных классов, заместитель директора по воспитательной работе.

Даже самой непоседливой егозе время от времени требуется покой. Если вы будете чередовать подвижные игры с более спокойными, это поможет ребенку не переходить ту невидимую грань, которая отделяет бурное проявление эмоций от буйства. И, разумеется, это поможет избавить от переутомления родителей и воспитателей. Спокойные занятия следует планировать перед едой, дневным отдыхом или перед вечерним сном, чтобы энергия вашего живчика несколько поутихла. Так ему легче будет перейти от активной жизни к отдыху. В этой книге можно найти много разных занятий, которые помогут успокоить детей. Кроме того, мы предлагаем несколько способов, как можно занять активного ребенка спокойной игрой. Некоторые из них, такие, как небольшой пикник с соком и булочками, очень просты и легко достижимы, именно по этой причине они подчас оказываются забытыми.

Исчезающая цифра

Используя игральные карты или карточки (семь на двенадцать сантиметров) с написанными на них цифрами, вы можете помочь вашему ребенку развить наблюдательность и умение сосредоточиться. Возьмите карточки с четырьмя-пятью цифрами и расположите их в числовом порядке; затем попросите ребенка повернуться к вам спиной. Уберите одну карточку, а другие сдвиньте, чтобы между ними не оставалось свободного места. Ребенок должен сказать, какой цифры не хватает. Если у него возникнут затруднения, подскажите ему, например, так: «Эта цифра после трех». Позднее можно усложнить игру, перемешав карточки; ребенок должен разложить цифры по порядку и найти недостающую. С детьми постарше можно играть в эту игру, раскладывая пять-десять карточек. Позвольте ребенку разглядывать карточки столько, сколько он захочет. Потом пусть закроет глаза, а вы уберите одну из них и перемешайте остальные. Посмотрите, сколько времени понадобится ребенку, чтобы понять, какой карточки не хватает.

Следуйте за маэстро

Предложите ребенку устроить концерт. Представьте, что один из вас - известный дирижер, а другой - знаменитый на весь мир певец (или певица). Подумайте, какие песни вам хочется исполнить, и входите в образ. Сначала сделайте для воображаемой аудитории подробное вступление к программе и потом начинайте концерт. Примадонна работает в унисон с маэстро. Если дирижер быстро двигает руками, певец (певица) должен следовать за ним и петь в более быстром темпе. Если дирижер замедляет движения рук, певец тоже поет медленнее. Поднятые руки дирижера означают более громкий звук, а опущенные - «потише». Если же дирижер скрещивает руки на груди, певец должен держать взятую ноту до тех пор, пока дирижер не подаст знак «конец».

Газетный отчет

Если ваш ребенок уже знает, что в газете рассказывается о событиях, произошедших за день, вы можете подать ему идею сделать, конечно, с вашей помощью, собственную маленькую газету.

Обсудите, о каких событиях ему хотелось бы рассказать. Придумайте заголовок и со слов ребенка напишите одно-два предложения о том, что ему запомнилось особенно. Если ребенок захочет, пусть проиллюстрирует свой рассказ. Эту газету можно повесить на дверь детской спальни. Стараясь припомнить и связно рассказать обо всем, что произошло с ним или в семье, ребенок, скорее всего, утихомирится и сможет лучше «переварить» события дня.

Газетные заголовки

Если ребенок учится узнавать и писать буквы, почитайте вместе с ним заголовки газетных статей, потом вырежьте из них разные слова и составьте из этих слов заголовки (или напишите сами) для новостей, о которых рассказывает ваша семейная газета.

Радужные карты

Вот игра другого типа для ребятишек младшего возраста. Чтобы в нее играть, требуется внимание и хорошая память.

Сделайте квадратики шести разных цветов из плотной бумаги и наклейте их на карточки (открытки) размером семь на двенадцать сантиметров так, чтобы, когда вы переворачиваете открытку, не было видно, какого цвета квадратик. Нужно вырезать, по крайней мере, четыре квадратика каждого цвета. Теперь ребенок может использовать эти карты, чтобы научиться сосредоточиваться. Положите карты на плоскую поверхность цветным квадратиком вниз. Теперь пусть ребенок постарается перевернуть две карты одного цвета. Можно играть и по принципу «Иди ловить рыбку», стараясь подобрать все четыре квадратика одного цвета.

Можете вместе с ребенком придумать еще какие-нибудь варианты этой игры.. Если дети совсем маленькие и только учатся различать цвета, разложите открытки по комнате цветными квадратиками вверх и попросите ребенка прыгнуть на оранжевую открытку, сесть на красную или положить на голову голубую открытку.

Карты

Игра в карты легко утихомиривает ребенка. Разложите всю колоду рядами лицевой стороной вниз. Кто-то один, переворачивая карту, должен найти вторую с такими же числовыми значениями или такой же масти. Каждая подобранная пара удаляется с «поля», и набравший больше всего парных карт становится победителем. Если пара не находится, карты поворачиваются лицевой стороной вниз и возвращаются на прежнее место. Весь фокус состоит в том, чтобы запомнить, где лежит какая карта. Пока ваш ребенок еще не научился концентрировать внимание, играйте картами от туза до шестерки.

Вы также можете поиграть с детьми в шашки или в китайские шашки, а если вы сами умеете играть в шахматы, то можете как-нибудь рассказать ребенку и о правилах этой игры.

Дополнение к игре

Дайте ребенку колоду карт, чтобы он проверил, все ли карты на месте. Для этого он должен разложить все карты по числам и по мастям. Потом пусть он как следует перемешает их.

Составление разных фигур

Посадите вашего малыша на пол. Дайте ему шесть палочек от леденцов (или эскимо) или что-нибудь вроде этого. Назовите какую-нибудь фигуру - например, «треугольничек» - и пусть ребенок изобразит эту фигуру, сложив, как нужно, свои палочки.

Можете играть иначе. Дайте ребенку пачку зубочисток и, поднимая вверх, показывайте ребенку игральную карту или листок бумаги с написанным на нем числом. Ребенок должен вытащить из пачки такое же количество зубочисток, как и число на карточке. Или же напишите большую печатную букву, а ребенок должен будет зубочистками изобразить ее.

Головоломки

Возьмите большую картинку из журнала или цветную карту и зигзагами разрежьте ее на большие куски, чтобы сделать головоломку. (Если у вас есть время и настроение, сначала наклейте картинку на картон или на плотную бумагу, а потом уже вырезайте.) Пусть ребенок постарается как можно быстрее правильно собрать кусочки, составив первоначальное изображение. Если ребенку понравилось это занятие, то, когда он станет постарше и сможет управляться с большим количеством кусочков, заведите для него специальный столик, на котором недособранные головоломки могли бы дожидаться своего часа.

Делай, что я говорю

Даже подчинение прямым распоряжениям может оказаться занятием, если при этом нужно разобраться в словах, касающихся размера предметов или пространственных и числовых понятий. Научить ребенка всем этим премудростям можно через игру, при этом предоставив возможность, забавляясь, попрактиковаться в чем-то полезном. Проведите черту через середину листа. Теперь вы и ребенок давайте друг другу распоряжения, что где писать и рисовать.

Вот вам несколько примеров:

нарисуй большой круг ниже черты;
напиши внутри круга букву «Е»;
напиши букву «X» в среднем квадратике;
нарисуй треугольник в одном из верхних углов;
поставь шашку над кругом;
проведи линию от первого квадрата до треугольника.

Начните с того, чтобы ребенок постарался выполнить подряд три приказа. Если это ему удалось, пусть сделает попытку побить свой рекорд и выполнить четыре приказа, потом - пять и т. д.

Наберитесь терпения

Для вас это совсем несложно, но вовсе не так легко для малыша. Если вы рассердитесь и ребенок почувствует себя дурачком, возникнет опасность, что вашему малышу расхочется заниматься, потому что его самолюбие будет уязвлено. Хвалите ребенка за то, что у него хорошо выходит, и не раздражайтесь, если что-то не получается. Тогда у ребенка сохранится желание заниматься с вами и заслужить вашу похвалу, а иначе он будет отказываться от игры, чтобы избежать вашего неудовольствия.

Глубокая релаксация

Это упражнение мы взяли из книги доктора Гая Хенд-рика и доктора Рассела Виллса «Медитирование: Осознанные движения для детей, родителей и учителей. «При медитации у нас появляется ощущение равновесия, ощущение внутренней силы, полного единения разума и тела»,- так пишут авторы в первой главе своей книги.

Эти понятия могут показаться слишком сложными для маленького ребенка, но если вы научите его медитации или просто расслабляться, это поможет ему в стрессовых ситуациях (например, участвуя в представлении) или в случае сильной эмоциональной встряски. Если ваш ребенок, играя, получит столь полезные навыки, это станет для него истинным даром.

Найдите место, покрытое ковром, где вы с ребенком сможете лечь рядом. Скажите ребенку, чтобы он улегся поудобнее и потом закрыл глаза. Теперь командуйте, чтобы он сосредоточил внимание на кистях рук и почувствовал, какие они тяжелые. Потом пусть сожмет кулак и держит его сжатым секунд десять.

«Сейчас расслабься и почувствуй, какие невесомые у тебя руки.

Сосредоточь внимание на плечах. Сожми их, представь, если сможешь, какие они маленькие и проходят у тебя через уши. Подержи плечи сжатыми.

Теперь расправь плечи, напряжение уходит из твоего тела.

Глаза у тебя закрыты, а рот открой как можно шире, с напряжением. Теперь расслабь мышцы рта. Так гораздо приятнее. Неправда ли? Прижми язык к верхнему небу и напряги всю челюсть.

Расслабься, пусть ощущение мягкости и спокойствия пройдет через лицо в твое тело. Теперь сморщи нос и сделай очень страшное лицо.

Теперь расслабься, твоему лицу очень приятно.

Напряги грудь, живот и внутренности и держи все в напряженном, твердом состоянии, пока я не скажу тебе, чтобы ты расслабился.

Теперь расслабься, все напряжение уходит из твоего тела».

Продолжайте давать подобные указания в отношении бедер, ног, пальцев на ногах. Потом скажите ребенку, чтобы он совсем расслабился. Если он чувствует, что тело его еще напряжено, пусть сделает глубокий вдох и отправит его в зону напряжения, это поможет релаксации. Пусть ребенок сделает еще несколько глубоких вдохов, ощутив внутри себя мир и покой. Скажите ребенку, что будете считать в обратном порядке от десяти до одного и, когда закончите, вся энергия вернется в его тело. При цифре «один» он должен подняться и почувствовать себя счастливым и спокойно-сосредоточенным.

Магнитофонный разговор

Сядьте рядом с ребенком и запишите на магнитофонную ленту письмо бабушке или дедушке, любимым тетушкам или дядюшкам, а может быть, кузине. Перед тем как начать запись, обсудите с ребенком, какие события произошли в последнее время, о чем ему хотелось бы поведать. Составьте список «репортерских» вопросов, которые собираетесь задать друг другу. Если приготовления окончены, поставьте ленту для записи, включите магнитофон и возьмите друг у друга интервью, согласно составленному вами вопроснику. Закончив запись, прослушайте пленку и можете отправлять адресату ваше послание.

Папка для произведений искусства

Дети очень радуются и гордятся, когда видят, что их произведения искусства действительно важны для вас и вы сохраняете их. Заведите папку, в которую ваш ребенок мог бы складывать свои любимые работы. Папку, конечно, можно купить в магазине, но интереснее будет, если вы сделаете ее вместе с ребенком сами из двух больших листов плотной бумаги или толстого картона (например, две стороны какой-нибудь коробки).

Вырежьте из картона два прямоугольника одного размера (если у вас есть достаточно большой кусок, его можно согнуть пополам, это облегчит вашу задачу). Сложите вместе эти листы и в нижней их части проделайте отверстия, через которые надо продернуть веревочку. Не забудьте перед тем, как продергивать бечевку, завязать узлы (с внешней стороны папки). Теперь рисунки уже не выпадут вниз. Подобным же образом проколите и прошейте бока папки, примерно на пятнадцать сантиметров от низа. Ваша папка не сможет развалиться и будет открываться, как настоящая. На каждой стороне папки напишите яркими буквами имя ребенка, или пусть он, если захочет, сам напишет еще что-нибудь и украсит папку рисунками или наклейками по своему желанию.

Время от времени проглядывайте работы, лежащие в папке, и пусть ребенок оценит их заново: какие рисунки ему еще нравятся, а какие - нет. Может быть, ему захочется снова попробовать нарисовать то же самое.

Отрезанное лицо

Можно стимулировать воображение и фантазию ребенка, погрузив его как бы в чужую жизнь. Возьмите какую-нибудь из его школьных или домашних фотографий и вырежьте лицо. Потом, когда вы вместе будете просматривать иллюстрированные журналы, приставьте это лицо какому-нибудь человеку на картинке, и пусть ребенок попробует представить себя этим человеком. Побеседуйте с ребенком, как он это себе представляет.

Он несомненно будет в восторге, если вы проделаете то же самое и со своей фотографией, приставив ваши лица к новым телам. Вы и сами, возможно, найдете эту игру забавной.

Написание сценария

Если нам нужно на какое-то время занять детей спокойным делом, многих из нас выручает телевизор. Однако есть еще один способ использовать телевизор, не включая его. Побеседуйте с ребенком о его любимых программах и телегероях. Потом предложите ему вместе с вами написать сценарий на тему его любимого представления. Ребенок может придумывать, а вы - записывать. Задавайте вопросы, это поможет ему. Большая часть детей будет использовать в своем сценарии основные события увиденных программ, но вопросами вы можете навести ребенка на новые повороты сюжета. Если вы с энтузиазмом примите его фантазии, это только вдохновит ребенка. Закончив сценарий, вы можете попробовать вместе проиграть его.

Вырезаем картинки

Если ребенок учится читать, возьмите вчерашнюю газету и попросите вырезать три понравившиеся ему картинки. Подумайте вместе, какое слово (существительное или глагол) подходит для этой картинки. (Подобное обсуждение может быть очень полезно как подготовительная работа к обучению ребенка читать и писать.) Потом расположите ваши картинки с надписями на листе бумаги в таком порядке, чтобы получилось интересное или смешное по своей нелепости предложение. Пусть ребенок сам придумает предложения, используя слова, закрепленные за картинками.

Скажем, если на картинках изображены футболист, самолет и дорожная сумка, вы можете придумать предложение: «Мой великолепный самолет перенесет меня на футбольный матч».

Наблюдаем за звездами

Это нетрудно сделать, но своеобразным способом. Проделайте беспорядочные дырочки в дне большой бумажной чашки. Положите в чашку маленький фонарик, зажгите его и подвесьте чашку к потолку в темном помещении. Свет будет пробиваться через дырки, и у вас получится свой собственный маленький планетарий. Постарайтесь привлечь к этой игре всю семью, а под конец хорошо бы рассказать таинственную историю.

Настольная стрельба

Если вы заняты на кухне или какой-либо другой работой, можно предложить ребенку эту игру, которая должна привлечь его внимание и успокоить. Опасность и прелесть этого занятия заключается в том, что вы сами можете увлечься и забыть, зачем это вам надо было идти на кухню. Положите на стол какой-нибудь очень легкий, хорошо скользящий предмет - подойдет пластмассовая коробка от маргарина - и щелчком толкните эту коробку через весь стол. Условие такое: предмет должен доскользить до самого края стола и не свалиться с него. Посмотрите, сколько раз у вас это получится. Вместо коробки можно использовать что-либо другое, например, маленькую монетку.

Если вы хотите облегчить малышам игру, нарисуйте у края стола несколько линий, это будут «почти зоны». В том случае, если ребенок не может с одного раза попасть в зону, дайте ему три попытки.

Таинственная коровка

Как-нибудь в скучный дождливый день возьмите да и сделайте таинственную коробку. Найдите большую коробку, проделайте в ней два круглых отверстия в противоположных стенках, достаточно больших, чтобы руки ребенка могли пролезть в них с двух сторон. Вырежьте эти отверстия не до конца, так, чтобы часть круга оставалась прикрепленной к коробке. Пусть ребенок украсит ее как захочет, чтобы она стала нарядной.

Теперь время от времени вы можете что-нибудь класть в коробку, а ребенок отгадывать, кто там лежит. Сначала надо просунуть в коробку одну руку, а другая должна оставаться сверху. Если же он не сможет догадаться, тогда пусть просунет и вторую руку. Вот некоторые предметы домашнего обихода, которые вполне могут стать «таинственными»: ручка, мячик, какая-то небольшая мягкая игрушка, полотенчико, носок и т. д.

«Переключение скоростей»

Предложите ребенку растянуться на полу, диване или на траве животом вниз. Объясните ему, что он так разбаловался, что ему пора «переключить скорость», и поверните воображаемый ключик у него на спине, потом переверните малыша и поверните «ключик» на груди. Помогите ему «переключиться» с помощью нескольких простых потягиваний. Поднимите ему одну ногу под прямым углом ".другая пусть лежит), потяните вверх поднятую ногу и опустите. Проделайте то же самое со второй ногой. Пусть ребенок постарается правой рукой достать через голову левое ухо, потом плечо (как можно дальше), то же самое левой рукой (правое ухо и т. д.). Затем пусть постарается пальцами правой ноги коснуться левой руки и наоборот. Упражнения не должны причинять боль. Вы должны быть уверены, что от этого занятия ваш ребенок не только успокоится, но и получит удовольствие.

Нужно настроиться

Потягивание - это очень полезно как для -«заведенных» родителей, так и для ребятишек. Почему бы вам регулярно не делать упражнения на расслабление и потягивание?

Почта

Если в ваш почтовый ящик попалось что-то явно ненужное, не выбрасывайте. И как-нибудь скажите ребенку, что для него есть почта и он может сам открыть конверты и посмотреть, что там можно «почитать». Таким образом, он может стать семейным сборщиком макулатуры.

Время для сказок

В других главах мы уже говорили и о чтении книг, и про сказки, и даже о том, как записать рассказ вашего маленького сочинителя. Но разве можно в главе о тихих занятиях обойтись без разговора о книгах. У вас наверняка есть местечко, где хранятся детские книги, которые любит ваш малыш и которые готов слушать без конца. Если ребенок не очень мал, вы можете читать одну книгу понемножку каждый день, это будет приятный отдых и для ребенка, и для вас.

Пятилеткам доставят удовольствие сказки Шарля Перро или Ганса Христиана Андерсена. Можно попробовать почитать книги Арнольда Лобелла о Лягушке и о Жабе. Совсем маленьким, вероятно, понравятся короткие детские стишки.

Пикник

Когда наступило время сделать передышку, можно назвать эту передышку «пикничком». Возьмите маленький термос с соком (а может быть, еще один с кофе или с чаем для вас), что-нибудь закусить, подходящую подстилку и отправляйтесь в какое-то не совсем обычное для ребенка место. Это может быть скамейка в парке, ковер в гостиной или ваша большая кровать. Устраивайтесь и перекусите вместе. Хорошо, если у ребенка появится желание помочь вам уложить припасы в корзинку.

Качели

Наша соседка, мама двух весьма активных ребятишек, утверждает, что днем самое лучшее средство для успокоения детей - это качели. Речь идет не о каких-то настоящих качелях на спортивной площадке, а о самодельных. Вы можете подвесить к деревьям во дворе гамак или простенькие качели (дощечку на два места). Сядьте рядом с ребенком и покачайтесь вместе с ним, это поможет успокоиться любому человеку. И тут ничего не нужно делать. Просто обнимите и прижмите к себе вашего малыша.



 
Статьи по теме:
Где найти мастера рун Witcher 3 руны
Побочные задания в дополнении «Каменные сердца» не так многочисленны, точнее, их совсем мало. Оно и понятно, водоворот событий при прохождении основного сюжета затягивает с головой, и отвлекаться от увлекательнейшего повествования совершенно не хочется. О
Прохождение castlevania lords of shadow 2
Прохождение Castlevania Lords of Shadow 2 Сначала обучение. Надо будет встать с трона и пройти в зал, где нажать все кнопки, находящиеся на дисплее слева. После появления солдат, продолжаем выполнять указания, просто бить их нет смысла. Есть некоторая пр
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке Подключаем sd
(4 оценок) Если на вашем устройстве недостаточный объем внутренней памяти, можно использовать SD-карту как внутреннее хранилище для вашего телефона Android. Данная функция, называемая Adoptable Storage, позволяет ОС Андроид форматировать внешний носител
Как повернуть колёса в GTA Online и многое другое в FAQ по GTA Online
Почему не подключается gta online?Всё просто, сервер времено выключен/неактивен или не работает. Зайди на другой.Как отключить онлайн игры в браузере. Как отключить запуск приложения Online Update Clinet в Connect manager? ... На сккоко я знаю когда ты ум