Ступеньки творчества или развивающие игры. Ступеньки творчества. Развивающие игры. Кому нужны творческие способности

ББК 74.900.6

Рецензент

Преподаватель-методист педагогического училища г. Никополя А. И. Перепадя

Никитин Б. П.

Н62 Ступеньки творчества, или Развивающие игры.—3-е изд., доп.— М.:

Просвещение, 1990.—160 с: ил.—ISBN 5-09-003932-1

Только в нашей стране, но и за рубежом, рассказывает об опыте применения и использования

Специальных игр. позволяющих успешно развивать творческие способности

Ребенка.

Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной «умственной гимнастикой»,

Методику их проведения и советы по изготовлению. Настоящее издание дополнено

Новыми играми. 2-е издание вышло в 1985 году под названием «Развивающие игры».

Для воспитателей детских садов, учителей начальной школы, родителей.

ББК 74.900.6

С Издательство «Педагогика», 1981

ISBN 5-09-003932-1 С Никитин Б. П., 1989. с изменениями

О ЧЕМ ЭТА КНИГА

Эта книга об играх, но играх необычных. Их нельзя еще купить в магазине,

А надо сделать самим. Их нельзя, как игрушку, просто дать ребенку

И сказать: «Играй!» — игра может не пойти. Их нельзя показывать ребенку

Все сразу, а только по одной; и следующую, может быть, не раньше, чем через

Неделю или через месяц, а некоторые даже через год.

У них необычайно широк диапазон задач как по трудности, так и по разнообразию

Характера, поэтому увлечься ими может и дошкольник, и ученик, и взрослый

Студент.

Из них можно сделать тест на проверку сообразительности и конструкторских

Способностей или на развитие математического мышления.

В них можно играть и одному, и вдвоем, и всей семьей, и компанией, и целой

Группой в детском саду или классом в начальной школе, и даже провести

Олимпиаду на первенство, как в шахматы или шашки.

Их можно назвать спортивным комплексом, но... для ума, для развития

Способностей ребенка. Таких комплексов еще не выпускают. Они, видимо,

Появятся только в XXI веке.

А пока, к сожалению, современное обучение развивает в детях только одну

Сторону — исполнительские способности, а более сложная и важная сторона —

Творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства

Остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и наша беда, особенно теперь,

Когда спасительная гласность вскрыла массу проблем и требуется все больше

Могучих творческих умов, чтобы вести реальную перестройку и двинуть вперед

Науку, технику и особенно общественную жизнь.

В принципе, каждого здорового ребенка можно сделать и творчески развитым,

Но незнание и традиции этого не позволяют. Творческие умы пока большая

Книгу этого плана. Кто не боится дела — пробуйте!

Написанная еще в 1973 году, книга эта долго не появлялась на свет, и даже

Брошюра «Ступеньки творчества» (М.: Знание, 1976. — №1) не открыла ей дорогу.

Впервые она вышла на немецком языке в Кельне (ФРГ) в 1980 году, а через

Год в Москве в издательстве «Педагогика».

Игры были хорошо приняты родителями и семейными клубами, но тираж

Был небольшим, и даже после второго издания (1985 г.) книг не хватало.

Поэтому книгу переписывали, составляли конспекты и слали массу писем с прось-

Бой об издании ее большим тиражом.

За рубежом популярность книги тоже росла быстро. В 1986 году она вышла

В Японии, переводится в США.

В третьем издании книга выходит без сокращений, значительно дополненной:

В ней восстановлена глава «Немного теории», дополнены другие главы; сложными

Заданиями обогатилась игра «Уникуб», вдвое увеличено число заданий к игре

«КБ САМ», включены «Таблица сотни», «Таблица Пифагора», «Дроби», «План

И карта», «Часы», «Термометр», «Узелки» — то, что можно скорее назвать не играми,

А игровыми пособиями, создающими «развивающую среду» для ребенка. Эти

Дополнения намного расширяют возможности понимания «нетрадиционного

Воспитания», дают больше материала, но и налагают на родителей, естественно,

Больше забот творческого плана. Надо не только почувствовать, что дает каждая

Игра и каждое пособие, но и узнать интеллектуальные возможности своих

Малышей, чтобы выбрать и дозу, и особенно время, когда вводить игру или

Пособие, а затем наблюдать и, конечно, стимулировать творческие достижения

Своих ребятишек.

Книга рассчитана на работу с нею, т.е. на изготовление отдельных игр, иногда в

Нескольких экземплярах, поэтому пусть читатели простят автору и повторения, и,

Наоборот, разные подходы и решения в другой обстановке и с другими детьми.

Это неизбежно, если вы ищете лучшие варианты.

И вот что важно понять с самого начала: развивающие игры — вовсе не какой-

То эликсир талантливости, принимая который «через день по столовой ложке»

Можно достичь желаемых результатов. Они не могут заменить «грязных железок»

И верстака с инструментами, не могут освободить от необходимости творческого

Подхода к любым жизненным ситуациям. Это только одно из средств развития

Способностей, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий

Между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на

Которых строится вся система общения с детьми в семье. Там, где малыша не

Торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать

Простор для исследований и деятельности, там развивающие игры органично

Войдут в уклад семьи и смогут стать мощным стимулом развития творческих

Способностей ребенка.

НЕМНОГО ТЕОРИИ

Если вас не очень интересует теоретическая сторона вопроса о творческих

Способностях и особенностях их развития, то вы можете пропустить эту главу

Книги и прямо переходить к описанию игр и методике их проведения.

Тем же, кто хочет познакомиться с этим вопросом получше, кто хочет понять,

ПОЧЕМУ можно и нужно развивать способности ребенка и ЗАЧЕМ надо приступать

К этому КАК МОЖНО РАНЬШЕ, — таким товарищам советуем прочесть

Эту главу книги внимательно. Она не только послужит ключом для понимания

Многих закономерностей, использованных в развивающих играх, не только даст

Вам основу для собственного творчества в области создания новых детских игр, но

Именно эти страницы книги дадут вам пищу для серьезных размышлений о том,

Какова должна быть роль родителей и воспитателей в ответственнейшем деле

Формирования и развития детского интеллекта.

О творческих способностях, или о творчестве и исполнительстве

Сущность творчества — в предугадывании результата правильно поставленного

Опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности,

В том, что Склодовская назвала чувством природы; математики называют

Математическим чутьем...

Строя гипотезу, создавая художественный образ, человек попадает или в тон

И такт природе, или берет фальшивую ноту... Попавшие в тон — преуспевают,

Взявшие фальшивую ноту — проваливаются. Вот сущность творчества. Эти слова

Принадлежат не психологу и не педагогу, а металлургу В. Е. Грум—Гржимайло

(1864-—1928), они очень образно характеризуют меру научности каждой гипотезы.

Мы, как и большинство родителей, не строили гипотез, а увлекшись развитием

Своих семерых малышей, и особенно их творческих способностей, выработали за

Двадцать лет свой взгляд, свой подход и свое представление об этом процессе,

Которое во многом отличается от общепринятого. Эти расхождения смущали

Сначала и нас и вызывали возражения ученых, но... приводили к высоким результатам

В развитии детей, и мы от своих взглядов не отказались. А теперь нам кажется,

Что мы «попали в тон и такт природе», что наши представления были тем главным,

Что привело к успеху, и мы не в праве утаивать их от других отцов и матерей. Иначе

Развитием способностей своих ребятишек будут заниматься по-прежнему лишь

Некоторые родители, те, кто подозревает наличие у своих детей некоторых задатков.

И родителям вообще будет непонятно, зачем надо начинать развитие способностей

Как можно раньше, и главное — что для развития способностей нужна

Другая методика общения с ребенком, в чем-то в корне отличная от привычного

Всем показа, рассказа, объяснения, повторения, т.е. обучения. Тогда и

Особенности развивающих игр, их непохожесть на обычные игрушки будут

Понятны и принесут родителям не только приятные минуты совместной с малышом

Творческой игры, но и послужат ключом для собственного творчества, для

Придумывания новых задач и даже новых игр. Да и родители увидят, насколько

Богаче можно сделать условия развития малыша в семье и как может вырасти

Плодотворность родительских усилий.

ЧТО ТАКОЕ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ?

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых

И сложных. И каждое дело — задача, то более, то менее трудная. Но при всем

Их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости, все дела можно разделить

На две группы, если подойти к ним с одной меркой — старая это задача или новая.

Вот машинистка печатает на машинке или шофер ведет автобус по улице. При

Этом они решают свои профессиональные задачи. Как их решать, каждый из них

Хорошо знает. Сначала они учились, а потом напрактиковались за годы работы.

Профессиональные «задачи» являются для них старыми, известными, а привычная

Работа называется исполнительской деятельностью. Обучаясь профессии, человек

Развивает свои исполнительские способности: внимание, память, умение копировать

Действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести

Профессиональный навык до автоматизма и т. п. Эти способности позволяют

Человеку поступать в какой-либо привычной деятельности по раз и навсегда

Установленному правилу или шаблону — подчас даже машинально. Недаром

Машинистки, например, печатая и даже не сбавляя при этом темпа работы, могут

Переговариваться между собой; шофер, продолжая вести машину, объявляет

Остановки, делает по микрофону замечания пассажирам и даже может пошутить.

Но вот перед машинисткой положили рукопись — длинный текст, который

Надо расположить на одном листе наиболее экономно или каким-то необычным

Способом. Это непривычно, раньше ей не приходилось с этим сталкиваться: это

Новая для нее задача. Или у шофера, пришедшего утром в гараж, не запускается

Мотор. Неисправность может быть и в системе питания, и зажигания, и электропроводки,

И в самых различных частях. Ни один учебник и инструктор не могут

Предусмотреть все возможные поломки и неисправности и научить этому шофера,

Как это делается при обучении вождению машины. Значит, это тоже новая задача.

Надо самому поразмыслить, найти ее решение. И, хотя она не очень сложна, ее

Можно уже отнести к творческим задачам.

Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности — от нахождения

Неисправности в моторе или решения головоломки до изобретения новой

Машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит

Требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять

И анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности

И т. д. — все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна

Только человеку. А более простая — исполнительская — может быть переложена

И на животных, и на машины, для нее и ума не так уж много требуется.

В жизни, конечно, все гораздо сложнее, отделить разные виды деятельности не

Всегда возможно, и чаще всего человеческая деятельность включает в себя и

Исполнительский, и творческий компоненты, но в разных пропорциях. Рабочий у

Конвейера или у штамповочного пресса почти лишен необходимости в творческой

Деятельности, он должен точно выполнять известные ему операции, а слесарь-

Наладчик автоматической линии или изобретатель почти постоянно ею заняты, и

Любая их деятельность «пропитана» творчеством, так как новые задачи в большом

Количестве ставит работа, да и они сами находят их в жизни.

КОМУ НУЖНЫ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ?

И как ни покажется это на первый взгляд странным, более сложная, пока не

Каждому посильная и требующая часто настоящего подвижничества творческая

Деятельность привлекает к себе людей, и не только молодых. Видимо, эти большие

Трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего, человеческого

Порядка — радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Возможно,

Что это и закономерно, и в высшей степени симптоматично: ведь мы живем

В век невиданной еще в истории человечества научно-технической революции; и

Жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она, чем

Освященных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстрой

Ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Особенно

Остро это стало ощущаться в период перестройки, когда гласность стала открывать

Всем глаза и позволила увидеть море проблем, которые не замечал ограниченный

Ум послушного исполнителя в годы застоя. Как бороться с бюрократизмом, как

Преодолеть процентоманию в школах? Что делать, чтобы ученые из ярых противников

Новаторства превратились в его сторонников?

Подвижности требует и современное производство, где буквально на глазах

Появляются новые профессии и на убыль идут те, где нужен тяжелый, однообразный,

Исполнительский труд. Человеку с творческим складом ума легче не только

Сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься

Любой работой и достичь высокой производительности труда.

Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и

Качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие

Науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением

Интеллектуального потенциала народа.

И перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает

Задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас

Ходит в детский сад и кто еще только должен родиться, вырастить не только

Сознательным членом социалистического общества, не только здоровым и крепким

Человеком, но и — обязательно!— инициативным, думающим работником, способным

На творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная

Жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если

Видит вокруг возможность для совершенствования.

Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни в меньшей мере,

Другие — в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и

Способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они, как алмазы, встречаются

ЩЕДРА ЛИ ПРИРОДА НА ТАЛАНТЫ?

К счастью, человечество ставит перед собой только разрешимые задачи.

Пусть алмазы редки, но, познав естественные закономерности появления их в

Природе, люди научились делать алмазы. Проникнув в одну из великих тайн

Природы — тайну возникновения и развития творческих способностей, люди

Научатся выращивать... таланты! Недаром во всех развитых странах мира идут

Научные и практические поиски в этом направлении. И результаты этих поисков

Удивительны.

Биологи считают, что среди 15 миллиардов клеток головного мозга активно

Работают лишь 3—5%. Психологи также признают, что человеческий мозг несет

В себе огромную, пока далеко не используемую избыточность природных возможностей

И что гениальность — это не отклонение, не аномалия человеческого ума,

Обнажение природных возможностей.

Оказывается природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями

Развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые

Большие высоты творческой деятельности! Но в жизни мы видим совсем иное:

Сколько еще слез проливают ребятишки, которым трудно учиться, сколько горьких

Раздумий достается на долю отца и матери, когда с учебой у детей плохо!

Может быть, все-таки правы те, кто говорит, что умным надо родиться? Теперь

Известно, что в генах зародыша закодировано многое из того, каким станет будущий

Человек: и цвет кожи и волос, и разрез глаз, и нос, и губы, и многое другое. Но

Закодировано ли его умственное развитие? Многие годы так и считали, а кое-кто

Считает и сейчас: да, способности человека зависят от его задатков, т. е. генетически

Обусловлены. Но вот советские генетики Н. П. Дубинин и Ю. Г. Шевченко

Утверждают, что духовное развитие не записывается в генах. Оно фиксируется в

Социальной программе, которая передается путем воспитания, усложняется

И развивается с каждым новым поколением.

А что показывает практика? Не испытывают трудностей в учебе те ребята,

Которые уже ДО школы обладали высоким уровнем развития. Достаточно дать

Детям, только еще поступающим в школу, несколько психологических тестов

(заданий), чтобы сказать: вот эти будут хорошо и легко учиться, эти — средне, а

Эти — с трудом; одни имеют уже «задатки» исследователей, а другие — нет; у одних

Уже заметен творческий потенциал, а у других его не обнаружишь никакими

Способами.

Где же получается такая разница в уровне развития? Ученые исследовали

Дошкольников младших возрастов и убедились: чем моложе были дети, тем ближе

Они были по развитию, тем меньше отличались друг от друга. Значит, если вы

Хотите достичь высоких результатов, начинайте раньше — с новорожденное™.

А какое развитие творческих способностей доступно младенцу?

Когда стали учить новорожденных плавать, естественно, думали не об умственном,

А о физическом их развитии. Даже лозунг появился: «Плавать раньше, чем

Ходить!». И младенцы поплыли. 8-месячный мог нырять на дно бассейна за

Игрушкой, 9 минут пробыть в воде без помощи старших. Но, что уж было совсем

Неожиданным, маленькие пловцы оказались интеллектуально развитыми выше

Среднего.

Американские ученые провели эксперимент с обучением новорожденных

Ходьбе, в нем приняли участие шесть храбрых мам. Перед тем как кормить малыша,

Каждая из них ставила его на стол и удивленно наблюдала, как тот переставлял

Ножки — срабатывал так называемый «шаговый рефлекс». И опять ученых

Больше удивило не то, что эта шестерка пошла самостоятельно не в 12, как обычно,

А в б—7 месяцев, а то, насколько выше остальных детей они были развиты интеллектуально.

Мы еще не знали обо всех этих опытах, но случайно тоже «попали в тон и в такт

Природе», очень рано включив «гимнастику» в жизнь малышей. Новорожденному

Мы просовывали в сжатые кулачки по пальцу и удивлялись, как крепко он держится,

Как легко его можно посадить, поставить на ножки и даже приподнять

Над кроваткой. У 3-месячного в коляске и кроватке я укреплял перекладину, за

Которую он сам брался, садился и пытался вставать, а если я протягивал два

Пальца малышу, он тут же цепко хватал их ручонками и, подпрыгнув, «перелетал»

Ко мне на руки.

А когда малыши начинали ползать (с 4—6 месяцев), мы выпускали их из

Тесной кроватки и позволяли «путешествовать» по всему дому. «Громадные расстояния

», которые приходилось преодолевать, чтобы попасть к маме в кухню или

К отцу в мастерскую, масса незнакомых предметов, свойства которых необходимо

Было узнать, особенно спортивные снаряды и сооружения, занимающие целую

Комнату, давали такую богатую и разнообразную пищу для исследований, что мы

Уже не удивились, когда позже встретили строки о том, что раннее и свободное

Ползание некоторые ученые относят к «сильнодействующим факторам интеллектуального

Развития».

Видимо, важными были и другие факторы: раннее знакомство с буквами

И цифрами (с полутора—двух лет) на кубиках, с буквами, согнутыми из проволоки

И вырезанными из линолеума и пластика, с азбукой и букварем, с мелом и доской

Для рисования, с карандашом и бумагой, а также с инструментами и материалами

В нашей мастерской.

Наблюдая, как быстро развиваются наши ребятишки, насколько раньше

Обычного овладевают разными умениями, мы еще и еще раз убеждались в том, что

Первые годы жизни характеризуются богатством, о котором ранее не подозревали,

А точка равновесия между рождением и взрослостью приходится на возраст 3 года.

Значит, первые годы жизни ребенка — самые ценные для его будущего и надо

Как можно полнее использовать их. Но именно в эти годы малыш больше всего

Зависит от мамы и папы, от того, что они предпримут для его развития, какие

НЕ УПУСТИТЕ САМОЕ БЛАГОПРИЯТНОЕ ВРЕМЯ

К сожалению, большинство родителей, уделяя главное внимание в первые годы

Жизни малыша уходу за ним, питанию, режиму, одежде, не придают особого

Значения тому, какие условия они создают ему для развития. «Какая разница,—

Считают они,-— раньше или позже он пойдет, раньше или позже начнет малыш

Играть в кубики, держать карандаш и рисовать, когда начнет читать и считать. Чего

С этим торопиться? Придет время — научится всему».

В действительности это далеко не так. Малыши, научившиеся читать еще до

Школы, учатся значительно лучше других и учиться им, как правило, очень легко,

И делает он это играючи и с удовольствием, а у старших процесс обучения чтению

Идет гораздо труднее и обычно под давлением взрослых.

А как ребенок овладевает родной речью? Если малыш слышит разговор взрослых

Со дня рождения, если с ним постоянно говорят, побуждая его к ответному лопотанию,

Повторению слов, то он около года начинает произносить первые слова,

Через год уже легко составляет простые фразы, а от двух до пяти (по утверждению

К. И. Чуковского) каждый ребенок — гениальный лингвист. Но это относится

Только к нормально развивающимся детям. Если же до года ребенок редко слышит

Обращенную к нему речь, если никто не вызывает у него потребности в речевом

Общении (это можно наблюдать в домах ребенка, где дети видят только сверстников

И мало взрослых), он начинает говорить не только на 2—3 года позже, но —

Главное! — усвоение родного языка идет у него с огромным трудом, очень

Медленно, и это сказывается потом на общем развитии. Долгие годы ему и в школе

Бывает трудно учиться, и даже при большом прилежании он становится хронически

Отстающим.

Науке известно более 50 случаев, когда младенцы попадали в логово к диким

Животным и вырастали среди зверей. Иногда удавалось вернуть таких детей в

Человеческое общество, но возвращение это обычно оказывалось трагическим.

Если ребенку было больше 6—8 лет, то его уже никакими средствами не могли

Сделать человеком, не могли даже научить говорить по-человечески. Почему? Куда

Же девалась его общечеловеческая способность к овладению речью?

Оказывается, возможность развиваться не остается неизменной! Мозг ребенка,

Составляющий при рождении всего 25% (по массе) мозга взрослого, особенно

Быстро растет и «дозревает» в первые месяцы и годы жизни (к 9 месяцам он

Удваивается, к 2,5 годам утраивается и к 7 годам составляет уже 90%). Но

Количественный рост мозга, т. е. число новых клеток и их размеры сравнительно

Мало зависят от характера деятельности ребенка. И у очень развитых, и у отставших

В развитии окружности головы отличаются незначительно. Качественные

Же различия, а отсюда разница в продуктивности умственной работы развитых и

Отставших в развитии детей бывает огромной.

Это можно объяснить тем, какое количество связей «задействовано» между

Клетками мозга. Каждой ребенок имеет при рождении богатейшую волокнистую

Сеть, соединяющую клетки мозга, но это только потенциальные, возможные связи.

Реальными, действующими они становятся только тогда, когда запускаются в ход

Определенные нервные структуры, когда начинают функционировать те или иные

Способности и по «линиям связи» начинают проходить биотоки. И, чем моложе

Ребенок, тем образование связей проходит легче, а с возрастом все труднее и

Труднее. Мы назвали это явление нуверсом — Необратимым Угасанием Возможностей

Эффективного Развития Способностей. В работах шведского нейробиолога

Холгера Хидена есть чисто биологическое его подтверждение: эксперименты,

Проведенные на «молекулярном уровне», говорят о том, что мозг требует для

Своего полного развития, особенно в ранних стадиях, не только соответствующего

Питания, но и стимуляции. Нейроны, лишенные любого из этих факторов,

Особенно стимулирующей «учебной» среды, не могут формировать богатую сеть

Волокнистых соединений, они становятся, образно говоря, пустыми мешками и в

Конечном счете атрофируются.

Вот почему не удавалось научить говорить детей, выросших в логове животных,

Вот почему, наоборот, мы видим случаи высокого развития детей. Один пример:

Пятилетняя англичанка Верина Гринвей говорит и читает по-английски,

По-французски и по-итальянски. Она пишет так же хорошо, как и десятилетние

Дети, и не делает при этом грамматических ошибок. По математике она знает

Наперед за три класса. Она плавает, играет на пианино, катается на коньках и

Танцует... Мать девочки убеждена, что большинство детей могут быть такими, как

И ее дочь, если родители создадут для них определенные условия. И вовремя —

Добавим мы.

Но если жизнь ребенка сведена к убогости биологического существования

(накормлен, напоён, уложен спать), то реализуется лишь небольшая часть его

Возможностей, образуется ограниченное число связей между клетками мозга.

Лишая ребенка, в силу незнания и традиций, своевременного и полноценного

Развития в младенческом и дошкольном детстве, мы тем самым обрекаем его на

Низкие темпы развития, на громадные затраты сил и времени и на низкий

Конечный результат. И считаем такое развитие нормальным!

Вот почему надо начинать развитие как можно раньше, вот почему первые годы

Жизни — самое благодатное время, когда разумные заботы папы и мамы дадут

Самые богатые плоды, плоды, которые останутся на всю жизнь и которые при всем

Желании нельзя столь же успешно вырастить позже.

КАК НАДО РАЗВИВАТЬ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Итак, первое условие успешного развития творческих способностей —: раннее

Начало. Точнее говоря, первые толчки к развитию способностей начинаются с

Раннего плавания, ранней гимнастики, раннего хождения или ползания, т. е. с

Очень раннего, по современным представлениям, физического развития. Да

И позже раннее чтение, ранний счет, раннее знакомство и работа со всякими

Инструментами и материалами тоже дают толчки развитию способностей, и самых

Разных. Но когда именно начинать развитие самих творческих способностей?

И как это делать?

Интересно, что ни у кого не возникает подобного вопроса, когда учат ребенка

Разговаривать. Никто не задумывается, пора или не пора начинать говорить с ним.

С ним просто говорят — со дня его рождения, когда он еще и не воспринимает,

Кажется, ничего. Проходит пять, десять месяцев, наступает момент — произнесено

Первое слово! Условия для того, чтобы это произошло, были обеспечены

ЗАРАНЕЕ, они опережали развитие речи, непрерывно стимулировали его, и

Созревание соответствующих отделов мозга шло успешно. Не по этой ли причине

В семьях музыкантов, где ребенок с младенчества слышит музыку и очень рано

Пробует свои силы в этой области, дети, как правило, обладают высокоразвитыми

Музыкальными способностями? А в семьях художников — изобразительными

Способностями, математиков — математическими и т. д. А что если и в развитии

Других способностей поступить подобным образом: насколько это возможно,

Заранее окружить ребенка такой средой и такой системой отношений, которые бы

Стимулировали самую разнообразную его творческую деятельность и исподволь

Развивали бы в нем именно то, что в соответствующий момент способно наиболее

Эффективно развиваться? Именно в этом и состоит второе важное условие

Эффективного развития способностей.

Когда Алеше, нашему первенцу, исполнился год и он только начинал говорить,

Кто-то подарил ему кубики с буквами. Каково же было наше удивление, когда мы

Обнаружили, что к 2 годам Алеша знал уже половину азбуки, к двум с половиной

— все буквы, а в 2 года и 8 месяцев прочел первое слово! Наша роль в этом процессе

Свелась, в основном, к тому, что мы называли сыну буквы, если он спрашивал, и

Радовались, когда он показывал знакомые буквы в газетах, на вывесках, в книгах.

А для всех следующих ребятишек мы уже приготовили не только кубики с буквами,

Но и азбуку на стене, доску и мел для письма, буквари и книжки с крупными

Буквами. И оказалось, что все они легко, без нажима и специальных занятий,

Самой разнообразной информации, но и огромным наслаждением, от

Которого теперь их трудно оторвать.

Мы попытались и в других отношениях создать в своей семье обстановку,

Опережающую развитие детей: самые разнообразные книги и карты, спортивные

Снаряды (кольца, турники, лесенки канаты и пр.) и мастерская с материалами

И инструментами, строительные материалы — кубики и кирпичики, измерительные

Приборы и наши развивающие игры, побуждающие к решению трудных творческих

Задач, дальние походы, где детям многое давали делать самостоятельно,

Вплоть до планирования и проведения самого похода,—все это существенно

Раздвинуло мир детей, расширило их возможности познавать действительность и

Проявлять себя в самой разнообразной деятельности. При этом мы сознательно

(поскольку убеждены: принуждение — враг творчества) предоставили ребятам

Большую свободу в выборе занятий и их последовательности, во времени и способах

Работы. А сами старались только не упускать возможности поиграть или

Поделать что-то вместе с ребятишками, и, конечно, радовались вместе с ними

Каждому шагу вперед, каждому успеху.

Результаты удивили и нас самих: ребята росли самостоятельными и любознательными*

Крепкими и выносливыми, сообразительными и умелыми. В школе учеба

Им давалась легко, они шли, опережая свой возраст на 2—3 года. Антон, например,

Закончил 10-й класс в 13 лет, химический техникум -— в 16,5 (диплом с отличием)

И затем поступил на химический факультет Московского Государственного

Университета; Аня в 15 лет окончила 10 классов, а самая младшая дочка Люба

Окончила библиотечный техникум и стала работать, еще не получив паспорта.

Это помогло им находить время на разные занятия помимо школы, в том числе

На свое спортивное совершенствование: 13-летняя Аня и 11-летняя Юля получили

1-й юношеский разряд по акробатике.

И это не мешало им оставаться детьми — любителями шумных игр и приключенческих

Фильмов, организаторами всяческих проказ, благодарными слушателями

Волшебных сказок.

Теперь мы знаем и другие семьи, и целые клубы молодых семей в разных

Городах, где родители предоставляют своим детям с младенчества благоприятные

Условия для развития и добиваются удивительных результатов даже в трудных

Условиях современной квартиры. Уже многие отказываются от некоторых лакированных

Удобств в квартире, устанавливают спортивные комплексы и хоть отчасти

Предоставляют своему ребенку драгоценную возможность своевременного и

Полноценного развития.

Третье, чрезвычайно важное, условие успешного развития творческих

Способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который

Требует максимального напряжения сил.

Оказывается, способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей

Деятельности человек добирается до потолка своих возможностей и постепенно

Поднимает этот «потолок» все выше и выше. Это давно знают, например, шахматисты,

Которые всегда проводят тренировочные встречи только с сильными или

Даже превосходящими их по силе соперниками. Парадоксально, но это условие

Максимального напряжения сил легче всего осуществляется тогда, когда ребенок

Уже ползает, но еще не начал говорить. Процесс познания мира в это время идет

Очень интенсивно, но опытом взрослых не воспользуешься — объяснить такому

Маленькому еще ничего нельзя! В это время малыш больше, чем когда-либо,

Вынужден заниматься творчеством, решать многие, для него совершенно новые,

Задачи, самостоятельно и без предварительного обучения (если, разумеется,

Взрослые позволяют это делать, а не решают их за него).

Укатился мяч под диван. 10-месячный малыш хочет его достать: ложится на

Живот и заглядывает под диван. Мяч далеко, у самой стенки, но он все равно

Протягивает ручонку и... не достает мяча. А голова под диван не пролезает —

Ножки у дивана коротки. Сделав несколько безуспешных попыток достать мяч

Спереди, малыш заходит сбоку, а тут на пути низенькая скамеечка. Малыш просовывает

Ручонку в узкую щель между стеной и скамеечкой. И опять неудача,

Пальчики только поцарапали по мячу ноготками, а взять его невозможно. Еще

И еще попытка, и опять безрезультатно. Но, уже расстроенный неудачей, малыш с

Обидой резко вытаскивает руку из щели и... отодвигает при этом от стены

Скамеечку. Щель стала сразу шире, через нее хорошо уже виден мяч, и теперь

Целый проход, туда можно втиснуться, и малыш сразу же ползет туда, на ходу

Малыш, готовый задать ревака, уже улыбается.

Понаблюдайте за малышом во время подобного, на первый взгляд, простого

Действия: как сосредоточенно и напряженно работает в это время его ум и как

Быстро он развивается при этом! Именно эта интенсивная умственная деятельность

Позволяет в удивительно короткий срок ползунку-несмышленышу превратиться

И переутомления, если соблюдать еще одно — четвертое — важное условие, о

Котором уже упоминалось раньше: ребенку надо предоставлять большую свободу

В выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним

Интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже

Большое напряжение ума пойдет малышу на пользу.

Но предоставленная ребенку свобода не только не исключает, а наоборот,

Предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых — вот

Последнее (пятое) немаловажное условие успешного развития творческих

Превращать свободу в безнаказанность, а помощь—в подсказку.

Нельзя делать ЗА ребенка то, что он сам может сделать, думать ЗА него,

Когда он сам может додуматься. К сожалению, подсказка — распространенная

Форма «помощи» детям, но она только ВРЕДИТ делу!

Вот 2-летний Алеша, у которого в руках кастрюлька с молоком, подходит к

Закрытой двери и останавливается в недоумении: как же ее открыть? К нему на

Помощь торопится бабушка. Она вот-вот сама откроет дверь...

— Подождите, бабушка! Дайте внуку самому сообразить, как тут поступить.

Не лишайте его трудности и удовольствия сделать пусть маленькое, но открытие!

— Дверь открыть — открытие? Ну и ну! Ладно уж, открывай сам свое

Открытие, только кастрюльку на пол поставь, дурачок...

Ах, бабушка-бабушка, заботливая бабушка! Так и не дала подумать внуку.

И открытие не состоялось. Осторожно: такая «забота» способна погубить на

Корню все ростки творчества!

Нет, мы не будем делать так. А как? Начнем все сначала: 2-летнему Алеше надо

Открыть дверь, а обе руки заняты. Папа недалеко, но он не спешит помочь, только

Замечает: «Интересно, как же Алеша дверь откроет?» Алеша пробует открыть

Дверь ногой — не получается. Пробует прижать кастрюльку к груди — молоко

Чуть выплеснулось. А если одной рукой подержать? Вышло! Кастрюлька-то

Маленькая совсем. Но теперь трудно дотянуться до ручки двери. Досада какая! А

Папа еще подзадоривает: «Ну-ка, ну-ка, сообрази!» Наконец, додумался, поставил

На пол, но опять очень близко к двери — пришлось отодвинуть в сторону.

Ура! Сообразил! — сияющее личико, всеобщее ликование. Еще бы! Теперь открытие

Состоялось!

Есть великая формула «дедушки» космонавтики К. Э. Циолковского,

Приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого ума: «Сначала я

Открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные

Некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще неизвестные». Видимо,

Это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития

Изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность — помочь

Ребенку встать на этот путь. Этому прямо и служат развивающие игры.

ВЫ ПОКУПАЕТЕ ИГРУ ИЛИ ИГРУШКУ. ДЛЯ ЧЕГО?

Огромный универсальный магазин «Детский мир» — настоящее царство игр

И игрушек. Кажется, чего тут только нет! На все вкусы, на все возрасты: и настольные,

И электрифицированные, и механические, и музыкальные... Море красок

И — океан ребячьих желаний:

— Мам, купи...

— Пап, ну, пожалуйста...

— Мамочка, мне очень-очень хочется...

—- Бабушка...

Ох, эти умоляющие детские глаза! Какое родительское сердце не дрогнет!

И вот уже рука тянется за кошельком... Минуточку! Давайте попытаемся

Разобраться: чем же вы руководствуетесь при покупке очередной детской

Игрушки или игры? Желанием ребенка? Чтоб не приставал? У соседского Вовки

Есть, а мой что — хуже? Чем бы дитя ни тешилось? Полезно или... просто модно?

Ну, вот уже купили: что-то дорогое, сверкающее и совсем-совсем как

Настоящее... «Спасибо, мамочка!» Новая игрушка — всегда радость, но...

Проходит полчаса, час, а в лучшем случае день-два, и она уже брошена, уже

Неинтересна. Кто тут виноват: игрушка, ребенок или... папа с мамой? Вопрос этот

Очень и очень непрост. «Понимание атома — это детская игра по сравнению с

Пониманием детской игры» — в этом образном высказывании физиолога

X. Хогленда выражено и огромное уважение к проблеме детской игры, и ясное

Представление о чрезвычайной сложности этой проблемы.

Об играх написано немало книг, большие коллективы специалистов работают

Над созданием новых игрушек, их производством занимаются целые отрасли

Промышленности. Все это, конечно, не потому только, чтобы дать детям больше

Радости и забав. Игрушки, игры — одно из самых сильных воспитательных

Средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности

Ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности,

Удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности,

Складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы

Проектируете при этом человеческую личность!

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ НА... ДЕТСКИЕ ИГРУШКИ

Игрушки и многие игры так или иначе, но всегда в доступной, интересной

Форме моделируют саму жизнь. Естественно, каждая эпоха, интересы разных

Классов общества отражаются в играх детей по-своему, как бы реализуя в них

Свой социальный заказ на определенные качества личности, которые необходимо

Воспитать в подрастающем поколении. Наше время, время научно-технического

Прогресса и перестройки выдвинуло небывалое еще требование: развитие

Творческого потенциала каждого будущего члена общества. Как же этот

Социальный заказ реализуется в современных играх и игрушках? Что чаще всего

Покупают, например, для девочек? Всевозможных кукол, посуду и мебель для них,

Швейные и стиральные машины, рукодельные принадлежности, т. е. уменьшенные

Модели того семейного быта, с которыми женщине придется иметь дело всю

Жизнь. Конечно, никто не будет возражать, что подготовка к будущей семейной

Жизни, к бытовому труду должна найти свое отражение в играх. Это хорошо.

Плохо другое: чаще всего этим круг игр для девочек и ограничивается (настольные

Игры развлекательного характера в счет не идут). Конструкторы? Это считается

Почему-то занятием для мальчиков. Ну, мозаика, кубики — это еще куда ни шло.

Но конструкторы? Зачем ей?

Мальчикам повезло больше: кроме пистолетов, ружей, автомашин и самолетов,

Для них предназначаются и строительные материалы, и сборные модели, и

Управляемые игрушки, и всевозможные конструкторы, ценность которых для

Интеллектуального развития детей вряд ли кто будет оспаривать. С помощью игр

Типа «Конструктор» безусловно можно развить многие стороны творческих

Способностей, но, по нашему мнению, они часто используются далеко не лучшим

Образом (подробнее об этом говорится в описании игры «КБ САМ»). Кроме

Того, игры этого типа рассчитаны на более старший возраст, во всяком случае на

Школьный. Ведь не купит папа конструктор 2- или 3-летнему малышу?

ТРЕБУЮТСЯ ИГРЫ НОВОГО ТИПА!

К конструкторам обычно начинают присматриваться тогда, когда дети уже

Подросли, т. е. годам к 8—9. А как же самый благоприятный для развития

Возраст? Что дать ребенку в год, два, три? Чтобы пользы было не меньше, чем

От конструктора, и чтобы игра увлекала малыша, дала ему здоровую и интересную

«пищу» для ума, и при этом достаточно сложную. Причем очень важно, чтобы эта

Сложность возрастала вместе с ростом малыша, опережая его развитие, и не день,

Почему так часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он

Не играет ими? Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина

В том, что игрушки уже себя «исчерпали». Элемент новизны исчез. А он-то и

Привлекает ребенка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную

Интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении

Автор книги, педагог-новатор, педагогические взгляды которого широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом, рассказывает об опыте применения и использования специальных игр, позволяющих успешно развивать творческие способности ребенка. Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной "умственной гимнастикой", методику их проведения и советы по изготовлению. Настоящее издание дополнено новыми играми. 2-е издание вышло в 1985 году под названием "Развивающие игры". Для воспитателей детских садов, учителей начальной школы, родителей. О ЧЕМ ЭТА КНИГА Эта книга об играх, но играх необычных. Их нельзя еще купить в магазине, а надо сделать самим. Их нельзя, как игрушку, просто дать ребенку и сказать: Играй! - игра может не пойти. Их нельзя показывать ребенку все сразу, а только по одной; и следующую, может быть, не раньше, чем через неделю или через месяц, а некоторые даже через год. У них необычайно широк диапазон задач как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими может и дошкольник, и ученик, и взрослый студент. Из них можно сделать тест на проверку сообразительности и конструкторских способностей или на развитие математического мышления. В них можно играть и одному, и вдвоем, и всей семьей, и компанией, и целой группой в детском саду или классом в начальной школе, и даже провести олимпиаду на первенство, как в шахматы или шашки. Их можно назвать спортивным комплексом, но... для ума, для развития способностей ребенка. Таких комплексов еще не выпускают. Они, видимо, появятся только в XXI веке. Игры были хорошо приняты родителями и семейными клубами, но тираж был небольшим, и даже после второго издания (1985 г.) книг не хватало. Поэтому книгу переписывали, составляли конспекты и слали массу писем с просьбой об издании ее большим тиражом. За рубежом популярность книги тоже росла быстро. В 1986 году она вышла в Японии, переводится в США.

Предисловие от семьи Никитиных к 7-му изданию, исправленному и дополненному

У вас в руках книга, в которой сконцентрирован методический и творческий опыт Бориса Павловича Никитина более чем за 35 лет – фактически с 1962 по 1998 годы.

Борис Павлович придавал изобретению и методической проработке развивающих игр огромное значение и занимался с детьми разного возраста и взрослыми буквально до последних своих дней. Он был убежден, что за такими играми – будущее. И оказался прав.

Сегодня «развивалки» можно найти едва ли не в каждом киоске. Но «никитинские игры» занимают особое место в бесконечном ряду развивающих пособий. Прежде всего потому, что за ними лежит вот уже полвека постоянной практики, анализа, доработки.

Все началось с того, что двое умных и наблюдательных педагогов-родителей, Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины, своими руками начали делать принципиально новые игры и пособия для своих семерых детей. Все они имели определенное прикладное значение, в основе некоторых лежали известные психологические тесты. Однако их целью стало не просто измерять, а и развивать интеллект ребенка заданиями возрастающей, «поступенчатой» сложности.

Первые шесть игр – «Сложи узор», «Уникуб», «Внимание», «Внимание – Угадай-ка!», «Кирпичики», «КБ САМ» – показали отличные результаты на практике и были описаны в брошюрке, изданной в 1976 году. Количество игр стало активно прирастать, а книга о них – широко переиздаваться. Тысячи молодых пап и мам по всему Советскому Союзу активно изучали развивающие игры, сами обрабатывали, резали, красили и склеивали кубики, фанерки и картонки, рисовали к ним задания и занимались с малышами. С 90-х годов ХХ века «никитинские игры» успешно внедряются в практику детских садов в Японии и в Германии. В последнем прижизненном издании (1998) Борис Павлович описывает уже 17 игр и разнообразных пособий.

Параллельно все игры и пособия не прекращали проходить «испытания» в нашем семействе: с детьми и внуками, детьми многочисленных друзей, знакомых и гостей, с подростками и взрослыми. И дети, и взрослые не только увлеченно играли, но и придумывали новые задания и проходили специальные тесты, составленные Борисом Павловичем на основе некоторых игр. За десятилетия Борис Павлович накопил огромную статистическую и исследовательскую базу, постоянно совершенствовал методику занятий. Он сам виртуозно играл с малышами, подчеркивая: «Не превращайте развивающие игры в скучное методическое пособие!»

Дети, выросшие с этими играми, стали взрослыми. Выросли уже и наши собственные дети. Теперь в «дедушкины кубики» с увлечением играют правнуки Бориса Павловича и Лены Алексеевны. И по-прежнему эти игры продолжают поворачиваться к нам новыми гранями и возможностями. Готовя это издание, впервые без участия Бориса Павловича и Лены Алексеевны, мы сделали много неожиданных открытий, совершенно по-новому взглянув на такие привычные, казалось бы, кубики. Кроме того, с 2015 года одиннадцать игр выпускаются под нашим контролем, что тоже нас многому учит.

Поэтому в 7-м издании книга «Ступеньки творчества. Развивающие игры» выходит серьезно переработанная и дополненная.

Сюда вошел весь авторский текст Бориса Павловича, который в свое время помогала писать и редактировать Лена Алексеевна. В том числе восстановлены интересные наглядные примеры из самой первой брошюрки 1976 года. Мы сознательно оставили подробные описания «Как самим сделать игру» – и не только в память о тех тысячах энтузиастов, которые десятки лет делали эти игры своими руками. Часть пособий еще не выпускается промышленным способом, и некоторые родители используют собственные ресурсы. В книгу включена также работа Бориса Павловича «26 факторов формирования и развития творческих способностей» – своеобразный конспект его многолетних размышлений, приглашение родителей и педагогов к сотворчеству.

Появилось и много нового.

По своим собственным малышам мы видим: приемы и истории, которые отлично «работали» в играх двадцать, тридцать, сорок лет назад, уже не так результативны. Мы наблюдали, анализировали, пробовали – и находили то, что работает сегодня.

Поэтому книга «приросла» новыми методическими приемами. Иногда дополнения удалось органично встроить в авторский текст, иногда они указаны как «Дополнения к новому изданию». А новые задания к играм, как мы считаем, хорошо дополнили идею «ступенек», возместили некоторые разрывы в прежних версиях заданий. В «Уникубе» и «Кирпичиках» уровень сложности теперь повышается более плавно, и так же ритмично у занимающихся «подрастают» сообразительность, воображение, внимательность – то есть творческие аспекты интеллекта, о чем так заботился Борис Павлович.

Мы рады, что к семейному творчеству подключились правнуки, сумевшие абсолютно по-новому взглянуть на «Кубики для всех» и «Сложи квадрат». Это раскрыло невероятно интересные возможности «никитинских игр» и подарило целые серии принципиально новых заданий.

Кроме того, для занятых молодых родителей, предпочитающих краткое изложение, мы разработали несколько компактных памяток, которые приведены в приложениях.

Борис Павлович был убежден: если начинать с раннего возраста, то у человека возможно развить абсолютно все способности. Наша жизнь – жизнь детей и внуков Б. П. – и подтверждает, и опровергает эту категоричную позицию. Мы росли в одних условиях, но выросли все очень разными по склонностям, увлечениям, профессиям. В кого-то удачно «попала» таблица Менделеева, а другой всю жизнь терпеть не может химию, хотя таблица висела на стенке для всех. То же самое с развивающими играми: одни до сих пор увлечены «Кубиками для всех», другие с нежностью вспоминают «Дроби», а кто-то не устает восхищаться «Таблицей сотни». При этом, судя по всему, именно «ранний старт» помог всем заразиться любознательностью на всю жизнь.

С другой стороны, стоит признать, что среди всех Никитиных едва ли не самыми изобретательными выдумщиками до сих пор остаются сами Борис Павлович и Лена Алексеевна – у которых особых условий для «раннего развития» в детстве не было. И мы продолжаем спорить и друг с другом, и с Борисом Павловичем: что же «вложено» в человека до рождения, а что воспитуемо после?

Зато у всех нас, Никитиных, в крови – любить и хотеть делать что-то вместе с детьми, доверять им и уважать их самостоятельные решения. Уверены: это пришло от наших родителей и во многом благодаря разнообразному «развивающему» домашнему пространству, которое они придумали и создали. Важной частью этого многомерного пространства были те самые игры и пособия. Они действительно отлично готовят к школе, особенно к математическим дисциплинам, дают всё «пощупать» руками – цифры, числа, даты, части целого, дроби и отрицательные числа, геометрические фигуры и линии. После них на уроках все усваивается легко – так, как это было дома, вместе с папой и мамой. И технологией развивающей игры, и самими играми может овладеть каждый, кто захочет, – об этом вся книжка.

Но нет одинаковых детей, как нет одинаковых пап и мам. Технологии технологиями, но Борис Павлович все время призывал внимательно наблюдать за ребенком, учитывать его реакции и учиться у него – тогда любые совместные занятия взрослого и малыша дадут богатые плоды. А развивающие игры предоставляют для этого целый веер возможностей.

Пусть эта книга поможет вам найти индивидуальный темп развития именно вашего ребенка и способы преодоления самых трудных «ступенек». Вы лучше сможете увидеть и изучить его личность: особенности характера, склонности, увлечения. А попутно обязательно проявится ваш собственный характер – и зоны ваших внутренних вопросов: что я делаю так, а что – не так? Почему здесь я и мой ребенок не понимаем друг друга? В чем я могу и должен помочь, а где должен чувствовать и держать границу его ответственности и самостоятельности?

Развивающие игры – отличный инструмент в ваших умных руках. Изобретайте, наблюдайте, пробуйте, творите в играх и в жизни! Успехов вам!

Семья Никитиных

Июль 2016 года

От автора. О чем эта книга

Эта книга – об играх, но играх необычных. Они родились в общении с детьми и при их непосредственном участии, прошли проверку в нашей большой семье и в других семьях, в экспериментальных студиях, на уроках увлеченных педагогов. И неизменно вызывали интерес не только у детей, но и у взрослых. Первая же попытка ввести развивающие игры, даже в небольшой дозе (2–3 раза в неделю по полчаса) в практику работы со старшей группой детского сада показала, что темп умственного развития малышей может вырасти почти вдвое.

В Германии и Японии они выпускаются с 1990-го, а в России – с 1997 года. Если вам не удалось их купить готовыми, то сделайте сами, автор приводит подробное описание в книге. Но их нельзя, как игрушку, просто дать ребенку и сказать: «Играй!» – игра может «не пойти». Их нельзя показывать ребенку все сразу, а только по одной, и следующую, может быть, не раньше, чем через неделю или через месяц, а некоторые – даже через год.

У них необычайно широк диапазон задач, как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими могут и дошкольник, и ученик, и взрослый, и студент. Из них можно сделать тест на проверку сообразительности и конструкторских способностей или на развитие математического мышления.

В них можно играть одному, и вдвоем, и всей семьей, и компанией, и целой группой в детском саду или классом в начальной школе. И можно даже провести олимпиаду на первенство, как в шахматы или шашки. Причем в соревнованиях между взрослыми и детьми в честном – на равных! – интеллектуальном поединке нередко побеждают маленькие. А в этих «боях» активно развиваются глазомер, внимательность, наблюдательность, смекалка, математическое и пространственное мышление и еще многие качества человеческого интеллекта.

Поэтому их можно назвать спортивным комплексом – но для ума, для развития творческих способностей ребенка. Современное обучение в основном развивает в детях только одну сторону – исполнительские способности, а более сложная и важная сторона, творческие способности, отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне.

В принципе, каждого здорового ребенка можно сделать творчески развитым, но незнание, а иногда традиционность подхода этого не позволяют. Творческие умы пока большая редкость.

Но здесь опыт жизни обогнал науку и предлагает первую практическую книгу этого плана. Кто не боится дела – пробуйте!

Написанная еще в 1973 году, книга эта долго не появлялась на свет, и даже брошюра «Ступеньки творчества» (М.: Знание, 1976. – Серия Народный университет. Педагогический факультет», № 1) не открыла ей дорогу. Впервые она вышла на немецком языке в Кельне (Германия) в 1980 году, а через год – в Москве, в издательстве «Педагогика».

Игры были хорошо приняты родителями и семейными клубами, но тираж был небольшим, и даже после второго издания (1985) книг не хватало. Поэтому книгу переписывали, составляли конспекты и слали массу писем с просьбой об издании ее большим тиражом.

За рубежом популярность книги тоже росла быстро. В 1986 году она вышла в Японии и к 1995 году выдержала там 17 изданий.

В 5-м издании (1998 год; последнее прижизненное издание, которое готовил автор. – Сост.) книга выходит значительно дополненной: в ней восстановлена глава «Немного теории», расширены другие главы; сложными заданиями обогатилась игра «Уникуб», вдвое увеличено число заданий к игре «КБ САМ», включены «Таблица сотни», «Таблица Пифагора», «Дроби», «План и карта», «Часы», «Термометр», «Узелки» – то, что можно скорее назвать не играми, а игровыми пособиями, создающими «развивающую среду» для ребенка.

Эти дополнения намного расширяют понятие «нетрадиционное воспитание», дают больше материала, но и налагают на родителей, естественно, больше забот творческого плана. Надо не только почувствовать, что дает каждая игра и каждое пособие, но и узнать интеллектуальные возможности своих малышей – чтобы выбрать и дозу, и особенно время, когда вводить игру или пособие. А затем наблюдать и, конечно, стимулировать творческие достижения своих ребятишек.

Книга рассчитана на работу с нею, на изготовление отдельных игр, иногда в нескольких экземплярах. Поэтому пусть читатели простят автору и повторения, и, наоборот, разные подходы и решения в другой обстановке и с другими детьми. Это неизбежно, если вы ищете лучшие варианты.

И вот что важно понять с самого начала: развивающие игры – вовсе не какой-то эликсир талантливости, принимая который «через день по столовой ложке», можно достичь желаемых результатов. Они не могут заменить «грязных железок» и верстака с инструментами, не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям.

Это только одно из средств развития способностей, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система общения с детьми в семье.

Там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры органично войдут в уклад семьи и смогут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.

Б. П. Никитин, 1973–1998 гг.

Немного теории

Если вас не очень интересует теоретическая сторона вопроса о творческих способностях и особенностях их развития, то вы можете пропустить эту главу и прямо переходить к описанию игр и методике их проведения.

Тем же, кто хочет познакомиться с этим вопросом получше, кто хочет понять, ПОЧЕМУ можно и нужно развивать способности ребенка и ЗАЧЕМ надо приступать к этому КАК МОЖНО РАНЬШЕ, таким товарищам советуем прочесть эту главу книги внимательно.

Она не только послужит ключом для понимания многих закономерностей, использованных в развивающих играх, не только даст вам основу для собственного творчества в области создания новых детских игр.

Именно эти страницы книги дадут вам пищу для серьезных размышлений о том, какова должна быть роль родителей и воспитателей в ответственнейшем деле формирования и развития детского интеллекта.

О творческих способностях, или о творчестве и исполнительстве

«Сущность творчества – в предугадывании результата правильно поставленного опыта, в создании усилием мысли рабочей гипотезы, близкой к действительности, в том, что Склодовская назвала чувством природы; математики называют математическим чутьем <…>. Строя гипотезу, создавая художественный образ, человек попадает или в тон и такт природе, или берет фальшивую ноту <…>. Попавшие в тон – преуспевают, взявшие фальшивую ноту – проваливаются. Вот сущность творчества».

Эти слова принадлежат не психологу и не педагогу, а замечательному изобретателю, инженеру-металлургу В. Е. Грум-Гржимайло , они очень образно характеризуют меру научности каждой гипотезы.

Мы, как и большинство родителей, не строили гипотез. Увлекшись развитием своих семерых малышей и особенно их творческих способностей, мы выработали за тридцать лет свой взгляд, свой подход и свое представление об этом процессе, которые во многом отличаются от общепринятых. Расхождения смущали сначала и нас, вызывали возражения ученых. Но. этот подход неизменно приводил к высоким результатам в развитии детей, и мы от своих взглядов не отказались.

А теперь нам кажется, что мы «попали в тон и такт природе», что наши представления были тем главным, что привело к успеху, и мы не вправе утаивать их от других отцов и матерей. Иначе развитием способностей своих ребятишек будут заниматься по-прежнему лишь некоторые родители, те, кто подозревает наличие у своих детей некоторых природных задатков. И родителям вообще будет непонятно, зачем надо начинать развитие способностей как можно раньше ; а главное – что для развития способностей нужна другая методика общения с ребенком, в чем-то в корне отличная от привычного всем показа, рассказа, объяснения, повторения, то есть обучения.

Тогда и особенности развивающих игр, их непохожесть на обычные игрушки будут понятны и не только принесут родителям приятные минуты совместной с малышом творческой игры, но и послужат ключом для собственного творчества, для придумывания новых задач и даже новых игр. Да и родители увидят, насколько богаче можно сделать условия развития малыша в семье и как может вырасти плодотворность родительских усилий.

Что такое творческие способности?

Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело – задача, то более, то менее трудная. Но при всем их внешнем разнообразии, а иногда и несравнимости все дела можно разделить на две группы, если подойти к ним с одной меркой – старая это задача или новая.

Вот машинистка печатает на машинке или шофер ведет автобус по улице. При этом они решают свои профессиональные задачи. Как их решать, каждый из них хорошо знает. Сначала они учились, а потом напрактиковались за годы работы. Профессиональные задачи являются для них старыми, известными, а привычная работа называется исполнительской деятельностью. Обучаясь профессии, человек развивает свои исполнительские способности : внимание, память, умение копировать действия других, повторять увиденное или услышанное, умение довести профессиональный навык до автоматизма и т. п. Эти способности позволяют человеку поступать в какой-либо привычной деятельности по раз и навсегда установленному правилу или шаблону, подчас даже машинально. Недаром машинистки, например, печатая и даже не сбавляя при этом темпа работы, могут переговариваться между собой; шофер, продолжая вести автобус, объявляет остановки, делает по микрофону замечания пассажирам и даже может пошутить.

Но вот перед машинисткой положили рукопись – длинный текст, который надо расположить на одном листе наиболее экономно или каким-то необычным способом. Это непривычно, раньше ей не приходилось с этим сталкиваться: для нее это новая задача. Или у шофера, пришедшего утром в гараж, не запускается мотор. Неисправность может быть в системе и питания, и зажигания, и электропроводки, и в самых различных частях. Ни один учебник и инструктор не могут предусмотреть все возможные поломки и неисправности и научить шофера, как это делается при обучении вождению машины. Значит, это тоже новая задача. Надо самому поразмыслить, найти ее решение. И хотя она не очень сложна, ее можно уже отнести к разряду творческих.

Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе или решения головоломки до изобретения новой машины или научного открытия. Но суть их одна: при их решении происходит акт творчества , находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т. д. – все то, что в совокупности и составляет творческие способности .

Творческая деятельность, являясь более сложной по своей сущности, доступна только человеку. А более простая – исполнительская – может быть переложена и на животных, и на машины, для нее и ума не так уж много требуется.

В жизни, конечно, все гораздо сложнее, отделить разные виды деятельности не всегда возможно, и чаще всего человеческая деятельность включает в себя и исполнительский, и творческий компоненты, но в разных пропорциях. Рабочий у конвейера почти лишен необходимости в творческой деятельности: он должен точно выполнять известные ему операции. А вот слесарь-наладчик автоматической линии или изобретатель почти постоянно ею заняты, и любая их деятельность «пропитана» творчеством, так как работа в большом количестве ставит им новые задачи, да и они сами находят их в жизни.

Кому нужны творческие способности?

И как ни покажется это на первый взгляд странным, более сложная, пока не каждому посильная и требующая часто настоящего подвижничества творческая деятельность привлекает к себе людей, и не только молодых. Видимо, эти большие трудности могут дать и большие радости, причем радости высшего, человеческого порядка – радость преодоления, радость открытия, радость творчества.

Возможно, что это и закономерно, и в высшей степени симптоматично: ведь мы живем в век не виданной еще в истории человечества научно-технической революции. Жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, освященных многовековыми традициями, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

Подвижности требует и современное производство, где буквально на глазах появляются новые профессии и на убыль идут те, где нужен тяжелый, однообразный, исполнительский труд. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую «изюминку» в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда.

Ускорение научно-технического прогресса будет зависеть от количества и качества творчески развитых умов, от их способности обеспечить быстрое развитие науки, техники и производства, от того, что теперь называют повышением интеллектуального потенциала народа.

И перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад и кто еще только должен родиться, вырастить не только сознательным членом нового общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

Получается, что все должны стать творцами? Да! Пусть одни – в меньшей мере, другие – в большей, но обязательно все. Откуда же взять столько талантливых и способных? Природа, все знают, не щедра на таланты. Они, как алмазы, встречаются редко…

Автор книги, педагог-новатор, педагогические взгляды которого широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом, рассказывает об опыте применения и использования специальных игр, позволяющих успешно развивать творческие способности ребёнка.

Книга содержит описание игр, являющихся своеобразной «умственной гимнастикой», методику их проведения и советы по изготовлению. Настоящее издание дополнено новыми играми.

2-е издание вышло в 1985 году под названием «Развивающие игры».

Для воспитателей детских садов, учителей начальной школы, родителей.

О чем эта книга
Немного теории
Что такое творческие способности?
Кому нужны творческие способности?
Щедра ли природа на таланты?
Не упустите самое благоприятное время
Как надо развивать творческие способности
Что такое развивающие игры
Вы покупаете игру или игрушку. Для чего?
Социальный заказ на… детские игрушки. .
Требуются игры нового типа!
Сущность и особенность развивающих игр
Приглашаем папу и маму к творчеству
Как играть с детьми
Радоваться успехам, но не захваливать
Ни пресыщения, ни принуждения!
Самостоятельно - без подсказки! А как быть с ошибками?
Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок
С какой игры начинать?
По воле «волн»
Метод «ледокола», или шаг назад - два шага вперед
С помощью сказки и без нее
Непринужденная обстановка
Когда игры себя исчерпают?
Правила игры
Описание развивающих игр
Сложи узор (СУ)
Рамки и вкладыши Монтессори (М)
Уникуб (У)
Обезьянка
План и карта
Сложи квадрат (СК)
Внимание (В, ВУ)
Внимание - угадайка (ВУ)
Таблица сотни
Точечки (Т)
Часы (Ч)
Термометр
Кирпичики (К)
Кубики для всех (KB)
КБ САМ (Конструкторское Бюро Самостоятельного Активного Мышления)
Дроби (Д)
Таблица Пифагора
Узелки
Заключение

Эта книга об играх, но играх необычных. Их нельзя еще купить в магазине, а надо сделать самим. Их нельзя, как игрушку, просто дать ребенку и сказать: «Играй!» - игра может не пойти. Их нельзя показывать ребенку все сразу, а только по одной; и следующую, может быть, не раньше, чем через неделю или через месяц, а некоторые даже через год.


У них необычайно широк диапазон задач как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими может и дошкольник, и ученик, и взрослый студент.

Из них можно сделать тест на проверку сообразительности и конструкторских способностей или на развитие математического мышления.

В них можно играть и одному, и вдвоем, и всей семьей, и компанией, и целой группой в детском саду или классом в начальной школе, и даже провести олимпиаду на первенство, как в шахматы или шашки.

Их можно назвать спортивным комплексом, но … для ума, для развития способностей ребенка. Таких комплексов еще не выпускают. Они, видимо, появятся только в XXI веке.

А пока, к сожалению, современное обучение развивает в детях только одну сторону - исполнительские способности, а более сложная и важная сторона - творческие способности человека отдаются воле случая и у большинства остаются на плачевном уровне. Это наша слабость и наша беда, особенно теперь, когда спасительная гласность вскрыла массу проблем и требуется все больше могучих творческих умов, чтобы вести реальную перестройку и двинуть вперед науку, технику и особенно общественную жизнь.

В принципе, каждого здорового ребенка можно сделать и творчески развитым, но незнание и традиции этого не позволяют. Творческие умы пока большая редкость. Опыт жизни здесь обогнал науку и предлагает уже первую практическую книгу этого плана. Кто не боится дела - пробуйте!

Написанная еще в 1973 году, книга эта долго не появлялась на свет, и даже брошюра «Ступеньки творчества» (М.: Знание, 1976. - №1) не открыла ей дорогу. Впервые она вышла на немецком языке в Кельне (ФРГ) в 1980 году, а через год в Москве в издательстве «Педагогика».

Игры были хорошо приняты родителями и семейными клубами, но тираж был небольшим, и даже после второго издания (1985 г.) книг не хватало. Поэтому книгу переписывали, составляли конспекты и слали массу писем с просьбой об издании ее большим тиражом.

За рубежом популярность книги тоже росла быстро. В 1986 году она вышла в Японии, переводится в США. В третьем издании книга выходит без сокращений, значительно дополненной: в ней восстановлена глава «Немного теории», дополнены другие главы; сложными заданиями обогатилась игра «Уникуб», вдвое увеличено число заданий к игре
«КБ САМ», включены «Таблица сотни», «Таблица Пифагора», «Дроби», «План и карта», «Часы», «Термометр», «Узелки» - то, что можно скорее назвать не играми, а игровыми пособиями, создающими «развивающую среду» для ребенка. Эти дополнения намного расширяют возможности понимания «нетрадиционного воспитания», дают больше материала, но и налагают на родителей, естественно, больше забот творческого плана. Надо не только почувствовать, что дает каждая игра и каждое пособие, но и узнать интеллектуальные возможности своих малышей, чтобы выбрать и дозу, и особенно время, когда вводить игру или пособие, а затем наблюдать и, конечно, стимулировать творческие достижения своих ребятишек.

Книга рассчитана на работу с нею, т.е. на изготовление отдельных игр, иногда в нескольких экземплярах, поэтому пусть читатели простят автору и повторения, и, наоборот, разные подходы и решения в другой обстановке и с другими детьми.

Это неизбежно, если вы ищете лучшие варианты. И вот что важно понять с самого начала: развивающие игры - вовсе не какой-то эликсир талантливости, принимая который «через день по столовой ложке» можно достичь желаемых результатов. Они не могут заменить «грязных железок» и верстака с инструментами, не могут освободить от необходимости творческого подхода к любым жизненным ситуациям. Это только одно из средств развития способностей, и оно будет тем действеннее и полезнее, чем меньше будет противоречий между принципами, которые легли в основу этих игр, и принципами, на которых строится вся система общения с детьми в семье. Там, где малыша не торопятся отгородить от жизни и избавить от трудностей, где ему стараются дать простор для исследований и деятельности, там развивающие игры органично войдут в уклад семьи и смогут стать мощным стимулом развития творческих способностей ребенка.

Заключение

Книгу можно было бы продолжить описанием других наших развивающих пособий. Вот, например, кубики с буквами (48 штук), где буквы нарисованы с частотой встречаемости их в нашей речи. Тогда малыши могут составлять из них поезда-слова «мама», «папа», «Надя» и ехать на вокзал «Москва» или «Токио», и не подозревать о том, что они учатся писать и читать. Слов-то можно сложить из таких кубиков очень много, не то что из алфавита, где всех букв только по одной и даже «мама» нельзя собрать.

Можно добавить набор мешков (15-20 штук) из плотной палаточной ткани. Мешки - разные по величине, наполнены мелкой речной или морской галькой и весят от 1 до 20 кг. У каждого мешка две удобные, мягкие рукоятки с противоположных сторон, и мешок можно брать и одной рукой, и двумя, и одному, и вдвоем уложить на скамейку или поднять, как штангу, выше головы, ведь на мешке нарисована большая красивая цифра, и все видят, сколько килограммов поднимает «богатырь Петя». Кроме того, эти мешки - удивительно удобный строительный материал. Из них можно строить и стену, и баррикаду, и даже острова в Тихом океане, и так перепрыгивать с острова на остров, чтобы не свалиться в воду.

А если рядом с мешками набор строительных кирпичей 150-200 штук (из досок, размером 40x80x160 мм), то маленькие архитекторы и строители могут фантазировать, сколько угодно, и любую свою фантазию, любой проект тут же воплотить во дворец, в башню высотой до потолка или в космический корабль. Но, продолжая расширять набор развивающих игр и игрушек, нельзя забывать, что мы улучшаем этим действие всего лишь одного из факторов, развивающих творческие способности ребенка. А факторов этих довольно много.

И раннее включение в работу как можно большего числа разных врожденных рефлексов (хватательного, опорного, шагового, ползания и т.д.), и большая свобода для познания мира, когда ползунка не запирают в тесной кроватке или в манеже, а позволяют ему ползать по всей квартире, и спортивный комплекс в комнате, и раннее овладение чтением и письмом, и молоток и гвозди с 2-летнего возраста.

И, чтобы охватить и пустить в дело как можно больше этих факторов мало будет создать идеальную детскую комнату на ВДНХ, хотя бы в ней и был уставовлен лучший спортивный комплекс, собраны все развивающие игры и пособия и сделан рабочий уголок с тисками, инструментами, материалами для работы детей и взрослых.

В такой комнате родители смогут только увидеть, как мало они до сих пор заботились о развитии детей. Но, для того чтобы исправить свои промахи, нужно нечто более серьезное и - главное - глубокое знакомство родителей с методами нетрадиционного воспитания. А откуда они могут узнать о них?

Пока не было книг, родители просто шли в семью Никитиных за «опытом воспитания». Поток этот исчислялся сначала десятками, потом сотнями, а после выхода книги «Мы и наши дети» (1979 г.) перевалил за тысячу человек в год. И мы принимали всех сначала у себя, потом дома стало тесно, перешли в школу, а теперь в первое воскресенье месяца приезжают люди из разных городов в п. Балашиха Московской области, ул. Солнечная, 9 (и школа № 25), где творческое объединение «Созидание» создало консультационный «Центр Никитиных». Назрела необходимость создать «Центр народного опыта воспитания» и направить туда этот живой поток родителей, хотя, конечно, это дело Академии педагогических наук, если бы она следила за общественным пульсом.

Значит, нужны:

  • большой зал (на 500-600 мест) для лекций, бесед, диспутов, с кино- и видеоаппаратурой;
  • современная детская комната с ее идеальным оборудованием и возможностями получить консультацию по любым вопросам воспитания;
  • отдельная игровая комната для детей дошкольного возраста, тоже со спортивным комплексом, столами с развивающими играми и пособиями, где будут играть малыши, пока родители будут заняты;
  • рабочая комната (мастерская) с верстаками, инструментами и материалами для взрослых, где можно делать детали спорткомплекса, копии игр, пособий, рисунков-заданий, фотографировать, зарисовывать, записывать на магнитофон и т. п.;
  • библиотека по нетрадиционному воспитанию с рукописями и книгами новаторов не только на стендах, но и для чтения, конспектирования;
  • фотолаборатория и светокопировочная комната с множительной аппаратурой, чтобы обеспечивать посетителей необходимыми рукописями, конспектами, фотокопиями;
  • киоск, организованный на кооперативных началах, для обслуживания Центра и его посетителей.

Когда родится такой Центр, когда у него появятся средства, связь его с массами станет на деловую основу и родителям, придумавшим новую развивающую игру, не надо будет искать завод-изготовитель, ее сразу оценят по достоинству и в Центре, где, как мечтает автор, будет сначала организовано конструкторское бюро игрушек, а потом и опытный завод. Тогда дело развития творческой стороны интеллекта малышей получит размах, о котором он много лет мечтал.

Наталья Коновалова

В своей работе вот уже много лет использую развивающие игры Никитина Бориса Павловича педагога-новатора. Он известен не только в нашей стране, но и за рубежом. У него есть такая книга «Ступени творчества или развивающие игры » ,

в которой он рассказывает об использовании специальных игр, позволяющих развивать творческие способности детей . Сегодня я хочу познакомить вас с одной из его игр «Сложи узор» . Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все грани каждого кубика окрашены по-разному : белая, желтая, красная, синяя, жето-синяя, красно-белая. Это позволяет составлять из них громадное количество узоров. Узоры напоминают контуры различных предметов. В игре дети выполняют три вида заданий.

Первое – по узорам–заданиям складывают точно такие же узоры из кубиков. (В начале обучения накладываем кубики на узор с заданием, а затем, глядя на узор с заданием выкладываем узор на столе.)

Второе - глядя на кубики нарисовать узор, который они образуют.

Третье - придумать новые узоры.

В игру можно играть одному, а если сделать несколько комплектов игры , то можно организовать соревнования.

Игру можно усложнять следующим образом : если на карточке узор состоит из красно-белых граней, то можно предложить сделать такой же, но желто-синий узор и наоборот. Такие изменения дети воспринимают как узор нового типа.

Для того, чтобы научиться срисовывать узоры с кубиков детям надо научиться проводить прямые линии, рисовать квадраты цветными карандашами.

Когда мы научились все это делать, можно переходить к составлению новых узоров. Важно, чтобы он был красивый, симметричный, напоминающий своим видом какой-либо предмет.

В процессе этой игры решается множество задач : знакомство с цветом, формой, геометрическими фигурами, ориентировкой в пространстве, ориентировкой на листе бумаги, развитие творческих способностей , способность к анализу, синтезу, комбинированию, целеустремленность, мышление, видение целостного образа и так далее. Желаю вам успехов в развитии творчества у детей .




 
Статьи по теме:
Где найти мастера рун Witcher 3 руны
Побочные задания в дополнении «Каменные сердца» не так многочисленны, точнее, их совсем мало. Оно и понятно, водоворот событий при прохождении основного сюжета затягивает с головой, и отвлекаться от увлекательнейшего повествования совершенно не хочется. О
Прохождение castlevania lords of shadow 2
Прохождение Castlevania Lords of Shadow 2 Сначала обучение. Надо будет встать с трона и пройти в зал, где нажать все кнопки, находящиеся на дисплее слева. После появления солдат, продолжаем выполнять указания, просто бить их нет смысла. Есть некоторая пр
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке Подключаем sd
(4 оценок) Если на вашем устройстве недостаточный объем внутренней памяти, можно использовать SD-карту как внутреннее хранилище для вашего телефона Android. Данная функция, называемая Adoptable Storage, позволяет ОС Андроид форматировать внешний носител
Как повернуть колёса в GTA Online и многое другое в FAQ по GTA Online
Почему не подключается gta online?Всё просто, сервер времено выключен/неактивен или не работает. Зайди на другой.Как отключить онлайн игры в браузере. Как отключить запуск приложения Online Update Clinet в Connect manager? ... На сккоко я знаю когда ты ум