Александр лужин шахматист. Был ли Александр Иванович? Смешение игры с реальностью

Лужин, не ставший Александром Ивановичем

ГАЛЕРЕЯ

Роман МОРОЗОВ

Лужин, не ставший Александром Ивановичем

В предисловии к английскому изданию своего романа Набоков писал: “Из всех моих русских книг «Защита Лужина» содержит и излучает «наибольшую теплоту» - что может показаться странным, если исходить из распространённого мнения об исключительно абстрактном характере шахмат. В действительности Лужина полюбили даже те, кто совсем не разбирается в шахматах и (или) испытывает отвращение ко всем остальным моим книгам. Он неуклюж, неряшлив, некрасив - но, как очень скоро замечает моя нежная барышня (по-своему чудесная девушка), в нём есть что-то, что перевешивает и грубость его серой плоти, и бесплодность его тёмного гения”. Это так и есть. Александр Иванович Лужин, главный герой романа, образ очень сложный, а в то же время и очень обаятельный. Тайна интеллектуально-психологического романа связана прежде всего с этим образом.

Набоков назвал свой роман «Защита Лужина». Почему именно так? Здесь явно сделан акцент на слове “защита”, ибо для русской литературы характерно название по фамилии одного из персонажей. В романе Лужин разрабатывал шахматную защиту, которая позволила бы ему перехитрить противника. Однако, как мы знаем, она не сработала, потому что Туратти сыграл нестандартно. Но такое простое понимание слова “защита” ничего не проясняет. В романе имеется в виду, конечно, не шахматная “защита”, а “защита” психологическая: защита от грубого, пошлого, безнравственного окружения. Подобной защитой могут быть искусство, наука, спорт и т.д. У Лужина это шахматы. Так что Набоков не осуждает своего героя за его страсть к игре. В ней нет ничего безнравственного. Проблема Лужина в другом.

Многие критики отмечают наличие у Лужина некоего творческого дара. В доказательство приводятся многочисленные параллели между шахматами и музыкой, которые действительно имеют место в романе. При этом забывают, что сам Набоков видел в Лужине “бесплодность тёмного гения”. Лужин - способный средний шахматист. Он может иногда блестяще выиграть партию, творчески продумав великолепную комбинацию. И тем не менее он не гений. Он скорее Сальери, чем Моцарт, но Сальери добродушный, милый, чудаковатый. Для читателя он привлекателен не шахматными успехами, а необычным характером, оригинальностью.

“Бесплодность тёмного гения” не мешает в то же время Лужину быть страстно влюблённым в игру. По-настоящему Лужин любит только шахматы. Кроме них для него ничего не существует. А это уже патология, которая затем и переросла в психическую болезнь. В Лужине нет душевной широты, в отличие от его невесты, его не интересуют люди, у него примитивный взгляд на жизнь, несмотря на то, что по своим нравственным качествам он очень симпатичный персонаж.

“Лужина сама жизнь проглядела”, - обронил Набоков. Это правда. Конечно, только в том смысле, что Лужин не видит очарования жизни. Поэтому он проиграл, “выпал из игры”.

Лужин не в состоянии совместить в своём сознании два мира. Для него это непосильная задача: с одной стороны, игра, с другой - семейная жизнь обыкновенного человека, каким он, в сущности, и является. Нормальный, психически здоровый человек легко может совмещать множество интересов, увлечений, страстей в своей душе. Сам Набоков признавался, что в его сознании “живут” сразу несколько “реальностей”: искусство, любовь, энтомология, спорт, шахматы. Все они только способствовали физическому и душевному здоровью писателя. У Лужина же нездоровая психика, причины заболевания которой нужно искать в детстве (главная часть романа), когда его отец, глупый, недалёкий персонаж, решил во что бы то ни стало сделать из мальчика вундеркинда. С этой целью он называл сына только по фамилии, даже не задумываясь о том, что тем самым он способствует развитию замкнутости и угрюмости в мальчике.

После Лужиным стала называть его и невеста, весёлая, ироничная девушка. Шахматистов принято называть по фамилии, вот она, любя, и подсмеивается над ним.

“Более всего в шахматах меня притягивали именно ходы-ловушки, скрытые комбинации… <…> я не сомневаюсь в существовании незримых связей между некоторыми миражами моей прозы и одновременно блестящей и матовой тканью шахматных задач, сказочных загадок, каждая из которых - «плод тысячи и одной бессонной ночи»”, - утверждал писатель в одном из своих интервью. Так в чём же “сказочная загадка” романа «Защита Лужина»? Думается, что она в природе души Лужина, разгадать которую читателю не так-то просто. Самоубийство Лужина нелогично и не мотивированно. Спокойная семейная жизнь, шахматная известность, возможность развивать свои творческие способности - всё это больше похоже на счастье, а не на трагедию. Может быть, мы не знаем чего-нибудь важного о внутреннем мире Лужина или восприятие героя другими персонажами абсолютно не соответствует действительности? Это настоящая головоломка. Но в любом случае разгадать тайну самоубийства шахматиста - значит разобраться в душевной путанице Лужина, которая в романе не подлежит сомнению.

В шахматах Лужин нашёл выход в другой, более интересный и светлый мир. Игра - это его своеобразная защита от жестокого и холодного мира, который его окружает. Лужин вообще по характеру человек очень застенчивый и пугливый. Он боится всего того, что не входит в его мир, всего того, что связано с обычной, повседневной жизнью: “Птица прошумела в ветвях, и он испугался, быстро пошёл назад, прочь от реки”. В юмористическом ключе написаны многие эпизоды романа, связанные со странностями лужинского характера.

Защищая право своего героя на свой собственный внутренний мир, на свою собственную, недоступную для других реальность, Набоков в то же время показывает узкую и ограниченную жизнь шахматиста. Рациональное, интеллектуальное начало не просто доминирует в образе Лужина, оно практически полностью вытесняет начало чувственное, эмоциональное. Поэтому в романе можно встретить и авторскую иронию по отношению к Лужину, видящему в жизни лишь отражения его абстрактной шахматной реальности: “Он… думал о том, что этой липой… можно, ходом коня, взять вон тот телеграфный столб”.

Лужин мечется между желанием снова окунуться в мир шахматных сражений и невозможностью это сделать по двум причинам. Во-первых, потому, что Валентинов и всё, что с ним связано, вызывает у героя неприятные чувства и воспоминания. Лужин испытывает страх перед этим человеком, олицетворяющим для него все те злые силы, которые его преследуют в жизни. А во-вторых, потому, что он не хочет расставаться с той спокойной, размеренной жизнью, к которой привык. Лужин понимает, что любовь и игра в шахматы для него несовместимы, и если он опять начнёт играть, то тем самым разрушит своё семейное счастье. Конфликт неразрешим. С одной стороны, мир творческого шахматного воображения, без которого герой не может быть счастливым, а с другой стороны - действительность (реалистический образ Валентинова, семейная жизнь), которая не позволяет Лужину жить в мире воображения.

П еред героем возникает вопрос, что выбрать: шахматный мир или мир тихой семейной жизни? Беда Лужина в том, что оба этих мира и притягательны, и неприемлемы для него одновременно. Возможно, в этом скрывается мотив самоубийства, с точки зрения здравого смысла, разумеется, слабый. Для здорового человека это вообще не проблема, но только для здорового .

Мир шахмат притягателен тем, что в нём Лужин ощущает себя творческой личностью. Он испытывает радость игрока, придумывающего новые комбинации, хитрые манёвры и опасные ловушки. Неприемлемы же шахматы для него тем, что они не только отдаляют его от непосредственной жизни, но и причиняют вред здоровью Лужина.

Мир семейной жизни притягателен для шахматиста прежде всего спокойствием, которое обеспечивает Лужину невеста. Гроссмейстеру в этом мире хорошо, но и он оказывается неприемлем для него потому, что в этом мире Лужин лишён возможности заниматься шахматами.

Он так навсегда и остался для всех Лужиным , что и подчёркивает Набоков в последнем абзаце своей повести: “Но никакого Александра Ивановича не было”. Конечно, в первую очередь он не откликается на впервые прозвучавшее собственное имя потому, что выбросился из окна - покончил жизнь самоубийством. А вторая причина - он так и не стал Александром Ивановичем - обычным человеком, не обделённым житейскими радостями. Не смог им стать.

Противоречия, в которых запутался герой, и приводят его к трагической гибели. Лужин не смог обрести гармонию в своей душе. Жизнь поставила ему мат.

Герой романа В.В. Набокова «Защита Лужина» (1929). По мнению многих исследователей творчества Набокова, Александр Иванович Лужин представляет собой одного из очень немногочисленных набоковских героев, наделенного чертами реального человека. Роман представляет собой историю жизни Лужина, начиная с детских лет (поступление в Балашовское училище) и кончая его смертью. Лужин - внук забытого композитора и сын «весьма посредственного» детского писателя - с самого детства ощущает себя чужим в окружающем его мире («в первый же день он почувствовал вокруг себя такую ненависть, такое глумливое любопытство…»). Ощущение просвета наступает вдруг, когда он первый раз видит шахматы - с этого момента начинается «отключение» Лужина от реального мира, он уходит в мир шахматной игры, где чувствует себя виртуозом, творцом, властителем. Через некоторое время у Лужина, восходящей шахматной звезды, появился «нечто среднее между воспитателем и антрепренером» Валентинов (которого Лужин интересовал лишь как феномен - «явление странное, несколько уродливое, но обаятельное, как кривые ноги таксы»). Однако годы «вундеркиндства» прошли, и Лужин, живя лишь в шахматном мире, уже покинутый Валентиновым, начинает проигрывать турниры. У него появляется «свой» соперник-враг Турати, возникает поглощающая все его мысли идея шахматного реванша. В это же время Лужин встречает свою будущую жену. Далее в жизни Лужина наступает перелом. Он играет решающую партию с Турати, во время которой с ним случается удар. После этого случая Лужин женится и перестает играть. Некоторое время все идет нормально. Но шахматный мир не оставляет Лужина в покое, вновь появляется Валентинов, пытающийся завлечь «шахматного» Лужина в мир кинематографа. Лужин чувствует себя в ловушке и, решив «выйти из игры», кончает самоубийством.
Образ Лужина не имеет конкретного прототипа, это собирательный герой, сопоставимый с несколькими реальными лицами. По своему внешнему облику мешковатого, неуклюжего человека он сходен с гроссмейстером Акибой Рубинштейном. Некоторые житейские перипетии юного Л. напоминают юность самого Набокова - он учился в привилегированном Тенишевском училище (Лужин - в Балашовском). Практически все исследователи этого образа считают, что основным прототипом Лужина послужил чемпион мира тех лет, знаменитый гроссмейстер Алехин. Однако ни во внешнем облике, ни в образе жизни неуклюжий и замкнутый Лужин ничего общего с ним не имеет (Алехин - аристократ с отличным телосложением и римским профилем, с великолепными манерами, очень общительный). Набоков, создавая образ Лужина, «позаимствовал» для него у Алехина саму манеру шахматной игры (за которой несколько раз пристально наблюдал, присутствуя на турнирах). «Прозрачность и легкость лужинской мысли» соответствует алехинской игре. Она «расходится словно веером, который будет сложен лишь в момент последнего удара» (Зноско-Боровский).
Лужин обычно рассматривают как тип героя, которому враждебно все окружающее его - и быт, и люди, и обстоятельства. Герой уходит в «космос искусства», где преображается, становясь творцом, гением. В этом мире исчезает его неуклюжесть и беспомощность, напротив - жизнь становится «стройна, отчетлива и богата приключениями». В этой связи проводится аналогия, например, с джойсовским Стивеном Дедалусом из «Портрета художника в молодости» - та же неприкаянность в колледже, то же ощущение избранности и тайный порыв к свободе от среды (Н.Анастасьев). Отрыв Лужина от шахмат, погружение в среду посредственных людей - родителей жены, их знакомых - приводит к гибели Лужина как творческой личности и к его физическому самоуничтожению.
Фамилия Лужин встречалась у Набокова и до создания романа. В рассказе «Случайность» (1924) действует герой - Алексей Львович Лужин, официант в ресторане германского экспресса, одинокий отчаявшийся наркоман, который бросается под паровоз, не подозревая, что его жена, выбравшаяся из России, едет в том же поезде, чтобы спасти его. Видимо, сама фамилия героя и в рассказе, и в романе несет на себе значимую нагрузку - лужа, по ассоциации с поговоркой «сесть в лужу».
Лужин из «Защиты Лужина» попадает в разряд «фаустовских» героев. У него есть и свой «Мефистофель» - Валентинов, любезно введший его в мир больших шахмат, а заодно окончательно отрезавший какую-либо возможность для Лужина нормальной связи с человеческим миром. И мир шахмат для Лужина играет двойную роль. С одной стороны, это мир творчества ума, мир, для Лужина аналогичный миру музыки (во время партий он «слышит» музыкальные ноты, мелодии, даже «музыкальную бурю», «фуриозо»). Но с другой - Лужина влекла в этот мир возможность «властвовать». Перед самым ударом, во время партии с Турати, Лужин вдруг «увидел что-то нестерпимо страшное, он понял ужас шахматных бездн, в которые погружался». Набоков замечал, что в случае с Лужиным он строил сюжет как «настоящую шахматную атаку, разрушающую до основания душевное здоровье моего бедного героя». Трагедия Лужина из романтического противостояния гения и толпы перерастает в метафизическую трагедию человека, дошедшего до вершины своего творчества и столкнувшегося на этой вершине с чем-то, что хочет погубить его.
Шанс выйти из «шахматных бездн» пытается дать Лужина его жена (в романе она только так и называется - Лужина или жена Лужина). Спасение видится ей в одном - в отказе от страсти к шахматам, в возвращении к «нормальной» жизни. Но шахматы все же достают Лужин - он еще пытается сопротивляться, пытается найти какую-нибудь «защиту», но вновь откуда-то выныривает «скользкий, отвратительно ерзающий» Валентинов с его «немецким «до-свиданья»». Он тянет Лужина в мир еще более призрачный, виртуальный - в мир кино, напоминает о якобы имевшей место сделке: «свои - сочтемся». И Л. понимает, что проиграл, что его опять затягивают в игру, ставят «мат в три хода». Но и самоубийство Лужина - проигрыш, он падает в «бездну, которая распадалась на бледные и темные квадраты» и видит, «какая именно вечность угодливо и неумолимо раскинулась перед ним». Набоков заметил: «Приглядевшись к завершающей сцене романа, я неожиданно обнаружил, что книга не окончена». Тему взаимоотношения героя и его дара писатель продолжил в романе «Дар» (1938). Здесь Лужин возродился в образе Годунова-Чердынцева. Как «запутавшийся герой» Лужин открывает линию таких набоковских образов, как Цинциннат и Гумберт.

Лужин - Набоковский шахматист.

Роман В. Набокова «Защита Лужина», краткое содержание которого мы представляем вашему вниманию, увидел свет в 1930 году. По мнению многих критиков, это произведение вывело автора в авангард русского литературного сообщества, творившего в условиях эмиграции.

В ярких, но несколько мрачных красках Набоков описывает жизненные перипетии талантливого шахматиста, для которого окружающий мир стал зеркальным отражением шахматной партии.

Прощание с детством

Каждое лето маленький Саша Лужин проводит с родителями на даче, а по осени семья возвращается в Санкт-Петербург, в свою городскую квартиру. В этот год в жизни мальчика, до сих пор находившегося на попечении гувернантки-француженки, должны произойти неожиданные перемены: отец объявил Саше, что ему предстоит пойти в школу. Это известие пугает тихого домашнего мальчика. Его воображение рисует ужасы будущего ежедневного общения со сверстниками. Так начинается повествование о судьбе будущего гения в книге, на обложке которой выведена лаконичная надпись: "В. Набоков. «Защита Лужина»". Краткое содержание первых нескольких глав рассказывает о детских переживаниях юного героя.

Когда семейство Лужиных по окончании дачного сезона, собрав необходимые вещи, готовится к отправке в город, Саша прямо с железнодорожной станции убегает в лес. Заморосивший дождик гонит маленького упрямца к деревенскому дому. Мальчик прячется на чердаке в надежде, что его там никто не найдет. Среди обычного чердачного хлама Саша замечает старую шахматную доску, еще не подозревая, какую роль сыграет этот предмет в его дальнейшей жизни. Вскоре взрослые обнаруживают беглеца, и чернобородый мельник на руках относит мальчика в дорожную повозку. Расставанием с детскими иллюзиями можно было бы назвать эту часть романа «Защита Лужина». Краткое содержание по главам всего произведения знакомит читателя с чувствами ранимого подростка, сосредоточенного юноши и взрослого мужчины.

Школьные обиды и родительское непонимание

Отношения с одноклассниками, чего и опасался Саша, у него не складываются. Сначала мальчишки дразнят его Антошей по имени персонажа одного из рассказов Лужина-старшего, занимавшегося написанием детских книжек. Колкие шутки в свой адрес Саша предпочитает не замечать, замыкается в себе. Вскоре все о нем забывают, смотрят как на пустое место.

Если бы нам пришлось писать небольшое эссе на тему: «В. Набоков: «Защита Лужина», краткое содержание, анализ произведения и характеристика главного героя», то можно было бы с уверенностью сказать: замкнутость и нелюдимость подростка явились той самой защитой от посягательств социума на его внутренний мир. В справедливости этого утверждения несложно убедиться, продолжив чтение романа.

Отец, через месяц посетивший гимназию, чтобы узнать об успехах сына, слышит от преподавателя, что мальчик, хоть и не без способностей, но слишком вял и безынициативен. Успехов в изучении школьных предметов Саша не проявлял, в разговорах с родителями на тему учебы предпочитал отмалчиваться, иногда у него случались вспышки немотивированного гнева. Отец начинает подозревать, что единственный сын болен какой-то душевной болезнью, но всё же надеется, что мальчика ждет великое будущее.

Знакомство с миром шахмат

В годовщину смерти деда Саши по материнской линии в доме Лужиных организовывается музыкальный вечер, поскольку почивший старик считался неплохим композитором. Один из приглашенных музыкантов, с которым Саша случайно столкнулся в отцовском кабинете, в коротком разговоре восторженно отзывается о шахматной игре, называя ее «увлечением Богов». Известно, что искусством составления шахматных этюдов увлекался и сам Владимир Набоков. «Защита Лужина» - краткое содержание его воззрений по поводу этой древнейшей игры, ее влияния на человеческие судьбы.

На следующий день, когда мать мальчика затевает ссору с отцом, подозревая мужа в измене, Саша вновь уединяется в кабинете. Здесь же оказывается троюродная кузина матери, гостящая в доме Лужиных. Именно эта женщина стала причиной скандала между родителями. Мальчик просит тетку научить его игре в шахматы. Девушка отнекивается под предлогом, что обучение может занять слишком много времени. Мальчик настаивает на своем, и тетка со вздохом показывает, как нужно расставлять фигуры, объясняет правила их передвижения по шахматной доске. На первый взгляд события в романе «Защита Лужина», краткое содержание которого мы пытаемся передать, развиваются неспешно и вполне обыденно.

Юношеский протест

В один из дней Саша наблюдает за игрой в шахматы своих одноклассников. Неожиданно для себя мальчик обнаруживает, что, не умея играть, понимает в этом магическом действе гораздо больше, чем его сверстники. В этот момент в его голове зреет план, к осуществлению задуманного Саша приступает на следующее утро. В сюжете романа «Защита Лужина», краткое содержание которого не может вместить многих важных деталей, наступает один из кульминационных моментов.

Делая вид, что отправляется в школу, мальчик перестает посещать занятия, проводя дни напролет в доме троюродной тетки. Молодая женщина дает ему первые уроки шахматной игры. Затем обучением Саши начинает заниматься старик, который часто бывает в гостях у тетушки. О школьных прогулах вскоре становится известно родителям, в доме вновь вспыхивают скандалы. Но Сашу это уже не тревожит, он с упоением изучает журналы, разыгрывая по ним шахматные партии.

Первые потери и начало шахматной карьеры

Через неделю юный Лужин узнает о смерти старика, у которого он брал уроки игры. Это известие тяжелым бременем ложится на неокрепшую психику мальчика. Родители вынуждены увезти Сашу за границу, чтобы обеспечить лечение затянувшегося нервного срыва.

Через какое-то время мать возвращается в Россию, Саша остается с отцом. Лужин-старший часто появляется в обществе с молодой дамой, в которой мальчик узнает свою троюродную тетку. Вскоре из Петербурга приходит телеграмма, извещающая о смерти матери Саши.

Отец, проникнувшись увлечением сына шахматами, позволяет ему участвовать в различных турнирах. Подрастающий юноша одерживает одну победу за другой, это занятие начинает приносить не только славу, но и деньги. Организацией шахматных поединков и сеансов одновременной игры занимается специально привлеченный человек - господин Валентинов.

Жизнь в эмиграции и женитьба

Первая мировая война и Октябрьская революция вынуждают семейство Лужиных окончательно обосноваться за границей, они поселяются в Берлине. В 1928 году Лужин-старший вспоминает о своей давней идее написать книгу о талантливом молодом человеке, рано ушедшем из жизни. Детали произведения тщательно продуманы, но что-то мешает осуществить этот замысел. Вскоре выясняется, что и самому несостоявшемуся автору жить осталось недолго: в результате сильной простуды у него развивается болезнь легких, повлекшая скоропостижную смерть.

Молодой Лужин, превратившись в угрюмого человека с отяжелевшей сгорбленной фигурой, продолжает свою шахматную карьеру. Все его партии завершаются неизменной победой, в ближайшем будущем он надеется завоевать чемпионский титул. Во время подготовки к одному из важнейших турниров Александр знакомится с русской девушкой из эмигрантской семьи. Молодая женщина считает Лужина настоящим гением и вскоре, несмотря на протесты родителей, выходит за него замуж.

Смешение игры с реальностью

Непобедимому шахматисту удается оставить далеко позади всех соперников. Но этот турнир должен стать решающим в споре с давним оппонентом - гроссмейстером из Италии по фамилии Турати. Многочасовой поединок прерывается, так и не выявив победителя, позиция на шахматной доске предвещает ничейный результат.

Эта тяжелейшая игра вконец изматывает силы Лужина, что приводит к очередному нервному срыву и длительной болезни. По рекомендации доктора жена стремится стереть из памяти Александра все воспоминания о шахматах, старается, чтобы никакие атрибуты игры не попадались ему на глаза. Но в воспаленном мозгу шахматиста эпизоды реальной жизни прочно сплетаются с шахматными этюдами.

Валентинов, о котором ничего не было слышно последние несколько лет, напоминает о себе телефонным звонком, просит о встрече с Лужиным. Жена, ссылаясь на болезнь Александра, отказывает Валентинову в его просьбе. В ближайших планах супругов - переезд в другой город, а перед этим посещение могилы отца. Здесь мы начинаем догадываться, почему именно такое название дал своему произведению Набоков - «Защита Лужина». Краткое содержание по главам этого романа приближает нас к развязке сюжета.

Все помыслы шахматного гения заняты разбором незавершенной партии. В его воображении шахматные фигуры принимают образы людей, с которыми он когда-либо встречался, а игровые ходы ассоциируются с поступками окружающих или своими собственными действиями. В голове Лужина выстраиваются планы непробиваемой защиты от нападения противника. Шахматист уверен, что только неожиданный, пусть даже нелепый ход, способен поломать тактику соперника. В то же время шахматная стратегия переносится и на события реального мира.

Мучительные поиски верного хода

В один из дней, выйдя в город в сопровождении жены и тещи, Лужин покидает их под предлогом необходимости посещения дантиста. Он бродит по улицам, заходит в различные заведения, словно запутывает следы. Он понимает, что во всех этих действиях нет ничего нового, каждый его ход известен шахматному противнику, поэтому победы добиться не удастся. Защита Лужина - краткое содержание жизненной стратегии, которую человек с расстроенной психикой ассоциирует с игрой в шахматы.

Подойдя к своему дому, Лужин встречает у подъезда давнего знакомого Валентинова. Тот усаживает мужчину в автомобиль и отвозит на киностудию, где теперь работает. Валентинов пытается уговорить Лужина сняться в художественном фильме с участием настоящих шахматистов. Александр чувствует, что съемки - лишь предлог, чтобы затянуть его в проигрышную партию, заставить сделать неверный ход.

Гениальное решение сложной многоходовки

Лужин приезжает домой, с трудом поднимается на верхний этаж. Он начинает быстро шагать по комнатам квартиры, несмотря на просьбы плачущей супруги остановиться и объяснить суть происходящего. Наконец, Лужин заканчивает свой марафон, выкладывает на тумбочку содержимое карманов и целует руки своей жены. «Единственный верный ход найден! Нужно просто покинуть игру, выпасть из неё!» - такая мысль озаряет воспаленное воображение шахматного гения.

На этот вечер в дом приглашены гости. Раздается первый звонок в дверь, горничная бежит открывать, жена идет приветствовать пришедшего. Воспользовавшись моментом, Лужин запирается в ванной комнате. По полкам стоящего здесь комода Александр взбирается на подоконник высокого окна. Свесив ноги на улицу, он полной грудью вдыхает морозный воздух. Дверь содрогается под натиском людей, явственно слышен обеспокоенный голос жены. Но шахматисту нет до этого никакого дела. Он приготовился сделать последний ход, ведущий к победе и неограниченной свободе. Через минуту дверь в ванную всё же выбили, но спасать уже было некого.

Так заканчивается последняя глава романа, сюжет которого вмещает описание целой жизни, а заглавие не отличается особой витиеватостью (но так решил автор - В. Набоков) - «Защита Лужина». Отзывы об этом произведении можно обобщить и выразить всего одной фразой: бремя гениальности способен выдержать далеко не каждый. Но это не вина, а беда людей, наделенных исключительными талантами. Не так ли?

ТАЙНА УХОДА ШАХМАТИСТА ЛУЖИНА

Комбинации как мелодии. Я, понимаете ли, слышу ходы.
Сирин. «Защита Лужина»

Пожалуй, не совсем справедливо рассматривать последние строки романа «Защита Лужина» (1930) как акт преднамеренного самоубийства героя, а именно – его падение с высокого этажа, когда «вся бездна распадалась на бледные и темные квадраты». И дело не только в том, что Александр Иванович Лужин – персонаж, персона среди иных призрачных целлулоидных фигур набоковского шахматного поля, над которым властвует молния художника, то озаряющая, то карающая от имени других участников драмы, - равнодушных родителей, шахматиста Турати (чье имя символизирует шахматную фигуру – туру, башню, которая сродни римским башням для осады крепостей), изобретшего коварное орудие против Защиты Лужина, выкрутасов «дуры-истории» и циничного антрепренера Валентинова, уподобленного черту.
И лишь одна женская душа, вопреки здравому смыслу, пыталась вернуть к «нормальной» жизни этого нелепого и преждевременно одряхлевшего человека.
Казалось, всем фактом своего существования, детством и молодостью, Лужин был подготовлен к некому побегу, и по сути был эскапистом. Автор, определив его в прогрессивное либеральное училище, наминавшее его собственное Тенишевское, подчеркнул отъединенность от мира игр подростков и их грубоватых отношений, когда тот, прячась на перемене под аркой, на поленнице дров и не покидая обитель изгнания, представлял себя и окружающих объектами оптической метаморфозы.
Несомненно, некая античная трагедия – в данном случае поруганной чести его матери, и его собственной, подспудно формировала его отношение к миру. Отец, успешный детский писатель-резонер, завел роман с троюродной сестрой матери, теткой Лужина, случайно научившей его играть в шахматы, мир которых потряс юного молчуна и поделил пространство на скучную явь и блистательную шахматную реальность.
В самой фамилии Лужин - зеркальце воды, незаконная исчезающая на асфальте лужица, и некий намек на затаенное, «масонское» «лужа», то есть ложа, и слово лужение – покрытие сосуда тонкой серебристой или оловянной краской. И наверное – созвучие Луге и вымышленному Лешино, родовым гнездам Набоковых.
Столь же неожиданно «исчез, растворился» герой набоковского рассказа «Василий Шишков» (1939), оставив после себя лишь тетрадку гениальных стихов о России и тоску по несбывшемуся возвращению:
Пора, мы уходим – еще молодые,
со списком еще не приснившихся слов,
с последним, чуть зримым дыханьем России
на фосфорных рифмах последних стихов.
Конечно, Лужин мало похож на «российских мальчиков» Достоевского, которые совершали переход советской границы, как Мартын в романе Набокова «Подвиг» (1932), обреченный на гибель. Можно продолжать спор, насколько шахматист «русский» (бесконечная претензия к самому Набокову). Сам роман, который, по выражениию Бунина, убил всех «стариков»-литераторов, в том числе и его, явился фактом возрождения из пепла великой русской литературы и открытием новых художественных рубежей.
Лужин – дважды изгнанник, покинувший не по своей воле Россию, и чуждый миру материи, куда он не может окончательно возвратиться после «высокой болезни» среди близких ему деревянных либо костяных фигур.
Грань между явью и безумием гения столь тонка, что в стихотворении Сирина «Шахматный конь» одряхлевший гроссмейстер сходит с ума, и в палате, чей пол поделен на черно-белые квадраты,
до последнего часа -
в бредовых комбинациях, ночью и днем
прыгал маэстро, старик седовласый,
белым конем.
Набоков избавил Лужина от столь унизительного сумасшествия-поражения («Не дай мне Бог сойти с ума!», - А.С.Пушкин), даровав «вольную» своему персонажу: «в тот миг, что Лужин разжал руки, в том миг, что хлынул в рот стремительный ледяной воздух, он увидел, какая именно вечность угодливо и неумолимо раскинулась перед ним».
В какое измерение перешел Александр Иванович Лужин, либо тот, кто скрывался под этим земным именем – неведомо. Стал ли он Одиноким Королем, воссоединившись со своей сутью, как и сам Мастер, изобретший его и вложивший в детище столь странную душу, волнующую читателя и поныне?
От шахматного гения Лужина, прототипом которого могли стать не только шахматисты, но и другие заложники своей абстрактной и не востребованной до конца гениальности, до нас не дошло почти ничего, кроме нескольких блокнотов с шахматными знаками и строк стихотворения, написанного в предчувствии близкого полета, своего рода предсмертной записке о чаемом зигзаге в потусторонность.
Теперь он - в мире музыки и вечной любви, которой было столь мало в его «реальной» жизни.
Александр Иванович ЛУЖИН

ХОД КОНЁМ

На берегу, среди фигур,
он прячется, тая угрозу -
застывший демон между тур,
и переводит сон на прозу.

Но вдруг слетает тишина
крылами белыми, тугими -
тогда является жена,
и заслоняет это имя.

Упрямый гностик - Валентин -
опять в пролёт меня толкает
меж пешек угнетённых спин,
где дьявол пустоту лакает.

Уйдём от мира - в небеса,
пусть думают, что мы повисли -
как их угрюмые глаза,
что над ладьёй моей нависли.

Я уплываю - на коне, -
не обманула б невесомость
в том многоклеточном окне,
что растворяется в бездонность!

Публикация А.О.Филимонова

Рецензии

Что за фигуры мерцают - ферзь или сам Лужин?
Владимир Набоков в романе "Защита Лужина" дает практически физическое ощущение чудовищной тяжести поиска смысла жизни, как это ни банально звучит. Лужин ищет этот смысл в шахматной игре. Он ищет гармонию там, где она, действительно, есть. Сама же жизнь для него, на мой взгляд, представляется набором каких-то практически бессмысленных действий. Он и женился как-то неожиданно и вроде бы против своей воли. Словно бы понарошку.
Когда он не играет в шахматы, он теряет смысловую нить сопричастности к реальному миру. Очень опасное состояние.
И закономерный финал:
«Дверь выбили. «Александр Иванович, Александр Иванович!» - заревело несколько голосов. Но никакого Александра Ивановича не было».
…Только в самом углу шахматной доски, забытой кем-то впопыхах на столе, белела неясно какая-то крупная фигура, опрокинутая навзничь. Ферзь? Или…

Видимо, таковой и была отчасти мерцающая реальность для самого Набокова - то или иное выступало в детстве подменой реальности, с которой он так и не примирился. "Защита Лужина" единственный роман, где действие происходит в России.
Возможно, это отголоски семейной драмы - "уход" отца...

Британо-фарнцузская драма от голландского режиссера Марлен Горрис (Marleen Gorris) по мотивам одноименного романа Владимира Набокова . Главные роли в фильме «Защита Лужина » / The Luzhin Defence сыграли Джон Туртурро / John Turturro и Эмили Уотсон / Emily Watson.

Сюжет фильма Защита Лужина / The Luzhin Defence

Детство маленького Саши Лужина (Александр Хантинг / Alexander Hunting), хотя и воспитавшегося в богатой семье, было совсем не безоблачным. Спасением для него стали шахматы, которыми он увлекся в раннем возрасте. К началу 1920-х годов талантливый шахматист Александр Иванович Лужин (Джон Туртурро ), эмигрировавший во время революции из России в Европу, стал известным гроссмейстером, претендентом на мировую шахматную корону. Шахматы для него - смысл жизни, он полностью концентрируется на игре, а в жизни ведет себя довольно эксцентрично. Умственное напряжение во время игры обходится ему дорого, он теряет силы и чувствует себя измученным. Но его ждет очень важное событие - международный турнир в небольшом североитальянском городе.

Перед началом турнира он знакомится с молодой аристократкой Натальей Катковой (Эмили Уотсон ), остановившейся в том же отеле вместе с матерью Верой (Джеральдин Джеймс / Geraldine James). Лужин влюбляется в нее с первого взгляда. Девушке известный шахматист кажется незаурядной личностью, и она с удовольствием проводит с ним время, несмотря на протесты своей матери.

Лужину предстоит сразиться за титул чемпиона с итальянским гроссмейстером Сальваторе Турати (Фабио Сартор / Fabio Sartor). Незадолго до матча к итальянцу обращается русский, назвавшийся Львом Валентиновым (Стюарт Уилсон / Stuart Wilson). Он заявляет, что до революции был наставником Лужина. По словам Валентинова, Лужин не справляется с давлением и стрессом, и если создать для него некомфортную обстановку, шансы Сальваторе на победу существенно возрастут.

Турнир для Лужина начинается неудачно. Его смущает присутствие бывшего друга и наставника. Однако по мере того, как его отношения с Натальей развиваются, он становится сильнее. Любовь дает ему силы, и он начинает выигрывать. Проведя ночь в номере Лужина, Наталья объявляет родителям, что выйдет замуж за шахматиста. Лужин выходит в финал, где его ждет судьбоносная встреча с Турати.

Матч идет напряженно, мастера ведут позиционную борьбу. Не справляясь с темпом, Лужин заводит игру в тупик. В перерыве сообщник Валентинова спаивает Лужина, отвозит его за город и оставляет там. Валентинов знает, что эта ситуация сильно подействует на Лужина, вызвав неприятные детские воспоминания. Он оказывается прав, и у Лужина происходит нервный срыв.

Его доставляют в больницу в состоянии сильного нервного истощения. Доктор предупреждает Наталью, что если ее жених не прекратит играть в шахматы, к которым он пристрастился, как к наркотику, это может закончиться очень плачевно. Наталья и Саша договариваются, что поженятся, как только он выйдет из больницы. Однако Валентинов жаждет, чтобы Лужин потерпел поражение. Он внушает бывшему подопечному мысль, что он должен во чтобы то ни стало закончить матч с Турати.

Интересные факты о фильме Защита Лужина / The Luzhin Defence

В основе романа Владимира Набокова «Защита Лужина » лежит биография его друга, немецкого гроссмейстера Курта фон Барделебена / Curt von Bardeleben, который в 1924 году покончил жизнь самоубийством, выпрыгнув из окна.

Съемки фильма «Защита Лужина » проходили в Европе. Сцены, в которых герои находились в Санкт-Петербурге , снимались в Будапеште , в том числе в Национальном музее, на Площади Героев и на Цепном мосте Сечени. Сцены шахматного чемпионата, который по сюжету проходил в Италии , снимали в Музее этнографии в Будапеште . Сцены в отеле снимались на территории Италии - в Бергамо и на озере Комо .

Создателей фильма «Защита Лужина » консультировал британский гроссмейстер Джонатан Спилман / Jonathan Speelman.

За роль в «Защите Лужина » Эмили Уотсон была номинирована на Британскую Независимую премию . Марлен Горрис получила приз фестиваля в Болгарии , Гран-при фестиваля в Лучоне и приз зрительских симпатий на фестивале в Садбери .

В мировом прокате «Защита Лужина » собрала почти 2 миллиона долларов.

  • Режиссер «Защиты Лужина» / The Luzhin Defence : Марлен Горрис.
  • Сценаристы «Защиты Лужина» / The Luzhin Defence : Питер Берри, Владимир Набоков.
  • В ролях : Джон Туртурро , Эмили Уотсон, Джеральдин Джеймс, Стюарт Уилсон.


 
Статьи по теме:
Где найти мастера рун Witcher 3 руны
Побочные задания в дополнении «Каменные сердца» не так многочисленны, точнее, их совсем мало. Оно и понятно, водоворот событий при прохождении основного сюжета затягивает с головой, и отвлекаться от увлекательнейшего повествования совершенно не хочется. О
Прохождение castlevania lords of shadow 2
Прохождение Castlevania Lords of Shadow 2 Сначала обучение. Надо будет встать с трона и пройти в зал, где нажать все кнопки, находящиеся на дисплее слева. После появления солдат, продолжаем выполнять указания, просто бить их нет смысла. Есть некоторая пр
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке Подключаем sd
(4 оценок) Если на вашем устройстве недостаточный объем внутренней памяти, можно использовать SD-карту как внутреннее хранилище для вашего телефона Android. Данная функция, называемая Adoptable Storage, позволяет ОС Андроид форматировать внешний носител
Как повернуть колёса в GTA Online и многое другое в FAQ по GTA Online
Почему не подключается gta online?Всё просто, сервер времено выключен/неактивен или не работает. Зайди на другой.Как отключить онлайн игры в браузере. Как отключить запуск приложения Online Update Clinet в Connect manager? ... На сккоко я знаю когда ты ум