Бьют ли шашки назад. Как играть в шашки? Правила игры в шашки. Учимся играть в шашки: стратегия и секреты

Правила игры в Русские шашки

Цель игры - съесть все шашки противника или «запереть» их (т.е. лишить возможности хода)

Игра ведется только по тёмным полям. Шашечная доска располагается между партнерами таким образом, чтобы слева от играющего находилось тёмное угловое поле. В начальной позиции у каждой стороны по 12 шашек, которые занимают первые три ряда с каждой стороны

Шашки делятся на простые и дамки. В начальном положении все шашки простые. При достижении последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда, простая шашка превращается в дамку

Ходы делаются по очереди, передвижением своей шашки на незанятое поле. Пропуск хода не допускается. Первый ход всегда делает игрок, играющий белыми. Простая ходит только вперёд на одну клетку по диагонали. Дамка ходит по диагонали на любое поле, как вперёд, так и назад, причём через свои шашки она перескакивать не может

Если простая шашка находится рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту шашку на свободное поле, после этого, шашка соперника снимается с доски. Если при этом возникает возможность продолжить взятие других шашек соперника, то это взятие должно быть произведено. При бое через дамочное поле простая шашка превращается в дамку и продолжает бой по правилам дамки. За один ход шашку противника можно побить только один раз (правило турецкого удара). Согласно этому правилу, если при бое нескольких шашек противника шашка или дамка повторно выходит на уже побитую шашку, то ход останавливается. Побитые шашки противника снимаются только после завершения хода. Взятие шашки соперника является обязательным и производится как вперед, так и назад. При нескольких вариантах взятия, например, одну шашку или две, игрок выбирает вариант взятия по своему усмотрению.

Выигрыш

Ничья

  • если участник, имеющий три дамки (и более) против одной дамки противника, за 15 ходов не возьмёт дамку противника;
  • если в позиции, в которой оба участника имеют дамки, не изменилось соотношение сил (не было взятия, ни одна простая шашка не стала дамкой) на протяжении:
    • в 2-х и 3-х фигурных окончаниях – 5 ходов,
    • в 4-х и 5-и фигурных окончаниях – 30 ходов,
    • в 6-и и 7-и фигурных окончаниях – 60 ходов;
  • если участник, имея:
    • три простые,
    • три дамки,
    • две дамки и простую,
    • дамку и две простые,
  • если в течение 15 ходов участников делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия.

Правила игры в Поддавки (Обратные шашки)

Поддавки это шашки с обратной целью игры - потерять все свои шашки: заставить противника их «съесть» или «запереть».

Правила игры в Диагональные шашки

Правила аналогичны правилам игры в русские шашки, но начальная расстановка - иная (большая диагональ свободна, сверху и слева от неё все клетки заняты черными шашками, снизу и справа - белыми).

Правила игры в Международные шашки

Для игры используется доска 10×10 клеток. Шашки расставляются на чёрных полях первых четырёх горизонтальных рядов с каждой стороны. Играющий белыми ходит первый, далее ходы делаются поочередно. Шашки делятся на простые и дамки. В начальном положении все шашки простые.

Простая шашка ходит по диагонали вперёд на одну клетку. При достижении любого поля последней горизонтали, простая шашка превращается в дамку.

Дамка ходит по диагонали на любое свободное поле как вперёд, так и назад.

Взятие обязательно, если оно возможно. Шашки снимаются с доски лишь после того, как берущая шашка остановилась.

При взятии применяется правило турецкого удара - если при бое нескольких шашек противника шашка или дамка повторно выходит на уже побитую шашку, то ход останавливается (то есть, запрещается дважды брать одну и ту же шашку, при этом можно пересекать дважды одно и то же пустое поле).

Если есть несколько вариантов взятия, нужно выполнить тот из них, который снимает максимальное количество шашек соперника (независимо от их качества - и простая, и дамка считается одной шашкой). Если всё ещё вариантов несколько, можно выбрать любой из них. Если имеется выбор боя дамкой или простой, то можно брать любой из них, соблюдая и в этом случае правило взятия наибольшего количества шашек.

Если простая шашка в процессе взятия достигает дамочного поля и может бить дальше в роли простой шашки, то она этим ходом продолжает бой и остаётся простой. В противном случае она превращается в дамку и останавливается. Право боя по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

Выигрыш

Партия считается выигранной в следующих случаях:

  • если один из участников покинул партию или заявил о том, что сдаётся;
  • если шашки одного из участников заперты и он не может сделать очередной ход;
  • если у одного из соперников побиты все шашки.

Партия считается закончившейся вничью в следующих случаях:

Ничья

  • если один из участников предлагает ничью, а другой её принимает;
  • при невозможности выигрыша ни одного из соперников;
  • три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причём очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной;
  • участники в течение 25 ходов делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия;
  • если участник, имея:
    • три простые,
    • три дамки,
    • две дамки и простую,
    • дамку и две простые,
    против одной дамки противника, находящейся на большой дороге (главной диагонали доски), за 5 ходов не возьмет дамку противника;
  • на доске остаются пять дамок или четыре дамки и одна простая шашка против двух дамок, а сильнейшая сторона своим 50-м ходом не добьётся выигранной позиции.

Шашечная нотация

По нотации, принятой в международных шашках, все чёрные поля имеют номера (от 1 до 50). Нумерация доски начинается со стороны чёрных и идёт справа налево. Для записи хода простой шашки или дамки обозначают сначала поле, где шашка или дамка стояла, затем ставят тире и записывают поле, на которое она ставится (например: 8-12). При записи взятия (боя) вместо тире ставится двоеточие (например: 12:21, 47:24:35).

Правила игры в Английские шашки (Чекерс)

Правила игры в Английские шашки (Чекерс) очень похожи на правила игры в Русские шашки, но имеют некоторые отличия:

  • первым ходит игрок, играющий черными шашками
  • простая шашка не может бить назад;
  • дамка может ходить только на одно поле в любом направлении;
  • дамка может бить только через одно поле в любом направлении;
  • бить можно произвольное количество шашек.

Если простая шашка в процессе взятия шашек соперника достигает поля последней горизонтали и ей предоставляется возможность дальнейшего взятия по правилам боя дамкой, то она превращается в дамку, останавливаясь на поле последнего ряда. Право взятия по правилам дамки она приобретает лишь со следующего хода.

Выигрыш

Партия считается выигранной в следующих случаях:

  • если у одного из соперников побиты все шашки;
  • если шашки одного из участников заперты и он не может сделать очередной ход;
  • если один из участников заявил о том, что сдаётся.

Ничья

Партия считается закончившейся вничью в следующих случаях:

  • если один из участников предлагает ничью, а другой её принимает;
  • три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причём очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной;
  • в течение последних 40 ходов не произошло изменения сил, то есть никому из игроков не удалось провести хотя бы одну шашку в дамки, и не было удалено с доски хотя бы одной шашки или дамки.

Обращаем ваше внимание на то, что игра будет сохранена в историю, и за нее буду начислены очки только в том случае, если было выполнено 3 и более перехода хода (например, 2 хода белых и один черных для режима «Русские шашки»).

Панель режимов

Панель режимов позволяет выбрать текущий режим игры.

Верхняя панель кнопок

Ход назад , Ход вперед - позволяет отменять и повторять ходы в игре с компьютером.

Предложить ничью позволяет отправить сопернику предложение о ничьей. В случае его согласия игра будет завершена как ничья, при этом количество очков у обоих игроков не изменится;

Сдаться

Новая игра – начать новую игру с компьютером.

Покинуть игру

Дополнительные кнпоки в совместной игре

Предложить ничью позволяет отправить сорпенику предложение о ничьей. В случае его согласия игра будет завершена как ничья, при этом количество очков у обоих игроков не изменится;

Сдаться - завершает игру (засчитывается поражение).

Покинуть игру - позволяет немедленно завершить текущую игру (засчитывается поражение).

Нижняя панель кнопок

Настройки - открывает меню настроек, в котором вы можете:

  • Выбрать цвет фигур;
  • Изменить уровень сложности компьютера;
  • Включить или выключить автоматический ход для ситуаций, когда по правилам игры существует единственно возможный ход;
  • Включить отображение взятых фигур и истории ходов;
  • Включить или выключить звук;
  • Запретить другим игрокам приглашать вас в игру;
  • Открыть черный список.

Описание - открывает описание игры.

Вопросы и отзывы - открывает гостевую книгу, в которой вы можете оставить отзыв или пожелание к игре.

История - история всех ваших игр с указанием даты игры, противника и его места в рейтинге.

Жёлтым цветом отмечены выигранные вами партии, красным – проигранные, синим – завершенные ничьей.

Звёздочкой отмечены игры, занесённые вами в избранное.



Очки начисляются только за победы над противниками (за ничьи и победы над компьютером очки не начисляются).

Система рейтингов Эло, коэффициент Эло - метод расчёта относительной силы игроков в играх, в которых участвуют двое игроков. Эту систему рейтингов разработал американский профессор физики венгерского происхождения Арпад Эло.


В личном кабинете вы можете указать дополнительную информацию о себе, загрузить фото, изменить пароль, а также хранить и осуществлять личную переписку с другими зарегистрированными игроками.

Вы можете играть без регистрации в качестве гостя. После регистрации и/или авторизации вы получите доступ в личный кабинет и сможете отправлять другим игрокам личные сообщения.

Чтобы зарегистрироваться надо просто ввести имя (от 3 символов) и пароль (не менее 5 символов). Если такое имя уже зарегистрировано в игре, вам придется выбрать другое.

Знание простейших ловушек поможет Вам быстро выиграть уже в самом начале игры.

В этом материале рассмотрим, как правильно начать игру в шашки , и на что можно надеяться в самом начале шашечной партии . Эта информация рекомендуется в первую очередь начинающим игрокам, так как квалифицированные шашисты конечно же об этом знают.

Оказывается, выиграть в шашки можно уже после второго хода! Конечно, в дамки за такой короткий период игры не пройти и много шашек соперника съесть не удастся. А вот выиграть одну или две шашки у своего противника вполне реально.

Следует заметить, что, имея перевес даже в одну шашку уже в самом начале игры , Вы можете смело рассчитывать на победу, так как какую-либо позиционную компенсацию за эту шашку после нескольких начальных ходов соперник получить вряд ли сможет. Вам же в этой ситуации останется лишь внимательно и без лишнего риска доиграть эту партию до победы.

Перейдем к примерам.

Пример 1. Игра начинается так: 1.cd4 hg5 2.bc3 и уже вторым ходом черные могут совершить ошибку: 2…de5?

ход белых

3.gf4! e:g3 4.h:h6 и у белых лишняя шашка.

Пример 2. 1.ef4 dc5 2.fe3 cd4?

ход белых

Черные рассчитывают выиграть сразу две белые шашки после 3.c:e5? f:h4 x

Однако, у играющего белыми есть возможность выиграть шашку черных: 3.e:c5 b:d4 4.c:e5 f:d4 5.fg5! h:f4 6.g:c3 и довести игру до победы.

Играя черными, также можно рассчитывать на подобные ошибки соперника.

Пример 3. 1.cd4 hg5 2.dc5?

ход черных

Это ошибка, кстати, довольно частая среди начинающих игроков и позволяющая черным выиграть шашку: 2…d:b4 3.a:c5 b:d4 4.e:c5 gf4! 5.g:e5 f:b6.

Пример 4. 1.gh4 fe5 2.hg3?

ход черных

И здесь черные выигрывают шашку уже на втором ходу: 2…ed4! 3.e:c5 b:d4 4.c:e5 d:h2, практически обеспечивая себе в дальнейшем выигрыш этой партии.

Из рассмотренных примеров начинающие игроки должны сделать для себя очень важный вывод: для того, чтобы выигрывать, необходимо учиться видеть и проводить в игре (хотя бы аналогичные рассмотренным выше).

Эти навыки помогут также избегать собственных ошибок и не позволять сопернику выигрывать Ваши шашки и проводить . О том, как научиться этому, Вы узнаете из различных материалов сайта, .

При создании ловушек, как, впрочем, и в течение всей игры в шашки надо соблюдать бдительность и вовремя разгадывать ответные замыслы соперника.

Вот еще интересный пример ловушки в дебюте: один из игроков создает ловушку другому, но сам же попадается в западню, подготовленную соперником.

Пример 5. 1.cd4 ba5 2.bc3 cb6 3.gh4 dc5 4.hg3 bc7?

ход белых

Своим последним ходом черные подготовили ловушку: теперь белым нельзя 5.ab2? из-за 5…ab4! 6.c:a5 fg5 7.h:f6 x

Но, оказывается, белые также не прочь выиграть партию в самом начале игры и их ловушка уже сработала: 5.cb4! a:e5 6.ed4 c:e3 7.d:b8 x

Совет: стремясь быстро выиграть , не позволяйте сделать то же самое сопернику!

Рассмотренные примеры достаточно просты. Таких ловушек в начале партии в русские шашки немало, но есть и более сложные. Один из примеров сложной ловушки, в которую может попасться даже не новичок, можно найти (в комментариях к пятому ходу белых).

Ловушка в начале игры — за белых

Ловушка в начале игры — за черных

Ловушки в начале игры — это еще один способ выиграть в шашки, который часто встречается в практической игре, особенно среди новичков. Тема ловушек в самом начале игры в шашки обязательно будет продолжена, следите за новостями .

Понравилась ли Вам информация данной статьи? Оцените полученную информацию или оставьте свои пожелания в форме, расположенной чуть ниже.

Ознакомившись с правилами игры в шашки что детально расписаны на этой страницы, вы сможете спокойно играть в классические русские шашки и поддавки. Правила игры в шашки очень просты, прочитав их один раз, вы научитесь играть в них на всю жизнь.

Игровая доска и шашки

В шашки играют на той же доске что и в шахматы, купить ее не составит труда она продается в сувенирных или спортивных магазинах. Кстати, доску и шашки можно сделать самостоятельно в домашних условиях. Доску можно расчертить на бумаге, картоне или тонкой фанере, а фигурки (шашки) вырезать с толстого картона, резины, фанеры, или использовать монетки. Просто включите фантазию:)

Сколько клеток и рядов на доске для шашек?

В Русские и Английские шашки играют на доске с 64 клетками (8х8 рядов), ровно как черных, так и белых клеток. С левой стороны доски напротив клеток есть цифровая разметка от 1 до 8, а снизу под клетками алфавитная разметка A, B, C, D, E, F, G, H, все эти цифры и буквы нужны для записывания ходов в шашках и шахматах.

Сколько шашек в шашках?

Для игры в русские шашки в наборе должно быть ровно 24 шашки, 12 белых и 12 тёмных.

Перед началом игры нужно правильно разместить доску на столе. Она должна лежать так, чтобы внизу слева со стороны игрока угловое поле было тёмным. Шашки расставляются на трёх ближайших рядах с тёмными полями.

Кто первый ходит в шашках?

Первыми ходят белые фигуры. Чтобы определить кто играет какими шашками, один с игроков берет в каждую руку по одной шашке, белую и тёмную, за спиной их перемешивает и вытягивает руки с зажатыми в кулаках шашками второму игроку, который должен выбрать руку с шашкой. Какой цвет шашек попадется теми и играет.

Как ходят и бьют шашки

Шашки ходят на одну клетку з ход и только по черным клеткам что находятся рядом по диагонали и ходят шашки только вперед, назад шашки не ходят. На изображении внизу показано что у белой шашки есть два варианта куда походить.

В русских шашках, шашки могут бить как вперед, так и назад.


Шашка может бить вперед и назад

За один ход шашка может побить сколько вражеских фигур сколько это возможно. Например, на нижнем изображении показано как шашка бьёт зразу две вражеские фигуры за один ход.

Обязательно ли бить шашки?

Да, бить вражескую шашку обязательно, если есть несколько вариантов взятия вражеских шашек, игрок сам определяет какую именно бить ему шашку. Бывает так, что игрок не увидел что ему нужно бить, тогда противник должен обязательно ему показать где он должен бить.

Как ходит и бьет дамка в шашках?

Дамка самая сильная фигура в шашках, чтобы ее получить простая шашка должна дойти до последней черной клетки на стороне противника, тогда шашку переворачивают чтобы обозначить ее как дамка. Когда простая шашка стает дамкой она продолжает ход по правилам дамки. Дамок у игрока может быть 12 штук. Их количество зависит от того сколько простых шашек игроку получится довести до последнего ряда противника.

Дамка ходит и бьет на любое расстояние по диагонали. Внизу пример как дамка бьет зразу две фигуры соперника.

Что делать если в шашках некуда ходить?

Игрок, который не может походить, проиграл. Часто бывают ситуации когда на доске есть еще шашки, но походить или бить они не могут, так как заблокированы шашками соперника, в таких ситуациях проигрывает тот, кто не может сделать свой ход.

Как играть в Поддавки?

Поддавки - это русские шашки только наоборот, это значит что правила в поддавках как в русских шашках, только побеждает здесь тот, кто первым сдаст свои шашки противнику или заблокирует их. В поддавки интересно играть и за их простоты и быстрых партий, они очень популярны на территории России, Украины и Белоруссии.

Правила игры в шашки

1. Игра ведется двумя лицами на шашечной доске, разбитой на 64 квадрата, окрашенных в белый и черный цвета, 12-ью шашками белыми, принадлежащими одному игроку, и 12-ью шашками черными, принадлежащими другому игроку.

2. Доска между играющими кладется так, чтобы большая дорога шла от играющего слева направо.

3. Шашки с каждой стороны расставляются по черным квадратам на первых трех рядах от играющего.

4. Ходы играющими делаются поочередно.

5. За ход считается передвижение шашки вперед на соседний черный квадрат, а также взятие неприятельских шашек.

6. Если соседний квадрат занят вражеской, допустим, черной шашкой, а следующий за ней черный квадрат свободен, то черная шашка «бьется», т. е. белая шашка перескакивает через черную на следом за ней находящийся свободный черный квадрат, и черную шашку «съедают» - снимают с доски.

7. За один прием «бьется» столько шашек, сколько их стоит на пути на указанных выше условиях.

8. В случае, если возможно взять шашки противника одновременно по двум направлением, выбор, вне зависимости от количества, предоставляется усмотрению берущего.

9. При взятии шашки снимаются с доски только по окончании хода.

10. Два раза в один прием при ходе брать шашку (перекрещивать ее бьющей) не допускается.

11. Если шашка одного из играющих во время игры проникнет до последнего ряда, то она превращается в дамку.

12. Если простая шашка при взятии шашек противника становится дамкой и после этого ей вновь открывается возможность бить неприятельские шашки, то таковое взятие обязательно (в отличие от польских шашек).

13. Дамка имеет право движения по всей длине ряда черных квадратов на любое место, не занятое шашками.

14. «Бьет» она вражескую шашку, если за той непосредственно остается свободный черный квадрат. Бьет она по всей длине ряда черных квадратов на любом от себя расстоянии.

15. Как простой шашкой, так и дамкой обязаны «бить», если к тому представляется случай.

16. Как простая, так и дамка «бьют» неприятельские шашки как вперед, так и назад.

17. Выигравшим партию признается тот, кто либо заберет все шашки противника, либо лишит его возможности делать какие-либо ходы, заперев оставшиеся на доске шашки.

18. При невозможности для обеих сторон выиграть партию, игра признается ничьей.

19. При трижды повторившихся непосредственно одних и тех же ходах с одной стороны, противнику предоставляется право признать игру ничьей.

20. При борьбе трех дамок против одной для выигрыша предоставляется не свыше 15 ходов.

21. Если при одной дамке имеется еще одна или несколько шашек, для выигрыша предоставляется не свыше 30 ходов, впредь до изменения в соотношении сил.

22. При не достижении выигрыша в обоих последних случаях игра признается ничьей.

24. Чтобы записать ход шашки, отмечают сперва клетку на которой она стояла, посредством цифры и буквы, которые соответствуют данной клетке, ставят тире и приписывают затем таким же образом название клетки, на которую она становится.

25. Если нужно обозначить снимание шашки с доски, то между наименованием клетки, с которой начинается движение, и наименованием клетки, на которую ставится шашка после боя, ставится вместо тире двоеточие (иногда знак X).

26. При бое ряда шашек обозначается только начало и конец боя, опуская промежуточные клетки.


Русские шашки – вариант игры в шашки, с которым в России знаком, пожалуй, почти каждый. В нашей стране, а также почти во всех странах бывшего СССР эта разновидность шашечной игры является наиболее популярной, и по праву носит имя “народной игры”.

Если верить историкам, то игры, похожие на современные русские шашки, были известны восточным славянам ещё в IV веке, на что указывают многочисленные артефакты археологических раскопок. Упоминания о шашках (или “тавлеях”, как раньше называли эту игру на Руси) встречаются в некоторых былинах и других письменных свидетельствах того времени.

В настоящее время русские шашки, наряду со стоклеточными, имеют международный статус: в крупнейших соревнованиях, таких как чемпионаты мира и Европы, принимают участие представители более чем 40 стран. Развитие игры на международном уровне масштабно и плодотворно ведёт Всемирная Федерация шашек (FMJD).

Действующие чемпионы мира по русским шашкам

Андрей Федотов (Россия)

Елена Короткая (Украина)

Действующие чемпионы России по русским шашкам

Денис Шогин (Казань)

Степанида Кириллина (Краснодарский край)

Правила игры в русские шашки

Следует знать, что соревнования в спортивной дисциплине «русские шашки» проводятся по двум системам: «русские шашки» (также называют «классические») и «шашки-64» (известны под названием «современные»).

Русские шашки (классические)

Шашечная доска состоит из 64 одинаковых квадратов, попеременно светлых (белых) и тёмных (светло-коричневых) полей.

Игра ведется только по тёмным полям. Шашечная доска располагается между партнёрами таким образом, чтобы в нижнем углу слева от играющего находилось тёмное угловое поле.

В официальных соревнованиях должна применяться доска, отвечающая следующим требованиям:

  • иметь игровую поверхность не менее 35 см;
  • поверхность доски должна быть мато­вой;
  • чередование светлых и темных полей должно быть отчетливым, цвет их не должен быть слишком бледным и не должен сливаться с цветом шашек.

Ряд полей идущих наискосок от одного края доски до другого образуют диагональ .

Диагонали, упирающиеся одним концом в нижний край (борт) доски, считаются нижними диагоналями, а упирающиеся в верхний край - верхними диагоналями.

Наибольшая из диагоналей, состоящая из восьми черных полей и пересекающая доску слева направо, называется «большой дорогой» .

Две диагонали (по шесть полей в каждой), лежащие по обе стороны «большой дороги», и две диагонали (по три поля в каждой), соединяющие первые по концам образуют «тройник» . Большие диагонали «тройника» соответственно называются нижним и верхним «тройником» , малые - нижним и верхним «тройничком» .

Две диагонали, пересекающие «большую дорогу» и «тройник» (по семь полей в каждой), составляет «двойник» . Большие диагонали «двойника» соответственно называются нижним и верхним «двойни­ком» , малые - нижним и верхним «двойничком» .

Следующие за «двойником» две диагонали (по пять полей в каждой) вместе с соединяющими их по концам диагоналями (по четыре поля в каждой) образуют «косяк» . Соответственно они носят названия нижний и верхний «косяк» , нижний и верхний «косячок» .

Перед началом игры соперникам предоставляется по 12 простых шашек (плоских, круглой формы): одному - белых, другому - чёрных. Шашки расставляются на чёрных полях первых трёх горизонтальных рядов с каждой стороны.

Шашки должны отвечать следующим требованиям:

  • все шашки должны быть одинаковой формы и одного размера;
  • их диаметр должен быть меньше поля доски на 5-10 мм;
  • высота шашки должна равняться 1/4 или 1/5 её диаметра;
  • все белые и чёрные шашки должны быть соответственно одинакового цвета;
  • они не должны быть блестящими, и их цвет не должен сливаться с цветом полей шашечной доски.

Ходом в партии считается передвижение шашки с одного поля доски на другое. Первый ход всегда делает игрок, играющий белыми. Цвет шашек в каждой партии определяется по таблице очередности игр или жеребьевкой. Партнеры поочередно делают по одному ходу до тех пор, пока игра не закончится.

Шашки разделяются на простые шашки (простые) и дамки.

Простая шашка ходит только вперед на соседнее поле по диагонали.

В случае, когда простая шашка достигает одного из полей последнего, восьмого (считая от себя) горизонтального ряда, она превращается в дамку и получает новые права. Дамка обозначается сдвоенными шашками, т.е. поставленными одна на другую, либо перевернутой простой шашкой.

Дамка, в отличие от простой шашки, ходит на любое из свободных (не занятых другими шашками) полей по диагонали в любом направлении (как вперед, так и назад), но становиться может, как и простая шашка, лишь на не занятые другими шашками поля, причем через свои шашки она перескакивать не может.

Ход считается сделанным, если игрок после передвижения шашки с одного поля на другое отпустил от нее свою руку.

Если игрок, за которым очередь хода, прикоснется к своей шашке, которой можно сделать ход, он обязан ею пойти. Если прикоснется к двум или более, то должен пойти той шашкой, которой коснулся первой, если ход или взятие возможны. Прикосновение к своей шашке, у которой не оказывается возможного по правилам игры хода, не влечет за собой никаких последствий, и играющий свободен сделать любой возможный ход.

Если игрок при совершении хода передвинул свою шашку на другое поле, не отпустив при этом от нее свою руку, то он обязан пойти этой шашкой, но вправе переставить ее на любое возможное для нее другое поле.

Если игрок хочет поправить одну или несколько шашек, он должен предварительно отчетливо объявить сопернику: «поправляю» . Поправлять шашки можно только при своей очереди хода.

Если простая шашка находится на одной диагонали рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту шашку на свободное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски.

Если дамка находится на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой имеется одно или несколько свободных полей, она должна быть перенесена через эту шашку на любое свободное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски.

Взятие шашки соперника является обязательным и производится как вперед, так и назад. Взятие считается одним сыгранным ходом. Взятие своих шашек запрещается.

Взятие должно быть четко обозначено и проводится в определенном порядке. Оно считается законченным после снятия шашки соперника с доски.

Если в процессе взятия шашкой она вновь оказывается на одной диагонали рядом с другой шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через вторую, третью и т.д. шашку.

Если в процессе взятия дамкой она снова оказывается на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой находится одно или несколько свободных полей, дамка должна быть обязательно перенесена через вторую, третью и т.д. шашку и занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой шашкой.

После завершения взятия (согласно двух предыдущих пунктов) взятые шашки соперника снимаются с доски в порядке их взятия. Это называется последовательным взятием.

В процессе последовательного взятия запрещается переносить шашки через свои собственные.

В процессе последовательного взятия разрешается проходить несколько раз через одно и то же поле, но запрещается переносить свою шашку через одну и ту же шашку соперника более одного раза.

Взятие должно быть четко обозначено, шашка за шашкой, ставя берущую шашку на промежуточное, а затем и на конечное поле. Не обозначение взятия считается неспортивным и некорректным поведением.

Последовательное взятие считается законченным, если игрок по окончании переноса шашки отнял от нее руку.

Взятые шашки могут быть сняты с доски только после завершения последовательного взятия и в том же порядке, в каком проходило их взятие.

Снятие взятых шашек с доски считается законченным, когда игрок снял последнюю взятую шашку.

При возможности взятия по двум и более направлениям дамкой или шашкой выбор, вне зависимости от количества или качества снимаемых шашек (дамки или простой), предоставляется берущему.

Если простая шашка при взятии достигает последнего (восьмого от себя) горизонтального ряда и если ей предоставляется возможность дальнейшего взятия шашек, то она обязана тем же ходом продолжать бой, но уже на правах дамки.

Если же простая шашка достигает последнего горизонтального ряда без взятия и ей после этого предоставляется возможность боя, то она должна бить (если эта возможность сохранится) лишь следующим ходом на правах дамки.

Правило «турецкого удара»

На этой диаграмме при своей очереди хода чёрные должны взять дамкой так: a5:e1:g3:e5 (шашку белых d4 дамка взять не может, т.к. шашка с3, так же, как и шашки f2 и f4, снимаются с доски лишь по окончании хода), после чего белые играют d4:d8.

В положении на диаграмме выше белые при своей очереди хода должны взять дамкой так: e1:a5:d8:f6:d4. На поле d4 дамка должна остановиться, т.к. через шашку c3 второй раз перескакивать нельзя, нельзя также перескакивать через шашку c5.

На данной диаграмме последний ход белых был c3-d4, в ответ черные должны взять шашкой a5, например - a5:c3:e1:g3:e5:c3. На поле c3 черная простая, превратившаяся в дамку, должна остановиться, так как через шашку b4 или d2 второй раз перескакивать нельзя. Если же черные побьют другим путем, т.е. a5:c3:e5:g3:e1:c3, то опять черная шашка должна остановиться на поле c3. В ответ белые играют b2:d4:b6:d8:f6:h8.

Шашечной нотацией называется система условных обозначений полей доски.

Прямые ряды полей, состоящие из 8 клеток (4 чёрных и 4 белых) и идущие снизу вверх, называются вертикалями .

Прямые ряды полей, состоящие из 8 клеток (4 чёрных и 4 белых) и расположенные слева направо, называются горизонталями .

Восемь горизонталей доски обозначаются цифрами от 1 до 8, восемь вертикалей - малыми латинскими буквами от «a» до «h» (a, b, с, d, e, f, g, h) или в русском произношении - «а», «бэ», «це», «дэ», «e», «эф», «же», «аш». Буквой «а» обозначается крайняя левая вертикаль со стороны играющего белыми (крайняя правая вертикаль со стороны играющего чёрными). Первой горизонталью считается горизонталь, ближайшая к играющему белыми.

Каждое поле доски обозначается в зависимости от того, на какой вертикали и на какой горизонтали оно находится, т.е. каждое поле обозначается сочетанием буквы и цифры, показывающих вертикальный и горизонтальный ряды, на пересечении которых расположено поле.

Пользование нотацией дает возможность записывать как целые партии, так и отдельные позиции, например, расположение шашек при начале партии записывается так: белые - a1, a3, b2, c1, c3, d2, e1, e3, f2, g1, g3, h2 (12); черные - a7, b6, b8, c7, d6, d8, e7, f6, f8, g7, h6, h8 (12).

Для записи хода шашки обозначают сначала поле, на котором шашка стояла, затем ставят тире и записывают поле, на которое она ставится, например: a3-b4. При записи взятия (боя) вместо тире ставится двоеточие.

При взятии одним ходом нескольких шашек запись хода производится следующим образом: сначала записывается поле, с которого шашка начала свой ход, затем ставится двоеточие и обозначается поле, на которое она встала после боя.

Если необходимо отметить направление взятия, то после записи поля, с которого начался бой, последовательно записывают обозначение полей, на которых совершалось изменение направления. Между обозначениями отдельных полей ставится двоеточие.

В позиции, изображенной на диаграмме выше, возможны три направления боя и записываются они так:

1. d2:h6:f8:c5:a7

2. d2:g5:e7:c5:a7

В подобных позициях необходимо делать в бланке полную запись, как указано выше.

При записи партии ходы сторон пишутся «в столбик». В левом столбике записываются ходы белых, в правом - чёрных, причём ход белых вместе с ответом чёрных нумеруется в записи как один ход. Например:

Белые: Иванов

Черные: Петров

Белые сдались.

Кроме показанного выше способа полной записи допускается сокращенная запись, при помощи которой эту же партию можно записать так:

Иванов – Петров: 1.ed4 dc5 2.fe3 fg5 3.cb4 gh4 4.b:d6 h:f2 5.e:g3 c:h4. Белые сдались.

Партия считается закончившейся вничью в следующих случаях:

Если один из участников предлагает ничью, а другой принимает это предложение.

Если в партии, играющейся с контрольными часами, истекло время у обоих участников и невозможно установить, кто просрочил время раньше.

Если участник, имея в окончании партии три дамки против одной дамки соперника и владея при этом «большой дорогой», своим 15-м ходом (считая с момента установления соотношения сил) не совершит взятие дамки соперника.

Если участник, имеет в окончании партии три дамки и более шашек (простых шашек и дамок) против одной дамки соперника, своим 15-м ходом (считая с момента установления соотношения сил) не совершит взятие дамки противника.

Если в позиции, в которой оба соперника имеют дамки, не изменилось соотношение сил (т.е. не было взятия, и ни одна простая шашка не стала дамкой) на протяжении:

  • в 2-х и 3-х фигурных окончаниях - 5 ходов
  • в 4-х и 5-и фигурных окончаниях - 30 ходов
  • в 6-и и 7-и фигурных окончаниях - 60 ходов

Если в явно ничейной позиции, участник, желающий играть на выигрыш, своим 5-м ходом не сможет добиться выигранной позиции. К явно ничейным позициям относятся дамочные эндшпиля, в которых не требуется точность в защите в обход элементарных ловушек (например, «петля» точности не требует).

Если участник, имея в окончании партии три шашки (три дамки, две дамки и простую шашку, дамку и две простые шашки, три простые шашки) против одинокой дамки соперника, находящейся на «большой дороге», своим 5-м ходом не сможет совершить взятие дамки соперника.

Если в течение 15 ходов игроки делали ходы только дамками, не передвигая простых шашек и не производя взятия.

Если три (или более) раза повторяется одна и та же позиция (одно и то же расположение шашек), причем очередь хода каждый раз будет за одной и той же стороной.

Порядок признания ничьей в случае повторения позиции:

  • если играющий сделает ход, в результате которого позиция повторится третий раз или более, то его партнер имеет право до совершения своего очередного хода заявить судье соревнований о прекращении партии и признании ее закончившейся вничью
  • если один из играющих хочет сделать ход, в результате которого позиция повторится третий раз (или более), то он, не делая этого хода на доске, должен записать его на бланке и заявить судье о прекращении партии и признании ее закончившейся вничью; если очередной ход все же будет сделан, то право требования ничьей этим участником утрачивается и восстанавливается вновь в случае очередного повторения той же позиции
  • не обязательно, чтобы повторение позиции следовало одно за другим
  • требовать ничьей можно и в том случае, если позиция повторяется трижды в различные моменты партии, т.е. через любое количество ходов, но при той же очереди хода
  • правильность заявления о признании партии ничьей ввиду троекратного повторения позиции проверяется судьей соревнований за счет времени того из противников, который сделал это заявление; если проверка установит, что троекратного повторения не было, то записанный заявителем ход считается сделанным и партия продолжается
  • если у заявителя нет записи партии или она неясно записана, заявление рассматривается судьей по представлении полной и четкой записи партии
  • если при проверке время участника, добивающегося признания ничейного исхода партии, истечет, но будет установлено, что троекратное повторение позиции имеет место, партия признается закончившейся вничью; если троекратного повторения позиции не было, то заявителю, время которого при проверке истекло, засчитывается поражение

Участник может предложить ничью только после того, как он сделал ход. Предложив ничью, он пускает часы соперника. Предложение ничьей и ответ на него должны выражаться в краткой форме: «предлагаю ничью» , «согласен» , «не согласен» - и не оговариваются никакими условиями. Соперник может принять предложение, не делая ответного хода или отклонить его словесно либо ответным ходом.

Если предложение ничьей не будет принято, тот же участник может снова предложить ничью лишь после того, как другой участник использует на это свое право.

Если во время партии обнаруживается, что шашечная доска расположена неправильно, то партия аннулируется и переигрывается сначала.

Если перед началом партии обнаруживается, что шашки на доске расставлены неправильно либо соперникам предоставлены шашки не того цвета, которые должны быть в соответствии с расписанием, то исправить это можно только до начала партии. После того, как оба соперника сделали хотя бы по одному ходу, исправления не вносятся, партия продолжается и ее результат считается действительным.

Если игрок совершил одно из следующих нарушений:

  • сделал неправильный ход шашкой или дамкой
  • сделал два хода подряд
  • тронул одну из своих шашек и ход сделан другой
  • взял ход обратно
  • сделал ход шашкой соперника
  • сделал ход шашкой, когда возможно взятие
  • снял без причины шашки соперника или свои шашки
  • взял шашкой меньшее или большее количество шашек, чем это возможно
  • остановился в осуществлении последнего взятия
  • неправильно снял шашки во время еще незаконченного последнего взятия
  • снял после окончания последовательного взятия меньшее или большее число шашек, чем побито
  • снял после последовательного взятия шашки, которые не были побиты
  • остановился в процессе снятия шашек после последовательного взятия
  • снял после взятия одну или несколько собственных шашек

то только партнер имеет право решить исправлять ли эту ошибку или нет. Если же партнер сделал ответный ход, то он теряет право требовать исправления.

После окончания партии никакие претензии не принимаются и ее результат считается действительным.

Судья имеет право наказать игрока, совершившего нарушение.

В соревнованиях в дисциплине «русские шашки» может применяться контроль времени (каждому участнику не менее):

  • 45 минут до конца партии
  • 30 минут плюс 30 секунд за каждый сделанный ход до конца партии
  • 40 минут плюс 5 секунд до конца партии

В соревнованиях в дисциплине «русские шашки - быстрая игра»

  • 10-20 минут до конца партии
  • 8 минут плюс 4 секунды за каждый сделанный ход до конца партии

В соревнованиях в дисциплине «русские шашки - молниеносная игра» может применяться контроль времени (каждому участнику не более):

Пример 1

Игрокам жребием достались столбец I и строка 16. На их пересечении в таблице указаны ходы 1.ab4 bc5 2.ba5 cb4, которые определили стартовую позицию, изображенную на диаграмме:

Пример 2

Игрокам жребием достались столбец VI и строка 24. На их пересечении в таблице указаны перемещения шашек a1 на b4 и a7 на a5, которые определили стартовую позицию, изображенную на диаграмме:

В соревнованиях в дисциплине «русские шашки» по системе «шашки-64» может применяться контроль времени (не менее каждому участнику):

  • 45 минут на первые 20 ходов и затем 15 минут до конца партии
  • 45 минут плюс 30 секунд за каждый сделанный ход до конца партии

В соревнованиях в дисциплине «русские шашки – быстрая игра» по системе «шашки-64»

  • 10-20 минут до конца партии
  • 8 минут плюс 4 секунд за каждый сделанный ход до конца партии

В соревнованиях в дисциплине «русские шашки – молниеносная игра» по системе «шашки-64» может применяться контроль времени (не более каждому участнику):

  • 3-5 минуты до конца партии
  • 3 минуты плюс 2 секунды за каждый сделанный ход до конца партии

В положениях или регламентах о соревнованиях может устанавливаться и иной контроль времени, не противоречащий данным Правилам.

Также необходимо знать, что соревнования по системе «шашки-64», проводятся по системе микроматчей:

Встречи соперников, проводимые по системе микроматчей, состоят из двух или большего количества партий, которые играются последовательно одна за другой с переменой цвета и перерывами между партиями 5 минут. По сумме набранных в этих партиях очков определяется победитель, а в случае их равенства результат считается ничейным. Положением и/или регламентом соревнований при ничейном результате микроматча может быть предусмотрено продолжение поединков – назначение дополнительных микроматчей.



 
Статьи по теме:
Где найти мастера рун Witcher 3 руны
Побочные задания в дополнении «Каменные сердца» не так многочисленны, точнее, их совсем мало. Оно и понятно, водоворот событий при прохождении основного сюжета затягивает с головой, и отвлекаться от увлекательнейшего повествования совершенно не хочется. О
Прохождение castlevania lords of shadow 2
Прохождение Castlevania Lords of Shadow 2 Сначала обучение. Надо будет встать с трона и пройти в зал, где нажать все кнопки, находящиеся на дисплее слева. После появления солдат, продолжаем выполнять указания, просто бить их нет смысла. Есть некоторая пр
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке Подключаем sd
(4 оценок) Если на вашем устройстве недостаточный объем внутренней памяти, можно использовать SD-карту как внутреннее хранилище для вашего телефона Android. Данная функция, называемая Adoptable Storage, позволяет ОС Андроид форматировать внешний носител
Как повернуть колёса в GTA Online и многое другое в FAQ по GTA Online
Почему не подключается gta online?Всё просто, сервер времено выключен/неактивен или не работает. Зайди на другой.Как отключить онлайн игры в браузере. Как отключить запуск приложения Online Update Clinet в Connect manager? ... На сккоко я знаю когда ты ум