Язык географической карты. Карта – второй язык географии Методы изучения Земли

  • Учебник с.18-19
  • Атлас с.8-13
  • Тетрадь –тренажер с.5 (№12)
  • Практическая работа: формирование приема описания географического положения объекта по заданному плану
  • Электронное приложение к учебнику

Слайд 2

Основные термины и понятия

  • Методы изучения Земли
  • Картографический метод исследования
  • Картография
  • Слайд 3

    Планируемый результат

    • Учащиеся должны: знать/понимать определение картографии как науки, значение картографических методов исследования;
    • Уметь читать различные виды географических карт;
    • Составлять описание развития основных методов изучения Земли;
    • Определять географическое положение объекта
  • Слайд 4

    Основное содержание

    • История развития методов изучения Земли. Примеры методов описания, наблюдения, статистического, моделирования и др.
    • Картографический метод исследования, его уникальность. Примеры картографических источников различных исторических периодов.
    • Значение географических карт в жизни человека, примеры.
    • Наука картография.
    • Создание современных картографических изображений
  • Слайд 5

    Цель и задачи

    Цель:сформировать представление о картографическом методе как особом методе географической науки.

    • Сформировать представление о развитии методов изучения Земли, о науке картографии;
    • Сформировать преставление о значении географических карт в жизни человека, способах их создания;
    • Начать формирование умения описывать географическое положение объекта
  • Слайд 6

    Вы узнаете:

    1. Какие методы изучения Земли существуют

    2. Как используют карты ученые географы

    3. Как составляются карты

    Слайд 7

    Слайд 8

    Слайд 9

    Методы изучения Земли

    Люди научились описывать и запоминать окружающую местность. Это сохранилось в наскальных изображениях, мифах и легендах.

    Возникло 2 древнейших метода: наблюдение и описание.

    1. Показывали охотничьи угодья, тропы, опасные места.

    2. Позднее научились показывать с помощью карт расстояния и площади.

    Картографический метод

    По мере освоения новых территорий …

    Слайд 10

    Фрагмент наскального рисунка

  • Слайд 11

    • Метод коллекционирования.
    • Привозились коллекции камней, гербарии, чучела животных.
    • Полевой метод
    • Сбор материала на местности
    • Камеральный метод.
    • Обработка собранного материала
    • Появились новые компьютерные технологии, программы, приборы по сбору и поиску информации. Возник новый метод.

    МЕТОД МОДЕЛИРОВАНИЯ

    Слайд 12

    Вспомните:

    • Что такое карта?
    • Как вы использовали карты на предыдуших уроках?
    • Какие виды карт вам известны?
  • Слайд 13

    Виды изображения земной поверхности

    • Глобус- это объёмная модель планеты, уменьшенная во много раз.
    • Карта-обобщенное уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.
    • План – это чертёж, на котором условными знаками изображён в уменьшенном виде небольшой участок земной поверхности. Условные знаки плана отличаются от условных знаков карты.
  • Слайд 14

    Виды карт

    • По содержанию
    • По охвату территории
    • По масштабу
    • Общегеографические (физические)- показывают рельеф, реки, озёра, моря
    • Тематические- посвящены определенным темам: размещению населения, положением стран
    • Содержание, охват территории и масштаб карты определяется её назначением
    • Назначение карт
    • Учебные
    • Научно-справочные
    • Туристические
  • Слайд 16

    Наука о картах как особом способом отражения действительности, об их создании и использовании называетсякартография.

    «Карта – альфа и омега географии, начальный и конечный момент любого географического исследования»

    Н.Н. Баранский-географ ХХ в.

    Программа внеурочной деятельности «Карта – второй язык географии»

    Рабочая программа составлена на основе:

    Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

    Фундаментального ядра содержания общего образования.

    Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения.

    Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса.

    В ряду географических умений особое место занимают картографические умения.

    О значении карты в географии лучше всех сказал знаменитый советский географ Н.Н. Баранский. “ Карта есть “ альфа и омега” (т.е. начало и конец) географии. От карты всякое географическое исследование исходит и к карте приходит, с карты начинается и картой кончается. Без карты, хотя бы плохонькой, в географическую экспедицию не едут, а результаты экспедиции наносят на карту, уточняя ее и обогащая”

    Целью рабочей программы является создание условий для всестороннего развития личности ребенка, формирования географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и ценностного отношения к миру; понимания закономерностей развития географической оболочки через формирование картографической грамотности обучающихся, развитие навыков работы с новыми современными картографическими продуктами.

    Задачи курса конкретизированы по блокам для каждого периода изучения.

    Целесообразность курса. На изучение географии в 5 и 6 классах отводится по 35 часов. За 1 час в неделю сложно сформировать у детей практические умения навыки работы с разными тематическими картами.

    Актуальность курса . Курс предполагает развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, что в условиях расширения международных экономических, политических и культурных связей, международного туризма является важным средством анализа информации, и в будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников. В современных условиях все чаще приходится пользоваться электронными и спутниковыми картами, которые необходимо уметь читать и анализировать. В этой связи актуальным становится изучение ГИС-технологий и GPS -навигационных систем.

    Изучение всех разделов курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – “ знание карты”.

    Практическая значимость курса. Формирование картографической грамотности является неотъемлемой частью обучения географии в общеобразовательных учреждениях. Картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации, создавать простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Если дети научатся читать и анализировать карту, то они смогут самостоятельно составить полную характеристику территории (материка, страны, города), географического объекта и т.д. Программа предусматривает овладение навыками проектной деятельности, что способствует развитию самостоятельности, творчества и коммуникативности обучающихся .

    Место курса в системе географического образования в школе. Содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации. Курс “ Карта – второй язык географии” дает дополнительные возможности для формирования картографической грамотности учащихся и устраняет многие недостатки, связанные с сокращение количества часов в основных курсах географии.

    Форма организации занятий: кружок.

    Формы подведения итогов: программой предусмотрены диагностические работы в конце учебного года (защита проектов, метапредметная викторина, олимпиада).

    Основные принципы построения программы:

      преемственность: в рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся, с программой по географии для основного общего образования;

      последовательность: построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному, от простого к сложному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей;

      сочетание научности и доступности: программа опирается на новейшие достижения картографии, а доступность достигается путем применения современных образовательных технологий;

      личностно-ориентированный подход и социализация: учет индивидуальных особенностей обучающихся

    Этапы реализации программы:

    5-6 классы. Курс “ Карта – второй язык географии. Географические модели Земли” является пропедевтическим по отношению к остальным курсам.

    Целью курса является развитие географических знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру, через формирование картографической грамотности школьников.

    задачи :

      формирование интереса к географии;

      дать знания об особенностях изображения земной поверхности на основных видах геоизображений: глобусе, планах местности, географических картах, аэрофотоснимках, космических снимках;

      формирование умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

      формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;

      формирование представления о топонимике и происхождении географических названий;

      формирования представления о странах мира.

    7 класс. В курсе “ Карта – второй язык географии. География Земли” у обучающихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли. Содержание курса добавляется страноведческими знаниями.

    Основная цель курса: развитие представлений о разнообразии природы и сложности протекающих в ней процессов, формирование минимума знаний о странах и народах мира.

    При изучении курса решаются следующие задачи :

      расширение представлений о природе Земли;

      создание образных представлений о крупных регионах мира и странах с выделением особенностей природы, природных богатств и населения;

      развитие географической грамотности посредством работы с картами разнообразного содержания, изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

      формирование специфических географических и общеучебных умений составлять географические описания территорий, а также особенностей распространения природных и объектов и явлений по картографическим источникам;

      развитие представлений о размещении природных и антропогенных объектов;

      развитие понимания воздействия человека на состояние природы и следствий взаимодействия природы и человека;

      формирование представления о странах и народах мира.

    8 класс. Курс “ Карта – второй язык географии. География России” выполняет важную обучающую и идеологическую функцию.

    Главная цель курса - формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов - природы, населения и хозяйства.

    При изучении курса решаются следующие задачи :

      формирование умения работы с картами различного содержания;

      развитие умений анализировать, сравнивать, использовать в повседневной жизни информацию из различных источников – карт, статистических данных, интернет-ресурсов;

      формирование представления об изменениях административной карты РФ;

      формирование социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность; адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия;

      развитие чувства уважения к своей малой родине через активное познание и сохранение родной природы;

      предпрофильная ориентация.

    9 класс. Курс “ Карта – второй язык географии. GIS -технологии” способствует всестороннему развитию личности, успешной социализации выпускников и овладению важным средством анализа информации.

    Цель: дать представление о методах работы с современными картографическим материалом (электронными картами и географическими информационными системами (ГИС)).

    При изучении курса решаются следующие задачи :

      показать основные отличия бумажных и электронных карт;

      познакомить с особенностями электронных карт и ГИС;

      показать возможность использования ГИС при выполнении творческих заданий и работе над проектами;

      формировать практические навыки работы с электронными картами и ГИС при работе над проектами;

      предпрофильная ориентация.

    Содержание курса “ Карта – второй язык географии. Географические модели Земли ” (5-6 классы) направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

    Содержание программы.

    5 класс. 35 часов.

    Тема 1. Картография. (2 часа)

    География как наука. Источники географической информации. Картография. Значение карт.

    Тема 2. Земля и её изображение. (4 часа)

    Первые представления о форме Земли. Доказательства шарообразности Земли. Опыт и первые карты Эратосфена. Форма, размеры и движение Земли. Глобус - модель Земного шара. План местности. Аэрофотоснимки и космические снимки.

    Практические работы:

    Работа над проектом (Первые карты Эратосфена. Изобретение компаса. Космические снимки).

    Тема 3. Школа Робинзонов. (8 часов)

    Топографические карты. Условные знаки. Масштаб. Определение расстояния по топографической карте и плану местности. Стороны горизонта. Компас. Ориентирование по местным признакам и компасу. Изображение неровностей земной поверхности.

    Практическая работа:

    Игра “ Путешествие по топографической карте”.

    Тема 4. История географических открытий . (9 часов)

    Путешествия первобытного человека. Накопление знаний о Земле. Карты первых путешественников. Атлас несуществующих земель и загадочных карт. Изучение поверхности Земли - результат героических усилий многих поколений людей. Современные экспедиции и исследования. Экспедиция Тура Хейердала на “ Кон -Тики”. Глубоководные аппараты “ Мир -1” и “ Мир -2”.

    Практическая работа:

    Работа над общим проектом “ Атлас несуществующих земель и загадочных карт”.

    Тема 5. Географическая карта. (10 часов)

    Многообразие географических карт. Особенности изображения земной поверхности на различных видах географических карт. Физическая карта полушарий. Карта природных зон мира. Природные зоны. Арктические пустыни. Тайга. Смешанный лес. Степь. Пустыня. Влажные экваториальные леса.

    Практическая работа:

    Работа над общим проектом “ Природные зоны в мультфильмах”.

    Содержание программы.

    6 класс. 35 часов.

    Тема 1. Уроки понимания карты. Географическая карта. (13 часов)

    Многообразие геоизображений и географических карт. Особенности изображения земной поверхности на глобусе, космических снимках и на географических картах. Глобус – модель Земли. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Способы картографического изображения: изображение неровностей земной поверхности, значки, линейные знаки, знаки движения и ареалы.

    Практические работы:

    Сопоставление очертаний материков, морей и океанов, крупных островов и полуостровов.

    Определение географических координат.

    Составление географического описания по карте.

    Проект “ Использование географических карт”.

    Тем 2. Мы юные картографы. (8 часов)

    Карты материков и океанов, разнообразие их содержания. Тематические карты. Карта “ Строение земной коры”. Литосферные плиты. Землетрясения. Сейсмограф. Вулканы. Гейзеры.

    Практические работы:

    Определение способов картографического изображения, применяемых на географических картах школьного атласа

    Проект “ Создаем конструктор литосферных плит”.

    Тема 3. Мы юные топонимисты. (7 часов)

    Топонимика. Топонимист. Сколько географических названий на всем земном шаре. Топонимика своей местности.

    Практические работы:

    Географические названия своей местности.

    Проект “ Каталог географических названий Орловской области”.

    Проект “ Тропами Орловского полесья”

    Тема 4. Страны мира. (4 часа)

    Сколько стран на Земле. Страны Европы.

    Практическая работа .

    Проект "Сказочная карта Европы".

    Географическая карта является главным дидактическим пособием в преподавании географии. На уроках с помощью карты мы можем увидеть сразу всь мир и более детально изучить его чсти. Без карты не могла бы существовать география, как наука о Земле. В процессе работы с картой на уроке мы используем ее как источник новых знаний - это помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Карта – живой язык географии

    Меняется все! Времена, нравы, даже ход светил.

    Неизменным остается одно – бесконечная любознательность человека.

    Н.Н. Баранский

    География традиционно считается одним из классических школьных предметов. «Хотя зенит ее славы давно прошел, она привыкла довольствоваться положением "золотой середины" школьных предметов, отвечая за свою нишу в среднем образовании. Ведь никто не может отрицать того, что это единственный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное и системное представление о Земле как о планете людей. Географическая культура служит важной составной частью общей культуры человека. Язык географических названий, в отличие от языка формул и уравнений, давно уже стал языком общекультурного общения людей» (5). Именно на уроках географии важно формирование этнокультурного компонента. Составляющей является работа с географическими картами. А вновь возникающие потребности общества выдвигают необходимость создания методики работы с картой. «География» в переводе означает «землеописание», что остается до сих пор ее основной целью. Среди множества задач географии - выявить особенности взаимодействия разных процессов на каждой территории, обобщить имеющиеся материалы и создать яркий, запоминающийся образ места, то есть решить задачу описания территории. Многие учителя географии (и я в том числе) считают, что наибольшее практическое значение во всем разнообразии школьной географии имеет картографическое направление. Только карта может дать человеку представление о положении в пространстве. Как известно, без географической карты нет географии. «И человек давно владеет замечательным средством, открывающим взору всю нашу планету, и дающим детальную картину ее отдельных частей, природы, населения, хозяйства. Это средство – географическая карта» (2). Географическая карта является главным дидактическим пособием в преподавании географии. Почему же так велика роль карты в географии? Это определяется спецификой нашего предмета. «Земля столь велика, что недоступна одновременному непосредственному обозрению. Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе географии, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться учащимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико» (2). На уроках с помощью карты мы можем увидеть сразу весь мир и более детально изучить его части. Без карты не могла бы существовать география, как наука о Земле. Неслучайно у древних греков география оформилась как наука одновременно с изобретением географической карты. « И уже в каменном веке создавались предшественники современных карт - рисунки на стенах пещерных жилищ, схематично показывающие территорию, окружающую жилище человека - наскальная живопись» (4).

    Что дает карта в преподавании географии? Мы с учениками можем по карте определять географическое положение какого-либо объекта. Посредством определения географических координат, можем точно определить местоположение этого объекта. Карта показывает нам размещение интересующих объектов на поверхности Земли. Без карты трудно было бы осуществить комплексное рассмотрение географических явлений и процессов. Можно изучать не только положение, но также размеры и форму географических объектов. При помощи карты мы на уроках изучаем географическую номенклатуру. Географическая карта – это не только инструмент познания и наглядное пособие, она – как увлекательная книга. Поэтому задача любого учителя – это, прежде всего, научить школьника работать с географической картой – сформировать навыки чтения карты. «Географическая карта имеет громадное учебно-воспитательное и практическое значение. Работа с картами атласа и контурными картами формирует у детей интерес к географии, повышает мотивацию к изучению предмета, способствует развитию творческого воображения и мышления, обогащает устную речь» (3). В процессе работы с картой на уроке мы используем её, как иллюстрацию знаний об объектах или явлениях, рассказанных учителем или прочитанных в учебнике, как источник знаний об изображённом объекте или явлении, как источник новых знаний, выведенных на основе умозаключений, но непосредственно не изображённых. Это помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, вовлечь учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность.

    « Быстрое развитие компьютерных технологий в современном мире, внедрение их во все сферы человеческой деятельности делают проблему компьютеризации современного образования одной из наиболее актуальных. Компьютерная грамотность становится сегодня не только характерной чертой специалиста – профессионала, но и является важным показателем общей культуры человека» (7). Поэтому, одно из направлений совершенствования работы современного учителя географии связано с активным применением компьютера на уроках географии. Выполнение функции управления учебной деятельностью – существенный признак применения компьютера, как обучающего средства.

    Физическая география – школьный предмет, призванный сформировать образное представление у детей о нашей планете. Считаю, что необходимо вместе с изучением учебника и устным изложением материала обязательно использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, а так же современные геоинформационные технологии и ресурсы Интернета. «Использование Интернета в учебном процессе имеет позитивные характеристики - у школьников формируются мыслительные навыки, развиваются навыки выбора нужной информации, возрастает информационная грамотность» (6). Применение в школе современных форм уроков, в частности урока с использованием Интернет-ресурса, – это мощный стимул в обучении географии. Информационные технологии с правильно используемыми педагогическими технологиями, создают необходимый уровень качества, вариативности и дифференциации обучения. Нестандартные и занимательные задания, при выполнении которых ученик обращается к карте, развивают образное мышление ребенка, умение анализировать получаемую информацию.

    Материал, который мы даем на уроке - объемный и разноплановый. Интернет-ресурсы помогают дополнить урок необходимыми картами, восполняют недостаток необходимых карт. Ресурсы Интернет, электронные учебники, презентации применяются мною на уроках в различных целях: для обеспечения самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся по овладению новым материалом, реализации дифференцированного подхода к организации учебной деятельности, контроля качества обучения и т.д.

    Например, шестиклассники только начинают познавать мир, им сложно усваивать большой объем информации. Поэтому на уроке им можно увидеть не только тот вулкан, что изображен в учебнике, а познакомиться с вулканами Коровина, Павлова, Вельяминова, названными в честь русских исследователей северо-западной Америки (http:// www.ecosystema.ru .). Чем больше характерных черт каждого вулкана запомнит ребенок, тем более комплексным и реалистичным будет для него это понятие. Все рассматриваемые объекты обязательно во время занятий находить на карте и в атласе.

    Используемая литература:

    6. Заяц Д.В. Интернет- ресурсы на уроках географии. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2008 г.

    7. Филатова, Н.Б. Компьютер на уроке географии. Научно-методический журнал « География в школе», М.: «Школа-пресс», № 2, 2001 г.


    Географическая карта, одно из замечательнейших созданий человеческого ума, появилась уже на заре цивилизации. Самые старые из уцелевших картографических изображений, вавилонские и египетские, относятся к очень давним временам – третьему и второму тысячелетиям до нашей эры. Первые же настоящие географические карты создали древние греки. Именно в античной Греции лежат истоки картографии и географии, как и многих других наук. Греки одни из первых предложили шарообразность Земли, вычислили ее размеры, придумали первые картографические проекции, ввели в обиход меридианы и параллели. С тех пор картография, развивавшаяся в теснейшей связи с географией, прошла большой и сложный путь, превратившись во всесторонне разработанную отрасль знания.

    Современные карты отображают самые разнообразные природные и общественные явления: рельеф и растительность, плотность населения и административные деления, промышленность и транспорт. Есть карты (почвенные, климатические, политические и т.д.), отражающие какое-то одно явление, и есть карты, на которых изображают несколько явлений (например, комплексные экономические карты, характеризующие промышленность, сельское хозяйство и пути сообщения). Известно, какое широкое применение находят карты. Ни одна работа, связанная с изучением территории, не может вестись без карты. Карта необходима в мореплавании. Без карты невозможно проектировать строительство заводов и дорог, правильно планировать сельскохозяйственные угодья. При помощи карты преподаются география и история. Картой пользуются туристы, альпинисты и люди, просто желающие ознакомиться с местностью, которую им предстоит посетить. Узором значков и сплетением линий, палитрой красок и шрифтами надписей карта рассказывает о незнакомой территории, и за условными знаками встает живая географическая действительность – реки, горы, города, заводы. Для человека, который умеет «читать» карту, любит ее и обладает воображением, в ней скрыта подлинная поэзия, пленительное волшебство. Тем более что лучшие карты – это не только научные произведения, но и, можно сказать, произведения искусства, отличающиеся красотой и изяществом оформления.

    Развитие географии немыслимо без географической карты. Она позволяет описывать географические явления в наиболее наглядной и лаконичной форме. В самом деле, никакое литературное описание не может заменить карту, ибо оно не обладает ее точностью и наглядностью, не дает зрительного представления о форме, величине и взаимном расположении объектов, не позволяет оценить пространственных взаимоотношений. Сколько понадобилось бы слов, чтобы, не упустив ничего важного, описать достаточно большую территорию! Карта же дает представление обо всей этой территории сразу. Надо не забывать также, Что текстовое описание по сравнению с картографическим изображением гораздо более субъективно. А иногда язык почти не в состоянии передать все те прихотливые изгибы контуров, причудливые направления линий, которые так легко и выразительно передает карта.

    Карта – орудие труда картографа, важнейший инструмент географического исследования. Посредством карты географ устанавливает пространственные взаимосвязи между явлениями и выводит их географические закономерности. Почти каждое географическое исследование, будь то определение высоты снегового покрова или изучение грузоперевозок, с карты начинается и картой заканчивается, то есть оно проводится с использованием карт, на которые «накладываются» получаемые данные, и завершается созданием новых карт с новым, обогащенным содержанием. После осмысливания результатов проведенных исследований создаются «карты-выводы», «карты-умозаключения». Таковы, например, карты климатических или экономических районов.

    Только внимательно анализируя карту, можно правильно понять и всесторонне осмыслить географическое положение страны или района, города или завода – положение по отношению к горным хребтам, морям, месторождениям полезных ископаемых, путям сообщения, крупным промышленным центрам и т.д.

    Подобно тому как химик, говоря о каком-либо веществе, прежде всего вспоминает его химическую формулу, географ, говоря о той или иной территории, о том или ином объекте, прежде всего вызывает в памяти их картографический образ.

    Конечно, карта не может и не должна полностью заменять географическое описание. Но без нее нет географии.

    Ведь карта – это особый, «второй язык» географии, язык, без которого география не может обойтись.



     
  • Статьи по теме:
    Где найти мастера рун Witcher 3 руны
    Побочные задания в дополнении «Каменные сердца» не так многочисленны, точнее, их совсем мало. Оно и понятно, водоворот событий при прохождении основного сюжета затягивает с головой, и отвлекаться от увлекательнейшего повествования совершенно не хочется. О
    Прохождение castlevania lords of shadow 2
    Прохождение Castlevania Lords of Shadow 2 Сначала обучение. Надо будет встать с трона и пройти в зал, где нажать все кнопки, находящиеся на дисплее слева. После появления солдат, продолжаем выполнять указания, просто бить их нет смысла. Есть некоторая пр
    Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке Подключаем sd
    (4 оценок) Если на вашем устройстве недостаточный объем внутренней памяти, можно использовать SD-карту как внутреннее хранилище для вашего телефона Android. Данная функция, называемая Adoptable Storage, позволяет ОС Андроид форматировать внешний носител
    Как повернуть колёса в GTA Online и многое другое в FAQ по GTA Online
    Почему не подключается gta online?Всё просто, сервер времено выключен/неактивен или не работает. Зайди на другой.Как отключить онлайн игры в браузере. Как отключить запуск приложения Online Update Clinet в Connect manager? ... На сккоко я знаю когда ты ум