Игры на определение цвета для детей. Развивающие игры на изучение цветов

Дидактические игры на закрепление цвета.

« Найди предметы такого же цвета»

Цель. Соотнесение изображений по цвету (или оттенку).

Оборудование. Картинки с изображением предметов разных цветов.

Ход игры. Педагог показывает детям одну из картинок (например, красные варежки). Детям предлагается найти и показать картинку, на которых изображены предметы такого же цвета (например, красные носочки и др.).

«Какого цвета не стало?»

Цель. Выделение и название цвета.

Оборудование. Несколько флажков разного цвета.

Ход игры. Педагог показывает детям флажки и просит называть их цвет. После этого детям предлагается закрыть глаза. В это время педагог убирает один из флажков. Дети открывают глаза и называют цвет отсутствующего флажка.

«Неразлучные цвета»

Цель. Закрепление умения выделять постоянные цвета предметов.

Ход игры. Педагог называет предмет (объект), в котором в постоянном сочетании представлены определенные цвета, и просит детей их назвать. Например: рябина – листья зеленые, ягоды красные; ромашка – лепестки белые, середина желтая; береза – ствол белый, листья зеленые .

Собери гирлянду»

Педагог показывает элемент - образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.

игра "Поле чудес"

Цель: Закреплять умение различать и называть цвета. Развивать мелкую моторику рук. Помочь детям усвоить понятия "много", "мало", "один", "больше", "меньше", "сколько". Считать предметы и устанавливать соответствие их количества определённой цифре. Развивать пространственную ориентировку.

Ход игры

1 вариант : ребёнок самостоятельно выбирает и прикрепляет прищепки на край цветного поля, соответственно цвету. Прищепки лежат в отдельных баночках по цветам. Можно усложнить задачу разместив все прищепки разных цветов на одном подносе.

2 вариант: ребёнок выбирает и прикрепляет к краю круга прищепки того цвета, который называет взрослый. Возможно выбрать в игре ведущим ребёнка, который будет давать задания и контролировать правильность выполнения.

3 вариант : ребёнок закрепляет на определённом цветовом сегменте столько прищепок, сколько называет педагог. Сравнивает количество прищепок того или иного цвета. Каких больше, меньше,поровну?

Цветное "Поле чудес" может быть разделено на большее количество цветов и оттенков. Таким образом задания могут усложнятся, в зависимости от возраста, знания и умения детей.

«Волшебные лепестки»

Цель: закрепить знания детей основных цветов и их оттенков.

Правила игры: правильно сложить лепестки разных оттенков

в цветок, который считается распустившимся.

Дидактический материал: цветок красного цвета, сделанный

из картона (лепестки у него разных оттенков от светлого до темного),

наборы лепестков разных оттенков шести основных цветов

(по количеству детей), вазы, подносы.

«Какое что бывает?»

Цель: учить классифицировать предметы по цвету, форме,

Качеству, материалу, сравнивать, сопоставлять, подбирать

как можно больше наименований, подходящих под это

определение; развивать внимание.

Ход игры: Расскажите, что бывает:

Зеленым - огурец, крокодил, листик, яблоко, платье, елка ….

Широким - река, дорога, лента, улица …

Выигрывает тот, кто больше назовет слов.

«Цветная клавиатура»

Из обыкновенной клавиатуры от компьютера, можно сделать пособие для изучения цвета, а можно изучения геометрических фигур.

Развитие мелкой моторики остаётся актуальной проблемой, так как степень развития мелкой моторики у ребенка раннего и младшего дошкольного возраста определяет самые важные для него качества: активную речь, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение.

Практическая значимость: данное пособие позволяет достичь высоких результатов по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста. При его использование педагог имеет возможность варьировать задания, учитывая возрастные особенности детей и решаемые задачи.

Инновационная направленность: предлагаемое игровое пособие заинтересует детей, т.к. компьютеры, ноутбуки, планшеты за последние несколько лет так прочно вошли в жизнь дошкольника.

Компьютер за последние несколько лет так прочно вошёл в нашу жизнь, что практически вытеснил телевидение и занял центральное место в доме. А чаще в семье он даже не один. Как правило, ноутбуки, планшеты есть сейчас почти у каждого члена семьи. Поэтому можно с уверенностью сказать, что предлагаемая мною игра заинтересует детей, но, в отличие от компьютерных игр, будет приносить только пользу, развивая пальчики, цветовое восприятие.


С первых дней жизни малыша окружает многообразный разноцветный мир, однако в младенчестве он еще не способен различать все цвета и оттенки, цветовое зрение человека меняется постепенно. Чтобы жизнь ребенка становилась ярче и красочнее, чтобы он учился распознавать и запоминать цвета, играйте с ним в «цветные» игры.

Полученные детьми знания о цвете способствуют сенсорному и умственному развитию, помогают формировать новые навыки. Цвет, как форма и размер, является для ребенка одним из эталонов, на котором он может базировать знания о тех или иных предметах и явлениях. И чем раньше эти эталоны сформируются, тем больше полезной информации сможет понять и усвоить малыш, тем быстрее, осознаннее и точнее он будет ориентироваться в окружающем мире, и лучше развиваться в целом. Кроме того, умение различать цвета - прекрасная тренировка наблюдательности, внимания и художественного вкуса. Совершенствуясь в изучении цветов, малыш узнает о том, что цвета можно разделить на теплые и холодные, пастельные и контрастные.

Даже не покупая пособий, вы легко найдете основные цвета в повседневной жизни: обратите внимание ребенка на сочные краски зелени и фруктов, насыщенные цвета игрушек, разноцветные узоры на тканях. Для того чтобы познакомить ребенка с различными цветами и их названиями, не нужно ждать особого возраста. Играть в “цветные” игры можно с рождения, просто рассказывая крохе о многоцветии вокруг него. Одевая ребенка, называйте цвета одежды: «Какую майку мы наденем - красную или синюю?». Выполняя домашнюю работу, обращайте внимание ребенка на цвет тарелок и чашек, на разные оттенки белья, которое вы достаете из стиральной машины «А вот и наше желтое одеяло!». Собирая с малышом пирамидку, проговаривайте названия цветов: “Давай мы наденем на стержень красное колечко. А это колечко - синее”. Во время прогулки также можно обсуждать цвета и оттенки всего вокруг. Нам только кажется, что это простые разговоры между делом, а малыш обращает внимание на цвет, познает речь, учиться слышать и понимать вас.

О ЦВЕТАХ
Все цвета подразделяют на две группы: хроматические (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические (белый, черный, и оттенки серого). У каждого цвета тысячи оттенков. Кроме этих характеристик существует цветовой тон, светлота, яркость, насыщенность. Как же малышу не запутаться, и научится ощущать всю красоту разноцветного мира? Художники считают основными три цвета - красный, желтый, синий, из которых можно получить все остальные при смешивании. Добавим к ним зеленый, и получим те четыре основных цвета, с которых и следует начинать знакомство малышей. После того, как ребенок научится без труда узнавать и различать эти цвета, можно знакомить его с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами спектра.
Не стоит учить цвета по очереди (отдельно запомним красный, потом желтый и т.д.) и обозначать их уменьшительно-ласкательными словами (красненький вместо красный). Важно не называть несколько цветов одним названием, к примеру, фиолетовый, синий и голубой цвета - просто синим. Ребенок прекрасно различает оттенки и не поймет, почему разные цвета обозначают одним и тем же словом. В дальнейшем ему трудно будет объяснить, почему голубой цвет всегда был синим, а сейчас его вдруг нужно называть голубым.

ОБ ИЗУЧЕНИИ ЦВЕТОВ
Изучать цвета с детьми следует поэтапно:

Первый этап - становление цветовосприятия. Знакомство с цветом у новорожденных происходит в период третьего-четвертого месяца жизни, когда начинают усиленно работать колбочки - клетки, которые «видят» цвета на ярком свету. Поэтому именно с этого времени можно целенаправленно вводить в игры цвет (попробовать можно уже с двух месяцев, у некоторых детей колбочки созревают раньше).
Игры: подвесьте над колыбелью ребенка предметы разных геометрических форм и периодически меняйте их цвет и величину. Для фиксирования цвета поочередно (с интервалом в 30 секунд) покажите малышу две картинки с простым силуэтным изображением, отличающиеся только цветом (форма и размер должны быть одинаковые).

Второй этап - отождествление предметов. Научите малыша выбирать из находящихся перед ним предметов одинаковые по цвету, одновременно проговаривая «такой - не такой, одинаковый - разный». На этом этапе дети часто вплотную прикладывают предметы друг к другу, чтобы сравнить и найти пары. Называйте цвета, но не требуйте повторения.
Игры: найти парные носочки, подобрать чашки к блюдцам, помочь рыбкам приплыть в озера своего цвета, разноцветным бабочкам - сесть на цветочки нужного цвета, собрать бумажные кружочки «капельки» определенного цвета в стакан того же цвета, разложить цветные игрушки по цветным коробкам, подобрать по цвету заплатки к одежде, заселить домик с цветными окошками жильцами, накормить игрушки цветными бубликами (колечками от пирамидки), поиграть в ковры-самолеты (рассадить разноцветные игрушки на листики цветного картона по цветам. Если пассажир подобран верно, ковер-самолет взлетает), или в «поезд» (разноцветных пассажиров можно рассаживать в вагоны, которыми будут колечки от пирамидки. Если кто-то занял не свой вагон, поезд не трогается с места).

Третий этап - нахождение идентичного предмета по цвету - «Дай такой же», восприятие цвета на расстоянии, выбор цвета по образцу. Для начала возьмите два цвета, постепенно добавьте все основные цвета: красный, синий, желтый, зеленый.
Игры: найти в комнате предметы такого же цвета, как цвет карточки или показанной игрушки. Можно добавить в эту игру элемент соревнования, и искать вдвоем, кто больше (если вы случайно ошибетесь, а малыш это заметит, будет здорово), повторить цветными кружками заданную последовательность, расположенную сначала в ряд, потом - хаотично, сложность можно многократно увеличивать добавлением количества кружков, повторить последовательность цветов игрушками тех же цветов. Рассортировать предметы разного цвета на группы, используя счетные палочки, детали мозаики, крупные пуговицы и пр. (сортировку можно усложнить, например, разложить мозаику-ягодки по цветным тарелкам не руками, а ложкой, или добавить к признаку цвета признак формы). Посадить цветные прищепки-бабочки на лепесточки того же цвета или сделать разноцветным рыбкам хвостики из прищепок, а цветным ежикам - иголки-прищепки, подходящие по цвету. Подобрать куклам одежду по цветам - шапочки, пальто и сапоги одинакового с платьями цвета, и отправить их на прогулку. Построить разноцветные домики из картонных квадратиков и треугольников-крыш, потом пусть ветер сдует крыши, а малышу нужно будет подобрать подходящие по цвету и починить домики.

Четвертый этап - закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе дети различают цвета по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета.
Игры: дайте малышу кружки разного цвета, затем назовите цвет и попросите найти кружки такого же цвета, “покормите” игрушки разноцветными кубиками - “конфетами” (“Кукла любит красные конфеты, а неваляшка - желтые”), расплавьте цветные кубики льда в теплой воде поочередно, понаблюдайте, как окрасилась вода. Можно поиграть в динамичные ролевые игры, например, покупатель в магазине решил купить все красные товары или доктора вызывали в дом синего цвета, а водитель автобуса должен высадить игрушки разных цветов на цветных остановках: мишку - на синей, зайку - на зеленой и т.д.

Пятый этап - формирование у ребенка умения словесно обозначать цвет. Для начала помогайте малышу: называйте цвет сами и просите повторить название, подсказывайте начало слова, задавайте наводящий вопрос.
Игры: дайте малышу кружки разного цвета, и попросите назвать каждый, поиграйте в цветное домино, где вместо точек - разные цвета, проговаривая при этом цвет. Вырежьте трафареты из картона (овощи, фрукты, ягоды, цветы) и прикладывайте их к различным листам цветной бумаги и вещам в доме, называя цвет. На улице нарисуйте мелками на асфальте разноцветные круги и загадывайте друг другу, на круг какого цвета прыгнуть.

Шестой этап - обучение обобщению и классификации предметов по признаку цвета.
Игры: построить цветные заборчики, выбрав «доски» одного цвета, найти лишние кирпичи красной дорожки (добавьте зеленый и синий кирпичики), «Собрать коллекцию» (сложить предметы одного цвета в коробку), разложить карандаши по баночкам, расставить машинки в гаражи по цвету. Можно устроить цветные дни - пусть в среду вся одежда, еда, игрушки и даже вода в ванной будут зеленые, а в четверг - красные, ищите предметы выбранного цвета на улице.

Очень важно научить ребенка передаче цвета предмета в продуктивной деятельности (нарисовать зеленую траву, слепить красный цветок, наклеить желтое солнышко и т.д.).
Именно продуктивная изобразительная деятельность - рисование, лепка, аппликация - отлично знакомит с цветом. Здесь знакомство начинается с беспорядочных каракулей, штрихов, пятен. Малыш еще не может удержать кисть и делает первые рисунки пальцем, ладошкой. Такие занятия не только развивают координацию движений, но способствуют накоплению цветового опыта. На раннем этапе привлекают детей наиболее чистые цвета. Позже малышу становится интересен не только процесс закрашивания, но и восприятия пятна, у ребенка возникают ассоциации по цвету и форме. Ассоциативный рисунок отличается от первых каракулей тем, что кроха уже дает характеристику цвета. В начале и в конце третьего года жизни процесс рисования существенно отличается. Это говорит о развитии восприятия, представлений, образно-смысловой стороны деятельности. У детей появляется желание находить как можно больше цветовых оттенков и придумывать им названия. Например, красный цвет - кирпичный, томатный. Таким образом, за каждым цветом закрепляется типичная ассоциация. Разумеется, у всех детей она может быть разная. Но выделяются наиболее популярные, такие как красный - Дед Мороз, помидор; оранжевый - апельсин; желтый - солнце; зеленый - лягушка, трава; голубой - небо, вода; синий - море; фиолетовый - свекла, баклажан.
Многие названия цветов сами по себе являются ассоциативными. Например, сиреневый (как сирень), лимонный (как лимон). Запомнить такие названия малышу будет несложно, если вы вместе подумаете, почему тот или иной цвет или оттенок называется именно так. Эта игра поможет не только выучить новые цвета, но и расширить словарный запас и потренировать наблюдательность. Вот еще примеры таких цветов: шоколадный, фисташковый, малиновый, васильковый, соломенный, оливковый, золотой, бирюзовый, морской волны, сливовый, стальной, персиковый, вишневый и т.п.
Лепка и аппликация прекрасно дополняют занятия с красками. Ведь малыш не только видит, но и руками чувствует колобки разноцветного пластилина, мнет цветную бумагу.
Поиграйте в «изобразительные» игры. Для самых маленьких подойдут «прятки»: спрячьте желтых мышек от кошки, закрасив их желтым. Пусть ребенок продолжит рисовать начатые вами линии того же цвета или вернет на место перепутанные колпачки от фломастеров. Поиграйте в «Волшебную водичку», для этого заранее приготовьте прозрачные баночки с водой, нанесите на крышечки немного цветной гуаши и аккуратно закройте. Пусть малыш потрясет их и посмотрит, как вода окрашивается. Дайте ребенку черный лист, пускай он нарисует цветной салют в небе, или поле цветов на зеленой бумаге.
Замечательно развивают цветовое восприятие детские книги с хорошими иллюстрациями. Есть специальные издания, посвященные разным цветам. Но для изучения цвета подходят и художественные книги с крупными рисунками на каждом развороте - для самых маленьких читателей. Не превращая чтение в дидактический процесс, иногда отмечайте цвет нескольких предметов на странице, через несколько дней выбирайте другие предметы. Существуют рассказы для малышей, которые специально написаны о различных цветах, например «Петух и краски» Владимира Сутеева. Есть литературные произведения для знакомства с цветами радуги, от всем известной поговорки «Каждый охотник… » до замечательных стихов: А. Венгер «Цвета радуги», Л.Б. Дерягина «Сказка о том, как на свете появились краски», Н. Ефремова «Цветная страна».

ОБ ИЗУЧЕНИИ ОТТЕНКОВ
После того, как ребенок научится узнавать и различать основные цвета, можно переходить к изучению оттенков. Игры на различие оттенков помогают познакомить малыша с общепринятой системой цветовых тонов, включающей как переходные фазы от одного цветового тона к другому, так и варианты одного цвета по насыщенности, а еще позволяют классифицировать цвета в зависимости от их свойств: светлые - темные, теплые - холодные.
Игры на подбор цветов и оттенков: подбирайте к разноцветным кружочкам из картона наиболее близкие по цвету предметы и мебель в доме. Сделайте сенсорную коробку с крашеным рисом и игрушками одного цвета, но разных оттенков. Можно подготовить для занятий специальные карточки разных оттенков или использовать готовые дизайнерские веер-пантоны. Уже лето, а значит - пантон в руку и вперед на улицу - подбирать оттенки карточек к цветам на клумбах, зелени в парках и пр. Оттенков в природе великое множество!
Игры на различие светлых и темных оттенков: нарисуйте улицу в дневное и вечернее время, подберите темные и светлые майки двум командам футболистов. Налейте в несколько прозрачных стаканчиков одинаковое количество раствора краски, добавте в каждый стаканчик разное количество воды, и посмотрите, как меняется оттенок от темного к светлому. Более сложные варианты игр - это упражнения на подбор оттенков одного цвета с постепенным переходом от темного к более светлому и наоборот. Например, игра «Гусеница», в которой нужно выбрать из предложенных кругов образцы нужных оттенков и сделать цветовую растяжку от светлой головы гусеницы к темному хвосту с постепенным переходом.
Игры на различие холодных и теплых цветов: составить букет из бумажных цветов холодных оттенков для снегурочки и теплых - для солнышка. Детям постарше можно предложить нарисовать жар-птицу и Снежную Королеву, пустыню и Северный Полюс.
Игры на различие оттенков одного: сделайте трафареты с изображениями растений, близких по цвету: помидора и моркови, мака и шиповника, незабудки и сливы, розы и сирени, василька и баклажана. Или поиграйте в цветное лото с предметами разных оттенков одного цвета. Подберите к бумажным платьям поясок подходящего оттенка (платья одного цвета, но разных оттенков, удобно вырезать из каталогов одежды или журналов мод).

Вы и малыш чудесно проводите время за цветными играми, но как же узнать, сформировалось ли у ребенка восприятие цвета? Ответ утвердительный, если он умеет:
- соотносить цвета с образцом;
- находить цвета и оттенки по названию;
- правильно называть цвета и оттенки.
А если пока что-то не удается, продолжаем играть!

Список использованной литературы:
1. Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: Пособие для воспитателей детского сада/ Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, З.Н. Максимова, Л.И. Сысуева; под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 19737г. - 110с.
2. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи - Москва: Просвещение, 1983 - с.64
3. Башаева, Т.Б. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук: Популярное пособие для родителей и педагогов./ Т.В. Башаева. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 240с.
4. Дубровская, Н.В. Цвет и особенности его восприятия детьми дошкольного возраста:/ Н.В. Дубровская// Журнал Дошкольная педагогика. - 2003. - №6 (15) - С. 21 - 26.
5. Дерягина, Л.Б. Радуга-дуга: Запоминаем цвета, развиваем речь и художественный вкус: пособие для детей, родителей и воспитателей/ Л.Б. Дерягина. - СПб.: Издательский дом «Литера», 2005. - С.32.

Дидактические игры на закрепление цвета для детей 3-4 лет «Осенние листья»

Автор: Захарова Наталья Алексеевна, воспитатель коррекционной группы
Место работы: МАДОУ № 35 д. Новая Мельница Новгородского района


Описание работы: Данная серия игр рассчитана на детей 3-4 лет младшей группы детского сада. Игры помогут закрепить названия цветов, названия деревьев. Кроме того сами листья можно использовать в качестве трафаретов на рисовании. Данное пособие будет полезно для педагогов и родителей детей 3-4 лет. Задания рассчитаны на работу в группе, но часть из них можно проводить и в индивидуальном порядке.
Цель: Закрепление основных цветов.
Используемые материалы: Листья из картона красного и желтого цвета.
Изготовление пособия:
Из красного и желтого картона вырезаются большие листья деревьев разных видов. Для большей долговечности можно их обклеить скотчем или заламинировать. Для усложнения игр можно добавить листья зеленого цвета.

1игра «Собери букет»

Задачи:



Ход игры:
Детям раздаётся по 1 листику красного или желтого цвета. Они берутся за руки и водят хоровод, произнося при этом:
Осень, осень наступила,
Листья с веток сорвала.
Очень долго их кружила,
И в букет их собрала.

Дети останавливаются, и ведущий произносит далее:
Раз, два, три,
Букет красных (желтых, разных) листьев ты собери.

После этих слов дети, у которых оказались листики указанного цвета, сходятся в круг, подняв высоко листики, и как бы образуют букет. После этого игра повторяется.

2 игра "Листопад"

Задачи:
-Закрепить знание красного и желтого цвета.
-Развивать слуховое внимание и восприятие.

-Воспитывать умение работать в коллективе.
Ход игры:
Дети выбирают себе листочек и называют, лист какого дерева они выбрали и какого он цвета.
Ведущий произносит:
Листопад! Листопад! Все дети бегут по кругу
Листья разные летят!
Желтые листочки
Действия выполняют дети с желтыми листьями.
кружатся красиво.
Красные листочки
Действия выполняют дети с красными листьями.
Кружатся красиво.
Далее в разном порядке можно перечислять, какие листочки, что делают.(…листочки на землю упали, ….листочки по кругу полетели и тд)
В конце:
Разные листочки
На землю упали.
Приседают
Прилетел легкий ветерок, подул. Дуют.
Поднялись листья, Разбегаются..
разлетелись в разные стороны.

3 игра «За листиком беги»

Задачи:
-Закрепить знание красного и желтого цвета.
-Развивать слуховое внимание и восприятие.
-Развивать быстроту реакции
Ход игры:
На полу разбросаны листья, причем желтых меньше на один, чем детей и красных тоже меньше на один.
Ведущий произносит:
Раз, два, три
К желтому (красному) листику беги.

Дети должны взять листик того цвета, который назвал ведущий. Тот, кому не хватило листика нужного цвета, выбывает из игры. Игра продолжается до последнего человека. Он становится победителем.

4 игра «Какого цвета?»

Задачи:
-Закрепить знание красного и желтого цвета.
-Развивать слуховое внимание и восприятие.
Ход игры:
Каждому ребенку выдают по два листика (1 желтого, другой красного цвета). Ведущий задает вопросы, типа: Какого цвета цыпленок (мак, солнышко, клубника, одуванчик и тд)? Задача детей поднять листик определенного цвета.

5 игра «Найди пару»

Задачи:
-Закрепить знание красного и желтого цвета.
-Закрепить названия деревьев.
-Развивать слуховое внимание и восприятие.

-Воспитывать умение работать в коллективе.
Ход игры:
Каждой паре детей раздаётся по 1 листику с 1 дерева, но разного цвета. Включается быстрая музыка, под которую дети разбегаются в произвольном порядке, как только музыка останавливается, дети должны быстро найти свою пару. Далее дети с желтыми листиками меняются листьями между собой и игра продолжается, затем дети с красными листиками меняются и тд.

6 игра «Чередование»

Задачи:
-Закрепить знание красного и желтого цвета.
-Развивать слуховое внимание и восприятие.
-Развивать умение ориентироваться в пространстве.
-Учить работать по схеме.
-Воспитывать умение работать в коллективе.
Ход игры:
Детям раздаётся по1 листику красного или желтого цвета. Звучит музыка, как только она заканчивается, дети должны построиться в определенном порядке, ориентируясь на схему, показанную ведущим. Схема представляет собой лист, на котором в определенном порядке нарисованы красные и желтые кружки. (Например, красный-желтый-красный-желтый, или красный-красный-желтый-красный-красный-желтый и тд)

Представленные игры помогут вам познакомить ребенка с понятиями - теплые и холодные оттенки, а также разовьют цветовосприятие, которое очень важно для сенсорного развития.

Игра "Солнышко и снеговик".

Для этой игры я взяла наборы палитр в магазине Оби и разрезала их на карточки. Сначала я постаралась объяснить ребенку, что такое теплые и холодные цвета.
Холодные цвета - это те, которые создают впечатление прохлады, а теплые -радости, бодрости, тепла. К теплым цветам относятся - красный, оранжевый, желтый. Они напоминают огонь, солнце. А к х олодным - голубой, синий, фиолетовый. Они напоминают лед, воду. Зеленый цвет может быть как теплым, так и холодным, о том какой он можно сказать по соотношению в нем синего и желтого. Если в зеленом больше синего, то этот цвет холодный, а если желтого, то теплый.
Затем я предлагаю ребенку подобрать солнышку тёплые оттенки цвета, а снеговику - холодные.

Игра "Найди пару".

Задача найти карточки одного цвета.

Игра "Коврик для кошечки".

Задача собрать коврик для кошечки одного цвета от самого темного отттенка до самого светлого или наоборот.

Игра "Собери букет".

Эта игра тоже поможет познакомить детей с понятиями холодные и теплые цвета. Для игры понадобятся 2 вазочки - красная и синяя и цветы теплых и холодных оттенков. Взрослый предлагает ребенку собрать 2 букета - один Снежной королеве, другой для Солнышка.

Игра "Гусеницы".

В этой игре такие же правила, как в игре "Собери букет" - надо собрать 2 гусениц теплого и холодного цветов.

Для детей помладше можно упростить праивла и собирать гусениц просто одного цвета.

Игра "Разноцветные гусеницы".

С гусеничками очень интересно будет поиграть еще в одну игру для закрепления названий цветов. Для этого понадобится кубик с цветами. Игроки по очереди бросают кубик, какой цвет выпал на кубике, такого цвета кружок игрок берет для своей гусеницы. Очень важно, что в этой не будет победителя, и малыш не растроится.

Для более старших детей игру можно усложнить и бросать 2 кубика - один цветной, а второй с точечками. Тогда игрок прикрепляет к своей гусеничке столько кружков выпавшего цвета, сколько выпало на кубике с точечками. Победителем считается игрок, у которого получилась самая длинная гусеница.

С гусеничкой можно также выполнять задания на развитие мышления. Взрослый начинает выкладывать гусеничку чередую круги разного цвета, а ребёнок должен продолжить.

Скачать шаблоны для игр:


Таня Шрамко

Здравствуйте, уважаемые коллеги! вашему вниманию, я хочу предложить серию дидактических игр по цветоведению. Идея создания этих игр возникла после изучения пособия И. А. Лыковой "Дидактические игры и занятия". Проанализировав игры автора, я решила их создать оформить их, добавляя свои разработки.

Дидактическая игра

«Художник по имени природа»

Возраст : средняя, старшая группы

Цель игры : продолжать учить детей проводить аналогии времени года с цветовой гаммой красок. Определять характер цвета «холодный», «теплый» «Нежный» (пастельный).

Ход игры: участникам игры ведущий предлагает карточки с изображением времен года, а также палитры с цветовыми пятнами, характерными одному из времени года. Задача детей - соотнести времена года с наиболее подходящим цветовым пятном. Определять цвета и оттенки на палитре, их характер (холодный, теплый, нежный).

Дидактическая игра

«Времена года и краски»

Возраст:

Цель : сопоставлять цвета и оттенки характерными цветовыми особенностями времени года. Закреплять знания о свойствах цвета (характер, насыщенность, яркость, состав).

Ход игры: в игре предложен пейзаж, изображенный художником весной, летом, осенью и зимой, с характерной цветовой гаммой каждого времени года, а также палитры и фишки-краски разных цветов и оттенков. Задача участников игры подобрать к каждому времени года советующие фишки –краски, определить насыщенность, характер, оттенок, состав каждого цвета (нежные –яркие, холодные – теплые, основные- составные, оттенок какого цвета).

Дидактическая игра

«Говорящие цвета»

Возраст: старшая, подготовительная группы.

Цель игры: знакомить детей с оттенком цвета, уточнять понятие «цвет» и «оттенок». Развивать ассоциативное мышление, расширять словарный запас.

Ход игры: участникам игры предложены карточки с изображением предметов, название которых ассоциируется с некоторыми оттенками цветов (малина-малиновый; роза –розовый и т. д., а также карточки – оттенки. Задача участников игры – соотнести карточки-оттенки с их предметными названиями. Определить к какому цвету относятся эти «говорящие» оттенки.


Дидактическая игра

«Ягоды поспели»

Возр аст : младшая, средняя группы

Цель и гры : закреплять умение составлять градационный ряд цвета от светлого к темному, по образцу и без него.

Ход иг ры: игра состоит из карты – образца, на которой изображен ряд ягод, с последовательным усилением оттенка цвета. Задача участников игры состоит в умении разложить карточки с ягодами в определенном цветовом порядке от более светлых к темным по образцу, а далее без него.


Дидактическая игра

«Воздушные шары»

Возра ст: средняя, старшая группы

Цель и гры : продолжать знакомиться с понятием «спектр цвета», сопоставлять с природным явлением (радуга). Определять цвета, входящие в спектр цвета и их последовательность.

Ход иг ры: игра состоит из дидактического поля, где изображены силуэты семи воздушных шаров, а также отдельные разноцветные карточки-шары. Предлагается несколько вариантов игры:

Вариант 1. Задача участников игры – разложить семь цветных карточек-шаров в правильной спектральной последовательности, используя популярную речевую фразу -подсказку (Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан, в которой, последовательность слов и первые буквы соответствуют цвету радуги.

Вариант 2. Участникам игры предлагается помимо семи карточек-шаров дополнительные цвета и оттенки. Задача детей – выбрать те карточки-шары, которые входят в состав радуги, и расположить их в правильной последовательности.

Вариант 3. Ведущий раскладывает шары в спектральной последовательности, нарушая последовательность двух и более цветов. Задача детей – обнаружить ошибку и ее исправить.

Дидактическая игра

«Краски и волшебство»

Возраст ст: старшая, подготовительная группа

Цель и гры : знакомить детей с понятием «тон цвета», дать представления о получении насыщенных и светлых тонов, способов их получения. Составлять градационный ряд (от светлого к темному и наоборот).

Ход иг ры: игра состоит из набора оттенков трех красок – силуэтов (синий, желтый, красный, а также карточек с изображением цветных и белых капель. Задача детей – расположить оттенки красок в нарастающей последовательности от светлого к насыщенному цвету и наоборот, процессе игры выяснить, что такое «оттенок цвета», как он получается.





Дидактическая игра

«Превращение цвета»

Возр аст : средняя, старшая группы.

Цель и гры : закреплять умения детей получать новые цвета в красках. Определять основные и составные цвета.

Ход иг ры: детям предлагаются силуэты красок с основными (красный, желтый, синий) и составными (оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой) цветами. Существует несколько вариантов игры.

Вариант 1. Ведущий складывает две краски основных цветов и предлагает участникам игры определить составной цвет, который получится.

Вариант 2. Ведущий выбирает один из составных цветов краски и просит участников игры найти те краски (основные цвета, при смешивании которых получается выбранный им цвет.

Вариант 3. Участники игры самостоятельно определяют какие основные цвета красок нужно сложить, чтобы получить составные цвета.





 
Статьи по теме:
Где найти мастера рун Witcher 3 руны
Побочные задания в дополнении «Каменные сердца» не так многочисленны, точнее, их совсем мало. Оно и понятно, водоворот событий при прохождении основного сюжета затягивает с головой, и отвлекаться от увлекательнейшего повествования совершенно не хочется. О
Прохождение castlevania lords of shadow 2
Прохождение Castlevania Lords of Shadow 2 Сначала обучение. Надо будет встать с трона и пройти в зал, где нажать все кнопки, находящиеся на дисплее слева. После появления солдат, продолжаем выполнять указания, просто бить их нет смысла. Есть некоторая пр
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке Подключаем sd
(4 оценок) Если на вашем устройстве недостаточный объем внутренней памяти, можно использовать SD-карту как внутреннее хранилище для вашего телефона Android. Данная функция, называемая Adoptable Storage, позволяет ОС Андроид форматировать внешний носител
Как повернуть колёса в GTA Online и многое другое в FAQ по GTA Online
Почему не подключается gta online?Всё просто, сервер времено выключен/неактивен или не работает. Зайди на другой.Как отключить онлайн игры в браузере. Как отключить запуск приложения Online Update Clinet в Connect manager? ... На сккоко я знаю когда ты ум