Логические блоки дьенеша своими руками. Блоки Дьенеша — система логических игр для самых маленьких, детей средней и подготовительной группы. Наши любимые игры

Дидактическая игра " Сколько? "

Материал: логические фигуры.
Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.
Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов "Сколько..."
За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек.
Варианты вопросов: "Сколько больших фигур?" "Сколько красных фигур в первом ряду?"(по горизонтали), "Сколько кругов?" и т.д.

Дидактическая игра " ХУДОЖНИКИ "


Материал:
"Эскизы картин" - листы большого цветного картона
дополнительные детали из картона для составления композиции картины;
набор блоков
Цель игры:
развитие умения анализировать форму предметов
развитие умения сравнивать по их свойствам
развитие художественных способностей (выбор цвета, фона, расположения (композиции).
Описание игры:
Детям предлагается "написать картины" по эскизам. Одну картину могут "писать" сразу
несколько человек. Дети выбирают "эскиз" картины, бумагу для фона, детали к будущей картине, необходимые блоки. Если на эскизе деталь только обведена (контур детали)- выбирается тонкий блок, если деталь окрашена - толстый блок. Так, например, к эскизу картины со слонами ребенок возьмет дополнительные детали: 2 головы слоников, солнышко, озеро, верхушку пальмы, кактус, животное и блоки.
В конце работы художники придумывают название к своим картинам, устраивают выставку
картин, а экскурсовод рассказывает посетителям выставки, что изображено на картине.

Дидактическая игра «МАГАЗИН»

Материал: Товар (карточки с изображением предметов) Логические фигуры.
Цель игры:
развитие умения выявлять и абстрагировать свойства
развитие умения рассуждать, аргументировать свой выбор
Описание игры:

Дети приходят в магазин, где представлен большой выбор игрушек. У каждого ребенка 3 логические фигуры "денежки". На одну "денежку" можно купить только одну игрушку.
Правила покупки: купить можно только такую игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Правило можно усложнить выбор игрушки по двум свойствам (например, большой квадрат, синий квадрат и т. д.)



Дидактическая игра «Что изменилось»

Задачи:

Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине

Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.



Дидактическая игра «Хоровод»

Цель: классифицирует блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру.

Материал: набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры.

Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным.

Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.

Дидактическая игра «Второй ряд»

Задачи:

Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру, отличную по одному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьенеша.

Ход игры: Выложить в ряд 5-6 любых фигур. Построить под ними второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же формы, но другого цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру, цвету.

Дидактическая игра «Найди клад»

Задачи : Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.

Материал: Набор блоков Дьенеша.

Выкладываем перед ребенком 8 логических блоков Дьенеша, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенок должен задавать вам наводящие вопросы, а вы можете отвечать только «да» или «нет»: «Клад под синим блоком?» - «Нет», «Под красным?» - «Нет». Ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину. Затем «клад» прячет ребенок, а воспитатель задает наводящие вопросы.

Затем в эту игру могут играть сами дети, соревнуясь в нахождении клада.

Дидактическая игра « Игра с одним обручем»

Задачи: Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию «не».

Материал: Обруч, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? (Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.

Дидактическая игра «Игра с двумя обручами»

Задачи: Развитие умения разбивать множество по двум совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или».

Материал: 2 обруча, комплект логических блоков Дьенеша.

Ход игры: перед началом игры необходимо выяснить, где находятся четыре области, определяемые на игровом листе двумя обручами, а именно: внутри обоих обручей; внутри красного, но вне зеленого обруча; внутри зеленого, но вне красного обруча и вне обоих обручей (эти области нужно обвести указкой).

1.затем называется правило игры. Например, расположить фигуры так, чтобы внутри красного обруча оказались все красные фигуры, а внутри зеленого все круглые.

2.после решения практической задачи по расположению фигур дети отвечают на вопросы: какие фигуры лежат внутри обоих обручей; внутри зеленого, но вне красного обруча; Игру с двумя обручами целесообразно проводить много раз, варьируя правила игры.

Примечание: В вариантах 5 и 6 общая часть остается пустой. Надо выяснить, почему нет фигур одновременно красных и зеленых, а также нет фигур одновременно круглых и квадратных.

Дидактическая игра «Заселим в домики»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.

Материал: Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением дорожек и домиков

Ход игры: Перед детьми таблица № 1. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки-указатели.

Дидактическая игра « На свою веточку»

Задачи: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам.

Материал: Комплект из 24 фигур (четыре формы, три цвета, две величины). Каждая фигура - носитель трех важных свойств: формы, цвета, величины, и в соответствии с этим название фигуры состоит из названия трех свойств: красный, большой прямоугольник; желтый, маленький круг; зеленый, большой квадрат и т. п.

Ход игры: На рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветви какая «вырастет» фигура, возьмем, например, зеленый, маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, у которой изображен прямоугольник. Дошли до следующего разветвления. Дальше елочки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой – маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький зеленый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами. Аналогично проводиться игра со следующим рисунком.

Дидактическая игра «Цепочка»

Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.

Материал: Набор логических блоков Дьеныша.

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

    Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

    Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);

    Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;

    Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

Дидактическая игра «Помоги сказочному герою»

Задачи:

    Упражнять детей в группировке геометрических фигур

    Развивать наблюдательность, внимание и память

Задание:

- Разделите фигуры между сказочными героями так, чтобы:

У Буратино оказались все синие квадраты

Чтобы Карандашу достались все желтые

Чтобы Незнайке достались все желтые и большие

Дидактическая игра «Этажи»

Программные задачи : Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.

Материал : Набор блоков.

Ход игры:

Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).

Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).

Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.

Игра - Сказка «В царстве блоков»


Материал: Блоки Дьенеша по одной коробке на три человека.
Цель: знакомить с блоками, их свойствами, развивать внимание, умение выявлять, абстрагировать свойства (размер, форма, толщина), воображение, творческое мышление.
Описание игры: Дети выбирают цвет для своего царства (желтый, синий, красный). Ведущий рассказывает сказку, а дети назначают блоки на роли героев, и строят из них своё царство.
«В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Он был сильный, большой, толстый и похож на прямоугольник (детям выбирают блок – большой толстый прямоугольник). У царя была царица, очень похожая на него, только тоньше (выбираем блок – большой тонкий прямоугольник). Жили они очень счастливо, и было у них двое детей, похожих на них, только маленьких (маленький толсты и тонкий прямоугольники). И вот однажды…»
Варианты: Далее сказку можно продолжить по замыслу детей или в соответствии с темой. (Пошли в лес за грибами…, Взяли домашнего питомца… и т.п.)
В играх с блоками Дьнеша очень удобно использовать в качестве дополнительного материала карточки с символами свойств и логические кубики, представленные в дидактическом наборе «Давайте вместе поиграем».

Дидактическая игра «Космический корабль»
Материал: обручи красного, синего, желтого цветов, большой треугольник-ракета из ковролина или картона, карточки с символами свойств или логические кубики, блоки Дьенеша.
Цель: формирование операции классификации и обобщении блоков по одному-четырём признакам, развитие логического мышления, внимания.
Описание игры: обручи раскладываются на полу в ряд, добавляется треугольник-ракета. С помощью карточек с символами свойств или логических кубиков (кроме цвета) определяется условие для каждого из обручей.

Правила: Чтобы вывести комический корабль на орбиту необходимо заполнить топливом все три ступени ракетоносителя, в соответствии с условием.
Варианты игры:
Первый вариант. Дети делятся на команды, каждая из которых заполняет свой обруч, условия в обручах равнозначные по сложности.
Второй вариант. Дети самостоятельно выбирают обруч, который будут заполнять, и/или условие, подбрасывая кубик, условия в обручах разные по степени сложности.
Третий вариант. Можно заполнять любые обручи, условия в обручах могут быть как одинакового, так и разного уровня сложности.
Уровень сложности:
Простой: условие задает только цвет обруча, либо добавляется еще одно свойство (форма, размер, толщина).
Средний: используются 2 вида карточек символов свойств, например, форма и размера, формы и толщины и т.п.
Высокий: используются все карточки с символами свойств включая отрицание.
Дополнительный материал: звуки реактивного двигателя, загадки о космосе.

Игра «Украсим елку бусами»


Материал: Изображение елки, 15 карточек с символами, комплект логических фигур
Цель: Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства. Умение «читать схему». Закрепление навыков порядкового счета.

Ход игры: Надо украсить елку бусами. На елке должно быть 5 рядов бус. В каждом ряду три бусинки. Цифра на карточке указывает порядковый номер нитки бус (счет начинаем с верхушки елки). Повесим первый ряд бус (карточки с цифрой 1). Закрашенный кружок показывает нам место бусинки на ниточке. Первая бусинка маленький желтый круг, вторая большой желтый квадрат, третья маленький
желтый треугольник. Аналогично развешиваем остальные бусы.

Подвижная игра «Кошки-мышки»

Цель: развивать умение «читать» карточки с символами свойств, выявлять необходимые свойства, стимулировать двигательную активность детей.
Материалы: жетоны на тесемках с символами свойств для Кота и Мышей.
Ход игры: Дети (4-9 человек) выбирают жетоны для мышей и надевают их через голову, встают в хоровод. Посередине кот «Васька» (его можно выбрать, используя считалки В.Левина). Рядом с ним жетоны для кота.
Хоровод движется со словами:
-Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот
И разгонит хоровод.
На последнем слове кот быстро надевает один из жетонов и поворачивается к «мышам». Чтобы они увидели его. Жетон – информация для мышей, каких именно «мышей» кот будет довить. Остальные мышам кот не страшен, они могут веселиться, дразнить Ваську. Пойманная мышь становится «котом» и игра продолжается.
Примечание: в качестве жетонов можно использовать карточки с символами свойств.
Уровни сложности: начинать игру следует с самого простого свойства цвета, затем усложнять, изменяя свойства и комбинируя их. Например: кот ловит красных и круглых мышей.
Высокий уровень сложности - наличие логического отрицания.

Дидактическая игра «Найди меня»


Цель: Развитие умение читать кодовое обозначение геометрических фигур и находить соответствующий код.
Материал: Набор блоков, 3 экземпляра кодовых карточек (2 – с обычным кодом, 1 – с кодом отрицания).
Ход игры: Дети делятся на две группы. Одна берет карточки, другая – блоки. Дети первой группы по очереди читают (раскодируют) карточки, ребенок из второй группы, у которого оказался соответствующий блок, выходит и показывает геометрическую фигуру.
Возможно использовать слова:
«Блоки, блоки разные Желтые, синие и красные,
Всем нам они знакомые, Найдите меня!»

Дидактическая игра «Улитка»

Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.
Материал: игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков.
Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.

Дидактическая игра «Домино»

Цель: Развивать умение выделять свойства геометрических фигур.
Материал: Блоки Дьенеша.
В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры.
Как ходить?
Фигурами другого размера (цвета, формы).
Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы.
Фигурами другого размера и формы (цвета и размера).
Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера.
Ходим фигурами другого цвета, формы, размера, толщины.

Логические блоки Дьенеша не отделяя математику от творчества, помогают освоить абстрактные понятия, развить психологические процессы.

«Он у нас гуманитарий» - оправдываются мама с папой за ребёнка, испытывающего трудности с изучением математики. Но как родителям привить любовь к этой науке, если они сами считают её неинтересной и скучной? Венгерский учёный-педагог в корне опроверг привычный всем стереотип о техниках и гуманитариях, создав собственную систему раннего обучения. Основным её элементом выступают логические блоки Дьенеша. Не отделяя математику от творчества, они помогают освоить абстрактные понятия и развить основные психологические процессы в увлекательных играх, которые заинтересуют даже взрослых.

Познание через фигуры

Блоки — кубики Дьенеша — это не обычный конструктор. В наборе, состоящем из 48 деревянных или пластиковых элементов, нет даже двух одинаковых блоков. Каждый из них различается по форме, цвету, размеру или толщине.

Такие свойства кубиков позволяют им быть многофункциональным средством для понимания основных логических операций (сравнение, классификация, обобщение и др.), формируют навыки моделирования, способствуют проявлению фантазии и воображения.

Тематические статьи:

«Вхождение» в математику осуществляется постепенно в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями крохи. Блоки Дьенеша для самых маленьких, применяющиеся на первых занятиях, подбираются с одним общим признаком, потом с двумя и т. д. Деткам постарше понравятся более сложные операции и игры, которые отражены в специальных альбомах и методичках.

Условно можно выделить следующие последовательные цели методики:

  • научить выделять свойства;
  • сравнивать объекты по выявленным свойствам;
  • классифицировать и обобщать признаки объектов;
  • понимание языка символов и связанных с ним операций.

Ещё больше игр

Наряду с блоками, можно использовать пособие «Давайте вместе поиграем», которое продолжает и углубляет работу по системе Дьенеша. В него входят:

  • карточки с условными изображениями признаков фигур или отрицанием их свойств, 11 подтверждающих признак (круглый), и 11 – отрицающих (не красный). Помогают в освоении таких абстрактных для детей понятий, как знаки.
  • 9 групп фигур, каждая из которых состоит из 24 штук;
  • логические кубики – 5 с обозначениями свойств и один с цифрами, формируют у ребёнка такие навыки, как кодирование и декодирование.

Используя вместе с комплектом карточек логические блоки, можно составить около 20 различных сюжетов игры. Вот лишь некоторые из них.

Игра «В магазине»

В наборе также имеются листы, с нарисованными игрушками из игровых фигур. Малышу даются «деньги» (блоки), на которые он может приобрести себе игрушки. Но сделать это можно таким образом, чтобы у имеющегося блока и фигур на изображении был хотя бы один общий признак. К примеру, за красный треугольник можно приобрести домик или зверюшку с треугольными ушами.

«Логический поезд»

В приложении даётся несколько поездов, каждый имеет свой цвет, присвоенный номер и четыре вагончика. Дети кладут над своими вагонами карточки, с указанным алгоритмом изменения признаков фигур и подбирают соответствующие блоки. Например, если можно поменять форму и цвет, то красный круглый груз станет жёлтым квадратным.

Иные системы развития:

Среди листов с заданиями в наборе «Давайте вместе поиграем» есть и такие, которые представляют собой алгоритмы. С ними можно играть в «архитекторов», создавая проект детской площадки или нарядить по схеме ёлочку.

Как играть с логическими блоками

Возрастной диапазон использования игрового пособия довольно широк (2-8 лет), поэтому игры и упражнения отличаются по степени сложности.

Не начинайте первые занятия, не предоставив ребёнку возможность как следует познакомиться с кубиками. Пусть он их вначале трогает, складывает, и лишь потом приступайте к изучению свойств предложенных фигур.

Игры с 2 лет

Методика Дьенеша для самых маленьких – это первая ступенька малышей на пути к познанию математики. В простейших играх малыши осваивают основные свойства блоков и учатся оперировать понятиями «такой же», «не такой».

«Отыщи фигурки»

Попросите малыша выбрать все кубики по одному свойству. Например, «Дай мне, пожалуйста, все фигуры такой же формы, как эта (треугольная), как называется эта фигура?»

Аналогичным образом строятся игры на поиск блоков, не соответствующих признаку. Например, «Выбери все кубики, которые не такие как эта по цвету. Как называется этот цвет?»

Развиваем память

Перед малышом лежит несколько деталей конструктора. После того как он на них внимательно посмотрит, уберите одну или измените их последовательность, и предложите крошке вспомнить, как было.

«Угадай-ка»

Попросите ребёнка определить форму или размер блоков на ощупь в мешочке.

«Убери лишнее»

Выберите две фигуры, которые будут отличать друг от друга по одному признаку (большой красный треугольник, большой красный круг), третья фигура пусть имеет лишь одно общее с ними свойство (большой жёлтый квадрат). Предложите угадать, какой блок лишний.

В усложнённом варианте игры уменьшайте число общих признаков до одного, просите объяснить свой выбор.

Игры с 4–5 лет

Возраст для детей – понятие условное, т. к. все зависит сугубо от индивидуальных качеств дошкольника. Предложенное задание должно быть выполнимым, но достаточно сложным, чтобы не угас познавательный интерес.

«Домино»

Понадобится минимум два игрока. Заранее оговариваются условия, по какому признаку выбирать фигуры для хода. Например, только тонкие или только квадратные. Остальные правила как в классическом варианте игры в домино.

«Доложи ряд»

Первый ряд выкладывает ведущий. Игроки определяют для себя один признак и докладывают по очереди свой ряд, подбирая блоки в соответствии с предыдущим.

Например, первый ряд: жёлтый круг, красный квадрат, синий треугольник; второй ряд меняется по цвету: красный круг, синий квадрат, жёлтый треугольник и т. д.

«Найди сокровище»

Перед малышом лежит цепочка из 8 кубиков, под одним из них кладём условное сокровище. Найти его можно только при помощи наводящих вопросов, которые исключают или подтверждают одно свойство. Например,

— Это красный блок?

— Это толстый блок?

— Может это треугольный блок? И т. д.

«Сортировка»

Убирая кубики после игры, разделите с малышом работу: он собирает все красные и большие, например, а вы остальные.

Блоки Дьенеша своими руками изготовить из дерева не так легко и достаточно трудоемко. Поэтому проще и дешевле всего сделать бумажные копии кубиков. Единственным их минусом станет отсутствие такого признака, как толщина.

Золтан Дьенеш - это знаменитый венгерский математик, психолог и педагог , который изменил стандартное понятие о том, что математика является не интересной наукой и далекой от творчества. Методика Дьенеша помогает детям дошкольного и старшего возраста в игровой форме освоить различные математические понятия , а также развить важные для малышей психологические процессы.

Золтан Дьенеш , основываясь на личный богатый педагогический опыт и результаты исследований в сфере психологии, разработал теорию шести этапов изучения математики и создал эффективные наглядные материалы в виде логических блоков и игровых пособий. Система Дьенеша помогает родителям и педагогам активно развивать интеллектуальные и творческие задатки малышей.

Авторская теория шести стадий изучения математических понятий

Жизнь Золтана Дьенеша была всегда тесно связана с педагогической деятельностью и глубоким изучением математики. Педагог стремился разработать методику , которая помогла бы детям различного возраста изучать математику легко и интересно . На основе практических наработок и знаний возрастной психологии Дьенеш создал авторскую программу по изучению математики детьми различной возрастной категории, которая стала фундаментом его системы. Педагог рекомендует в авторской использовать родителям и педагогам различные логические игры , развивающие учебные пособия и увлекательные математические задания. Данные педагогические средства необходимы для стимулирования интереса у малышей к занятиям математики.

Золтан Дьенеш разработал и апробировал на практике теорию о шести стадиях изучения математики . Автор системы назвал первую стадию математического познания свободной игрой. Суть ее заключается в том, что ребенок, получая от педагога какое-либо задание, стремится мгновенно решить его с помощью проб и ошибок, прибегая к хаотичному перебору вариантов. Данная стадия знакомит малыша с заданием, которое ему нужно успешно выполнить. С этого момента начинается этап обучения ребенка.

После многочисленных попыток решить поставленную задачу осуществляется плавный переход ребенка на вторую стадию под названием правила игры. Изучение правил для Золтана Дьенеша является важным обучающим моментом, так как малыш не сможет без знаний правил игры решить поставленные задачи от начала до конца. В правилах содержится самая важная информация для ребенка, которую педагог стремится ему донести.

На третьей стадии происходит процесс сравнения . После того, как взрослые вместе с малышом использовали для работы несколько игр математической тематики, наступает этап сравнивания содержания данных игр. Автор методики призывает родителей и педагогов обучать малышей играть в игры, которые характеризуются аналогичными правилами, но используется при этом различный дидактический материал. Например, можно обыграть одну задачу на блоках, потом на геометрических фигурах, пуговицах или в вырезании зайцев. В результате ребенок должен прийти к правильному алгоритму собственных действий, независимо от того чем он в данный момент играет. Эта стадия развивает абстрактное мышление у малышей.

Четвертая стадия помогает ребенку в ходе игр воспринимать абстрактный смысл чисел . Золтан Дьенеш рекомендует для развития зрительной визуализации использовать разнообразные диаграммы, карты игр и таблицы.

На пятой стадии малыш приходит к пониманию , что серия из двух и более шагов приводит к одному результату .

Автор системы назвал данную стадию символической. Для описания карт игр необходимо использовать специальный язык в виде различных символов. Ребенок создает в процессе игры собственные символические системы.

Заключительная стадия является длительнее всех выше перечисленных этапов. На шестой стадии предлагаются различные варианты описания карт игр, определяются специфические правила, позволяющие прийти к необходимым логическим выводам . Ребенок с педагогом исследует содержание понятий аксиома и теорема, а также изучает правила перехода от аксиом к теоремам.

Многие взрослые считают, что теория изучения математических понятий непонятная и сложная для восприятия ребенком. Золтан Дьенеш создал данную теорию для малышей от трех до восьми лет , учитывая их физиологические и возрастные особенности. В связи с этим, она воспринимается детьми на практических занятиях с большим интересом и легкостью.

Главная задача взрослых - запастись терпением, разобраться в особенностях методики, а также научиться использовать наглядные пособия.

В результате дети смогут решать легко и быстро математические задачи и упражнения повышенного уровня сложности.

Игры с логическими блоками

Дьенеша Золтан Дьенеш разработал логические блоки , позволяющие обучать малышей основам математики в легкой игровой форме. Данное учебное пособие рекомендуется использовать с трехлетнего возраста ребенка. Логические блоки знакомят детей с различными цветами, понятием форма и размер. Играя с блоками Дьенеша, у малыша активно развивается логика, внимание, воображение, память и прочие важные психологические процессы. В ходе работы с авторским дидактическим материалом у малышей формируются навыки выполнения различных предметных действий, развивается речь, умения анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, а также раскрываются творческие способности.

В набор для игры входят 48 логических блоков , которые отличаются формой, цветом, толщиной и размерами. Блоки Дьенеша представлены в виде основных геометрических фигур: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, оформленные в желтые, красные и синие цвета. Геометрические фигуры выполнены в большом и маленьком размере, а также в виде тонких и толстых фигур. Важно, что в наборе не существует геометрических фигур с одинаковыми параметрами.

Перед тем как приступить к игре с блоками Золтан Дьенеш советует родителям заранее познакомить малыша с данным дидактическим пособием. Выложите перед крохой набор и предоставьте ему полную свободу действий. Он может перебрать их, потрогать на ощупь, подержать в руках или даже поиграть с ними. После адаптационного периода предложите ребенку выполнить небольшие задания. Например, попросите малыша отсортировать из представленного материала только синие фигуры или распределить фигуры по размерам и толщине.

Подобные задания знакомят ребенка с основными математическими понятиями.

Золтан Дьенеш разработал множество математических игр на основе блоков . Так к дидактическому набору прилагается подробная инструкция, на страницах которой описана суть авторской и варианты упражнений и игр. Рассмотрим подробно некоторые из них:

Игры с обручами в системе Дьенеша

Золтан Дьенеш разработал логические игры с обручами, которые отлично развивают у детей способность логически мыслить и ориентироваться в пространстве. Перед игрой объясните ребенку основную терминологию - «внутри» и «вне» обруча.

Для этой цели родители используют два стандартных обруча, которые отличаются цветовым исполнением, например, фиолетовый и зеленый, и помещают их на любую твердую поверхность. Далее малышу объясняются следующие аспекты:

  • какая часть поверхности располагается внутри двух обручей;
  • внутри фиолетового обруча, но вне зеленого;
  • внутри зеленого, но вне фиолетового обруча;
  • вне обоих обручей.

Рассмотрим подробно содержание некоторых игр .

Для игры с одним обручем нужно подготовить логические блоки и обруч. Далее предложите крохе поместить внутрь обруча только блоки желтого цвета, а вне обруча расположить остальные блоки. Для закрепления информации можно задать следующие вопросы:

  1. Какой материал находится внутри обруча? (Желтые).
  2. Какие блоки расположены вне обруча? (Не желтые).

В процессе игры предоставьте малышу возможность самостоятельно выбирать основной цвет логических блоков.

Для игры с двумя обручами приготовьте логические блоки и обручи, отличающиеся цветом фиолетовый и синий. Разместите на твердой поверхности обручи, чтобы они имели общую часть после пересечения. Далее предложите ребенку встать в различные зоны обруча, при этом проговариваются слова: внутри и вне обруча. Например, встань внутрь фиолетового обруча, но вне синего обруча или встань внутри обоих обручей.

Потом малыш располагает логические блоки внутри двух обручей. Например, внутри фиолетового обруча необходимо поместить все синие блоки, а внутри желтого - блоки круглой формы. Следует отметить, что в данной игре блоки определяются по двум основным признакам: цвет и форма.

Более сложным уровнем отличается игра с тремя обручами. В данной игре малыши выполняют сортировку блоков по трем признакам. Для игры необходимо расположить обручи так, чтобы получилось восемь областей. Далее родители с малышом называют данные области по отношению к обручам, отличающиеся цветом. Например, внутри зеленого и красного обруча, но вне фиолетового обруча или внутри трех обручей. После ознакомления с областями взрослые предлагают ребенку расположить в обручах предметы: внутри обруча красного цвета поместить блоки квадратной формы, внутри обруча фиолетового цвета - блоки большого размера, а внутри зеленого - блоки в желтом исполнении. Для закрепления и повторения материала задайте еще малышу дополнительные вопросы по расположению материала внутри обручей.

Игры с обручами помогают малышам развивать внимание, память, образное мышление, а также обучают операциям синтеза и анализа.

Игры с логическими фигурами Дьенеша

На основе системы Дьенеша разработано множество пособий для различных возрастных категорий. В логические игры Дьенеша могут играть как трехлетние карапузы, так и первоклассники. В набор «Давайте вместе поиграем» включены плоские логические фигуры, которые повторяют блоки Дьенеша, и специальные карточки с символами свойств. Логические фигуры Дьенеша знакомят малышей с основными геометрическими формами и размерами. В легкой игровой форме дети учатся кодировать и декодировать полученную информацию, осуществлять анализ и синтез, также у малышей развиваются важные психологические процессы и креативное мышление. С помощью карточек с символами дети овладевают навыками использования математических знаков и изучают систему символов.

Сегодня представлено для родителей и педагогов большое количество вариантов игр с фигурами Дьенеша и символами. Также можно продумывать собственные варианты игр, которые учтут все индивидуальные особенности вашего ребенка. Рассмотрим несколько игр с карточками символами и логическими фигурами.

Игра «Украсим елку бусами» обучает порядковому счету, прививает умения разбираться в схемах, а также развивает абстрактное мышление ребенка.

Для работы нужно подготовить изображение елки, логические фигуры и карточки с символами. Цель игры заключается в том, чтобы украсить елку пятью рядами бус.

Каждый ряд насчитывает три бусы. На карточке цифра обозначает порядковый номер нитки. Украшать елку нужно сверху вниз. По схеме необходимо украсить первый ряд бусами. Например, большой синий круг, маленький синий треугольник и большой синий квадрат. По аналогии размещаем оставшиеся бусы. При этом заштрихованный кружок указывает на местоположение бусинки на нитке.

Игра «Магазин» развивает у малышей умения рассуждать, аргументировать и доказывать собственный выбор.

В процессе игры понадобятся логические фигуры и карточки с картинками различных предметов. Ребенок представляет себе, что он приходит в магазин детских игрушек. Для покупки товара используются специальные деньги - логические фигуры. На одну купюру разрешается приобрести только один товар. Правила покупки заключаются в том, что можно купить ту игрушку, в которой присутствует только одно свойство логической фигуры. Родители могут усложнить задание для ребенка по выбору игрушки. Например, учитывать при покупке игрушки два свойства логической фигуры.

Игра «Художники» учит малышей сравнивать свойства предметов и развивает его эстетические способности. Для игры заранее приготовьте логические фигуры, специальные эскизы картин и дополнительные детали для оформления картины. Ребенок должен нарисовать картину по эскизу. Родители с малышом выбирают эскиз, фоновую бумагу, необходимые детали и логические фигуры к картине. В процессе работы малыш должен учитывать многие особенности, чтобы нарисовать картину правильно. Например, если деталь окрашена, то нужно использовать объемную фигуру. Контур детали указывает на применение плоской фигуры. Когда картина полностью составлена, необходимо придумать ее название и рассказать, что на ней изображено.

Преимущества системы Дьенеша

Система Дьенеша не так известна среди родителей, как например методика Никитиных или игры . Данная система и ее многофункциональный дидактический материал сразу понравится ребенку, не зависимо от уровня его подготовки и возраста. Логические блоки помогут развить различные типы мышления у малыша, раскроют его потенциал к решению упражнений и заданий. Если ежедневно применять для занятий с крохой фигуры или блоки Дьенеша, то у малыша сформируется оперативная память и умение характеризовать свойства любого предмета.

В легком игровом формате ребенок изучает параметры предметов и геометрические формы. Малыши учатся сравнивать, анализировать информацию, принимать необходимые решения, создавать математические модели, логические ряды и цепочки.

При этом игры с блоками Дьенеша отличаются захватывающим сюжетом, интересными решениями поставленных задач. Система Дьенеша признана эффективной и гуманной, способствующая развитию интеллектуальных, эстетических, креативных способностей детей.

«Логические блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал».

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, развития мыслительные умения, и при этом на протяжении всего дошкольного детства, дают немногие. Наиболее эффективным пособием являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики.

«Что такое блоки Дьенеша»:

В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры», «логические кубики», «логические блоки», -но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Плоский вариант логических блоков (логические фигуры) используется в начальной школе при изучении математики.

Что же представляет собой этот материал?

Набор логических блоков состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине.

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

В набор блоков входят: 12 кругов – 6 больших (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий) и 6 маленьких (красный толстый, красный тонкий, синий толстый, синий тонкий, желтый толстый, желтый тонкий), 12 таких же квадратов, 12 прямоугольников, 12 треугольников.

Логические блоки помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование, а также логические операции «не», «и», «или». Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т.д.), несколько позже – по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении всегда можно варьировать правила выполнения задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от дома медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но одному ребенку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другому – чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами), третьему – чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

В зависимости от возраста детей, можно использовать не весь комплект, а какую-то его часть: сначала блоки разные по форме и цвету, но одинаковые по размеру и толщине (12 штук), затем разные по форме, цвету и размеру, но одинаковые по толщине (24 штуки) и в конце – полный комплект фигур (48 штук). А это очень важно. Ведь чем разнообразнее материал, тем сложнее абстрагировать одни свойства от других, а значит, и сравнивать, и классифицировать, и обобщать.

С логическими блоками ребенок выполняет различные действия: выкладывает, меняет местами, убирает, прячет, ищет, делит между «поссорившимися» игрушками и т.д., а по ходу действий рассуждает.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами, при решении многих других развивающих задач.

Интеллектуальное путешествие будет увлекательным и радостным для детей, если, во-первых всегда помнить о том, что взрослый должен быть равноправным участником игр или упражнений, способным, как и ребенок, ошибаться, и во-вторых, если не спешить указывать детям на ошибки.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину. После такого самостоятельного знакомства можно перейти к играм и упражнениям.

Примерные варианты игр с блоками

Поиск одинаковых фигур .

Играть можно даже с малышами. Предложите малышу разложить фигуры по их свойствам, собрать все красные, или все квадратные.

Угости игрушку .

Ребенку нужно разложить фигуры таким образом, чтобы у каждой игрушки были фигуры только одинаковой толщины, одного размера и т. п.

Домик.

Вам понадобится лист бумаги и карандаш. Лист расчертите на 6 квадратов – это будут комнаты. В 5 комнат положите блоки определенных цветов, а шестую оставьте пустой, Ребенок должен догадаться какого цвета фигура должна быть в этой комнате.

Найди такой же.

Покажите ребенку любой выбранный блок и попросите его найти такой же. Можно усложнить задание и искать фигуры по двум одинаковым признакам (толщине и цвету).

Что лишнее.

Разложите перед малышом 4-5 блоков. В ряду один лишний – он может отличаться цветом, формой. Малыш должен объяснить, почему он думает, что эта фигура лишняя.

Игра с кругом.

Нарисуйте круг. Малыш должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – снаружи.

Дорожки.

Выложить полоску из 4-5 блоков, сверху над каждой фигурой разложить фигуры другого размера (цвета, формы).

Покажи мне.

Попросите малыша показать – не круг и не квадрат, не синий и не толстый блок, не круглый и не красный и т. п.

Игра "Цепочка"

Научите выкладывать блоки с определенной последовательностью: синий, красны, синий, красный. Или круг, треугольник, круг, треугольник. Добавьте третью фигуру. Вы можете усложнить задание – выложить цепочку, но пропустить середину. Предложите собрать дорожку, чтобы каждая следующая фигура отличалась от предыдущей одним признаком.

Когда ребенок освоит простейшие логические операции – переходите к более сложным задачам.

Угадай-ка!

Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает – эта фигура квадратная? Нет. Вместе убирает все круглые формы. – Она красная? Нет. Убирает красные.

Группы.

Нарисуйте два пересекающихся круга. Все синие фигуры могут лежать в левом круге, а все треугольники в правом. В середину нужно положить фигуры, которые подходят и к первому и к второму кругу. Проблема возникнет, когда ребенок возьмет синий треугольник, куда его положить? Отлично, если ребенок сам догадается, что фигура принадлежит обоим множествам. Это задание только кажется простым, но очень важно для формирования умения разделить множества предметов на разные группы.

Разгадывание фигуры по знаково – символическим изображениям. Ребенок бросает кубики и ищет походящую фигуру.

Магазин.

Товар – карточки с изображением предметов. Ребенок приходит в магазин с игрушками. У него 3 логические фигуры «денежки». На одну «денежку» можно купить одну игрушку, в которой есть хотя бы одно свойство логической фигуры. Например, если «денежка «синий треугольник, то ребенок может купить игрушку, в составе которой есть или синий треугольник или просто треугольник. Правила усложняются выбором игрушки по 2, 3 свойствам.

Архитектор.

Ребенок должен разработать проект детской игровой площадки. Материал для постройки выбирается в строгом соответствии с правилами. Например: ребенок берет любой блок. Допустим синий большой толстый блок. «Начало» подскажет, откуда мы начинаем строить. В ромбе вопрос: красный ваш блок? –нет, двигаемся направо. Вопрос второго ромба – круглый ваш блок? – нет, попадаем на конец схемы. Этот блок может использоваться при постройке.

По аналогии Вы можете придумать свои, новые варианты игр, есть также специальные альбомы, с которыми ваши занятия станут намного легче, так как там уже есть специально подобранные по возрасту варианты игр.


– что это такое? Еще одна популярная на сегодня «развивалка»? Простой конструктор, по неведомым причинам столь популярный среди родителей, интересующихся ранним развитием?

«Волшебная» игра для юных математиков? Пожалуй, всего понемножку.

Золтан Дьенеш, изобретатель логических блоков – венгерский математик и педагог, развивший теорию «новой математики» и считавший, что учиться лучше не за партой, а играя. Причем «несерьезная» форма не исключает серьезного содержания. Играя, дети способны постигать очень сложные математические и логические концепции – вплоть до работы с абстрактными системами и символами.

Дьенеш считал, что умение работать с символами, понимать их язык – одна из последних, самых «сложных» стадий в развитии математического мышления. Что же, с этим не поспоришь! Все мы можем увидеть разницу между малышом, решающим задачу с помощью практических проб и старшеклассником, оперирующим абстракциями. (Да и в обычной жизни умение видеть взаимосвязи и причинно-следственные цепочки между предметами, объектами, событиями, умение мыслить системно – один из залогов успеха. Так что развитие у ребенка логического мышления полезно не только для школы, но и для «большой» жизни)

Что же такое знаменитые логические блоки Дьенеша и для чего они нужны нашим деткам? Логические блоки – это развивающая игра, рассчитанная на детей от 2 до 10 лет.

Основная цель и задача - помочь детям научиться выполнять логические операции (то есть познакомиться с основой, сердцевиной математики!) – разбивать объекты по свойством, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать объекты и т. д.

Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером и т. д.), развить пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность!

Разумеется, что на каждом возрастном этапе - свой уровень «вхождения» в математику. И прелесть блоков венгерского математика именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из возрастов – в соответствии с той информацией, которую ребенок готов усвоить.

Фактически, логические блоки – это «игра на вырост», которая будет полезной долгие годы.

Набор состоит из 48 логических блоков разных:

  • цветов (красные, желтые синие)
  • форм (круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные)
  • размеров (большие и маленькие)
  • толщиной (толстые и тонкие)

В наборе нет одинаковых фигур, каждая обладает уникальным сочетанием этих четырех признаков: цвета, формы, размера и толщины.

При играх с блоками Дьенеша часто используются дополнительные карточки - с символами свойств: 11 карточек с условным обозначением свойств (желтый) и 11 – с отрицанием свойств (не-круглый)

С чего же начать?

Чему можно и нужно учить двухлеток, что будет интересно детям 4-х или 6-летнего возраста?

Формально можно разделить цели на последовательную цепочку:

  • сначала учим детей выявлять свойства
  • затем сравнивать предметы по найденным свойствам
  • переходим к классификации, обобщению
  • осваиваем логические операции и язык символов.

Варианты занятий и игр с Блоками Дьенеша .

Как играть?

Теоретически самые простые, первые варианты подходят для самых маленьких, и последние – для детей старше. Практически не обязательно привязываться к возрасту. Лучше ориентироваться на то, что может и хочет именно ваш ребенок. Важно не заставлять его решать задачи «высокого» уровня сразу и снова и снова играть в более легкие и простые игры, пока вы совместно не добьетесь заданной цели – например, познакомиться со свойствами предметов или научиться разделять блоки по определенному признаку. Для малышей 2-4 лет занятия лучше «обыгрывать» в сказочной форме – скажем, мы не просто разбираем блоки по цветам, а собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки. При игре в «цепочку», описанной ниже, можно не просто собирать эту последовательность блоков, а выстраивать «мостики» для мышки через речку.

Знакомство со свойствами.

1. Коробка для блоков имеет лунки, соответствующие блокам. Самые маленькие математики с удовольствием уберут в «домики» фигуры соответственно их лункам – то есть игра выступает аналогом вкладышей.

2. «Не глядя». Кладем разные блоки в мешочек и просим, не глядя, то есть на ощупь, распознать и достать блоки определенной формы.

3. «Сортируем по признаку». Выкладываем в общую кучу все блоки и просим отделить все круги. Затем – все синие предметы и т. д.

4. «Найди такой же». Показываем один блок и предлагаем найти такой же по толщине (цвету, форме, размеру). Затем – «не такой же».

Более сложный вариант этой игры - показываем блоки и предлагаем найти «такие же, как этот, блоки» по уже двум свойствам (размер – цвет, например) То есть найди такие же, как этот, блоки – все синие и квадратные.
Еще одна «ступенька вверх» - усложнение критериев поиска. Просим найти все блоки, такие же, как этот, с двумя аналогичными свойствами и одним отличающимися. То есть, например – найти блоки такие же по форме и цвету, но другого размера.

5. «Кто лишний». Предлагаем ребенку несколько предварительно выбранных вами блоков. Один из них должен быть лишним, то есть отличаться по одному свойству. Скажем, три синих блока и один желтый. Предлагаем угадать, что – лишнее и обязательно спрашиваем, почему?

Сравнение по свойствам

1. Если вообразить, что блоки Дьенеша – это угощения для кукол, то можно предложить детям разделить угощение. Скажем, зайки едят только морковки (треугольники или красные блоки), а мишки – только мед (прямоугольные «бочонки» или желтые блоки). Выкладываем весь набор в общую кучу и просим малыша выбрать все угощения, подходящие для зайки и мишки.

Более сложный вариант игры – взять 4 игрушки - 2 пары похожих, но разного размера. Например, берем двух зайчиков – большого и маленького и двух медведей, большого и маленького. Соответственно, большому медведю малыш должен найти все соответствующее угощение, но бОльшего размера, маленькому – меньшего. Тоже самое и с зайками.

После раскладывания фигур у малыша можно спросить – какие фигуры достались большому медведю? Большие желтые (или большие прямоугольники). А маленькому зайчику?

2. «Кто быстрей?» Выбирать блоки с нужными признаками можно на скорость, соревнуясь с родителями – кто быстрее соберет больше красных блоков? Или кто быстрее соберет блоки своего цвета (вы собираете все желтые, малыш - все синие)

Более сложный вариант: собрать скорость все блоки одного цвета, но, за исключением, например, треугольных. Или тонких. То есть ребенку нужно не только выделить блоки одного общего признака, но и исключить из них часть «неподходящих».

3. «Цепочки» - выстраивание цепочек, последовательностей блоков (фигур). Просим ребенка выложить цепочку блоков по определенным признакам: все фигуры одинакового цвета или размера. Затем – все фигуры одинакового цвета, но разного размера и т. д.

Более сложный вариант – просим выложить цепочку, чтобы у соседних фигур был один общий признак. Например, ребенок кладет желтый круг, следующей фигурой может быть или желтый, но не круг, или круг, но не желтый. Скажем, синий квадрат. Соответственно, следующей фигурой будет синий круг или желтый квадрат и т. д.

Другой вариант игры – выстраиваем цепочку, когда каждый следующий блок отличается от другого всеми 4-мя свойствами.

Для любителей решать головоломки можно предложить цепочку, где есть начало - один блок – и конец – абсолютно другой. Например, вы ставите желтый тонкий прямоугольный блок и синий толстый большой круглый. Это - начало и конец. Малыш выстраивает цепочку так, чтобы новый блок отличался от предыдущего одним свойством. Соответственно, предпоследний блок должен отличаться от последнего (положенного вами) всего на одно свойство.

4. «Не-свойство». Мы берем блок и просим ребенка описать его свойства, пользуясь частицей «не». Например, синий треугольный блок какой? Не-красный, не-квадратный, не-тонкий. Затем можно попросить найти все аналогичные «не-блоки» - все «не-синие» или «не-треугольные».

5. «Угадайка». Для этой игры вам нужны логические блоки и мешочек. Ведущий (например, вы) берет один блок и, чтобы второй игрок не видел, прячет его в мешок. Второй игрок (ребенок) должен угадать, что за фигура в мешочке, задавая вопросы, на которые вы можете ответить только «да» или «нет». Соответственно, вопросы должны быть такие, как: «Эта фигура – желтая?», «Она – прямоугольник?»

Классификация, логические операции

Достаем произвольный набор блоков Дьенеша, включающий разные формы, цвета и т. д. и спрашиваем – чего больше – квадратов или синих блоков? Задача малыша – вычленить все квадраты и синие блоки, посчитать их и сравнить. Таким образом, ребенок учится разделению на классы и сравнению.

1. Игра с областями. Чертим на бумаге или выкладываем на полу из веревки 2-3 (можем начать с двух) не пересекающихся пространства (например, круга). Просим ребенка внутрь первого положить, скажем, красные блоки, внутрь второго – синие. Попутно объясняем, что такое внутри и снаружи, если ребенок еще не знаком с этим понятиями.

Следующее задание. Работаем только с один кругом. Освобождаем пространство и просим положить внутрь одного все квадратные блоки, а все треугольные, например – вне его.

Следующее. Рисуем (выкладываем) уже два пересекающихся круга. Берем три вида логических блоков - например, разного цвета. Просим все синие блоки расположитьв левом кругу. Все блоки квадратного цвета – в правом. А все синие квадратные - в двух кругах одновременно (то есть в области, где два круга пересекаются). Задание можно дополнить – все не-синие и неквадратные блоки (какие – мы не называем) располагаются вне обоих кругов. Это задание – тренировка на разбиение множеств по классам – не так–то просто, между прочим!

Если ребенку тяжело по началу справляться с этим заданием самому, можно начать «с другого конца» - вы раскладываете блоки по областям самостоятельно, а ребенку предлагает назвать, блоки с какими свойствами лежат внутри первого круга, второго, внутри двух кругов одновременно, вне их. Когда малыш поймет, о чем идет речь, можно попробовать вернуться к предыдущим заданиям.

2. «Чертеж». Для этого игры желательны карточки с обозначением свойств и «не-свойств». Предварительно рисуем чертеж, например, домика или замка, где каждый элемент обозначен свойством (карточкой). Например, основа – два не-желтых прямоугольных блока, на них стоят некруглые, не-синие блоки, затем - желтые не-треугольные, не-тонкие, вершит все не-квадратная красная крыша. Малыш должен построить замок согласно вашему письменному чертежу (или устным указаниям). Можно устроить соревнование – вы одновременно рисуете чертежи друг для друга и строите замки на скорость – правильность исполнения тоже учитывается при оценке.

Логические блоки Дьенеша, как вы видите, предполагают бесчисленное множество игр, которое можно придумывать и самим. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображения, способность совершать логические операции - все это позволяют развивать чудесные «кубики и треугольники». А, если в какой-то момент вам и этого станет мало, приглядитесь к дополнительным материалам, которые разработаны специально для работы с блоками и направлены на развитие отдельных умений и навыков для детей самого разного возраста. Удачи!



 
Статьи по теме:
Где найти мастера рун Witcher 3 руны
Побочные задания в дополнении «Каменные сердца» не так многочисленны, точнее, их совсем мало. Оно и понятно, водоворот событий при прохождении основного сюжета затягивает с головой, и отвлекаться от увлекательнейшего повествования совершенно не хочется. О
Прохождение castlevania lords of shadow 2
Прохождение Castlevania Lords of Shadow 2 Сначала обучение. Надо будет встать с трона и пройти в зал, где нажать все кнопки, находящиеся на дисплее слева. После появления солдат, продолжаем выполнять указания, просто бить их нет смысла. Есть некоторая пр
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке Подключаем sd
(4 оценок) Если на вашем устройстве недостаточный объем внутренней памяти, можно использовать SD-карту как внутреннее хранилище для вашего телефона Android. Данная функция, называемая Adoptable Storage, позволяет ОС Андроид форматировать внешний носител
Как повернуть колёса в GTA Online и многое другое в FAQ по GTA Online
Почему не подключается gta online?Всё просто, сервер времено выключен/неактивен или не работает. Зайди на другой.Как отключить онлайн игры в браузере. Как отключить запуск приложения Online Update Clinet в Connect manager? ... На сккоко я знаю когда ты ум