Математическая игра как. Описание математической игры "своя игра". Формирование познавательных интересов в обучении

Введение.

Важной частью учебно-воспитательной работы в школе является внеклассная работа.

В основном эта работа сводится к дополнительным занятиям по предмету:

1. Работа с отстающими учениками

2. Работа с учащимися, проявляющими повышенный интерес к математике (математические кружки, олимпиады, факультативы, элективы и т.п.)

При этом основная масса учащихся, которая не проявляет повышенный интерес к предмету, не является отстающими учениками, так называемые, «середнячки» остаются не удел.

Как нам кажется внеклассная работа должна охватывать все слои учащихся и повышать их интерес к предмету.

Задача учителя показать, что математика - не сухая и скучная наука, что в ней не только одни цифры. Мы должны убедить и показать на практике – математика, наука, без которой, невозможно обойтись.

Основными целями внеклассной работы по математике являются:

    Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

    Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.

    Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

    Воспитание высокой культуры математического мышления.

    Развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

    Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике, производстве, быту; о культурно-исторической ценности математики; о ведущей роли математической школы в мировой науке.

    Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

    Воспитание у учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с коллективной.

Предмет математики настолько серьёзен,
что полезно не упускать случаев делать его немного занимательным”
.

Б. Паскаль

В настоящее время существует много разновидностей внеклассной работы по математике: олимпиады, КВН, различные математические эстафеты, марафоны, математические кружки. Одной из форм внеурочной работы являются недели математики, которые обладают большим эмоциональным воздействием на участников.

Девизом к Неделе математики в школе для педагога могут служить слова К.Д.Ушинского: «Сделать учебную работу настолько интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики».

В нашей школе неделя математики проходит в начале декабря. В этом мероприятии участвуют учащиеся всех параллелей, включая и начальную школу. Недели за две ребятам предлагают подготовить доклады, связанные с историей математики, доклады о великих математиках, составить математические кроссворды, ребусы, загадки и найти интересные задачи. Все ученики относятся к таким заданиям с большим интересом. И очень часто, те ребята, которые не проявляли видимый интерес к предмету на уроках, выполняли эти задания лучше других. На уроках математики ученики выступают с подготовленными ими докладами, задачами. В рекреациях вывешивают портреты великих математиков, цитаты из их работ, кроссворды, ребусы, высказывания ученых, писателей о математике. В каждый из шести учебных дней проводятся игры, дискуссии, конкурсы. По окончании предметной недели подводятся итоги. Победителей награждают грамотами, наиболее активные получают призы. Итоги вывешиваются на доске объявлений.

В чем же состоят задачи и цели проведения недели математики?

Цели:

1. развитие интереса к предмету;

2. расширение знаний по предмету;

3. формирование творческих способностей: логического мышления,

рациональных способов решения задач, смекалки;

4. содействие воспитанию коллективизма и товарищества, культуры чувств (ответственности, чести, долга).

Задачи:

1. привлечь всех учащихся для организации и проведения недели.

2. провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся.

3. познакомить учащихся на практике со спецификой применения отдельных знаний в некоторых профессиональных сферах.

4. организовать самостоятельную и индивидуальную, коллективную практическую деятельность учащихся.

От каждой работы мы ожидаем каких-то результатов, так и после проведения предметной недели нам хочется увидеть желаемое, например:

1. Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой Недели математики. 2. Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения. 3. Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике. 4. Вовлечение родителей в совместную с учащимися деятельность (подбор материалов для проведения недели математики) 5. Расширение историко – научного кругозора учащихся в области математики. 6. Развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста (в конкурсах могут участвовать команды, составленные из учащихся разных классов(5-6,7-8,9-10))

Математическое образование вносит неоценимый вклад в формирование общей культуры подрастающего поколения, его мировоззрения, способствует эстетическому воспитанию ребёнка, пониманию им красоты и гармонии окружающего мира, развивает его воображение и пространственное представление, аналитическое и логическое мышление, побуждает к творчеству и развитию интеллектуальных способностей. И очень хочется надеяться, что проведение предметной недели как раз и дает возможность убедиться в этом.

Предлагаем вашему вниманию описание математической игры « Своя Игра», которую можно использовать вовремя проведения Недели математики.

Диск с игрой прилагается

Математическая игра «Своя игра»

При создании игры использовался шаблон игры «Своя игра»

Разделы

Великие математики

Геометрия

Алгебра

Реальная математика

Смекалка и логика.

В каждом разделе по 5 вопросов, которые оцениваются соответственно 10,20,30,40, 50 баллов и предусмотрен вопрос «кот в мешке». Ниже приводится список вопрос по разделам с ответами.

Великие математики

1.Вопрос на 10 баллов

2.Вопрос на 20 баллов

Древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы. Ответ Пифагор

3.Вопрос на 30 баллов

Русский математик, один из создателей неевклидовой геометрии, деятель университетского образования и народного просвещения.

Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал этого ученого - «Коперником геометрии». Ответ Н.Лобачевский

4.Вопрос на 40баллов

Русский математик и механик, с 1889 года иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук.

Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор и первая в мире женщина - профессор математики. Ответ С. Ковалевская

5.Вопрос на 50 баллов

Французский философ, математик, механик, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике, предтеча рефлексологии. Ответ Рене Декарт

Геометрия

1.Вопрос на 10 баллов

Какие фигуры дружат с солнцем? Ответ Лучи

2.Вопрос на 20 баллов

Параллелограмм, у которого смежные стороны взаимно перпендикулярны?

Ответ прямоугольник

3.Вопрос на 30 баллов

Название какой фигуры в переводе с греческого языка означает

«обеденный столик»? Ответ трапеция

4.Вопрос на 40 баллов

Отрезок стягивающий дугу в 180°? Ответ диаметр

5. Вопрос на 50 баллов

Множество точек угла, равноудаленных от его сторон?

Ответ биссектриса

Алгебра

1. Вопрос на 10 баллов

График линейной функции Ответ прямая

2.Вопрос на 20 баллов

Не положительное и неотрицательное число?

Ответ нуль

3. Вопрос на 30 баллов

Десятичная дробь Ответ

4.Вопрос на 40 баллов

Независимая переменная? Ответ аргумент

5. Вопрос на 50 баллов

Самое маленькое четырехзначное число, в записи которого цифры различны?

Ответ 1023

Реальная математика

1.Вопрос на 10 баллов

На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на десяти руках?

Ответ 50

2.Вопрос на 20 баллов

Прибор для определения сторон горизонта

Ответ компас

3.Вопрос на 30 баллов

Врач прописал 3 укола. Через полчаса на укол. Через сколько часов будут сделаны все уколы? Ответ через час

4.Вопрос на 40 баллов

Как называется чертёжный инструмент, который помогает начертить окружность?

Ответ циркуль

5.Вопрос на 50 баллов

Спутник Земли делает один оборот за 100 минут, а другой оборот за 1 час 40 минут. Как это объяснить? Ответ 1час 40мин=100мин

Смекалка и логика

1.Вопрос на 10 баллов

Какую цифру пишут летчики в небе? Ответ восьмерку

2. Вопрос на 20 баллов

Какая геометрическая фигура нужна для наказания

Ответ угол

3.Вопрос на 30 баллов

Профессор ложиться спать в восемь вечера. Будильник заводит на девять. Сколько спит профессор? Ответ 1 час

4.Вопрос на 40 баллов

Палку распилили на 12 частей. Сколько сделали распилов?

Ответ 11 распилов

5.Вопрос на 50 баллов

В семье семь братьев, у каждого по одной сестре. Сколько детей в семье?

Ответ 8 детей

Игра рассчитана на учащихся 7-8 классов, предназначена как для индивидуальной игры (например, конкурс капитанов команд), так и для командной игры. В игре могут принимать участие от 2до 4 команд. Команда выбирает раздел и вопрос на определенное количество баллов. При правильном ответе игру продолжает та же команда, при неправильном ответе происходит передача хода следующей команде. Если команде достается вопрос «кот в мешке», то команда передает ход любой другой команде. Выигрывает команда, набравшая наибольшее число баллов. Команде победительнице ведущий предлагает принять участие в суперигре.

Список литературы: 1. Фарков А.В. Внеклассная работа по математике 5-11 классы М. Айрис-пресс, 2006- 288сил.- (школьные олимпиады)

2. Фарков А.В. Математические кружки в школе 5-8 классы 2-е изд. - М., Айрис-пресс, 2006- 144с.- (школьные олимпиад)

3. Предметные недели в школе Математика составитель Гончарова Л.В. Волгоград: Учитель, 2004. – 134 с.

4.Оникул П.Р. 19 игр по математике: Учебное пособие – Спб.: Союз, 1999. – 95 с.

5. Худадатова С.С. Математика в ребусах, кроссвордах, чайнвордах, криптограммах, 9 класс. – М.: Школьная пресса, 2002. – 32с. – (Библиотека журнала «Математика в школе». Вып.16).

Математическая игра как форма внеурочной деятельности по математике в рамках реализации ФГОС

На сегодняшний день существуют различные формы внеурочной деятельности по математике с учащимися. К ним можно отнести:

    Математический кружок;

    Школьный математический вечер;

    Математическая олимпиада;

    Математическая игра;

    Школьная математическая печать;

    Математическая экскурсия;

    Математические рефераты и сочинения;

    Математическая конференция;

    Внеклассное чтение математической литературы и др.

Очевидно, формы проведения данных занятий и приемы, используемые на этих занятиях, должны удовлетворять ряду требований.

Во-первых, они должны отличаться от форм проведения уроков и других обязательных мероприятий. Это важно, так как внеклассная работа строится на добровольных началах и обычно проводиться после уроков. Поэтому чтобы заинтересовать учащихся предметом и привлечь их к внеклассной работе необходимо проводить ее в необычной форме.

Во-вторых, эти формы проведения внеклассных занятий должны быть разнообразны. Ведь для того чтобы поддерживать интерес учеников, нужно постоянно их удивлять, разнообразить их деятельность.

В-третьих, формы проведения внеклассных занятий должны быть рассчитаны на различные категории учащихся. Внеклассная работа должна привлекать и проводиться не только для интересующихся математикой и одаренных школьников, но для учеников, не проявляющих интереса к предмету. Возможно, благодаря правильно выбранной форме внеклассной работы, рассчитанной на то чтобы заинтересовать и увлечь учащихся, такие ученики станут больше уделять внимания математике.

И, наконец, в-четвертых, эти формы должны выбираться с учетом возрастных особенностей детей, для которых проводиться внеклассное мероприятие .

Нарушение этих основных требований может привести к тому, что внеклассные занятия по математике будет посещать небольшое количество учеников или вообще перестанут посещать. Учащиеся занимаются математикой только на уроках, где у них нет возможности испытать и осознать притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, полюбить предмет. Поэтому при организации внеклассной работы важно не только задумываться над ее содержанием, но и, обязательно, над методикой проведения, формой.

Игровые формы занятий или математические игры – это занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации.

Математическая игра как форма внеклассной работы играет огромную роль в развитии познавательного интереса у учащихся. Игра оказывает заметное влияние на деятельность учащихся. Игровой мотив является для них подкреплением познавательному мотиву, способствует активности мыслительной деятельности, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, интерес, создает условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма. В процессе игры, увлекшись, дети не замечают, что учатся. Игровой мотив одинаково действен для всех категорий учащихся, как сильных и средних, так и слабых. Дети с большой охотой принимают участие в различных по характеру и форме математических играх. Математическая игра резко отличается от обычного урока, поэтому вызывает интерес большинства учащихся и желание поучаствовать в ней. Так же следует заметить, что многие формы внеклассной работы по математике могут содержать в себе элементы игры, и наоборот, некоторые формы внеклассной работы могут быть частью математической игры. Введение игровых элементов во внеклассное занятие разрушает интеллектуальную пассивность учащихся, которая возникает у учащихся после длительного умственного труда на уроках.

Математическая игра как форма внеклассной работы по математике является массовой по обхвату и познавательной, активной, творческой относительно деятельности учащихся.

Главной целью применения математической игры является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся через разнообразие применения математических игр.

Таким образом, среди форм внеклассной работы можно выделить математическую игру, как наиболее яркую и привлекательную для учащихся. Игры и игровые формы включаются во внеклассную работу не только для того чтобы развлечь учеников, но и заинтересовать их математикой, возбудить у них стремление преодолеть трудности, приобрести новые знания по предмету. Математическая игра удачно соединяет игровые и познавательные мотивы, и в такой игровой деятельности постепенно происходит переход от игровых мотивов к учебным мотивам.

Математические игры как средство развития познавательного интереса к математике

Организационные этапы математической игры

Для того чтобы провести математическую игру, и ее результаты были бы положительными, необходимо провести ряд последовательных действий по ее организации. К организации математической игры относят ряд этапов. Каждый этап как часть единого целого включает определенную логику действий педагога и учащихся.

Первый этап – это предварительная работа . На этом этапе происходит выбор самой игры, постановка цели, разработка программы ее проведения. Выбор игры и ее содержания в первую очередь зависит от того, для каких детей она будет проводиться, их возраст, интеллектуальное развитие, интересы, уровни общения и т.п. Содержание игры должно соответствовать поставленным целям, так же большое значение имеет время проведения игры, ее продолжительность. Одновременно с этим уточняется место и время проведения игры, готовиться необходимое оборудование. На этом этапе также происходит предложение игры детям. Предложение может быть устного и письменного характера, в него могут входить краткое и точное объяснение правил и техники действий. Главная задача предложения математической игры заключается в возбуждении интереса учащихся к ней.

Второй этап подготовительный . В зависимости от того или иного вида игры этот этап может отличаться по времени и содержанию. Но все-таки у них есть общие черты. Во время подготовительного этапа учащиеся знакомятся с правилами игры, происходит психологический настрой на игру. Учитель организует детей. Подготовительный этап игры может проходить как непосредственно перед самой игрой, так и начаться заблаговременно до проведения самой игры. В этом случае учащиеся предупреждаются о том, какого типа задания будут в игре, какие правила у игры, что нужно подготовить (собрать команду, подготовить домашнее задание, представление и т.п.). Если игра проходит по какому-либо учебному разделу предмета математики, то школьники смогут повторить его и прийти на игру подготовленными. Благодаря данному этапу дети заранее заинтересовываются игрой и с большим удовольствием участвуют в ней, получая при этом положительные эмоции, чувство удовлетворенности, что способствует развитию у них познавательного интереса.

Третий этап – это непосредственно сама игра , воплощение программы в деятельности, реализация функций каждым участником игры. Содержание данного этапа зависит от того, какая игра проводиться.

Четвертый этап – это заключительный этап или этап подведения итогов игры . Данный этап является обязательным, так как без него игра будет не полной, не законченной, потеряет смысл. Как правило, на этом этапе определяются победители, происходит их награждение. Так же на нем подводятся общие итоги игры: как прошла игра, понравилась ли она учащимся, нужно ли еще проводить подобные игры и т.п.

Наличие всех этих этапов, их четкая продуманность делаю игру целостной, завершенной, игра производит наибольший положительный эффект на учащихся, достигается цель – заинтересовать школьников математикой.

Требования к подбору задач

Любая математическая игра предполагает наличие задач, которые должны решить школьники, участвующие в игре. А каковы требования к их подбору? У разных видов игр они различны.

Если взять математические мини-игры , то задачи входящие в них могут быть как по какой-нибудь теме школьной программы, так и необычные задачи, оригинальные, с увлекательной формулировкой. Чаще всего они бывают однотипные, на применение формул, правил, теорем, отличающиеся лишь по уровню сложности.

Задачи для викторины должны быть с легко обозримым содержанием, не громоздкие, не требующие сколько-нибудь значительных выкладок или записей, в большинстве своем доступные для решения в уме. Задачи типовые, решаемые обычно на уроках, не интересны для викторины. Помимо задач, в викторину можно включить различные вопросы по математике. Задач и вопросов в викторине обычно бывает 6-12, викторины могут быть посвящены какой-то одной теме.

В играх по станциям , задачи на каждой станции должны быть однотипными, возможно использование задач не только на знание материала предмета математики, но и задания, не требующие глубоких математических знаний (например, спеть как можно больше песен, в тексте которых присутствуют числа). Набор задач на каждом из этапов зависит от того, в какой форме он проводится, какая мини-игра используется.

К задачам математических конкурсов и КВНов предъявляются следующие требования: они должны быть оригинальными, с простой и увлекательной формулировкой; решение задач не должно быть громоздким, требующим долгих вычислений, могут предполагать несколько решений; должны быть разными по уровню сложности и содержать материал не только школьной программы по математике.

Для игр-путешествий отбираются легкие задачи, доступные для решения учащимися, в основном по программному материалу, не требующие больших вычислений. Можно использовать задачи занимательного характера.

Если игра планируется проводиться для слабых учеников, не проявляющих интереса к математике, то лучше всего подобрать такие задачи, которые не требуют хороших знаний по предмету, задачи на сообразительность, или совсем не сложные, элементарные задания.

Так же в игры можно включать задачи исторического характера, на знание каких-нибудь необычных фактов из истории математике, практического значения.

В лабиринтах обычно используются задания на знание материала любого из разделов курса школьной математики. Трудность таких задач увеличивается по мере продвижения по лабиринту: чем ближе к концу, тем сложнее задача. Возможно проведение лабиринта с использованием задач исторического содержания и задач на знание материала, не входящего в школьный курс математики. Задачи, требующие смекалки и нестандартности мышления, тоже могут быть использованы в лабиринтах.

В «математической карусели» и математических боях обычно используются задачи повышенной трудности, на глубокое знание материала, нестандартность мышления, так как для их решения отводится достаточно много времени и в таких играх участвуют в основном только сильные ученики. В некоторых математических боях задачи могут быть не сложными, а иногда просто занимательными, всего лишь на сообразительность (например, задания для капитанов).

Возможно, использовать задачи на закрепление или углубление изученного материала. Такие задачи могут привлечь сильных учеников, вызовут у них интерес. Дети, пытаясь решить их, будут стремиться получить новые еще не известные им знания.

Учитывая все требования, возраст и тип учеников можно разработать такую игру, что она будет интересна всем участника. На уроках дети решают достаточно много задач, все они одинаковые и не интересные. Придя на математическую игру, они увидят, что решать задачи совсем не скучно, они бывают не такие сложные или наоборот однообразные, что у задач могут быть необычные и занятные формулировки, и не менее занятные решения. Решая задачи практического значения, они осознают всю значимость математики как науки. В свою очередь игровая форма, в которой будет проходить решение задач, придаст всему мероприятию совсем не учебный, а занимательный характер и дети не заметят, что они учатся.

Требования к проведению математической игры

Соблюдение всех требований к проведению математической игры способствует тому, что внеклассное мероприятие по математике пройдет на высоком уровне, оно понравится детям, будут достигнуты все поставленные цели.

Учителю во время игры должна принадлежать ведущая роль в ее проведении . Учитель должен следить за порядком на игре. Отступление от правил, терпимость к мелким шалостям или дисциплины, в конечном счете, могут привести к срыву занятия. Математическая игра будет не только не полезной, она принесет вред.

Учитель является еще и организатором игры. Игра должна быть четко организована, выделены все ее этапы, от этого зависит успех игры. Данному требованию следует придавать самое серьезное значение и иметь его в виду при проведении игры, особенно массовой. Соблюдение четкости этапов не позволит превратить игру в сумбурную, не понятную последовательность действий. Четкая организация игры так же предполагает, что весь раздаточный материал и оборудование, необходимое для проведения того или иного этапа игры, будет использовано в нужное время и никаких технических задержек в игре не будет.

При проведении математической игры важно следить за сохранением интереса школьников к игре . При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям , так как в этом случае она теряет свою добровольность, обучающее и развивающее значение, из игровой деятельности выпадает самое ценное – ее эмоциональное начало. При потере интереса к игре учителю следует принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, приветливая обстановка, поддержка отстающих.

Очень важно проводить игру выразительно . Если учитель разговаривает с детьми сухо, равнодушно, монотонно, то дети относятся к игре безразлично, начинают отвлекаться. В таких случаях бывает трудно поддерживать их интерес, сохранять желание слушать, смотреть, участвовать в игре. Нередко, это и совсем не удается, и тогда дети не получают от игры никакой пользы, она вызывает у них только утомление. Возникает отрицательное отношение к математическим играм и математике в целом.

Учитель сам должен в определенной степени включаться в игру , являться ее участником, иначе руководство и влияние его будут недостаточно естественными. Он должен положить начало творческой работе учащихся, умело ввести их в игру.

Учащиеся должны понимать смысл и содержание всей игры , что сейчас происходит и что делать дальше. Все правила игры должны быть разъяснены участникам. Это происходит в основном на подготовительном этапе. Математическое содержание должно быть доступно пониманию школьников. Все препятствия должны быть преодолены, предлагаемые задания должны быть решены самими учащимися , а не учителем или его помощником. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

Все участники игры должны активно участвовать в ней , заняты делом. Длительное ожидание своей очереди для включения в игру снижает интерес у детей к этой игре. Легкие и сложные конкурсы должны чередоваться . По содержанию она должна быть педагогична, зависеть от возраста и кругозора участников . В процессе игры учащиеся должны математически грамотно проводить свои рассуждения , математическая речь должна быть правильной.

Во время проведения игры должен быть обеспечен контроль за результатами , со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учет результатов должен быть открытым, ясным и справедливым. Ошибки в учете неясности в самой организации учета приводят к несправедливым выводам о победителях, а, следовательно, и к недовольству участников игры.

Игра не должна включать даже малейшую возможность риска , угрожающего здоровью детей . Наличие необходимого оборудования , которое должно быть безопасно, удобно, пригодно и гигиенично. Очень важно, чтобы во время игры не унижалось достоинство участников .

Любая игра должна быть результативна . Результатом может быть победа, проигрыш, ничья. Только законченная игра, с подведенным итогом может сыграть положительную роль, произвести на учащихся благоприятное впечатление.

Интересная игра, доставившая детям удовольствие, оказывает положительное влияние на проведение последующих математических игр, их посещение. При проведении математических игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а наоборот помогали друг другу.

Математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план . Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитание интереса к математике.

Это все основные требования, предъявляемые к проведению математической игры.

Учиться легче, веселее и намного более эффективно теперь реально благодаря новым технологиям и развитию онлайн методов! Увлекательные математические игры – отличный способ превратить трудный в освоении материал в весёлую забаву. Игры математика способны даже чистого гуманиматия заставить не только понять, но и полюбить счёт – и всё это без каких-либо усилий! А главное – никакого принуждения: головоломки и виртуальные уроки настолько интересны, что даже нерадивые ученики будут заниматься с огромным удовольствием.

Весёлые уроки

Первой, и наиболее очевидной, формой онлайн-развлечения, посвящённого учёбе, является виртуальный класс, в котором в роли учителя выступает любимый персонаж.

Даша Следопыт и в своих передачах любит обращать внимание детворы на то, как важно всё знать и уметь, а сейчас, стоя у доски, она убедительна как никогда! Упражнения на сложение, вычитание, умножение и деление сопровождаются забавными картинками, изображающими приключения Даши, а в конце ученик получит оценку, соответствующую его знаниям. Осторожно: чтобы решать примеры, школьнику нужно уже быть знакомым с отрицательными числами!

А вот София Прекрасная для игры математика специально для девочек приготовила тест, в котором нужно в каждой задачке выбрать, верно ли решение. Проверить себя очень просто: счётчик ответов, в зависимости от результата, увеличивается на единичку немедленно после того, как сделан выбор. По такому же точно принципу организован и тест, который составила красотка Барби. Такие математические игры учат не только считать без ошибок, но и быстро думать, ведь время на ответ ограничено!

А если требуется тренировка определённой математической операции - например, подтянуть навык сложения или деления – то за помощью стоит идти к Белой Кошке. Пушистая мурлыка – строгий преподаватель. Она требует за ограниченное время успеть правильно решить задание и выбрать необходимый ответ из четырёх представленных на выбор.

Цифры и жизнь

Решать примеры – это хороший способ научиться быстро складывать, однако часто кажется, что это занятие бесполезно, и в будущем не пригодится. Как же не пригодится, если в нашем мире и шагу нельзя ступить без математики, и приключенческие игры про неё это только доказывают!

Экипаж, участвующий в бою На танках, вынужден постоянно обдумывать сложные задачи, особенно тогда, когда речь идёт о том, чтобы стрелять самим или рассчитывать, как объезжать вражеские снаряды. В упрощенном виде этот процесс представляет игра Математика на танках, играть в которую можно на этой страничке. Неправильное решение приведёт к взрыву и гибели личного состава, и только игрок, умеющий считать, поможет спастись от неминуемого!

В играх школьнику придётся побеждать задачки по математике, чтобы добыть конфеты, справиться с пчёлами или доставить пиццу к правильному столику. Без арифметики стрела на турнире не достигнет цели, а космические ракеты не взлетят. Впрочем, полезно знать, что без решения специальных задач (только намного более сложных, чем проходят во втором классе!) ракета и правда не взлетит – но это уже совсем другая история…

Реферат по теме:

Математическая игра как средство математического развития младших школьников.

Выполнила: Гаравская М. С.

Математическая игра используется в системе формирования у детей интереса к предмету, приобретения ими новых знаний, умений, навыков, углубление уже имеющихся знаний. Игра наряду с учением и трудом - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Что же понимается под словом игра? Термин «игра» многозначен, в широком употреблении границы между игрой и не игрой чрезвычайно размыты. Как справедливо подчеркивал Д. Б. Эльконин и С. А. Шкаков , слова «игра» и «играть» употребляются в самых различных смыслах: развлечение, исполнение музыкального произведения или роли в пьесе. Ведущая функция игры - отдых, развлечение. Это свойство как раз и отличает игру от не игры. Феномен детской игры изучен исследователями довольно широко и разносторонне, как в отечественных разработках, так и за рубежом.

Игра, по мнению многих ученых-психологов, есть вид развивающей деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

Российский психолог А.Н. Леонтьев считает игру ведущим типом деятельности ребенка, с развитием которой происходят главные изменения психики детей, подготавливающие переход к новой, высшей степени их развития. Забавляясь и играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью.

Игра, в частности математическая, необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Она помогает найти ребенком себя в коллективе сотоварищей, в целом обществе, человечестве, во вселенной.

В педагогике к играм относят самые разнообразные действия и формы занятий детей. Игра - это занятие, во-первых, субъективно значимое, приятное, самостоятельное и добровольное, во-вторых, - имеющее аналог в реальной действительности, но отличающаяся своей не утилитарностью и буквальностью воспроизведения, в-третьих, - возникающая спонтанно или создаваемая искусственно для развития каких-либо функций или качеств личности, закрепления достижений или снятия напряжения. Обязательная характерная черта всех игр - особое эмоциональное состояние, на фоне и при участии которого они проходят.

А.С. Макаренко считал, что «игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, пополнять жизнь детского коллектива интересным содержанием».

Можно дать следующее определение игры. Игра - вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила и ограниченную продолжительность. Но, несмотря на различия в подходах к определению сущности игры, ее назначения, все исследователи сходятся в одном: игра, в том числе математическая, является способом развития личности, обогащения ее жизненного опыта. Поэтому игра используется как средство, форма и метод обучения и воспитания.

Существует много классификаций и видов игры. Если классифицировать игру по предметным областям, то можно выделить математическую игру. Математическая игра по области деятельности это, прежде всего, интеллектуальная игра, то есть игра, где успех достигается в основном за счет мыслительных способностей человека, его ума, имеющихся у него знаний по математике.

Математическая игра помогает закреплять и расширять предусмотренные школьной программой знания, умения и навыки. Ее настоятельно рекомендуется использовать на внеклассных занятиях и вечерах. Но эти игры не должны восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы саму сущность игры. Природа игры такова, что при отсутствии абсолютной добровольности, она перестает быть игрой.

Математическая игра, включенная в занятие, и просто игровая деятельность в процессе обучения оказывают заметное влияние на деятельность детей. Игровой мотив является для них действительным подкреплением познавательному мотиву, способствует созданию дополнительных условий для активной мыслительной деятельности учащихся, повышает концентрированность внимания, настойчивость, работоспособность, создает дополнительные условия для появления радости успеха, удовлетворенности, чувства коллективизма.

Математическая игра, да и любая игра в учебно-воспитательном процессе, имеет характеристические черты. С одной стороны, условный характер игры, наличие сюжета или условий, наличие используемых предметов и действий, с помощью которых происходит решение игровой задачи. С другой стороны, свобода выбора, импровизация во внешней и внутренней деятельности позволяют участникам игры получать новую информацию, новые знания, обогащаться новым чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности. Через игру, реальные чувства и мысли участников игры, их положительный настрой, реальные действия, творчество возможно успешное решение учебно-воспитательных задач, а именно, формирование положительной мотивации в учебной деятельности, чувства успеха, интереса, активности, потребности в общении, желании достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство.

Математические игры призваны решать следующие задачи.

Образовательные:

Способствовать прочному усвоению учебного материала;

Способствовать расширению кругозора и др.

Развивающие:

Развивать у учащихся творческое мышление;

Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроках и внеклассных занятиях;

Способствовать развитию воображения, фантазии, творческих способностей и др.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности;

Воспитать нравственные взгляды и убеждения;

Способствовать воспитанию самостоятельности и воли в работе и др.

К участникам математической игры должны предъявляться определенные требования в отношении знаний. В частности, чтобы играть - надо знать. Это требование придает игре познавательный характер. Правила игры должны быть такими, чтобы учащиеся проявили желание поучаствовать в ней. Поэтому игры должны разрабатываться с учетом возрастных особенностей детей, проявляемых ими интересов в том или ином возрасте, их развития и имеющихся знаний.

Математические игры должны разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с учетом различных групп учащихся: слабые, сильные; активные, пассивные и др. Они должны быть такими, чтобы каждый тип учащихся смог проявить себя в игре, показать свои способности, возможности, свою самостоятельность, настойчивость, смекалку, испытать чувство удовлетворенности, успеха.

При разработке игры нужно предусмотреть более легкие варианты игры, задания, для слабых учащихся и наоборот более сложный вариант для сильных учеников. Для совсем слабых учащихся разрабатываются игры, где не нужно думать, а нужна, лишь смекалка. Таким образом, можно привлечь больше учащихся к посещению внеклассных занятий по математике и тем самым способствовать развитию у них познавательного интереса. Математические игры должны разрабатываться с учетом предмета и его материала. Они должны быть разнообразны. Многообразие видов математических игр поможет повысить эффективность внеклассной работы по математике, послужит дополнительным источником систематических и прочных знаний.

Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:

А) Игры с цифрами и числами

Б) Игры путешествие во времени

В) Игры на ориентирование в пространстве

Г) Игры с геометрическими фигурами

Д) Игры на логическое мышление

К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет детей знакомят с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней.

Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение проводится несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру "Живая неделя". Для игры вызываются к доске 7 детей, пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д.

Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность.

В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задачей педагога является научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" – говорится детям, – "к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал как их можно найти." Затем распечатывается письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т.д. ". Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т.е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.

Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например:

Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье)

Работа по собственному замыслу (просто человека)

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.

Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагается продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того даются задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагается выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину.

Так, в игровой форме случается прививание ребенку познания из области математики, информатики, русского языка, он обучается исполнять разные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В ходе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, писать и читать. Самое основное – привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия обязаны проходить в увлекательной игровой форме. В дошкольном возрасте закладываются основы познаний, необходимых ребенку в школе.

Математика представляет собою сложную науку, которая может вызвать определенные трудности в ходе школьного обучения. Также далеко не все дети содержат склонности и обладают математическим складом ума, потому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета. И родители, и педагоги знают, что математика – мощный фактор интеллектуального развития ребенка, образования его познавательных и творческих способностей. Самое основное – привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия обязаны проходить в увлекательной игровой форме.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у наиболее несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают лишь игровые действия, а после и то, чему учит та или другая игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. Подобным образом, в игровой форме прививание ребенку познания из области математики, научите его исполнять разные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В ходе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, писать и читать, а в развитии таких навыков ребенку помогают близкие люди – его родители и педагог.

Библиографический список:

1. Дышинский, Е.А. Игротека математического кружка [Текст] / Е.А. Дышинский. - 1972.-142с.

2. Игра в педагогическом процессе [Текст] - Новосибирс, 1989.

3. Макаренко, А.С. О воспитании в семье [Текст] / А.С.Макаренко. - М: Учпедгиз, 1955.

4. Минский, Е.М. От игры к знаниям [Текст] / Е.М. Минский. - М: Просвещение, 1979.

5. Сиденко, А. Игровой подход в обучении [Текст] // Народное образование, 2000. - №8.

6. Технология игровой деятельности [Текст]: учебное пособие / Л.А. Байкова, Л.К. Теренкина, О.В. Еремкина. - Рязань: Издательство РГПУ, 1994. - 120с.

7. Эльконин Д.Б. психология игры [текст] / Д.Б. Эльконин. М: Педагогика, 1978.

МАДОУ детский сад №29 «Ягодка» Республика Башкортостан

г. Белорецк

Воспитатель: Латохина Юлия Сергеевна

Математические игры как средство интеллектуального развития дошкольников.

Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта детей. В настоящее время в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая слова «не каждый будет математиком» безнадежно устарела.

В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста. Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельности.

Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображение, эмоции; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. «Математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр, занимательных задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности.

В процессе математических игр дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, пространственно-временные отношения, многообразие геометрических форм. Дети с удовольствием включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать.

Дидактические игры включаются непосредственно в содержание занятий как одно из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре занятия по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием занятия. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.

В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Они отличаются от типичных учебных заданий и упражнений необычностью постановки задачи (найти, догадаться), неожиданностью преподнесения ее от имени какого-либо литературного сказочного героя (Буратино, Чебурашки). Игровые упражнения следует отличать от дидактической игры по структуре, назначению, уровню детской самостоятельности, роли педагога. Они, как правило, не включают в себя все структурные элементы дидактической игры (дидактическая задача, правила, игровые действия). Назначение их - упражнять детей с целью выработки умений, навыков.

Дидактические игры организуются и направляются воспитателем. Нужно создавать такие условия для математической деятельности ребенка, при которых он проявлял бы самостоятельность в выборе игрового материала, игры, исходя из развивающихся у него потребностей, интересов. В ходе игры, возникающей по инициативе самого ребенка, он приобщается к сложному интеллектуальному труду.

В детском саду в утреннее и вечернее время можно проводить игры математического содержания, настольно-печатные, такие, как «Домино фигур», «Составь картинку», «Арифметическое домино», «Лото», «Найди пару», игры в шашки и шахматы и др. При правильной организации и руководстве эти игры помогают развитию у детей познавательных способностей, формированию интереса к действиям с числами, геометрическим фигурами, величинами, решению задач. Таким образом, математические представления детей совершенствуются.

Роль игровых средств в современном обучении возрастает. Психологами доказано, что игровые упражнения помогают ребёнку адаптироваться в учебном процессе и овладевать основами математики. Дидактические игры и упражнения самым тесным образом связаны с учебно - воспитательным процессом. Игра - это вид деятельности, занимаясь которым дети учатся. Это средство для расширения, углубления и закрепления знаний.

Игры с цифрами и числами.

В настоящее время продолжаю обучение детей счету в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Используя сказочный сюжет, дидактические игры и упражнения, познакомила детей с образованием всех чисел в пределах 9, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот.

Играя в такие дидактические игры как КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО?, СКОЛЬКО?, ПУТАНИЦА., ИСПРАВЬ ОШИБКУ, УБИРАЕМ ЦИФРЫ, НАЗОВИ СОСЕДЕЙ, ЗАДУМАЙ ЧИСЛО, ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ? , СОСТАВЬ ЦИФРУ, КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ, КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ СТАЛО? дети учатся свободно оперировать числами в пределах 9 и сопровождать словами свои действия.

Для лучшего запоминания цифр использую различные приёмы: вылепить цифры из пластилина, выкладывание из пластилиновых шариков, из бумаги, методом аппликации, из ниток, из шнура на ковре, рисование палочкой на снегу и т. д..

Играя в дидактические игры у детей, не только формируются знания о цифрах, но и развивается умение соотносить количество предметов с числом и цифрой. Дети учатся устанавливать зависимость между ними.

На прогулке при проведении наблюдений даю задание детям сосчитать прохожих, сосчитать деревья на участке, назвать цифры номерного знака проезжающих машин, сосчитать ступени и т.д.

Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал.

Игры путешествие во времени.

Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы обозначали их кружочком разного цвета. Наблюдение проводили несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это я сделала специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Рассказала детям о том, что в названиях дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник- второй день, и т. д. После такой беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игры - ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. НАЗОВИ СКОРЕЕ, ДНИ НЕДЕЛИ, НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ СЛОВО,

Для того, чтобы дети лучше запоминали названия месяцев использую игры - КРУГЛЫЙ ГОД, ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ,

Для того, чтобы дети лучше запоминали части суток использую различные речевые конструкции приветствия - «Доброе утро», «Сейчас у нас дневной сон», «Добрый вечер» говорю родителям, использую настольно - печатные игры, вопросы типа «Завтрак в какое время суток», «А обед» и т. д.

Игры на ориентировки в пространстве.

Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу, впереди, далеко, близко.

Детям даю задания типа: « Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади - стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади - Дима». « Справа от куклы поставь зайца, слева от куклы - пирамиду» и т.д. В начале занятия проводила игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находили. Это вызывало интерес у детей и организовало их на занятие.

Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, использую игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра НАЙДИ ИГРУШКУ, - «Ночью, когда в группе никого не было» - говорю детям, - «к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти».

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: НАЙДИ ПОХОЖУЮ, РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР. МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ, ХУДОЖНИК, ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ, МАГАЗИН ИГРУШЕК и многие другие игры.

Игры с геометрическими фигурами.

Для закрепления знаний о форме геометрических фигур предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата.

С целью закрепления знаний о геометрических фигурах проводила игру типа - ЛОТО. С теми детьми, которым эти знания давались трудно, занималась в основном индивидуально, давая детям сначала простые упражнения, а затем более сложные. Опираясь на полученные ранее знания, познакомила детей с новым понятием ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК. При этом использовала имеющиеся у дошкольников представления о квадрате. В дальнейшем, для закрепления знаний, в свободное от занятий время, детям давала задания нарисовать на бумаге разные четырехугольники, нарисовать четырехугольники, у которых все стороны равны, и сказать, как они называются, сложить четырехугольник из двух равных треугольников и многое другое.

В своей работе использую множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как НАЙДИ ТАКОЙ ЖЕ УЗОР, СЛОЖИ КВАДРАТ, КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО, ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ, ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК, КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ, ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА

Игры на логическое мышление.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как НАЙДИ ТАКУЮ ЖЕ ФИГУРУ, ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?, ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ, ЛАБИРИНТЫ, и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения рядов фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление - цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур.

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из геометрических фигур. Это игры - ТАНГРАМ, МОНГОЛЬСКАЯ ИГРА, СЛОЖИ КВАДРАТ, и др. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

Творческие игровые задания и проблемные ситуации

Творческие игровые задания применяются при формировании математических представлений (они могут использовать не только на занятиях, но и в свободное время).

  • При формировании количественных представлений:

«Что может делать?..» (Что может цифра 6? Обозначать количество предметов, стать другой цифрой и т.п.);

«Чем был — чем стал?» (Было числом 4, а стало числом 5. Как это произошло?);

«Где живет? » (Где живет цифра 3? В днях недели, месяцах года, номерах домов и т.п.);

«Число, как тебя зовут?» (ребенку предлагается изобразить жестами какое-либо число, остальные должны назвать его);

«Этого было много, а стало мало. Что это может быть?» (снега было много, а стало мало — растаял);

«Этого было мало, а стало много. Что это может быть?» (овощей в огороде было мало, а стало много — выросли) и др.

  • Для закрепления представлений о геометрических фигурах:

«Найди предметы, похожие на круг (квадрат, треугольник и др.)»;

«Определи, на какую фигуру похожа крышка стола (сидение

стула и др.)»;

«Подбери по форме» (детям предлагается назвать форму объектов или их частей на картинке и найти данную форму в окружающих предметах);

«Кто больше назовет предметов, имеющих форму круга (квадрата, треугольника и др.)»;

«Что умеет делать?..» (Что может круг? Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. Например, круг может быть часами и т.п.);

«Волшебные очки». (Представь, что ты надел круглые очки, через которые можно увидеть только круглые предметы. Осмотрись и назови, что ты можешь увидеть в этой комнате. Теперь представь, что ты в очках вышел на улицу. Что ты там можешь увидеть? Вспомни, какие круглые предметы есть у тебя дома. Назови 5 предметов);

«Угадай по описанию» (воспитатель показывает одному ребенку картинку с объектом, ребенок описывает объект (необходимо это сделать от общего к частному), а остальные дети должны отгадать, о каком объекте идет речь);

«Теремок» (Ребенок: «Тук-Тук. Я — треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе». Воспитатель: «Пущу тебя, только скажи, чем ты похож на меня — квадрата (или чем ты отличаешься от меня — круга)»);

«Дорисуй, что я задумала» (воспитатель (ребенок) изображает часть геометрической фигуры, дети должны дорисовать остальное) и др.

  • Для развития пространственной ориентации:

«Расскажи про свой узор» (детям предлагается нарисовать узоры с использованием геометрических фигур (либо им выдаются готовые картинки с узорами) и они должны рассказать, как располагаются элементы узора. Например, посередине красный круг, в верхнем правом углу синий квадрат и т.д.);

«Что изменилось?» (На столе у педагога лежат несколько предметов, дети должны запомнить, как расположены предметы по отношению друг к другу. Затем им предлагается закрыть глаза, в это время педагог меняет местами 1—2 предмета. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось. Например, зайка стоял справа от мишки, а теперь слева и т.п.);

«Да или нет» (ведущий загадывает объект на картинке, а остальные дети с помощью вопросов, на которые ведущий отвечает только «да» или «нет», устанавливают его местонахождение) и др.

  • При формировании представлений о величине:

«Учимся измерять» (Чем лучше всего измерить муравья, дерево, жилой дом, твой рост, твой палец, машину, карандаш?);

«Накорми великана (мальчика-с-пальчика)» (Если бы ты хотел приготовить завтрак для великана (мальчика-с-пальчика), чем бы ты стал отмерять следующие продукты: чай, молоко, масло, гречневая крупа, вода, соль? Сколько бы ты взял каждого продукта?);

«Что было раньше маленьким, а стало большим?», «Что было раньше большим, а стало маленьким?»;

«Строим паровозик времени» (воспитатель готовит 5—6 вариантов изображения одного объекта в разные временные периоды (например, младенец, маленький ребенок, школьник, подросток, взрослый, пожилой человек), данные карточки лежат на столе в беспорядке, дети берут понравившиеся карточки и составляют паровозик);

«Угадай и назови» («Угадай, о чем я говорю» — идет описание части суток, времени года и др.);

«Раньше — позже» (ведущий называет какое-либо событие, а дети говорят, что было до него и что будет после) и др.

Проблемные ситуации, задачи и вопросы могут применяться для развития представлений у детей любого возраста. Например, для детей младшей группы можно предложить следующую ситуацию: «На улице темно. На небе светит луна, а в окнах домов появились огоньки. Когда это бывает?» и т.п. Детям более старшего возраста можно предложить следующие ситуации: «Разговаривают двое ребят: “Я вчера поеду к бабушке”, — сказал один. “А я завтра был у своей бабушки”, — похвастался другой. Как следовало правильно сказать?»

Некоторые проблемные ситуации по форме напоминают арифметические задачи, но решаются путем умозаключений, например: «Оля поехала к бабушке в субботу, а вернулась в понедельник. Сколько дней гостила Оля?», «Алеша ходил в кино в воскресенье, а Витя на один день позже. Когда ходил в кино Витя?», «Катя отдыхала на море три недели, а Маша один месяц. Кто из девочек отдыхал дольше?» и т.п.

Различные временные категории активно используются детьми и при решении логических задач, требующих закончить начатую педагогом фразу: «Если сегодня вторник, то завтра будет...», «Если сестра младше брата, то брат...» и др.

Примеры других проблемных ситуаций, которые можно применять для развития у детей математических представлений.

«Волшебник обратного времени» — педагог (или группа детей) показывает последовательность действий какого-либо процесса в обратном порядке. Детям дается задание: угадать и установить последовательность действий в прямом порядке представленного процесса (чаепитие, чистка зубов).

«Волшебники Увеличения — Уменьшения» — ребенок выбирает в группе объект, который бы хотел изменить с помощью приема увеличения/уменьшения, например: «Я хочу, чтобы мой Волшебник Увеличения коснулся рыбки в аквариуме». Далее ребенок объясняет, что изменилось, хорошо или плохо этому объекту. В заключение выясняется практическое применение измененного объекта, предлагаются возможные изменения в окружающем.

«Измени по размеру часть» — ребенок изменяет часть в выбранном объекте с помощью приема увеличения/уменьшения. Он объясняет, что произойдет, как этот объект будет существовать. Обсуждение проблемных ситуаций может носить юмористическую направленность (как человеку спать, если у него станут огромными уши).

«Путаница» — детям предлагается выбрать два сказочных объекта (большого или маленького размера) и перепутать их размеры (малюсенькая кошка и огромный мышонок) или заменить на противоположные (выросла репка маленькая-премаленькая).

«Угадай и назови» — сначала с помощью картинок, а затем без наглядности детям предлагается задание «Назови предмет, о котором можно сказать» (перечисляются некоторые признаки: форма, цвет, размер), «Угадай, о чем я говорю» (описание времени года, частей суток и т.д.).

Занимательные вопросы, игры-шутки.

Направлены на развитие произвольного внимания, нестандартного мышления, на быстроту реакции, тренируют память. В загадках анализируется предмет с количественной, пространственной, временной точки зрения, подмечены простейшие отношения.

Загадки - шутки

  • В садике гулял павлин.

Подошел еще один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами.

  • Летела стая голубей: 2 впереди, 1 сзади, 2 сзади, 1 впереди. Сколько было гусей?
  • Назовите 3 дня подряд, не пользуясь названиями дней недели, числами. (Сегодня, завтра, послезавтра или вчера, сегодня, завтра).
  • Вышла курочка гулять, Забрала своих цыплят. 7 бежали впереди, 3 осталось позади. Беспокоится их мать И не может сосчитать. Сосчитайте-ка, ребята, Сколько было всех цыплят.
  • На большом диване в ряд Куклы Танины стоят: 2 матрешки, Буратино и весёлый Чиполлино. Сколько всех игрушек?
  • Сколько глаз у светофора?
  • Сколько хвостов у четырех котов?
  • Сколько ног у воробья
  • Сколько лап у двух медвежат?
  • Сколько в комнате углов?
  • Сколько ушей у двух мышей?
  • Сколько лап в двух ежат?
  • Сколько хвостов у двух коров?

Решение разного рода нестандартных задач в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию общих умственных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки, сообразительности, пространственных представлений.

Логические Задачки

*****
Жираф, крокодил и бегемот
жили в разных домиках.
Жираф жил не в красном
и не в синем домике.
Крокодил жил не в красном
и не в оранжевом домике.
Догадайся, в каких домиках жили звери?
*****
Три рыбки плавали
в разных аквариумах.
Красная рыбка плавала не в круглом
и не в прямоугольном аквариуме.
Золотая рыбка — не в квадратном
и не в круглом.
В каком аквариуме плавала зеленая рыбка?
*****
Жили-были три девочки:
Таня, Лена и Даша.
Таня выше Лены, Лена выше Даши.
Кто из девочек самая высокая,
а кто самая низкая?
Кого из них как зовут?
*****
У Миши три тележки разного цвета:
Красная, желтая и синяя.
Еще у Миши три игрушки: неваляшка, пирамидка и юла.
В красной тележке он повезет не юлу и не пирамидку.
В желтой — не юлу и не неваляшку.
Что повезет Мишка в каждой из тележек?
*****
Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне.
Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.
В каких вагонах едут мышка и цыпленок?
*****
Стрекоза сидит не на цветке и не на листке.
Кузнечик сидит не на грибке и не на цветке.
Божья коровка сидит не на листке и не на грибке. Кто на чем сидит? (лучше все нарисовать)
*****
Алеша, Саша и Миша живут на разных этажах.
Алеша живет не на самом верхнем этаже и не на самом нижнем.
Саша живет не на среднем этаже и не на нижнем.
На каком этаже живет каждый из мальчиков?
*****
Ане, Юле и Оле мама купила ткани на платья.
Ане не зеленую и не красную.
Юле — не зеленую и не желтую.
Оле — не желтое и не красное.
Какая ткань для какой из девочек?
*****
В трех тарелках лежат разные фрукты.
Бананы лежат не в синей и не в оранжевой тарелке.
Апельсины не в синей и не в розовой тарелке.
В какой тарелке лежат сливы?
А бананы и апельсины?
*****
Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой,
А что под березой?
*****
Антон и Денис решили поиграть.
Один с кубиками, а другой машинками.
Антон машинку не взял.
Чем играли Антон и Денис?
*****
Вика и Катя решили рисовать.
Одна девочка рисовала красками,
а другая карандашами.
Чем стала рисовать Катя?
*****
Рыжий и Черный клоуны выступали с мячом и шаром.
Рыжий клоун выступал не с мячиком,
А черный клоун выступал не с шариком.
С какими предметами выступали Рыжий и Черный клоуны?
*****
Лиза и Петя пошли в лес собирать грибы и ягоды.
Лиза грибы не собирала. Что собирал Петя?
*****

Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам.
Грузовая машина ехала не по узкой дороге.
По какой дороге ехала легковая машина?
А грузовая?

Играя с ребенком, выполняя вместе с ним все более и более сложные задания, мы, взрослые, сможем сами убедиться в логичности рассуждений, умении поставить задачу,

Занятия, упражнения, игры должны быть направлены на то, чтобы при обучении детей «поиграть» с ними в математику. Пусть дети незаметно для себя, в процессе игры, считают, складывают, вычитают, решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Роль взрослого в этом процессе - поддерживать интерес детей.

Применение дидактических игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая маленьких детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Учение должно быть радостным!



 
Статьи по теме:
Где найти мастера рун Witcher 3 руны
Побочные задания в дополнении «Каменные сердца» не так многочисленны, точнее, их совсем мало. Оно и понятно, водоворот событий при прохождении основного сюжета затягивает с головой, и отвлекаться от увлекательнейшего повествования совершенно не хочется. О
Прохождение castlevania lords of shadow 2
Прохождение Castlevania Lords of Shadow 2 Сначала обучение. Надо будет встать с трона и пройти в зал, где нажать все кнопки, находящиеся на дисплее слева. После появления солдат, продолжаем выполнять указания, просто бить их нет смысла. Есть некоторая пр
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке Подключаем sd
(4 оценок) Если на вашем устройстве недостаточный объем внутренней памяти, можно использовать SD-карту как внутреннее хранилище для вашего телефона Android. Данная функция, называемая Adoptable Storage, позволяет ОС Андроид форматировать внешний носител
Как повернуть колёса в GTA Online и многое другое в FAQ по GTA Online
Почему не подключается gta online?Всё просто, сервер времено выключен/неактивен или не работает. Зайди на другой.Как отключить онлайн игры в браузере. Как отключить запуск приложения Online Update Clinet в Connect manager? ... На сккоко я знаю когда ты ум